«Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»
консультация (старшая группа) на тему

«Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить

этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка».

С. Гин

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»

 

«Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить

этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка».

С. Гин

 

«Детская поисково-исследовательская деятельность по освоению окружающего мира – это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира, путем личного практического экспериментирования с объектом исследования».

Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации

Содержание опытно-экспериментальной деятельности реализуется в следующих видах деятельности:

  1. образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
  2. образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
  3. взаимодействие с семьями детей.

Организованная образовательная деятельность познавательного цикла дополняется опытно-экспериментальной, поисковой деятельностью, что позволяет обогатить новым содержанием задачи познавательного развития и усилить развивающий эффект.

Вне занятий опыты в лаборатории проводятся по желанию детей самостоятельно, воспитатель уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов и выход знаний, полученных в самостоятельной деятельности детей, отражаются в дальнейших беседах. Дети с увлечением рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, анализируют полученные данные. Это положительно сказывается на развитии речи детей, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Роль воспитателя – подготовить ключевые вопросы, запускающие и поддерживающие активность воспитанников. Окончательный вывод формулирует воспитатель.

В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое значение имеет наблюдение. С его помощью дети познают не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д. р.), но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, ИЗО деятельность и рассказы детей на основе наблюдений). 

Во время проведения экскурсий и целевых прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка – это замечательное время, когда воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у них появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Для успешного взаимодействия необходимо:

  1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить      усилия для развития и воспитания детей;
  2. создать атмосферу общности интересов;
  3. активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;
  4. формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений, предложить картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.

               

 в работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников и характером воспитательно-образовательных задач, которые решают воспитатели.

В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Итак, детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете, явлении, веществе. Получение новых знаний и сведений выступает при этом как основной мотив деятельности с ярко выраженной установкой на получение чего-то нового, неожиданного. И в этом заключается основа чрезвычайной гибкости детского экспериментирования, способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.

И хочется закончить китайским изречением:

 То, что я услышал, я забыл.

 То, что я увидел, я помню.

 То, что я сделал, я знаю!

Несколько несложных по организации опытов мы предлагаем Вам.

Опыт «Маленькие химики»

На улице идет дождь и прогулку приходится отложить. Чем же занять

ребенка дома? Может быть химией? Вашему малышу уже пятый год? Покажите

ему, как, словно по волшебству, вода в обычной банке меняет свой цвет. В

стеклянную банку или стакан налейте воду и растворите в ней таблетку

фенолфталеина (продается в аптеке). Жидкость будет прозрачной. Затем добавьте

в раствор пищевой соды – раствор окрасится в интенсивный малиново-розовый

цвет. Насладившись таким превращением, добавьте туда же уксус – раствор снова

обесцветится.

Опыт «Вулкан»

Сильное впечатление на детей производит и такой опыт: добавьте в

питьевую соду уксус так, как мы это делаем при изготовлении теста. Только соды

должно быть побольше, скажем, 2 столовые ложки. Вылепите из пластилина

«вулкан» - конус с отверстием наверху, разместите его на блюдце, насыпьте в

отверстие соду и наливайте уксус прямо из бутылки сверху в отверстие

(осторожно, не наклоняться). В какой-то момент пена начнет выплескиваться из

вулкана, - такое зрелище ребенок запомнит надолго.

Опыт «Спрятанная картинка»

Цель – узнать, как маскируются животные.

Желтым мелком нарисуйте птичку на белой бумаге. Накройте картинку

красным прозрачным пластиком (красная прозрачная папка из пластика). Желтая

птичка исчезла. Объясните ребенку почему. Красный цвет – не чистый, он

содержит в себе желтый, который сливается с цветом картинки. Животные часто

имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им

прятаться от хищников.

Нам хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету

В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире

что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми красками

радуги. Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и

еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

При организации детского экспериментирования с некоторыми предметами и

веществами строго соблюдайте правила безопасности.

При работе с водой:

- береги воду;

- аккуратно пользуйся емкостью для воды;

- своевременно поддерживай порядок на рабочем месте, подтирай

разлившуюся на стол или пол воду.

Можно прочитать стихи, которые очень просты и легко запоминаются:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

При работе с землей и песком:

- во время опыта не разбрасывай землю и песок;

- не три глаза грязными руками;

- если во время исследования запачкались руки – их необходимо вымыть;

Если сыплешь ты песок –

Рядом веник и совок.

При работе с красками

- не бери краски в рот;

- содержи место в порядке;

- не брызгай красками в товарища, будь осторожен.

При работе с зеркалом, стеклом:

- будь осторожен с зеркалом, стеклом оно может разбиться;

- если зеркало разбилось, не трогай осколки;

- солнечные зайчики вредны для глаз, не пускай их в глаза другим.

Со стеклом будь осторожен –

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат – совок

И для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

При работе с огнем

- опыты с огнем можно проводить только под руководством взрослого, имея

для этого специальное оборудование;

- работать надо на определенном расстоянии от огня, чтобы не обжечься.

Помни правило: огонь

Никогда один не тронь!

При работе с семенами

- неизвестные семена не стоит пробовать на вкус, они могут быть вредными

для организма;

- чтобы не навредить себе, не засовывай их в рот или в нос.

По окончании работы:

Ты работу завершил?

Все на место положил?

Помочь ребенку убрать рабочее место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Значение творческих видов деятельности для развития ребенка"

Педагогическое просвещение родителей об использовании нетрадиционных техник изобразительной деятельности для развития ребенка дошкольного возраста....

«Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»

Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.Исследовательская деятельность является стимулом для развития волевых кач...

Консультация для родителей «ЗНАЧЕНИЕ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»

Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка....

Консультация для педагогов «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»

Консультация для педагогов «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»...

Значение опытно-экспериментальной деятельности в развитии ребенка

Значение опытно-экспериментальной деятельности в развитии ребенка...

Статья "Значение опытно-экспериментальной деятельности в развитии ребенка"

Статья для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Значение опытно-экспериментальной деятельности в развитие ребенка"...

Значение познавательно- исследовательской деятельности в развитии ребенка

Значение познавательно - исследовательской деятельностив развитии ребёнкаРазвитие познавательной активности у детей вопрос актуальный. Федеральные государственные стандарты дошкольного образования дик...