Консультация для родителей "Обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста"
статья по логопедии по теме

Тувышкина Ольга Владимировна

В материале даны рекомендации родителям по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста через приобщение к произведениям русских поэтов и писателей; а также знакомство с синонимами и упражнения на подбор синонимов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_dlya_roditeley.docx14.72 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста»

     Старший дошкольный возраст – очень важный период в жизни ребенка, ведь от того насколько подготовленным малыш придет в первый класс, зависит его дальнейшее обучение.

     К моменту поступления в школу большое значение приобретает уровень речевого развития ребенка: умение отвечать на вопросы составлять предложения и рассказы. Малышу с развитой речью легче адаптироваться к новым условиям и включиться в процесс обучения, овладеть чтением и письмом.

       Одним из способов обогащения словаря, важнейших показателей   богатства великого русского языка является многообразие синонимов в нашем языке. Синонимы – слова, различные по своему звучанию, но близкие по своему значению. Синонимы отражают сущность одного и того же явления, но отражают многообразно, с разными оттенками.  Не подменяя друг друга, они уточняют, расширяют, обогащают значение, смысл слова. Употребление в речи синонимов делает речь каждого человека богаче, ярче, разнообразнее, выразительнее, точнее, осмысленнее, глубже и содержательнее.

      Главным источником обогащения словарного запаса ребенка синонимами является приобщение его к языку подлинной художественной литературы и устного народного творчества русского народа. Познакомьте ребенка с творчеством А.С. Пушкина, прочитайте стихотворения « Унылая пора! Очей очарованье!...», «Уж небо осенью дышало…», «Зимний вечер», «Вот вечер тучи нагоняя…»; Ф. И. Тютчева - «Есть в осени первоначальной…», « Чародейкою зимою…»; И.З. Сурикова - «Детство», «Зима»; рассказы о природе В. Бианки, М. Пришвина, И. Соколова – Микитова, Д. Н. Мамина – Сибиряка. Дети очень любят слушать сказки – русские народные сказки «Снегурочка», «Зимовье зверей», «Морозко», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко», «Мужик и медведь», «Гуси – лебеди». После прочтения произведения, побеседуйте с ребенком о его содержании. Если это природное явление, обратите внимание на то, какие слова автор использовал при  его описании. Если это рассказ или сказка,  попросите ребенка назвать героев произведений и рассказать,  какие они по характеру, поведению. Предложите ребенку пересказать текст или наиболее понравившиеся отрывки из него.

                 Игры и упражнения на подбор синонимов:

               1. Упражнение «Как сказать по-другому?»

Взрослый называет слово и    предлагает             ребенку сказать его по- другому, подобрать похожее слово:

                отыскать - …(найти), зябнуть - …(мерзнуть), шалить - …(баловаться), прощать –

                 …(извинять), реветь - …(плакать), бросать - …(кидать), мчаться- …(нестись);

                 смелый -   …(храбрый), ароматный - …(душистый), веселый - …(радостный),

                 горячий - …(жаркий),

                 грустный - …(печальный), большая - …(крупная); враг - …(противник), еда –

                …(пища), тишина -…(безмолвие), холод - …(стужа).

      2. Упражнение «Кто больше».

Упражнение можно провести в форме соревнования. Кто больше подберет похожих слов к данному слову. За каждое правильно подобранное слово – фишка. У кого фишек больше, тот выигрывает.

Примерный лексический материал:

ароматный – душистый, пахучий, благоухающий, благовонный;

бить – ударять, колотить, избивать, стегать, хлестать, пороть;

блестит – сияет, сверкает, светится, искрится, блистает;

волшебница – чародейка, колдунья, фея;

грустный – печальный, невеселый, безрадостный, тоскливый, унылый;

еда – пища, снедь, продукты питания, продовольствие, съестные припасы, корм;

жалобно – печально, грустно, уныло, тоскливо, безрадостно;

заплакала – зарыдала, заревела, залилась слезами;

злая – сердитая, гневная, грозная, злобная, лютая, свирепая, яростная;

конец – финал, окончание, завершение, финиш, итог;

крошечные – маленькие, малюсенькие, крохотные, небольшие, мелкие;

смелый – храбрый, бесстрашный, мужественный, отважный, героический;

                 3. Более сложное упражнение  «Закончив предложение, скажи иначе»  –

                 закончить предложение, выбрав более близкое по значению прилагательное:

                 этот дом большой, а тот… (огромный);  мальчик молчаливый, а девочка…

                 (неразговорчивая); вчера день был теплый, а сегодня… (жаркий); это полотенце

                  влажное, а это совсем … (мокрое). 

4. Игра «Подбери слово»

Игровые действия:

                 1 вариант Взрослый показывает изображение  или игрушку зайчика, и говорит,

                 что зайчик шел по лесу и думал: «Я – зайчик. Идет кто? Зайчик. Я живой. Но

                 ведь идти может и поезд. Идет что? Поезд. Так недолго и запутаться».

                 Затем взрослый предлагает ребенку помочь зайчику: придумать свои слова о

                 которых можно сказать «идет» (поезд, пароход, время, письмо, человек, дождь);

                 «бежит» (человек, молоко, ручей, собака, тропинка);

                 «летит» (самолет, птица, облако, пух, воздушный шар, бабочка);

                 «сидит» (человек, кошка, росток)

                 2 вариант. Взрослый предлагает ребенку подобрать свои слова, нарисовать их

                 изображение.

       Предлагаемые упражнения являются не только эффективным материалом и средством овладения синонимами, развития и обогащения речи ребенка, но и способствуют совершенствованию качества мыслительных операций и мышления в целом, помогают детям прикоснуться в процессе работы к духовным ценностям нашей великой культуре.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения нравственными и эстетическими суждениями

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для усвоения ребенком определенных культурных ценностей. Обогащение словарного запаса ребенка как один из показателей общего развития его...

Дидактические игры для активизации словаря прилагательных детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Картотека дидактических игр, используемая в работе с дошкольниками для активизации   словаря прилагательных....

Развитие воображения и активизация словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через нетрадиционные занятия.

Доклад из опыта работы с детьми с общим недоразвитием речи включает в себя теоретическую и практическую часть. Раскрывает основные функции воображения, тесную связь воображения и речи ребёнка. Раскрыт...

Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Создание дидактических игр по активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста

Данная методическая разработка содержит иформацию о значении, целях и задачах дидактических игр, примеры и  картотеки....

Консультация для родителей. "Игры и упражнения для обогащения и активизации словаря для детей старшего дошкольного возраста"

Игры и упражнения для обогащения и активизации словаря для детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для педагогов "Устное народное творчество как средство обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста"

В настоящее время уделяется особое внимание формированию и обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст является сензитивным в освоении речи. Произведения народн...