«Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»
консультация (старшая группа) на тему
«Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить
этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка».
С. Гин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»
«Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить
этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка».
С. Гин
«Детская поисково-исследовательская деятельность по освоению окружающего мира – это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира, путем личного практического экспериментирования с объектом исследования».
Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации
Содержание опытно-экспериментальной деятельности реализуется в следующих видах деятельности:
- образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
- взаимодействие с семьями детей.
Организованная образовательная деятельность познавательного цикла дополняется опытно-экспериментальной, поисковой деятельностью, что позволяет обогатить новым содержанием задачи познавательного развития и усилить развивающий эффект.
Вне занятий опыты в лаборатории проводятся по желанию детей самостоятельно, воспитатель уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов и выход знаний, полученных в самостоятельной деятельности детей, отражаются в дальнейших беседах. Дети с увлечением рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, анализируют полученные данные. Это положительно сказывается на развитии речи детей, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Роль воспитателя – подготовить ключевые вопросы, запускающие и поддерживающие активность воспитанников. Окончательный вывод формулирует воспитатель.
В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое значение имеет наблюдение. С его помощью дети познают не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д. р.), но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, ИЗО деятельность и рассказы детей на основе наблюдений).
Во время проведения экскурсий и целевых прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка – это замечательное время, когда воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у них появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Для успешного взаимодействия необходимо:
- Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу общности интересов;
- активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;
- формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений, предложить картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.
в работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников и характером воспитательно-образовательных задач, которые решают воспитатели.
В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.
Итак, детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете, явлении, веществе. Получение новых знаний и сведений выступает при этом как основной мотив деятельности с ярко выраженной установкой на получение чего-то нового, неожиданного. И в этом заключается основа чрезвычайной гибкости детского экспериментирования, способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.
И хочется закончить китайским изречением:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Несколько несложных по организации опытов мы предлагаем Вам.
Опыт «Маленькие химики»
На улице идет дождь и прогулку приходится отложить. Чем же занять
ребенка дома? Может быть химией? Вашему малышу уже пятый год? Покажите
ему, как, словно по волшебству, вода в обычной банке меняет свой цвет. В
стеклянную банку или стакан налейте воду и растворите в ней таблетку
фенолфталеина (продается в аптеке). Жидкость будет прозрачной. Затем добавьте
в раствор пищевой соды – раствор окрасится в интенсивный малиново-розовый
цвет. Насладившись таким превращением, добавьте туда же уксус – раствор снова
обесцветится.
Опыт «Вулкан»
Сильное впечатление на детей производит и такой опыт: добавьте в
питьевую соду уксус так, как мы это делаем при изготовлении теста. Только соды
должно быть побольше, скажем, 2 столовые ложки. Вылепите из пластилина
«вулкан» - конус с отверстием наверху, разместите его на блюдце, насыпьте в
отверстие соду и наливайте уксус прямо из бутылки сверху в отверстие
(осторожно, не наклоняться). В какой-то момент пена начнет выплескиваться из
вулкана, - такое зрелище ребенок запомнит надолго.
Опыт «Спрятанная картинка»
Цель – узнать, как маскируются животные.
Желтым мелком нарисуйте птичку на белой бумаге. Накройте картинку
красным прозрачным пластиком (красная прозрачная папка из пластика). Желтая
птичка исчезла. Объясните ребенку почему. Красный цвет – не чистый, он
содержит в себе желтый, который сливается с цветом картинки. Животные часто
имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им
прятаться от хищников.
Нам хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету
В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире
что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми красками
радуги. Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и
еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
При организации детского экспериментирования с некоторыми предметами и
веществами строго соблюдайте правила безопасности.
При работе с водой:
- береги воду;
- аккуратно пользуйся емкостью для воды;
- своевременно поддерживай порядок на рабочем месте, подтирай
разлившуюся на стол или пол воду.
Можно прочитать стихи, которые очень просты и легко запоминаются:
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук – друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.
При работе с землей и песком:
- во время опыта не разбрасывай землю и песок;
- не три глаза грязными руками;
- если во время исследования запачкались руки – их необходимо вымыть;
Если сыплешь ты песок –
Рядом веник и совок.
При работе с красками
- не бери краски в рот;
- содержи место в порядке;
- не брызгай красками в товарища, будь осторожен.
При работе с зеркалом, стеклом:
- будь осторожен с зеркалом, стеклом оно может разбиться;
- если зеркало разбилось, не трогай осколки;
- солнечные зайчики вредны для глаз, не пускай их в глаза другим.
Со стеклом будь осторожен –
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат – совок
И для мусора бачок –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
При работе с огнем
- опыты с огнем можно проводить только под руководством взрослого, имея
для этого специальное оборудование;
- работать надо на определенном расстоянии от огня, чтобы не обжечься.
Помни правило: огонь
Никогда один не тронь!
При работе с семенами
- неизвестные семена не стоит пробовать на вкус, они могут быть вредными
для организма;
- чтобы не навредить себе, не засовывай их в рот или в нос.
По окончании работы:
Ты работу завершил?
Все на место положил?
Помочь ребенку убрать рабочее место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Значение творческих видов деятельности для развития ребенка"
Педагогическое просвещение родителей об использовании нетрадиционных техник изобразительной деятельности для развития ребенка дошкольного возраста....
«Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»
Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.Исследовательская деятельность является стимулом для развития волевых кач...
Консультация для родителей «ЗНАЧЕНИЕ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»
Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка....
Консультация для педагогов «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»
Консультация для педагогов «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»...
Значение опытно-экспериментальной деятельности в развитии ребенка
Значение опытно-экспериментальной деятельности в развитии ребенка...
Статья "Значение опытно-экспериментальной деятельности в развитии ребенка"
Статья для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Значение опытно-экспериментальной деятельности в развитие ребенка"...
Значение познавательно- исследовательской деятельности в развитии ребенка
Значение познавательно - исследовательской деятельностив развитии ребёнкаРазвитие познавательной активности у детей вопрос актуальный. Федеральные государственные стандарты дошкольного образования дик...