Психология детства. Капризы и упрямство.
презентация на тему

Кузнецова Вероника Аркадьевна

Возрастные особенности 3-7 лет. Кризисы. Рекомендации родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kaprizy_i_upryamstvo2_1.ppt2.66 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психология детства. Капризы и упрямство … ГБДОУ центр развития ребёнка- детский сад №129 Выборгского района Санкт-Петербурга Педагог-психолог : Кузнецова Вероника Аркадьевна

Слайд 2

Что такое Что такое упрямство ? капризы ? Это психологическое состояние Это действия, которые лишены близкое к негативизму, т.е. разумного основания, т.е. отрицательная особенность “ Я так хочу и все ! ” поведения ребенка, выражающаяся Они вызываются слабостью в необоснованном и нерациональном ребенка и в определенной противодействии просьбам, советам, степени выступают, как требованиям других людей. форма самозащиты . Проявление упрямства : Проявление капризов : - желание продолжить начатое - в желание продолжить начатое действие действие даже в тех случаях, даже в тех случаях, когда ясно, что когда ясно, что действие оно бессмысленно, не приносит пользы ; бессмысленно и не приносит - в недовольстве, раздражительности, пользы ; плаче ; - выступает как психологическая - в двигательном перевозбуждении. защита, имеет избирательный характер. Таким образом – для упрямого ребенка самое главное не уступить взрослому, настоять на своем, а для капризного главное находиться в состоянии готовности к капризу, по малейшему поводу.

Слайд 3

Причины возникновения капризов и упрямства. I. Капризы и упрямства могут быть обусловлены социальными особенностями. 1. Смена обстановки. 2. Обилие новых впечатлений (эмоциональная перегрузка). 3. Влияние средств массовой информации на эмоциональное состояние и развитие ребенка (фильмы, мультфильмы, компьютерные игры). Происходит смешение установок и ребенок не в состоянии самостоятельно понять, что хорошее, что плохое. 4. Нарушение режима дня (по каким либо причинам). II. Капризы и упрямства могут быть обусловлены психофизиологическими особенностями. 1. Неокрепшая нервная система (период упрямства и капризности начинается примерно с 18 мес., а заканчивается к 3,5 – 4 годам). 2. Переутомление. 3. Плохое самочувствие во время болезни. 4. Тип темперамента – разные или одинаковые типы у родителей и ребенка.

Слайд 4

Кризис 3-х лет

Слайд 5

.

Слайд 6

Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Кризис может начаться в 18 месяцев, а закончиться в 3,5-4 года. У некоторых детей протекает ярко выражено, у других напротив – тихо.

Слайд 7

НЕГАТИВИЗМ. Ребёнок негативно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требования или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи, а с другими достаточно послушен. Главный мотив- сделать наоборот. Негативизм – кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем. УПРЯМСТВО . Это реакция ребёнка, который настаивает на чём-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому что он так решил. СТРОПТИВОСТЬ . Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребёнок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. Ребёнок всё хочет сделать и решить сам. СВОЕВОЛИЕ . Это когда ребёнок всё хочет делать сам. БУНТ ПРОТИВ ОКРУЖАЮЩИХ . Ребёнок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно. ОБЕСЦЕНИВАНИЕ. В глазах ребёнка обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трёхлетний ребёнок может ругаться, отбросить или сломать любую игрушку и т.п. СТРЕМЛЕНИЕ К ДЕСПОТИЧНОМУ ПОДАВЛЕНИЮ ОКРУЖАЮЩИХ . Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае её ждут истерики. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, агрессии, в требовании постоянного внимания к себе.

Слайд 8

Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки ещё сильнее взбудоражат. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребёнка протекает в общественном месте. Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Чаще всего помогает одно – взять его за руки и увести. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних.

Слайд 9

Возраст от 3 до 4 лет Происходят изменения в характере , особенностях и содержании деятельности ребенка, в отношениях со взрослыми и сверстниками. Интенсивно развивается интеллектуальная сфера : ребенок познает эталонные формы, цвета, величины, явления окружающей действительности, задумывается и о самом себе. Преобладающей формой мышления становится наглядно-образная . В этом возрасте очень высока потребность в движении, и развитие крупной моторики выходит на первый план. Дети осваивают основные движения. Начинают вырабатываться физические качества : скорость, сила, координация, гибкость, выносливость. Есть и такая особенность: дети впервые начинают понимать, что есть «Я» , осознавать свое место в обществе, а также свою принадлежность к тому или иному полу.

Слайд 10

Возраст от 4 до 5 лет Это период интенсивного роста и развития организма ребенка. В процессе игр у детей формируется познавательный интерес, развивается наблюдательность, совершенствуются основные движения. Ведущим становится познавательный мотив , который проявляется в многочисленных вопросах, стремлении получить от взрослых новую информацию ( возраст «почемучек»). Характерна высокая мыслительная активность и любознательность. Продолжается процесс придумывания новых слов и выражений.

Слайд 11

Возраст от 5 до 6 лет В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности . Дети шестого года жизни стремятся познать себя и других людей, начинают осознавать связи в поведении и взаимоотношениях. Понимают разный характер отношений, выбирают собственную линию поведения . Происходят изменения в представлениях о себе. Развитие личности характеризуется появлением новых качеств и потребностей. Дети способны выполнять соответствующие возрасту гигиенические процедуры, имеют навыки опрятности, представления о здоровом образе жизни.

Слайд 12

Возраст от 6 до 7 лет Один из самых сложных периодов. Малыш впервые начинает отделять себя от мамы. «Я сам» становится истинной мотивацией. Ребенок полностью осознает себя как самостоятельную личность , что проявляется в свободном диалоге со сверстниками. Дети уже умеют отстаивать собственную позицию в совместной деятельности, могут совершать нравственный выбор в реальных жизненных ситуациях. Речь становится подлинным средством общения .

Слайд 13

Кризис 7 - ми лет. Кризис 7 – ми лет обуславливается изменениями в поведении и новообразованиями. Поведение. Ребенок начинает : - кривляться (постоянное притворство и шутовство никак не мотивировано внешне, оно вызывает уже не смех, а суждение взрослых) ; - манерничать (ходить не так, как ходил раньше, в поведении появляется что – то нарочитое, нелепое и искусственное, вертлявость, поясничанье, клоунада) ; - капризничать (говорить плаксивым голосом, не соглашаться с мнением взрослого). Суть этих изменений Л.С. Выготский определил, как утрату детской непосредственности.

Слайд 14

Новообразования Ребенок осознает и переоценивает : - свое место в мире общественных отношений (открытие социальной позиции школьника) ; - меняется самосознание (рождение социального “ Я ” , переоцениваются ценности и мотивы связанные с учебной деятельностью, осознаваемые переживания образуют устойчивые аффективные комплексы, происходит обобщение и осознание переживаний, появляется новый для ребенка смысл переживаний – личностный) ; - возникает способность и потребность к социальному функционированию (осуществление общественно – значимой деятельности).

Слайд 15

В этот кризисный период ребенок страдает от невозможности сделать внутренний мир доступным и понятным для окружающих. Задача взрослого помочь ребенку преодолеть несоответствие внешнего и внутреннего, преодолеть несовпадения желаний и их внешнего выражения. Советы родителям : - создать в семье для ребенка доброжелательную атмосферу ; - создавать позитивное отношение к ребенку (говорить, что ребенок для них самый лучший. Ошибки и поступки ребенка не влияют на их любовь, а всего лишь огорчают ; - учить ребенка конструктивным способам выхода из конфликтов ; - учить ребенка правильно распределять свое время. Если упустить момент, ребенку будет трудно адаптироваться в школе ; - развивать волевую сферу ребенка ; - поддерживать начиная ребенка, учить оценивать продукт своей деятельности, показывать способы улучшения этого продукта ; - не забывайте хвалить ребенка и восхищаться его достижениями.

Слайд 16

IV. Причиной капризов и упрямства детей могут быть нарушения в системе родитель – ребенок (нарушение детско – родительских взаимоотношений). 1. Использование в общении с ребенком деструктивных стилей воспитания : - гиперопека (ребенок находиться под контролем и вниманием взрослого, при этом уровень самостоятельности ребенка крайне низок) ; - гипоопека (ребенку слишком много позволено, количество запретов и требований минимальное, ребенок чувствует вседозволенность). - неустойчивый (резкая смена стилей воспитания – от строгого к либеральному, ребенок находиться постоянно в стрессовом состоянии). 2. Ребенку недостаточно эмоционального общения с родителями (привлечение к себе внимания, как к члену семьи). 3. Неадекватная оценка возможностей ребенка со стороны родителей (завышение или занижение требований к ребенку которые не соответствуют возрасту ребенка. В первом случаи это может привести к неврозу, во втором к развитию эгоцентричных черт характера). 4. Проблемы в супружеских взаимоотношениях (ребенок показывает свое негативное отношение к неблагоприятной ситуации в семье). 5. В семье нет единой воспитательной позиции в отношении ребенка (происходит манипуляция родителями).

Слайд 17

Памятка для родителей. • основной залог предупреждения упрямство и капризов у детей - это здоровый психологический климат в семье, разумная родительская любовь к детям ; • упрямство ребенка - результат излишней требовательности родителей, капризы, наоборот, следствие чрезмерной уступчивости его близких : • основным источником радости для ребенка является совместная со взрослым деятельность, разнообразное общение ; • отказаться от привычной «авторитарной» или «попустительской» позиции, научиться относиться как к человеку, имеющему определенные права, собственное мнение, уважать, признание его как личности , а также здравый подход к каждой конкретной ситуации, в которой проявляется упрямство, капризы ; • поощрять самостоятельность ребенка, а в себе преодолевать привычку делать все за ребенка ; • укреплять нервную систему ребенка: строго соблюдать режим дня, рационально осуществлять физическое воспитание и закаливание, не перенасыщать его психику сильными впечатлениями, контролировать просмотр телепередач ;

Слайд 18

Памятка для родителей. • хвалите ребенка, похвала не бывает лишней (за поступок, за свершившееся действия, за то что достигнуто своим трудом) ; • наказание не должно вредить здоровью ребенка ; • не пропускайте упрямство и капризы ребенка, отрицательное поведение при может закрепиться ; • детские капризы и упрямство – это результат неправильного воспитания . В воспитании важна постепенность и последовательность . Первоначально требований, которые вы будете предъявлять ребёнку, должно быть не очень много : надо запрещать только то, что является абсолютно недопустимым и если запрещать что-то, то уже быть до конца последовательным ; • постоянное подчёркивание родителями недостатков ребёнка вызывает у него озлобление, сопротивление, что нередко так же выражается в капризах и упрямстве ; • любое поведение ребенка имеет существенные причины вести себя так. прояснение этих причин – ценный материал для построения отношений с ребенком и одно из условий его успешного развития.

Слайд 19

Рекомендации для родителей. Справляемся с капризами. 1 .Ребенка можно успокоить, если отвлечь его внимание. 2 . Используйте положительные просьбы. 4. Эффективный способ остановить истерику — пятиминутный тайм-аут. Посадите ребенка на стул, стоящий около стены, позаботьтесь о том, чтобы в поле зрения не оказалось ничего интересного. 5. Еще один способ успокоить кричащего ребенка — присоединиться к нему. Начните плакать вместе с малышом и постепенно меняйте тональность, переходя от крика и рева, к хныканью и шмыганью носом. 6. Многие дети имеют скверную привычку биться головой о стенку или пол, пытаясь таким способом заставить взрослых выполнить их желание. Лучший способ отучить от этой привычки — игнорировать.

Слайд 20

Рекомендации для родителей. Справляемся с капризами. 8. Отмечайте и поощряйте все поступки ребенка, заслуживающие одобрения, все случаи проявления положительных черт характера. 9. Заметив, что ребенок начал плакать, ныть или как-то по-другому выражать свое недовольство с целью получения выгоды - оставьте его на некоторое время одного. 10. Если ребенок устраивает сцену на улице, не стыдите его и не наказывайте. Это жестокость в чистом виде. 11. Перед походом или поездкой (магазин, гости) оговорите с ребенком предполагаемые действия. 12. Ребенку можно давать право выбора. 13. Если Вы о чем-то попросили ребенка, он должен выполнить просьбу, а Вы проконтролировать. Ели просьба не выполнена ребенок может быть лишен чего - либо. 14. Требования к ребенку должны быть едиными и постоянными со стороны всех взрослых.

Слайд 21

“ Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей ” В. А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект родительского собрания "Детские капризы и упрямства", презентация к собранию

Обучение родителей способом преодоления детских капризов и упрямства....

Капризы и упрямство

Капризы и упрямствоПрежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капри...

Консультация педагога - психолога «Капризы и упрямство»

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство ...

Капризы и упрямство/ Как справиться с капризами и упрямством детей.

Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5 - 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нор...

Психолог советует Капризы и упрямство дошкольников и причины их проявления

В статье рассматриваются такие психологические состояния, как упрямство и капризы. Упрямство очень близкоек негативизму, это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в нео...

консультация ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "СЧАСТЛИВОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО БЕЗ КАПРИЗ И УПРЯМСТВА"

Счастливое дошкольное детство есть – его не может не быть, если семья ребенка и педагоги дошкольного образования и воспитания всегда рядом. Рядом – это значит, что мы вместе постараемся ра...

Консультация психолога «Капризы и упрямство»

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство ...