Главные вкладки

    Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры
    материал по окружающему миру (старшая группа)

    Башкирцева Лариса Александровна

    Сообщение на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:


    МДОУ Детский сад комбинированного вида №77



    Сообщение на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры»




                                                                                                                      Воспитатель:
                                                                                                                      Башкирцева Л.А.
                                                        2016-2017г
    В настоящее время нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Ребёнок ещё в дошкольном возрасте усваивает доступные ему общечеловеческие ценности. Уровень человеческой культуры является мерилом цивилизованности того общества, где живёт ребёнок. От того, каким было детство ребёнка, зависит его мировоззрение, отношение к действительности. Этот культурный багаж определяет будущее ребёнка, его мироощущение, склад ума, психологию.

    На современном этапе дошкольного образования акцент со знаний, умений и навыков переносится на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развитияразвития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Наблюдая за детьми, я обратила внимание, что наряду с чрезвычайной любознательностью и огромным желанием познавать окружающий мир, им тяжело преображаться в персонажей, взаимодействовать в рамках игры. Перед нами встала задача – вовлечь детей в различные виды деятельности, способствовать расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не испорченно стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Для исполнения роли дети овладевают разнообразными изобразительным средствами: мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью.

    Исходя из этого, в работу с детьми внедрила театрализованные игры так, как они представляют собой богатейшее поле для творчества детей, и доставляют ребенку эмоциональное удовольствие.

    Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в особенности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации и особенности речевых оборотов. Творчество детей проявляется в правдивом изображении персонажа, помогаем ребенку оценивать его поступки, представить его состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир.

    Для решения данной задачи выбрала авторскую педагогическую технологию развития ребенка дошкольного возраста, Петрова Т. И. Данная технология является интегративной, т. е. содержание занятий по театрализованной деятельности связано с темами таких программ, как: окружающий мир, ознакомление с художественной литературой, развитие речи, конструирование, изобразительная деятельность.

    Было составлено тематическое планирование, которое направлено на развитие творческих способностей детей и включает следующие виды игр:

    Игры - драматизации«Скажите, эти мышки – храбрецы или трусишки»«Волк и лиса»«Жадный заяц», воспитывающие у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, организаторские качества.

    Игры с пением«Кто колечко найдет»«Извивающийся ручеек», в этих играх у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений.

    Подвижные игры«Курица и цыплята»«Лентяи поросятки»«Паук и муха», дети учатся передавать общий характер движений, реагируют на одни сигналы и удерживаются от других, координируют движения рук, ног, сочетают движения с речью.

    Творческие игры – отражают высокий уровень самостоятельности и самоорганизации, а главным моментом является выполнение роли, где ребенок создает образ действиями, словом в процессе общения с другими участниками игры.

    В течение дня, в процессе образовательной и свободной деятельности, планируется обыгрывание сказок с разными видами театров. Для этого совместно с детьми изготовлены разные виды театров:

    *кукольный театр;

    *театр – «мягкая игрушка»;

    *настольный театр;

    *театр масок;

    *театр на прищепках;

    *плоскостной театр;

    *театр зернушек;

    театр на ложках;

    * магнитный театр;

    театр «Би-ба-бо».

    В группе создана развивающая предметно-пространственная среда: имеется театральный уголок, где ребёнок может посмотреть иллюстрации к сказкам, познакомиться с каким-нибудь персонажем.

    Поскольку предметно – развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, периодически обновляю материал, ориентируясь на интересы детей. Это создало условия для более близкого общения с каждым ребёнком. В уголке я разместила природный и бросовый материал, костюмы для ряженья. Дидактические игры распределены в соответствии с решаемыми задачами:

    • создание условий для развития эмоциональности и выразительности речи у дошкольников в процессе театральной игровой деятельности

    • создание условий для развития зрительного и слухового восприятия,

    • создание условий для воспитания дисциплинированности, собранности, выдержки.

    • Создание условий для воспитания дружеских взаимоотношений между детьми в театрализованной игре;

    В театральном уголке размещены маски, музыкальные инструменты, ширма для показа кукольного театра. Кроме того, создана картотека аудиозаписей.

    В течение года работали с детьми над мимическими этюдами по методике М. И. Чистяковой, направленной как на развитие различных психических функций (внимание, память, автоматизированная и выразительная моторика,

    так и на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния.

    Вместе с детьми мы ходили по полу, как по луже, по горячему, шли, как мышата, когда спит кот, ели воображаемую конфету и облизывались, как лисички подслушивали, о чём в избушке говорит кот с петушком. С помощью этюдов малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей.

    1. Соленый чай.

    2. Ем лимон.

    3. Лампочка потухла, зажглась.

    4. Тепло-холодно.

    5. Рассердились на драчуна.

    6. Встретили хорошего знакомого.

    7. Обиделись.

    8. Удивились.

    9. Умеем лукавить (подмигивание).

    10. Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).

    Подготовка к театрализованной игре проводится в течение всей недели. На занятиях использую театрализованную деятельность, как игровой приём и форму обучения детей, ввожу персонаж, который помогает лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки.

    Например, к игре по сказке «Колобок» наши дети вводят персонаж белочки, которая просит лису не есть колобка. Так дети «переделали» общеизвестную сказку сообразно своим представлениям о необходимости жить в дружбе и мире, не видеть врага в тех, кто на тебя в чем-то не похож.

    Театрализацию активно использую при создании проектов. Так, в процессе реализации проекта «Овощи и фрукты против чипсов и газировки» мы приняли участие в конкурс «Ярмарка проектов» с детьми и родителями подготовили и поставили театральное представление «В поисках Витаминки» к которому изготавливали костюмы, декорации. Участвовали в городском конкурсе посвященному творчеству С. Я. Маршака с инсценировкой «Кошкин дом»

    С готовыми театральными постановками мы выступаем перед детьми детского сада и родителями. Так в апреле готовим выступление со сказкой «Теремок»

    Проведённая мною работа по теме «Развитие творческих способностей через театрализованные игры» принесла свои результаты:

    Результативность.

    • За период использования данной технологии повысился у детей интерес к художественным произведениям, особенно к русским народным сказкам, а так же у многих из них отмечается эмоциональная отзывчивость на художественные произведения.

    • Увеличилось количество детей, которые с большим интересом принимают участие в играх - драматизациях и проявляют самостоятельность в театрализованных играх. Заметно повысилось эмоциональное развитие детей по всем разделам.

    • Дети научились составлять рассказы по картинкам, улучшилась интонационная выразительность речи у многих детей.

    К концу года не смотря на положительные результаты работы для себя сделала вывод, что не каждому ребенку удается в полной мере реализовать свои способности. Такие дети нуждаются в особом внимании к себе. Поэтому стараюсь работать с такими детьми дифференцированно, планирую составить для них индивидуальный маршрут.

    В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

    Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью. Приводите детей в театр, играйте с ними, научитесь любить искусство и ребенка в нем!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре.

    ОглавлениеВведениеГлава I Особенности развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной педагогике и психологии.1.1.Понятие «творчество» и «творческие способности»...

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Презентация Ковалевой Н. И, воспитателем МКДОУ д/с№31....

    Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ

    Педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ c презентацией...

    Система работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию детской театрализованной деятельности в группе.

    В материале представлена система работы развитию творческих способностей детей старшего дошкольного через организацию детский театрализованной деятельности в группе.Цель работы: создание условий для т...

    Доклад на тему: «Создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре»

    Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медве...