Главные вкладки

    Система работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию детской театрализованной деятельности в группе.
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    Василькова Валентина Олеговна

    В материале представлена система работы развитию творческих способностей детей старшего дошкольного через организацию детский театрализованной деятельности в группе.

    Цель работы: создание условий для творческого развития детей старшего дошкольного возраста, через организацию театрализованной деятельности в группе.

    Система состоит из трёх блоков: организация предметно-развивающей среды; организация работы с детьми; организация сотрудничества с родителями воспитанников. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Система работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию детской театрализованной деятельности в группе.

    Воспитатель первой квалификационной категории

    Василькова Валентина Олеговна.

    Введение

    Проблема развития творческих способностей[1] в дошкольном возрасте была поставлена Л.С.Выготским в его трудах по педагогической психологии и психологии искусства в 30-е годы XX столетия.

         Данная проблема остается актуальной и для современной практической психологии и педагогики.

    Известно: дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги (Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина. Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, Д.Б. Эльконин и др. практиков).

    По  мнению  современных  ученых,  исследующих  проблемы  дошкольного образования,  раскрытию  внутренних  качеств  личности и самореализации   ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

    Этот  взгляд  на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания  дошкольников средствами  театрального  искусства,   как    мощного  синтетического средства развития их творческих способностей.(Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Д.В.Менджерицкая, Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова,Р.И. Жуковская, Н.С.Карпинская и др.) 

    Анализируя работы отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, можно выделить общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

    Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии  (И.Г. Вечканова, Й. Хейзинга, Д.Б. Эльконин и др.).  Большинство исследователей приходят к выводу о том, что  театрализованные игры наиболее близки к искусству 
    и часто называют их «творческими» (М.А.Васильева, С.А. Козлова,
    Д.Б.Эльконин). Е.Л.Трусова применяет  синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и  «игра-драматизация». 

    По результатам ряда исследований, данный вид игровой деятельности способствует активному ознакомлению с новыми явлениями и объектами окружающей действительности, а также значительно расширяет круг имеющихся представлений дошкольников (JI.B. Артемова, Н.С. Карпинская, Д.В. Менджерецкая, Л.Г. Стрелкова и др.); театрализованная игра позволяет совершенствовать аналитико-синтетическую деятельность ребенка, положительно влияет на звуковую культуру речи, ее интонационный строй, содействует обогащению активного словаря детей (М.Д. Маханева, Н.А. Реуцкая, Н.Ф. Сорокина и др.).

    Кроме того, театрализованная игровая деятельность, предполагая художественное моделирование эмоций, выступает источником развития чувств, учит ребенка понимать окружающих, ставить себя на место других в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия, что, в сущности, составляет основу процесса эмпатии (Б.М. Теплов и др.).

    Наряду с этим, в процессе такой игры происходит и развитие творческих способностей дошкольников, их желания фантазировать и реализовывать желаемое в действительности (JI.B. Артемова, Н.С. Карпинская, М.Д. Маханева, Д.В. Менджерецкая, Н.А. Реуцкая, Л.Г. Стрелкова и др.).

    Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я убедилась, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрализованной  деятельности в детском саду. В последнее время одним из современных эффективных методов развития творческих способностей дошкольников многие исследователи называют метод проектов.

    За последнее десятилетие проведены многочисленные исследования, дан подробный ретроспективный анализ истории метода проектов в работах Е.С. Полат, И.С. Сергеева, И.Ю. Пахомовой, М.Б. Романовского.

    Возможности использования метода проектов в работе с дошкольниками проверены в практике педагогов-новаторов 20-30 годов XX века, в исследованиях И. Штанько, Н. Комратовой (2001-2004гг.), в опыте многих воспитателей современных детских садов.

     Метод проектов я использую в своей педагогической практике для развития театрализованных игр старших дошкольников, как продукт сотрудничества, сотворчества педагогов, детей, родителей, других специалистов ДОУ. Это сотрудничество - первое и важнейшее условие успешной реализации проекта. Кроме этого, важно тщательно продумать и организовать предметно-развивающую среду. Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

    Существует ряд условий, способствующих творческому развитию детей. Американский психолог Дж. Смит выделяет четыре группы таких условий:

    1. Физические условия, т.е. наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними.
    2. Социально-эмоциональные условия, т.е. создание взрослыми у ребёнка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых.
    3. Психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребёнка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослым его творческих начинаний.
    4. Интеллектуальные условия, которые создаются путём решения творческих задач.

    Педагог должен создать такие условия и не просто не мешать развитию ребёнка, но активно помогать ему в этом развитии, формировать те творческие механизмы, которые обеспечат наиболее быстрое и полноценное его развитие.

    Цель моей работы: создание условий для творческого развития детей старшего дошкольного возраста, через организацию театрализованной деятельности в группе.

    Задачи:

    • создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;
    • приобщать детей к театральной культуре;
    • обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе;
    • обеспечить сотрудничество с театрами города;
    • создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими, реализация детско-родительских и педагогических проектов и др.);
    • Организация психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах творческого развития дошкольников через театрализованную деятельность.

    Организация предметно-развивающей среды.

    Были разработаны и реализованы проекты, направленные на создание и наполнение театрального центра в группе:   «Театральный центр в группе», «Сундук со сказками».

    В результате реализации проекта «Театральный центр в группе», в группе создан театральный центр, среда в центре создана таким образом, чтобы:

    1. Предоставить ребёнку возможность самостоятельно делать выбор, как деятельности, так и материалов, способов достижения необходимого результата внутри этой деятельности.
    2. Обеспечить доступность центра и всех его материалов в течение всего дня.
    3. Учесть возрастные и половые особенности конкретной группы детей и индивидуальные особенности каждого ребёнка.
    4. Стимулировать активность детей, побуждать экспериментировать, исследовать, проверять свои «гипотезы», самостоятельно получать знания своим собственным индивидуальным способом.
    5. Обеспечить возможность организовывать деятельность: индивидуальную, в малых и больших группах.
    6. Привлечь в группу в качестве помощников родителей и других, значимых для детей взрослых, помочь им чувствовать себя уверенно комфортно, стать активными и компетентными участниками общего дела.

    Организация и наполнение центра

    Костюмерная

    Костюмы

    Материалы для изготовления костюмов

    Гримёрная

    Зеркало

    Грим

    Схемы наложения грима

    Сценарии

    спектаклей, постановок, написанные педагогами ДОУ и детьми.

    Атрибуты для сюжетно-ролевых игр

    Атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, стул режиссёра, места для зрителей, афиши, касса, билеты. 

    Ширмы

    Фланелеграф

    многофункциональные ширмы, которые позволяют детям играть в театр на магнитной доске, двигать фигурки на фланелеграфе, использовать перчаточные куклы, куклы сделанные руками детьми.

    Декорации

    Сделанные руками детей и педагогов, родителей

    Приобретённые в магазине

    Материалы

    для изготовления билетов, афиш, декораций: карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал и т.п.

    Магнитофон

    Аудио

    Видеотека

    Художественная литература

    Разные виды    театров

    Бибабо

    Куклы-марионетки

    Настольные

    Пальчиковые

    Рукавичка

    Театр кукол на столе

    Театр ложек (упрощенный вариант верховых кукол)

    Театр картинок

    (фланелеграф и картинки на липучках)
    Теневой театр 

    (движущиеся фигурки на ярко освещенном экране)

    Театр игрушек

    Театр кукол с «живой рукой» 

    Система «люди-куклы» 

    Платочный

    Сундук со сказками

    Театральный центр в группе дает возможность детям:

    • организовать театрализованную игру самостоятельно; совместно со сверстниками, с педагогами, с родителями;
    • организовать театрализованные игры, с использованием разных видов театров;
    • самостоятельно изготовить костюмы, декорации, разные виды театров для театрализованной деятельности;
    • организовать сюжетно-ролевые игры: кукольный театр, цирк и т.п.; и атрибуты к играм;
    • перенести театрализованную деятельность в любой другой центр активности (Сундук со сказками);
    • обеспечить доступность книжного, театрального, аудио и видео фонда группы для ребенка и его семьи.

    Организация работы с детьми

    Ι  этап – диагностический

    1. Педагогические наблюдения, которые проводятся с целью определения готовности ребёнка к театрализованной деятельности и последующей разработкой индивидуальных маршрутов развития для каждого ребёнка.
    2. Определение уровня развития театрализованной игры у детей  на основе критериев Т.Н. Дороновой.
    3. Определение уровня развития творческих способностей детей. Для диагностики  использовались  две методики: методика, предложенная Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной «Неоконченный рисунок», «Вербальная фантазия» и мнение родителей (анкеты). Диагностику проводили специалисты структурного подразделения "Вита" Муниципального казённого учреждения города Новосибирска "Городской центр психолого-педагогической поддержки молодёжи "Родник"

    ΙΙ этап –практический.

    Принципы организации педагогического процесса: 

    1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка. Имеет место ситуация выбора, незавершенный образ, его неожиданность и проблемность, постановка дальней цели.
    2. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.
    3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.
    4. Принцип интегративности, характеризующийся связью:
    • театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной и др.), с различными видами искусств (драматическим, изобразительным);
    • детского и взрослого искусств;
    • театральной игры и совместной созидательной деятельности педагога и ребенка.
    1. Принцип системности.
    2. Принцип учёта индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.

    Основные направления работы.

    1. Театральная игра. Включает в себя игры-драматизации, режиссерские игры.
    2. Ритмопластика. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения.
    3. Культура и техника чтения. Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
    4. Основы театральной культуры. Овладение дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:
    • Особенности  театрального искусства.
    • Виды театрального искусства.
    • Основы актёрского мастерства.
    • Культура зрителя.
    1. Работа над спектаклем. Включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а так же работу над спектаклем: от этюдов до рождения спектакля.

    Творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях как творчество:

    1. продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);
    2. исполнительское (речевое, двигательное);
    3. оформительское (декорации, костюмы, атрибутика и др).

    Метод проектов.

    В работе использую следующие типы проектов

    Тип проекта

    Краткая характеристика проекта

    1. Творческие.

    Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата  и интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике и т.п.). Однако оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника и т.д.

    1. Ролевые, игровые.

    В таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-игровая.

    1. Ознакомительно-ориентировочные (информационные).

    Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов; оформление и презентация результатов.

    Были разработаны и реализованы следующие проекты:

    1. Новосибирск театральный, в рамках изучения темы «Мой родной Новосибирск».
    2. Театр детскими руками.
    3. Сам себе режиссер.
    4. Здравствуй, театр.
    5. На арене цирка.
    6. Салат из сказок.
    7. Сказку ты, дружок, послушай, а потом её сыграй.
    8. Театр из коробок.

    ΙΙΙ этап –заключительный.

    Презентация в виде премьеры спектакля «Лето на ладошке» (см.приложение).

    Заключительная диагностика.

    Организация психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах литературно-художественного  развития дошкольников.

    Формы работы.

    1. Анкетирование родителей с целью: 
    • определения особенности знаний родителей о задачах, содержании и методах организации театральной деятельности, о творческом развитии детей, умение их применять; наличие у родителей интереса к повышению уровня знаний о значении театральной деятельности в творческом развитии детей дошкольного возраста;
    • определения единой стратегии в развитии творческих способностей детей в детском саду и в семье;
    • оказания дальнейшей помощи семье в вопросах приобщения сына или дочери к театру.
    1. Организация мини-библиотеки для родителей, в которой есть вся необходимая литература по данной проблематике, а у родителей есть возможность взять интересующую их книгу домой.
    2. Организация детско-родительских проектов. Данные проекты необходимы для формирования доверительных отношений между педагогами и родителями. Проекты оформляются как  членами семьи, так и совместно с педагогами.
    3. Привлечение родителей в группу в качестве ассистентов.
    4. Составление инструкций памяток для ассистентов по работе с детьми в центрах активности.
    5. Организация и проведение Дня открытых дверей.
    6. Родительские собрания:
    • с организацией показа видео материалов о жизни детей в группе, о деятельности в театральном центре.
    1. Мастерские по изготовлению кукольного театра, декораций.
    2. Групповые и индивидуальные консультации по запросу родителей.
    3. Составление рекомендаций для родителей, например,  по подбору театров и театрального репертуара  для старших дошкольников; по организации домашнего кукольного театра; по изготовлению театров, декораций, костюмов.
    4. Работа группового стенда: систематически информировать родителей о происходящем в группе, о продвижениях детей и т.п.; благодарить родителей за помощь и участие в жизни группы.
    5. Буклеты:
    • «Театральный центр в нашей группе»;
    • «Развитие речи детей в литературно-художественной деятельности».
    1. Копилка стендовых материалов «Играем с детьми в театр».
    2. Выпуски фоторепортажей о жизни детей в группе.
    3. Презентация театрального центра.
    4. Постановка совместных спектаклей.
    5. Организация конкурсов, викторин.
    6. Знакомство родителей с театральными премьерами города Новосибирска.
    7. Экспозиция театральных афиш.
    8. Организация помощи в приобретении билетов.
    9. Организация коллективных посещений театров города.
    10. Организация сотрудничества ДОУ, семьи.

    Организация сотрудничества с театрами города Новосибирска

    1. Договор о сотрудничестве «Областной театр кукол», театр «Чародеи», театр «Глобус».
    2. Театральная афиша на 2014-2015 уч. год.
    3. Организация экскурсии в театр (бюро экскурсий «Паспарту»).
    • Устройство театра.
    • Знакомство с профессиями.
    • Посещение костюмерной.
    • Экскурсия на сцену.
    • Постановка мини спектакля.

    Развитие  творческих способностей  детей  дошкольного возраста с использованием  театрализованной деятельности становиться более эффективным, если созданы перечисленные выше условия.


    [1] Творческие способности человека проявляются в любой деятельности (научной, производственной, художественной и др.).

    Способности - это такое своеобразие психических особенной человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней.

    Творческие способности - это умение находить новые оригинальные решения какой-либо проблемы. Творческие способности позволяют создавать новое, никогда ранее не существовавшее.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Научно-исследовательская работа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через конструирование из бумаги"

    Конструирование из бумаги имеет огромное значение для всестороннего развития:•  Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, скл...

    Проект  «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию и постановку мюзикла».

    «мюзикл» (англ. Musical) — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография....

    конспект занятия по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через дизайн-деятельность "Козлятушки-ребятушки"

    Занятие для детей старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей через дизайн-деятельность....

    Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»

    Опыт работы  по теме:  «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»...

    Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры

    Сообщение на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры»...

    Система работы по формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами новых технологий в театрализованной деятельности

    Система работы по формированию творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста средствами новых технологий в театрализованной деятельности...