Буклет для родителей "Такие разные дети"
материал на тему

Ледяева Валентина Ивановна

В буклете говориться о различных типах темперамента и о стратегии взаимодействия членов семьи с ребёнком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_temperament.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

НАСЛЕДСТВО ПРЕДКОВ

Что же такое - темперамент? Он определяет характер, но в чистом виде встречается редко. Темперамент определяет поведение вашего ребенка в коллективе, а также то, как он учится и играет, переживает и радуется. Тип темперамента определяет манеру поведения и образ действий человека в окружающей среде. Кроха рождается с унаследованным темпераментом, который нельзя изменить, но можно научиться контролировать.

ХОЛЕРИК

Общая характеристика: Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке. Ребенок-холерик - это ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить свое решение в последнюю минуту с точностью до наоборот, любит риск, приключения.

Ежедневные проблемы: Часто настолько увлечен очередной своей идеей, что просто не слышит Ваших указаний. Задания бросается выполнять, недослушав до конца, все делает быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок. С трудом идет на компромисс, бывает, вспыльчив и агрессивен не в меру. Холерик очень общителен, но легко может поссориться со всем коллективом сразу и с каждым по отдельности.

Ошибки родителей: Жесткий контроль, ограничение активности, гневные требования следить за собой приводят только к нервозности и потере контакта с ребенком.

Занятия и увлечения. Главное - повернуть эту бешеную энергию в нужное русло. Холерикам особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта - это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат контролировать свои движения, рассчитывать силы.

Чтобы компенсировать излишнюю торопливость и невнимательность, помогите ему осознать, что часто качество гораздо важнее скорости. Ваш девиз - лучше меньше, да лучше! Помните, что Вам придется постоянно следить за тем, чтобы он проверял свою работу и доделывал ее до конца. Старайтесь не раздражаться, если он отвлекается, и всячески поощряйте любое проявление старательности и терпения.

Общение. Особенно важно научить его налаживать отношения в коллективе - вы ведь не можете быть рядом с ним постоянно. Побуждайте ребенка анализировать свое поведение, разбирайте с ним конфликтные ситуации, обсуждайте книги и фильмы, проговаривайте варианты верного поведения. Покажите ему способ выхода накопившихся эмоций - пусть колотит спортивную грушу, бросает в угол подушку: все лучше, чем срывать гнев на людях.

Ни в коем случае не стыдите его при всех, не ставьте в пример «хорошего мальчика Васю», это вызовет только злость.  Наберитесь терпения и постарайтесь понять, что холерик и сам бы рад научиться держать себя в руках - помогите ему.

                             САНГВИНИК
Общая характеристика: Живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный человек. Это ребенок -"солнце" - обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Легко сходится с людьми, приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях не теряет чувства юмора, оставаясь собранным и деловитым. Дети-сангвиники на вопрос: "С кем ты дружишь?" - обычно отвечают: "Со всеми". Но сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает.

Ежедневные проблемы: Если вы поручили ему скучную и однообразную работу, он легко "забудет" о ней и займется чем-то более интересным, если же все-таки займется вашим поручением, то бросит дело, как только ему предложат что-то еще более привлекательное.

Ошибки родителей: Сангвиник легко общается, жизнерадостен и быстро схватывает учебный материал, и родители часто не обращают внимания на то, что ребенок поверхностен, перестают его контролировать и присматриваться к его внутреннему миру. Привычный дружелюбный и веселый тон ребёнка может скрыть его внутренние переживания и проблемы от близких людей.

Занятия и увлечения. Сангвиникам тоже необходим подвижный образ жизни, но в спорте они не будут сильно стремиться к результату. Их интересует сам процесс, найдите ему хорошего дружелюбного тренера и не старайтесь сделать из него профессионального спортсмена.  Родители должны делать основной упор в занятиях на умении сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до конца. Конструкторы, пазлы, рукоделие, и игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность. С сангвиниками можно быть требовательным и, конечно, не следует перегибать при этом палку. Помогите ему глубже изучить предмет, которым он занялся. Очень важно поощрять настойчивость таких детей, старательность и целеустремленность и постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и результативности. И, конечно, хвалите его, радуйтесь его успехам, удивляйтесь результатам и рассказывайте, как интересно будет потом, когда он еще больше продвинется в своих занятиях.

Общение. Обсуждайте с ребенком его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружающих. Попробуйте заинтересовать его занятиями в театральном кружке. Ваш ребенок - как раз то самое "солнышко"? Тогда простите ему непостоянство - это не порок, а особенность темперамента.

ФЛЕГМАТИК

Общая характеристика:  Медлительный, усидчивый и внешне спокойный ребенок. Он последователен и обстоятелен в своих занятиях. Не любит беготню и шум, зато любит покушать и поспать, в еде непривередлив. Его нельзя назвать фантазером и выдумщиком. Обычно с детства аккуратно складывает игрушки и одежду. Именно малыш-флегматик способен тщательно и добросовестно часами отдирать кусочки обоев в гостиной, не мешая взрослым заниматься своими делами. Но он способен устроить и скандал, если что-то нарушает привычный распорядок дня. Долго запоминает правила игры, но потом редко ошибается. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком.

Ежедневные проблемы: Попробуйте без согласования заменить привычный завтрак на что-нибудь новенькое, и вы рискуете нарваться на большой скандал. Маленький флегматик способен заставить вас неделю читать одну и ту же сказку на ночь, не позволяя изменить в ней ни одного слова. Хитрый ленивец может нарочно еще медленнее двигаться, чтобы замученный ожиданием родитель вышел из себя и быстренько сделал все сам.

Ошибки родителей: не старайтесь ускорить процесс сборов или выполнения задания криками и скандалами. Гораздо проще просто начать раньше;

Не стоит упорно стараться навязать полезное с вашей точки зрения занятие, если он сопротивляется. Не язвите, не называйте его лентяем, тюфяком и прочими "ласковыми" прозвищами.

Важно! Если вы постоянно раздражаетесь и наказываете его за медлительность и неуверенность, у ребенка может выработаться страх перед действием и развиться ощущение своей неполноценности.
Занятия и увлечения.
 Не бойтесь доверять ребенку, он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело. Вашим девизом должна стать известная народная поговорка - тише едешь, дальше будешь. Правда, время от времени тормошите не в меру медлительного флегматика, чтобы он окончательно не заснул. Его могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции.

Общение. Крайне важно научить его понимать чувства и эмоции других людей. Разбирайте с ним мотивы поступков его сверстников или любимых героев. Обсуждая, старайтесь, чтобы больше говорил он, а не вы, помогите ему сформировать свое мнение и защищать его, иначе он будет вести себя стереотипно, подстраиваясь под поведение окружающих и заимствуя их точку зрения. Упрямого зануду - вот кого вы рискуете вырастить, если не научите его терпимости. Тех, кто не хочет жить так, как он, флегматик спокойно причислит к категории "неправильных" людей, и не будет переживать из-за отсутствия внимания к своей персоне. Поэтому часто у других людей больше проблем с флегматиком, чем у флегматика с ними. Помогите ему научиться понимать и принимать взгляды, отличные от его собственных.

МЕЛАНХОЛИК

Общая характеристика: Дети-меланхолики особенно нуждаются в поддержке и одобрении близких. Они очень чувствительны, обидчивы, насторожены ко всему новому. Меланхолик неуверен в себе, ему трудно самостоятельно сделать выбор. Меланхолики теряются в незнакомой обстановке и совершенно не в состоянии постоять за себя. Малейшая неприятность способна вывести их из равновесия. Дети с таким типом темперамента быстро устают, теряются, если встречают трудности, быстро опускают руки. Внутренний мир меланхолика невероятно богат, ему свойственна глубина и устойчивость чувств. В детстве ведет себя, как "маленький взрослый" - очень рассудителен, любит находить всему объяснение, любит уединение. Обычно среди близких выбирает одного, с кем полностью откровенен; мягок и добр, делится с ним своими переживаниями. Для других оставляет фразу: «У меня все нормально». Разглашение его тайн может стать большой травмой и заставит еще больше замкнуться в себе.

Ежедневные проблемы:  Делая совершенно невинное замечание, вы получаете поток слез и отчаянное: "У меня никогда ничего не выходит, ни на что я не гожусь".

Ошибки родителей: Успокоенные тихим видом замкнутого меланхолика, взрослые часто не замечают его переживаний и проблем. Важно! Постоянно упрекая в лени, пассивности и неспособности, взрослые только больше усугубляют его неуверенность в себе и развивают комплекс неполноценности.

Рекомендации:
Занятия и увлечения. Меланхолик с трудом включается в коллективные игры, но, сумев преодолеть себя, с удовольствием веселится вместе со всеми. Помогите ему включиться в игру, научите его знакомиться, прорепетируйте первые фразы, с которыми он подойдет к незнакомым сверстникам. Ваш девиз в общении с меланхоликом – «Людям свойственно ошибаться».

 Хвалите, хвалите и еще раз хвалите, ищите даже в неудачах позитивные моменты. Переключайте его внимание на результат деятельности, а не на оценку. Просите продемонстрировать вам его достижения, восхищайтесь и радуйтесь за него. Научите его воспринимать ошибку как подсказку к будущим успехам, спокойно разберите без отрицательных оценок, в чем была неудача, и обсудите, как действовать в следующий раз. Поручайте ему дела, с которыми он наверняка справится и результат которых сможет оценить как можно больше окружающих. Это поможет ему набраться уверенности для решения более сложных задач.

Общение. Такие дети чаще всего чувствуют себя «белой вороной» в коллективе и страдают от этого, несмотря на то, что не испытывают большой потребности в общении. Неуверенному в себе меланхолику трудно участвовать в общих делах и развлечениях. Постарайтесь стать для него тем самым близким человеком, которому он может довериться. Не разглашайте его тайн, не критикуйте слишком сильно. Учите его находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать свое мнение, но ни в коем случае не давите на него. Если меланхолик чувствует себя уютно в коллективе, он может играть роль мозгового центра.

Картинки по запросу темперамент

...Как мы иногда сердимся на этих копуш, которые готовы по часу завязывать ботинки, задумываясь над непостижимой природой отношений шнурка и дырочек для завязок! Сколько раз мы хватали за рукав сына, рванувшего к двери, недослушавшего и половины того, что нам так хотелось ему сказать! А слезы из-за сущих пустяков! А непробиваемое молчание на все наши истерики? Разница в темпераментах между родителями и детьми может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем же проблема. Вам будет гораздо проще понять своего ребенка, направить, рассчитать его нагрузку, заинтересовать, развить его лучшие качества.

Составила: педагог – психолог Ледяева В.И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Разный темперамент - разные дети"

Индивидуальные особенности детей.Разный темперамент - разная эмоциональность.Холерик.Сангвиник.Флегматик.Меланхолик.Как вести себя родилелям....

Разные дети - разные подходы в развитии.

Севеты психолога родителям по воспитанию их чад....

Буклет "Равные права - разные возможности!"

В буклете представлены советы для воспитанников и родителей как вести себя и общаться с детьми с ОВЗ....

Разные дети – разные реакции

1. Приветствие.2. Вступительная беседа.Одна из распространённых причин непонимания между детьми и взрослыми заключается в различии их природных темпераментов. Зачастую родители предъявляют к своему ре...

Буклет Инклюзивное воспитание Разные дети

Инклюзивное воспитание дошкольников....

Буклет: "Бабушки бывают разные!"

Буклет: "Бабушки бывают разные!"...