Консультация для родителей "Помогите малышу заговорить!"
консультация на тему

Устинова Ирина Владимировна

Помощь педагогам в развитии речи детей раннего возраста, учитывая его особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx44.95 КБ

Предварительный просмотр:

           Консультация  для  родителей

     « Помогите малышу заговорить!»

                          Развитие речи детей 1,5–3 лет

Известно, что именно в раннем возрасте (до 3–4 лет) наилучшим образом развиваются многие психические функции. Тема раннего развития детей очень популярна, и проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения. Время диктует свои условия: сейчас к шести годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами, уметь производить звуко-буквенный анализ слов. Поэтому, чем раньше начать занятия с ребенком, тем больших успехов можно добиться в работе. Особенно пристальное внимание требуется в случае, если ребенок отстает в речевом развитии.

              Особенности занятий с детьми раннего возраста

Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. В  работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:

  1. Ребенок познает мир с помощью взрослого  путем подражания

Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта – что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок; книжку читают, а карандашом рисуют.

Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т. д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным.

Вывод: занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.

  1. В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения

Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже – в старшем дошкольном возрасте. А пока… если малышу неинтересно, он просто отвернется или уйдет.

Вывод: элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.

  1. Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение

Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т. д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется. К речи взрослого также предъявляется ряд требований: говорите простыми словами и фразами; речь должна быть чистая, без нарушений, взрослый дает только образцы правильной речи (недопустимо повторение за ребенком слов-заменителей); артикуляция должна быть четкой, дети должны видеть движения губ взрослого.

Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообразие в игры и занятия ребенка, правильно для детей старшего возраста. А малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.

Вывод: чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.

  1. Содержание материала должно соответствовать детскому опыту

Ребенок 2–3 лет может заниматься продуктивно только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме этого, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре.

Материал для игр и занятий с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Используйте знакомые малышу ситуации. Например, игра с машинкой – дети видели машины на улице; игра «Киса, киса – брысь!» – дети видели и гладили кошку.

Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать ребенку новые представления. Например, игра «Курочка с цыплятами». Маленькие городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах, поэтому покажите ребенку игрушки – курочку и цыплят – или картинки, немного расскажите об этих домашних птицах, а потом начинайте играть.

Основные темы занятий – быт человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и погода и т. д. Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях. Повторное использование знакомых сюжетов в работе с маленькими детьми вполне оправданно и полезно.

Вывод: содержание материала для занятий с малышами требует серьезного и вдумчивого отбора (можно взять за основу раздел программы детского сада «Ознакомление с окружающим миром»).

  1. Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала

Уровень сложности материала для занятий с детьми раннего возраста должен быть адекватен возрасту. Опыт работы показывает следующую тенденцию: педагоги склонны завышать уровень сложности материала и предъявляемых к малышам требований. Это можно объяснить тем, что взрослому человеку очень трудно занять позицию маленького ребенка. А ведь то, что очевидно и просто для ребенка старшего возраста, а тем более для взрослого, для малышей представляет серьезную задачу.

Следует также помнить, что если перед ребенком будет стоять непосильная для него задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха. Малыш попытается выполнить задание, но у него не получится, и он быстро потеряет интерес. В этом случае будут разочарованы и ребенок и взрослый, а в следующий раз малыш может отказаться от попыток выполнения сложного задания.

Вывод: материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию (реализация принципа «от простого к сложному»).

  1. Необходимо контролировать длительность занятия

Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию. Каждая игра длится от 5–10 до 15–20 минут. При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение детей на занятии: можно быстро свернуть игру, если увидите, что дети устали, либо продолжить и расширить ее, если у малышей есть настроение и силы продолжать.

Вывод: на занятиях с маленькими детьми не следует планировать длительные игры. Также во время занятия необходимо гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.

  1. Необходима четкая структура занятия

Чтобы информация лучше усваивалась малышами, необходима четкая структура занятия: каждое занятие, каждая игра внутри занятия имеют начало, продолжение и конец. При этом начало и конец игры очень непродолжительны по времени (вступительные и заключительные реплики взрослого).Рассмотрим в качестве примера уже упомянутую выше игру «Курочка и цыплята». Варианты начала игры – «Вот к нам пришли курочка и цыплята», или «Сейчас мы поиграем в „Курочку и цыплят“ и т. п. Варианты окончания игры – „Курочка с цыплятами пошли домой“ (курочка и цыплята уходят), „Курочка и цыплята прощаются – до свидания!“ и т. п. А вот продолжение может быть любым по содержанию и длительности в зависимости от поставленных задач.

Вывод: игра должна иметь начало, продолжение и конец.

  1. Необходима смена видов деятельности

Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия. Важно, чтобы подвижные игры сочетались со спокойными занятиями. Кстати, смена видов деятельности (например, умственной и физической) помогает увеличить работоспособность и у старших детей, и у взрослых.

Вывод: каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр, сменяющих одна другую.

  1. Гибкость

Описанные занятия следует подбирать и использовать с учетом возраста детей, их возможностей и интересов. Реагируйте чутко на отношение детей, улавливайте их ответные реакции. В некоторых случаях следует поучиться у самих детей, которые предлагают интересные варианты развития игры, ее сюжета.

Вывод: необходимо сочетать четкое планирование занятия с гибкостью его проведения – отдельные части занятия можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент.

  1. Перенос знаний

Необходимо специально позаботиться о том, чтобы знания и умения, которые дети приобрели во время занятий, активно использовались ими как на других занятиях, так и в повседневной жизни. Так как малыши порой ленятся, порой стесняются, а иногда просто забывают о том, чему научились, и в знакомой ситуации действуют привычным способом, побуждайте, поощряйте, а иногда и требуйте, чтобы ребенок действовал по-новому. Только в этом случае полезный навык быстрее закрепится.

Вывод: чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях.

  1. Малышам необходима положительная оценка их деятельности

В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, – молодец!».

Вывод: чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, хвалите их почаще.

                                               i_002

                     

                                    ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

развивающая литература:

  1. Хорошая и доступная серия кник Крупенчук "Уроки логопеда".
  2. "Дошкольная мозаика"изд."Махаон",по возрастам с наклейками.В серию входят книги:
    -Развиваем мышление,
    -развиваем память,
    -развиваем внимание,
    -цифры и счет,
    -учим буквы,
    -готовим руку к письму,
    -цвета и формы,
    -развиваем речь,
    -знакомимся с природой.  Серия с 2-х летнего возраста.
  3.  "10 мышек"(пальчиковые игры). -с 2-х лет.доступно,понятно,развивающе.
  4.  Серия игр фирмы "Радуга":
    - мое первое предложение;
    - мой первый рассказ;
    - времена года;
    - половинки и др.   Они с 2-х лет. Красивые красочные картинки, карточки из картона.
  5. Е.Ляксо"Развитие речи малыша"
  6. Говорящая азбука "Самый первый класс"
  7. Н.С.Жукова"Уроки логопеда"(пособие для занятий на все звуки, стихи, скороговорки, картинки и пр.для широкого круга прочтения).
  8. Серия"Это может ваш малыш"-Волшебная бумага:
    -волшебная вырезалочка
    -волшебный карандаш
    -волшебный пластелин и т.д.(занятия с детьми от1г.до 3л.)-творчество.изд."Мозайка-Синтез".
  9. Серия "Веселые занятия для малышей" - "Животные"
     - "Дома и на улице" и др.(2-3 г.) изд."Росмен"
  10. Серия "Умные книжки" "Задачки для ума"
    - "Запомни картинки"
    - "Найди отличия"
    - "Послушный карандаш"
    - "Ожившие буквы"
    - "Цифры и числа"
    - "От слова к рассказу" и др.(2-3г.) изд."Махаон".
  11. Е.А.Янушко "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста(1-3 г.).изд."Мозайка-синтез".
  12. "Моя первая книга"(от 6мес.-3 лет).п\ред.А.А.Астахов,Н.Астахова.изд."Белый город".
  13. "Желтый,красный,зеленый...цвета(от 1,5-3 лет).изд."Белый город".
  14. "Учимся считать.счет(0-10)"(от 1,5-3 лет).изд."Белый город".
  15. Кондратенко И.Ю."Произносим звуки правильно"(логопедические упражнения и практический мат-л для родителей);  изд."Речь" С-Питербург
  16. Монина Г.Б.,Ларечина Е.В."Игры для детей 1-3 лет";
  17. "Тра-ля-ля для язычка.Артикуляционная гимнастика.Для детей 2-4 лет"изд.Карапуз
  18. Костыгина В."Бу-бу-бу.Артикуляционная гимнастика.Для детей 2-4 лет.изд.Карапуз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь малышу заговорить?

КАК ПОМОЧЬ МАЛЫШУ ЗАГОВОРИТЬ? Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи в раннем возрасте, вашему малышу помогут специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности.Разг...

Консультация для родителей "Малыш заговорил!"

Описание основных причин недостатков развития речи ребёнка, советы и условия для её развития...

"Чтобы малыш заговорил" консультация для родителей

Консультация для родителей. Значение развития речи у детей младшего возраста....

Консультация для родителей "Правила для того, чтобы ваш малыш заговорил"

Порой родители сталкиваются с проблемой:в два года ребенок повторяет только первый слог, а речи, как таковой нет. Куда обратиться за помощью, как заниматься дома?...

Консультация для родителей(законных представителей):"Помогите малышу заговорить"

Огромная роль в развитии и воспитании детей принадлежит игре....

Консультация логопеда для родителей "Помогите малышу заговорить!"

Вниманию родителей предлагается несколько советов, чтобы "разговорить" ребенка....