Семинар- практикум
материал (младшая группа) на тему

Пакина Эльвира Александровна

Семинар

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-_praktikum.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар- практикум для родителей детей, которые не посещают детский сад.

Цель:

Создание благополучной адаптации для детей раннего возраста.

Задачи:

1. Познакомить родителей и воспитателей друг с другом.

2. Начать формировать положительное взаимодействие взрослых.

Расширить теоретические и практические знания родителей в вопросах воспитания детей раннего возраста.

Воспитатель. Уважаемые родители! Добро пожаловать на нашу встречу в клубе «Счастливая мама- счастливый малыш». Сегодня здесь собрались родители, у которых есть дети до 2 лет, не посещающие детский сад.

Наша встреча не совсем обычная. Она будет проходить не в форме лекции, а в форме разговора друг с другом, с играми и обменом мнениями. Поэтому я предлагаю принять несколько правил, которым мы все будем следовать в ходе разговора:

- обращаться друг к другу по имени;

- говорить только то, что чувствуем, если не можете говорить правду- молчать;

- отказаться от безличных речевых форм, заменять такие высказывания, как  «большинство моих друзей считают, что»,  «некоторые думают» на следующие суждения: «Я считаю….», «Я думаю….».

     Согласны? Поскольку мы с вами собрались впервые, давайте познакомимся и расскажем немного о себе.

Упражнение «Знакомство» (10- 15 мин)

 Родители и воспитатели стоят или сидят на стульчиках по кругу. Воспитатель, держа мяч в руках, представляется. После чего передает мяч следующему сидящему (справа или слева), и так до тех пор, пока мяч не вернется в руки воспитателя.

Воспитатель:

    Появление ребенка в семье- серьезное испытание для родителей. Родительство – уникальный труд, который требует самоотдачи и самовоспитания. Каждый родитель хочет своему ребенку добра, но как это добро «вырастить», каждый понимает по –разному. Мы порой не задумываемся, как наши методы воспитания влияют на то, каким будет наш малыш: вырастит ли он уверенным в себе, успешным человеком или будет замкнутым, агрессивным.

     Я попрошу Вас сейчас ответить на вопросы текста о стилях воспитания в вашей семье. Из трех ответов на каждый вопрос Вы должны выбрать один, наиболее подходящий.

Тест для родителей А.И. Баркон «Стиль воспитания ребенка в семье» (3 мин.)

1. Ребенок капризничает, отказывается есть то, что обычно ел. Вы:

   а) дадите ребенку другое блюдо;

   б) разрешите выйти из- за стола;

в) не выпустите из- за стола до тех пор, пока все не съест.

2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую игрушку- плюшевого медведя. Вы:

  а) идете во двор искать игрушку;

  б) погрустите вместе с ребенком, так как вам тоже жаль потерянного мишку- он был любимым другом (когда что-то теряется, всегда грустно);

  в) успокаиваете ребенка, приговаривая, чтобы не ревел из- за пустяков.

3. Ваш ребенок «прилип» к телевизору вместо того, чтобы ложиться спать. Вы:

   а) без слов выключите телевизор;

   б) спросите, что нужно сейчас ребенку, чтобы начать укладываться в кровать (может     оказаться, что просто сесть рядом с ним);  

   в) начнете стыдить ребенка за непослушание.

4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы :

     а) часть игрушек уберете в недоступное для ребенка место: «пусть поскучает без         них»;

     б) предложите свою помощь и участие в уборке, ободрите ребенка              поддерживающей фразой, типа: « Я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя»;

    в) накажете ребенка.

5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и вы успеете зайти на почту, но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, «тянет время». Вы:

    а) отчитаете ребенка, показывая свое недовольство им;

    б) говорите ребенку, что чувствуете раздражение и досаду на такое поведение, а хотелось бы чтобы (сообщаете ребенку, чего вы хотите сейчас от него);

    в) пытаетесь сами его побыстрее одеть.

Ключ.

    Если в Ваших ответах преобладает ответ «б» - значит, вы с уважением относитесь к своему ребенку, признаете его право на личный опыт и ошибки, учите брать ответственность за себя и за свои поступки. Такие дети уверены в себе, способны к самоконтролю, легко чувствуют себя в окружающем мире.

   Если больше ответов «а» и «в», то Вы придерживаетесь авторитарного стиля воспитания, когда родители ждут от своего ребенка неукоснительного выполнения своих требований. Такие дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и раздражительны.

   Воспитатель. Этот тест можно взять с собой, как руководство к отношениям между родителями и детьми.

   А легко ли вообще жить детям под постоянными запретами, когда все решения за них принимают другие?

  Далее следуют небольшие рассуждения. Родители вспоминают случаи, когда они были маленькими, и что они чувствовали в подобных ситуациях (5- 7 мин). Затем воспитатель предлагает родителям ролевую игру.

   Упражнения с шарфами

 Воспитатель выбирает одного из родителей и предлагает ему немного побыть ребенком. Далее предлагает малышу прогуляться.

 - Пойдем, малыш, в магазин. Что-то ручки твои шалят (завязывает малышу руки шарфом).

Идут дальше.

- Да, что ты все скачешь и скачешь! (Завязывает шарфом ноги.)

- У меня голова болит от твоей болтовни! (Завязывает лентой рот.)

- Не верти головой и не смотри не меня так! (Завязывает глаза.)

      Остановившись, воспитатель предлагает родителю снова превратиться из малыша во взрослого человека и спрашивает, что ему хотелось развязать в первую очередь (развязывает), во вторую и т.д.

    Игру можно повторить с другими родителями, в конце, обсудив ситуации со всеми родителями.

 

Воспитатель .чтобы наши дети не чувствовали тех неудобств, которые мы с вами сейчас испытали, нам всем необходимо учиться формировать у них положительные самоощущения. Они появляются в результате эмоционально наполненных контактов ребенка с близкими людьми. Ответьте, пожалуйста, могут ли взрослые научиться вести себя так, чтобы ребенок постоянно чувствовал: его любят, о нем заботятся? (Могут.)

   А что для этого необходимо?  (Почаще ласково и нежно разговаривать с малышом, не скупиться на тактильный контакт: гладить по голове, обнимать и т.д.

   Роль положительной эмоциональной сферы для здоровой и счастливой жизни очень важна, особенно в раннем возрасте. Раннее детство- «золотое время» для эмоциональной жизни человека. Физическое и интеллектуальное развитие идет на фоне эмоционального благополучия, которое зависит от нас и наших эмоций.

   Родителям раздается шкала общения с ребенком. Задание- отметить те позиции, которые во вчерашнем дне превалировали при взаимодействии с ребенком:

Положительные эмоции, если его

Отрицательные эмоции, если его

Хвалили, поощряли, одобряли, целовали, обнимали, ласкали, симпатизировали, сопереживали, улыбались, восхищались, делали приятные сюрпризы или подарки

Упрекали, подавляли, унижали, обвиняли, осуждали, отвергали, одергивали, позорили, читали нотации, лишали чего- нибудь необходимого, шлепали, пороли, ставили в угол.

Показатели эмоций

Градация

Оценка

1

2

Весь день наполнен одними отрицательными эмоциями на уровне словесной агрессии, вплоть до телесных наказаний

-2

Весь день наполнен одними отрицательными эмоциями на уровне словесной агрессии

-1

В течении дня отрицательных и положительных эмоций было поровну

0

В течении дня положительные эмоции превалировали

+1

Весь день был наполнен одними положительными эмоциями

+2

Результат. Если день ребенка был наполнен одними положительными («+») эмоциями, или положительными эмоции превалировали, можно судить о том, что малыш ощущал себя нужным, необходимым. Итоговый «+» свидетельствует о нормальных отношениях между Вами и ребенком и говорит о хорошем климате в семье. В то время как итоговый «-  « зовет на помощь. Малыш чувствует себя отверженным, никому не нужным, это сигнал о том, что Вы должны проанализировать, за что малыш получил замечания.

   Воспитатель: Если мы выражаем недовольство, это должно быть недовольство действиями ребенка, а не ребенком как таковым и его чувствами. Следовать такому правилу очень не просто – кого из нас порой не раздражают сын или дочь? Чтобы наши замечания не задевали детского самолюбия, были высказаны не в приказном тоне и оставляли за детьми возможность самим принимать решения, нужно говорить о своих чувствах, о себе, а не о поведении ребенка. Сейчас мы с вами потренируемся.  

   Выдает на листочках фразы с отрицательными эмоциями, например:

- почему ты меня не слушаешь никогда? ( я расстроен, когда ты меня не слушаешь…)

- ты безобразно себя ведешь! (я вижу, ты шалишь…)

- ты всегда будешь грязнулей! (давай представим, что к тебе пришла красивая девочка…).

   После чего обсуждает с родителями каждый вариант.

   На этом наша сегодняшняя встреча закончилась. Я прошу Вас сейчас сказать несколько слов о том, что Вам сегодня понравилось, а что нет.

   До свидания! До встречи в следующем месяце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...