«Система работы по развитию красноречия у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности».
консультация по развитию речи по теме
Данный материал представляет собой поэтапную работу по развитию красноречия у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Будет полезен как учителям - логопедам, так и воспитателям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 33 «СВЕТЛЯЧОК» г. Воркуты
Мастер-класс
на тему
«Система работы по развитию красноречия у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности».
Воспитатель 1 квалификационной категории
Компанейцева Татьяна Павловна
Человеческое общество строится на общении. Говорить могут все, но говорить красиво, доходчиво, четко, увлекательно и интересно, а также уверенно держаться перед аудиторией может далеко не каждый.
Умелое построение речи и публичное ее произнесение с целью достижения определенного результата и желаемого воздействия на слушателей и есть ораторское искусство.
Старшие дошкольники готовятся к поступлению в школу, где им придётся перейти на новый уровень общения. В школе дети перед вчерашними дошкольниками встанет проблема общения с незнакомыми людьми, как со сверстниками, так и с педагогами, и так как ведущим видом деятельности у старших дошкольников все-таки еще остается игра, я поставила перед собой цель создать систему работы по развитию красноречия у детей старшего возраста в игровой деятельности.
Исходя из поставленной цели, я предположила, что процесс развития красноречия будет успешным, если:
- будет определено содержание игр по совершенствованию выразительности речи, обогащению словаря, повышению качества и культуры речи, доступных для освоения детьми старшего дошкольного возраста.
Начиная работать в этом направлении, я определила для себя этапы работы и разработала картотеку игр для каждого этапа.
На мастер-классе я хочу познакомить вас со своей системой работы. А поможет нам волшебный «Цветик-семицветик».
Я приглашаю участников мастер-класса встать в круг.
Лети, лети, лепесток
Через Запад на Восток, Через Север, через Юг, Возвращайся, сделав круг.
1 лепесток.
На первом этапе я работаю над развитием силы и темпа голоса, и хочу предложить Вам поиграть в игру «Полет на воздушном шаре».
Для этой игры нам понадобится следующий материал: карточки с символическим изображением типа воспроизводимой речи (тихо, громко, шепотом, обычным голосом), плоскостная модель земли, плоскостная модель воздушного шара.
Я раздаю детям карточки с символическим изображением типа воспроизведения речи и предлагаю воспроизвести фразу согласно заданному знаку-символу.
На первых этапах игры я передвигаю воздушный шар по модели земли в соответствии с заданным типом воспроизведения речи (как вариант - воспроизводимым ребенком), на последующих этапах движение шара может не соответствовать заданному темпу и силе голоса.
Речевой материал:
Я по камешкам пошел
Шубу шелкову нашел.
Трое трубачей Трубят в трубы
Галка села на палку Палка ударила галку.
Тары-бары, растабары!
У варвары куры стары!
Катилось яблочко по огороду
И упало прямо в воду.
Шла собака через мост. Четыре лапы, пятый хвост.
Также для развития силы и темпа голоса я играю с детьми в игру «Самый быстрый скороговорщик».
Материал: картотека скороговорок различной степени сложности. Участники игры произносят скороговорки сначала медленно, тем быстро.
Кто проговорит скороговорку без ошибок тот побеждает.
Речевой материал:
Приучить сороку
Одна морока,
А сорок сорок –
Сорок морок.
Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель
И матросы три недели Карамель на мели ели.
Ты нас, мама, не ищи:
Щиплем мы щавель на щи
В роще травы шевеля,
Мы нащиплем щавеля.
Хлещет, хлещет дождь
Скрылся волк под хвощ.
Хвост под хвощём,
А сам под дождём.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да тaк и не вылавировали.
Глядят грачата на галчат,
Глядят галчата на грачат.
2 лепесток
Но работы над силой и темпом голоса для развития красноречия недостаточно.
Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроения с помощью интонации. Об интонации очень точно сказал Бернард Шоу: «Хотя письменное искусство очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идет об интонациях. Так, например, есть 50 способов сказать «да» и 500 способов сказать «нет». В то время как написать это слово можно только один раз...», поэтому на втором этапе я работаю над интонационной выразительностью речи.
На данном этапе я использую игру «Скажи как».
Материал: шапочки (медальоны) с изображением животных.
В начале данной игры я предлагаю детям выбрать себе шапочку с изображением животного, после чего произношу слово (предложение, текст) и предлагаю играющим повторить за мной фразу с характерным звукоподражанием голосу животного, изображенного шапочке игрока.
Также развитию интонационной выразительности хорошо помогает игра «Позови соседа».
Для этой игры я предлагаю детям выбрать мнемокарту с изображением определенного эмоционального состояния человека (радость, удивление, грусть, восхищение, удивление, обида, неуверенность) и обратиться к своему соседу по имени, либо с какой-нибудь простой просьбой, которая соответствует эмоциональному состоянию, отображенному на мнемокарте.
3 лепесток
На третьем этапе развития красноречия я работаю над правильным произношением.
Работу на данном этапе я начинаю с игры «Скажи как я».
Для данной игры у меня разработана картотека чистоговорок
Участники игры повторяют за ведущим слова, соблюдая интонацию расстановку ударений, четкость произношения.
Речевой материал:
Ла-ла-ла - сняли скатерть со стола.
Ус-ус-ус- мы несем домой арбуз.
Че-че-че - сидит кошка на плече.
Ро-ро-ро - потерял петух перо
Ся-ся-ся - мы поймали карася
Ко-ко-ко - дети любят молоко
Цы-цы-цы - в огороде огурцы
Хе-хе-хе - рыба плавает в ухе
Развитию правильного произношения, и формированию фонематического слуха способствует игра «Поставь правильно ударение»
Для этой игры у меня подобрана картотека предметных картинок, названия которых относятся к группе слов - омографов.
Давайте поиграем в эту игру и Вы с можете убедиться, что она не только способствует развитию правильного звукопроизношения, но и достаточно привлекательна для детей.
Педагог показывает участникам кружки и кружки, называет, их и просит повторить. Когда участники усвоят эти слова, воспитатель держит кружки на кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу.
Участники отвечают, педагог меняет предметы и снова спрашивает, где
находятся кружки, а где кружки по отношению друг к другу (участники
должны дать полный ответ).
Игра повторяется несколько раз с использованием различных предметов, названия которых относятся к группе омографов.
4 лепесток. На четвертом этапе моя работа направлена на овладение детьми лексическими возможностями языка.
Я предлагаю Вам поиграть в игру «Назови другим словом», которую я использую на данном этапе работы
Педагог называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как это действие назвать иначе, другим словом?», дает образец правильного ответа: «Бросить мяч - кинуть мяч». После того как все участники поняли правила игры, педагог предлагает приступить к подбору синонимов.
- речевой материал:
- тяжелое заболевание (болезнь);
- малое дитя (ребенок);
- длинный путь (дорога);
- спешить в детский сад (торопиться);
- быстро прыгает (скачет);
- погасить свет (потушить);
- глядеть в окно (смотреть);
- смелый человек (храбрый);
- грустные глаза (печальные).
Аналогией данной игры является игра «Скажи наоборот».
Материал: мяч.
В данной игре дети выстраиваются в шеренгу лицом к ведущему (педагогу). Ведущий произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, участник делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто первым подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот участник продолжает игру, придумывая свои слова.
Речевой материал:
Существительные: день, утро, восход, зима, весна, добро, друг, герой, награда, холод, веселье, расставание.
Глаголы: надеть, согреться, давать, влететь, забыть, говорить, въехать, выиграть, встать, волновать, белеть, найти, начинать.
Прилагательные: умный, добрый, здоровый, новый, быстро, гладкий, высокий, чистый, толстый, пустой, горячий, передний, разный
Наречия: налево, мягко, редко, случайно, громко, поздно, глубоко, широко, ярко, полезно, трудно, тяжело, лучше.
Игру «Скажи наоборот» можно разнообразить и преобразовать в игру «Сделай наоборот»
Материал: игрушки.
Педагог демонстрирует какое-либо действие (сел, опустил руки) и задает участникам вопрос: «Что я сделал?». Участники отвечают: «Вы сели, опустили руки». Педагог спрашивает: «Сел, опустил руки, а^ наоборот... Что можно сделать?» Участники отвечают «Сел, опустил руки, а наоборот - встал, поднял руки». После объяснения хода игры педагог предлагает участникам приступить непосредственно к самой игре.
Возможные действия: опустить руки, закрыть глаза, вдохнуть,», показать левую руку, снять обувь, завязать бант, расстегнуть пуговицы, спрятать, построить, говорить, бросать, радоваться, забирать.
5 лепесток
Окончив работу по овладение детьми лексическими возможностями языка я перехожу к формированию представлений о конкретных признаках предмета и существенных признаках
Я хочу предложить вам поиграть в игру, которую я использую на данном этапе «Дорисуй».
В начале игры я предлагаю детям карточки с изображением предметов (животных), с недостающей деталью (частью тела), цветные карандаши.
Когда дети выберут себе карточку я спрашиваю у участникам об отсутствующей детали предмета и прошу дорисовать ее.
«Чего не хватает? Дорисуй». Участнику необходимо правильно назвать недостающую часть, воспроизвести ее в рисунке.
Очень нравится детям игра «Угадай по описанию»
В этой игре я прошу детей описать какой-либо предмет, назвав несколько его существенных признаков и отгадать какой-предмет был описан.
Также данную игру можно проиграть, используя «Чудесный мешочек».
6 лепесток
Важным этапом работы по развитию красноречия у дошкольников является расширение объема словаря.
Я хочу предложить Вам поиграть в игру «Алфавит вокруг нас».
Ведущий предлагает на одну из букв алфавита назвать как можно больше предметов. Побеждает тот, кто больше назовет предметов.
7 лепесток. Заключительным этапом работы по развитию красноречия у детей старшего дошкольного возраста является развитие связной речи.
И я хочу предложить Вам поиграть в игру «Составь предложение».
Педагог предлагает участникам составить предложения по предложенным картинкам. Речевой материал:
Земляника - лес; малина - куст; поле - ромашка; мальчик - клубника; бабочка - шиповник; береза - сережки; цветы - клумба; огород - мяч; ель - грибы; ручей - камыши; осень - овощи; фрукты - здоровье.
Так же на данном этапе я использую игры, которые не только способствует развитию связной речи, но и умению детей находить ошибочные суждения в речи окружающих.
Для этого я предлагаю Вам поиграть в игру «Исправь ошибку»
Педагог предлагает участникам внимательно выслушать предложения и исправить их, если в них встречаются ошибочные суждения.
Речевой материал:
Огурец тонкий, а кабачок тяжелый.
Лимон кислый, а яблоко круглое.
Клен высокий, а осина тонкая.
Роза крупная, а незабудка синяя.
Спасибо за участие.
Вам была предложена система работы по развитию красноречия у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Если вы считаете, что наша гипотеза: процесс развития красноречия будет успешным, если:
- будет определено содержание игр по совершенствованию выразительности речи, обогащению словаря, повышению качества и культуры речи, доступных для освоения детьми старшего дошкольного возраста, подтвердилась, предлагаю Вам прикрепить на нашу поляну цветы красного цвета, если гипотеза подтвердилась частично, цветы зеленого цвета, не подтвердилась – синего цвета.
Проводится рефлексия под мелодию из мультфильма «Цветик - семицветик»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/10/picture-641856-1433928943.jpg)
Система работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию детской театрализованной деятельности в группе.
В материале представлена система работы развитию творческих способностей детей старшего дошкольного через организацию детский театрализованной деятельности в группе.Цель работы: создание условий для т...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/22/picture-773262-1640166389.jpg)
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
долгосрочный проэкт по математическому развитию старших дошкольников. Включает в себя 3 этапа....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/26/picture-920327-1493226255.jpg)
Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Консультация для педагогов коррекционных учреждений....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/22/picture-1209782-1579658897.jpg)
Система работы Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности». Приложение 4.
Приложение 4....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/15/picture-978955-1621087666.jpg)
План работы по самообразования «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
План работы по самообразованию...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/26/picture-920327-1493226255.jpg)
Семинар -практикум для воспитателей. Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Применение технологии «Ситуация» в системе работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/04/picture-962030-1554355562.jpg)
Система работы по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста
Внедрение в практику технологии развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста, которые реализуются в разных видах музыкальной деятельности, предполагает не только р...