Консультации для родителей "Формирование словаря у детей с ОНР"
консультация (старшая группа)

Анна Петровна Зарубина

Формирование словаря у детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovar_1.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 10 «Теремок»

город Зеленогорск Красноярский край

Консультация для родителей

по теме:

«ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

                                                                               Подготовила воспитатель

                                                                                       

                                                                                            Зарубина А.П.

Январь  2019 г.

        Слово – основная единица языка, и совершенствование навыков речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. В каждом слове можно выделить: его значение или заключенный в нём смысл; звуковой состав слова; его морфологическую структуру. Все эти три характеристики нужно учитывать при проведении словарной работы с детьми.

      Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребёнка с миром вещей, явлений, их свойствами и качествами.

      Речевое общение невозможно без расширения словарного запаса. Работа по его обогащению, закреплению и активизации занимает особое место в современной логопедии.

      Большое место в развитии словаря осуществляется во время непосредственной образовательной деятельности:  формирование целостной картины мира, познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности (различные наблюдения, экскурсии, в ходе которых формируются и уточняются знания и представления). Познавая окружающий мир,  ребёнок усваивает точные названия (обозначения) предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей. Развитие речи и словаря тесно связаны со всеми разделами программы воспитания и обучения в детском саду, и осуществление её предусматривается в разных видах деятельности детей.

      Работа над словарём – это работа языковая. Это значит, что в работе над словом необходимо учитывать собственно языковые характеристики слова, а именно многозначность, а также синонимические и антонимические отношения.

     Работа с многообразными словами – это часть лексической работы. Главная её задача состоит в том, чтобы обеспечить собственно языковое, речевой развитие,  совершенствование владение языком. Многозначные слова играют большую роль в точности словоупотребления. Правильное употребление слова во многом определяет в дальнейшем у ребёнка его культуру речи.

Отклонения в развитии словарного запаса у детей

     Развитие словарного запаса у некоторых детей протекает с отклонениями от нормы. Это выражается в более поздних сроках появления слов  в речи ребёнка, в малом их количестве,  в затруднениях усвоения  значения слов  и в необычном искажении их звуко-слоговой структуры.

     У детей  с нормальным интеллектом даже при выраженной задержке речевого развития первые слова появляются к году. Но после появления этих  первых слов дальнейшее развитие речи как бы притормаживается. Словарь обогащается крайне медленно, слова носят «лепетный» характер и непонятны для окружающих. Характерно грубое искажение звуко – слоговой структуры слов, которое не может быть объяснено одним лишь моторным несовершенством речевого аппарата ребёнка. Наблюдается перестановки слогов в словах  (например,  «моколо» вместо молоко)  или слова могут искажаться до полной неузнаваемости (например, «ати» вместо стол, «ти» вместо машина).

     В дошкольном и младшем школьном возрасте речь ребёнка отличается бедностью словарного запаса: в нем мало существительных, глаголов, прилагательных. У ребёнка не хватает слов для полноценного выражения мыслей, не говоря о трудностях грамматического оформления речи.  Из-за незнания названий  многих предметов ребёнок вынужден заменять в своей речи близкие по значению слова (например, санки – «лыжи», тигр – «лев» и т.п.).

     То же самое происходит с глаголами (например, из-за отсутствия в словаре ребёнка глагола «ползает», о змее говорится, что она «ходит» или «лазает»). Дети не понимают значения глагольных приставок, так как имеют неточное смысловое употребление глаголов. Например, на одной из картинок изображена девочка, которая выливает воду из ведра, а  на другой – мама, которая наливает чай в чашку. Пример первой картинки «Девочка льёт воду.», «Девочка поливает воду.». Пример по второй картинке: «Мама льёт чай в чашку.», «Мама поливает чай.»

      Также однотипны и употребляемые такими детьми имена прилагательные, которые ограничиваются в основном словами хороший – плохой, маленький – большой. Из-за нехватки слов ребёнок говорит, что соль по вкусу «горькая», «кислая», «невкусная», а сахар «вкусный».

     Для таких детей характерно полное отсутствие или недостаточное количество в речи обобщающих слов. Например, когда ребенка  попросили назвать известные ему деревья, он сказал: «Елка, берёза и дерево». Это говорит о том, что ребёнок совершенно не отличает общее понятие от частного.

     При задержке в развитии речи детям недоступно использование различных способов обогащения словарного запаса. Так, с большим трудом даются им антонимы (подбор слов с противоположным значением). Например,  ребенку предлагается картинка, на которой нарисованы две ленты – широкая и узкая. Далее взрослый говорит: «Видишь, вот эта лента широкая (показывает соответствующую ленту), а эта какая?». Ребёнок отвечает: «Тонкая, короткая, маленькая, синяя». Отсутствие в  активном словаре ребёнка нужных слов объясняется недостаточно чётким пониманием их значений. Именно поэтому у детей и не возникает потребности в пополнении своего словарного запаса за счёт такого рода слов.

Очень беден словарь синонимов (слов близких по своему значению).

Точнее выразить свою мысль ребёнок может за счёт подбора наиболее подходящих по смыслу слов.

     Дети с отклонениями в речевом развитии с большим трудом  овладевают и правилами образования новых слов, что также задерживает пополнение словарного запаса ребёнка. Самый простой вид словообразования – это образование новых слов при помощи уменьшительных суффиксов. Например, дети с нарушением речи и бедным словарем могут допустить такие ошибки: «грибик» вместо грибок, «петушонок» вместо петушок.

     Также трудности у детей возникают при образовании относительных прилагательных. Например, если ребёнку задать вопрос: «Если сумка сделана из кожи, то какая она?», в ответ мы можем услышать «красивая», «коричневая», даже с подсказкой «стол сделан из дерева, он деревянный, бутылка из стекла – стеклянная, сумка из кожи какая?», ребёнок отвечает «кожевая», «кожёвая», «кожная».  А теперь приведём пример образования

притяжательных прилагательных. Воспитатель говорит: «У коровы голова коровья, а у петуха?», ребёнок отвечает: «Петухья», «петуханная», «петухачья», «курячья». Дети очень долго думают при выполнении приведенных заданий, перебирая разные варианты, но в большинстве случаев так и не находят правильного ответа.  Это свидетельствует об имеющихся у этих детей трудностях в подборе нужных слов и об отсутствии в их словаре

многих из этих слов.  

     Такая бедность словарного запаса и неточность понимания значений многих слов очень затрудняет практическое применение детьми грамматических правил (даже если правила хорошо выучены). Особенно, в последствие, это проявляется при правописании безударных гласных, непроизносимых согласных, парных согласных в конце и в середине слов. Это объясняется тем, что при использовании этих правил ребёнок должен  очень хорошо владеть морфологическим составом слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и уметь подбирать родственные слова, то есть улавливать «смысловое родство» слов (ребёнок должен подбирать проверочные слова, но так как его словарь ограничен, то младший школьник к слову лисица  подбирает проверочное слово лес; то же самое происходит со словом листва – проверочное слово лес).

     Учащиеся с недостаточным уровнем речевого развития в большинстве случаев всё же пытаются на уроках русского языка руководствоваться какой-то «логикой».

Обогащение словаря у детей с нарушением речи

     Основной целью словарной работы у детей с нарушением речи  является активизация и уточнение имеющегося словаря,  а также обогащение речи детей новыми словами. Дети должны не только запомнить новые слова, но и ввести их в активный запас, уметь свободно пользоваться в своей речи.

     Приёмы словарной работы:

1. Показ и называние нового предмета (или его признаков) или действий, создавая у ребёнка образное представление, а также устанавливая связь слова с реальным предметом (показ предмета сопровождается пояснением, которое помогает понять его сущность, развивает целенаправленное внимание, умение не только смотреть, но и видеть).

2. Объяснение происхождения данного слова (например, хлебница – посуда, в которой хранят хлеб, чайник – посуда, в которой кипятят чай и т.д.).

3. Употребление  расширенного значения уже известных словосочетаний (например, громадный дом – очень большой дом – тот, который выше всех других домов).

4. Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающий (например, этот забор высокий или низкий), а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, доступными по содержанию. Необходимо также обучать детей и самостоятельной постановке вопросов.        

5. Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.

6. Распространение предложений путём введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.

7. Составление предложений по опорным словам. (Для того чтобы развивать у детей внимание к слову, его различным оттенкам и значениям, выработать умение выбирать из своего словарного запаса именно то слово, которое больше всего подходит данной теме, совершенствовать логическое мышление.)  

     Бывает, что у детей с отставанием речевого развития запас слов может быть достаточно большой, особенно если в семье этому уделяют внимание. Важно умение активно пользоваться имеющимися словами, правильно сочетать их между собой, образовывать от них новые слова и т.д. Важна и правильность грамматического оформления слов, чтобы в речи ребёнка не фигурировали слова типа «санка», «обутка». Необходимо у  таких детей обращать внимание на правильность звуко-слоговой структуры имеющихся слов. Поэтому работа над обогащением словарём должна идти одновременно с совершенствованием звукопроизношения и грамматического строя речи.

     Само содержание работы по обогащению словаря, как в дошкольном, так и в школьном возрасте будет примерно одинаковым, но формы её проведения различны. У дошкольников  обогащение словаря происходит преимущественно в процессе игр, детьми школьного возраста проводятся специальные занятия, в которых он сознательно принимать активное участие. Но в том и в другом случае необходимо обогатить речь ребёнка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, углубить и уточнить понимание значений уже имеющихся у него слов, а также привить ребёнку простейшие навыки образования новых слов.

        


Приложение

Дидактические игры по развитию словаря

Д/и «Один – много»

Цель: образование существительных множественного числа.

Месяц - …месяцы; проталина - …; лужа - …; льдина -…; ручей - …; почка - …; сосулька - …; листок - …; грядка - … и т.д.

2-й вариант: образование существительных множественного числа в родительном падеже.

Месяц - много месяцев; весна – много весен; проталина - …; лужа - …; гнездо - …; почка - … и т.д.

Д/и «Скажи ласково»

Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Снег - снежок; ручей - …; лужа - …; солнце - …; лужа - …; почка -…; проталина - …; облако - …; гнездо -…; льдина - …; дождь - …; огород - … и т.д.

Д/и «Скажи со словом «весенний»»

Цель: учить детей согласовывать прилагательные с существительными.

День - весенний; погода - …; настроение - …; солнце - …; месяцы - …; небо - …; цветы - …

Д/и «Что происходит в природе весной?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в  предложении.

Дети образуют полукруг. Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен ответить.

          Вопросы:                  Ответы детей

     Солнце что делает? –  Светит, греет.

     Ручьи что делают? –   Бегут, журчат.

     Снег что делает? –      Темнеет, тает.

      Птицы что делают? – Прилетают, вьют гнезда,    поют песни.

    Медведь что делает? –  Просыпается, выходит из берлоги.

Д/и «Кто в домике живет?»

Цель: закрепление умения употреблять уменьшительную форму существительных в единственном числе.

Игровой материал: карточки с изображением большого и маленького дома, парные картинки разной величины.

Предложить  детям изображения большого дома и маленького домика. У каждого ребенка несколько карточек с изображением предметов разной величины. Объяснить: «В эти два дома решили заселиться два сказочных героя – гном и великан. Великан какой? – большой. Ему  какой дом нужен? – большой. И вещи у него тоже большие.  Гном какой? – маленький? И поэтому, в каком доме ему будет удобнее жить? – в маленьком. И вещи у него маленькие. При переезде они все свои вещи перепутали и просят вас им помочь.

Ребенок называет предмет в зависимости от его величины и помещает в соответствующий дом. (Это большая подушка. Она будет в большом доме. А это маленькая подушечка. Она – в маленьком домике.)

Д/и «Подбери слово-признак»

Цель: активизировать прилагательные, закреплять практическое согласование прилагательного с существительным в роде, числе, падеже.

Игровой материал: мяч.

Дети встают в круг. Педагог  объясняет правила игры: «Ребята, к нам в гости пришел лесовичок. Он живет в лесу в большом дупле и не знает, что такое город. Лесовичок просит рассказать ему про город.

Город (какой?) – чистый, красивый, молодой, большой, старый, нарядный, зеленый.

Улица (какая?) – длинная, короткая, чистая, грязная, прямая, кривая, старая, новая, широкая, узкая, зеленая.

Здание (какое?) – новое, старое, огромное, высокое, многоэтажное, одноэтажное, деревянное, блочное, панельное, к

Д/и «Скажи наоборот» 

Цель: учить детей подбирать слова-антонимы.

Эта улица узкая, а эта ... (широкая), эта дорога длинная, а эта ... (короткая), эта речка мелкая, а эта ... (глубокая), эта школа близкая, а эта ... (далекая), эта тропинка прямая, а эта ... (кривая), этот дуб молодой, а этот ... (старенький), этот путь далекий, а этот ... (близкий), этот мост высокий, а этот ... (низкий).

Д/и «Он, она, они».

Цель: учить детей изменять глаголы прошедшего времени по родам и числам.

Игровой материал: сюжетные картинки.

Он надел куртку. Она надела куртку. Они надели куртки.

Он надел шапку. Она надела шапку. Они надели шапки.

Он завязал шнурки. Она завязала шнурки. Они завязали шнурки.

Он обул сапоги. Она обула сапоги. Они обули сапоги.

Д/и «Слова-родственники»

Цель: учить детей образовывать имена прилагательные от существительных.

Игровой материал: мяч.

Воспитатель: «Дети, сейчас мы с вами поиграем. Я буду спрашивать предмет какой, а вы будете отвечать. Например, холод – холодный.

Лед -…(ледяной);

Зима -…(зимний);

Стекло -…(стеклянный);

Красота -…(красивый).

Белизна - …(белый);

     Хрусталь - …(хрустальный).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста"

В материале даны рекомендации родителям по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста через приобщение к произведениям русских поэтов и писателей; а также знакомство с синонимами и упражне...

Консультация для родителей: Развитие словаря у детей 4-5 лет.

Очень важная задача, стоящая перед взрослыми, это задача обогащения словаря ребенка. У всех людей есть пассивный словарь – в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть ...

Консультация для родителей Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений.

У детей с нарушением речи часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Дети плохо классифиц...

Консультация для родителей: Развитие словаря у детей 4-5 лет.

Консультация для родителей: Развитие словаря у детей 4-5 лет. Развитие речи дошкольника напрямую зависит от его мелкой моторики рук. Для развития мелкой моторики рук малышей предлагайте ребе...