ФГОС и содержание основ безопасности в жизнедеятельности дошкольников в современных образовательных программах
консультация (подготовительная группа) на тему

Ильина Ольга Павловна

доклад для родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_bzh.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ « Айбечский детский сад «Аистенок» Ибресинского района Чувашской Республики

Доклад на тему

«ФГОС и содержание основ безопасности в жизнедеятельности дошкольников в современных образовательных программах»

                                                               Подготовила: Ильина О.П.

Айбечи- 2017

   Вы, родители, доверяете детскому саду самое ценное – своих детей. Мы же несем полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за их безопасность. Но наша задача состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

В нашем детском саду мы строим работу по ОБЖ на основе программы «От рождения до школы» под редакцией М.А.Васильевой, Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, которая ставит перед собой следующие задачи:

-формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе, воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природа ситуациям.

-формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.

-формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения, осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

У нас создана хорошая материальная база для выполнения задач этой программы. Мы разработали перспективные планы по основам безопасности жизнедеятельности для всех возрастных групп. Имеются демонстрационные материалы, методическая литература,видеотека по всем направлениям

 Начиная с  младшей группы мы ведем работу с детьми по разделу «Ребёнок и другие люди». Для малышей мы разработали занятия и дидактические игры по доступным их пониманию сказкам «Волк и козлята»«Колобок». На примере героев этих сказок дети учатся понимать, почему чужого человека нельзя пускать в дом, почему нужно опасаться общения с незнакомыми людьми.

На занятиях в средней группе воспитатели рассказывают об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, инсценируют сказки «Красная шапочка»«Волк и семеро козлят», в старшей группе обыгрываются всевозможные ситуации, организовываются беседы с приведением примеров из собственного жизненного опыта детей. Большинство детей считают, что опасными являются люди с неприятной внешностью, плохо одетые, «дяди с бородой», а молодые, хорошо одетые люди с улыбкой не могут причинить вреда. Нужно убедить детей, что иногда приятная внешность не совпадает с добрыми намерениями. Поэтому, если незнакомец предлагает угощение, приглашает покататься, нужно держаться от него подальше.

  Большое внимание мы уделяем ситуациям, в которые может попасть ребёнок, находясь дома один. Желательно, чтобы дети не оставались дома без присмотра, но бывают всякие ситуации, иногда дети остаются дома одни. И поэтому мы объясняем детям, что ни в коем случае нельзя открывать дверь незнакомым людям; категорически запрещается трогать электроприборы, газовые плиты, розетки, спички – это может привести к беде. Если же в дверь стучится незнакомец, или вдруг начался пожар, нужно громко позвать на помощь из окна, балкона, а также позвонить в милицию, в пожарную или скорую помощь.

В старшей группе воспитатели учат детей знать номера этих телефонов, уметь чётко представиться и изложить суть проблемы.

Особое внимание мы уделяем формированию здорового образа жизни детей.

Воспитатели учат детей знать и беречь свой организм. Знакомят детей с тем, как устроено тело человека. В группах созданы уголки по здоровому образу жизни. Педагоги в доступной форме рассказывают об анатомии и физиологии, формируют у детей навыки личной гигиены, они объясняют, что привычные требования взрослых - мыть руки с мылом перед едой, чистить зубы, пить только кипячёную воду, есть только мытые овощи и фрукты – всё это может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.

С детьми систематически проводятся занятия по экологии, во время которых у детей формируются знания о природе. Мы прививаем детям любовь к животным, изучаем их повадки, а также учим правильному обращению с ними: не обижать собаку, не злить, не замахиваться палкой – иначе её поведение может стать непредсказуемым.

Нами разработаны интересные занятия на темы: «Питьевая вода»«Чистый воздух»«Лес – наше богатство». Дети знакомятся с проблемами загрязнения окружающей среды. При этом мы подводим детей к пониманию того, что Земля – наш общий дом, а человек – часть природы.

С целью профилактики детского дорожно – транспортного травматизма, мы оборудовали группу, в которой создали все условия для обучения детей правилам дорожного движения. На протяжении года дети знакомятся с устройством проезжей части, дорожными знаками для пешеходов, светофором, правилам перехода через улицу. Неоднократно проводились открытые занятия, развлечения по дорожному движению.

 Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, на природе и на дороге.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

  При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

- воспитание грамотного участника дорожного движения;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ;

- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ;

- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;

- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ;

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;

- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .

Формы организации учебно - воспитательного процесса:

- заучивание стихотворений;

- сбор фотоматериалов;

- игры – занятия;

- заучивание правил безопасного поведения;

- беседы;

- дидактические игры;

-подвижные игры ;

-чтение художественной литературы;

-рассматривание иллюстраций по теме;

-наблюдения;

-экскурсии;

- театрализованные представления;

-сюжетно – ролевые игры;

-игры - тренинги;

-просмотр мультфильмов;

-трудовая деятельность;

-продуктивная деятельность;

-отгадывание загадок;

-развлечения;

-досуги;

-обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

-встреча с интересными людьми;

-участие в различных конкурсах;

-личный пример взрослых.

  Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

 Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

  Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входят:

1. Уголок безопасности, который содержит материалы:

- щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.

2. Игротека, которая содержит:

- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др. ;

- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и др.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Рекомендуемая художественная литература:

- Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;

- В. Житков «Пожар», «В дыму»;

- С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»;

- Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;

- К. Зайцева «Уроки Айболита»;

- Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.

- Ю. Соколова «Правила безопасности»;

- И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;

- Е. Пермяков «Торопливый ножик»;

- Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом! », «Огуречик»;

- А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»;

- И. А. Яворская «Дети и дорога»;

- И. Лешкевич «Светофор»;

- Н. Носов «Автомобиль»;

- Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;

- А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;

- Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;

- А. Дмоховский «Чудесный островок»;

- В. Семернин «Запрещается – разрешается»;

- А. Северный «Три чудесных цвета».

  Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

  Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями используется информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы; наглядно- информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

  Благодаря проделанной работе ожидаются результаты:

1. Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем здоровье позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности дошкольников в контексте ФГОС ДО

Формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности дошкольников в контексте ФГОС ДО....

ДОКЛАД «Задачи и содержание работы с детьми в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в целях формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности».

Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей состоит...

Презентация игр по формированию основ безопасности и жизнедеятельности дошкольников

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту.За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека, часто из-за шалос...

Интеграция экологии, безопасности и здоровья дошкольника в современном образовательном процессе.

Интеграция экологии, безопасности и здоровья дошкольника в современном  образовательном процессе. Аннотация. Раскрыты понятия интеграции, экологии, безопасности и здоровья в современном мире...

Доклад на тему:задачи и содержание работы с детьми в образовательной области "социально-коммуникативное развитие" в целях формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности.

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности; формирование предпосылок экологического сознания 9безопасности окружающего мира)...