Методика «Рисунок семьи».
методическая разработка на тему

Богданова Ольга Станиславна

Идея использовать технику рисунка для диагностики внутрисемейных отношений возникла сразу у ряда исследователей: Вульф (1947), Маховер (1949), Хьюлс (1951). Затем разработки продолжались: Норманн (1964). У нас: Захаров (1982) – в клинике,  Хоментаускас (1982, 1984), Венгер А.Л. (2002).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon risunok_semi.doc474.5 КБ

Предварительный просмотр:

                            Методика «Рисунок семьи».

 Идея использовать технику рисунка для диагностики внутрисемейных отношений возникла сразу у ряда исследователей: Вульф (1947), Маховер (1949), Хьюлс (1951). Затем разработки продолжались: Норманн (1964). У нас: Захаров (1982) – в клинике,  Хоментаускас (1982, 1984), Венгер А.Л. (2002).

Диагностическая процедура

Материалы: лист белой бумаги формата А4, шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик, простой карандаш. Инструкция: нарисуй свою семью так, как ты ее представляешь. Если ребенок задал вопрос: «А бабушку рисовать надо?» - не отвечайте, а лучше скажите: «Рисуй, как тебе хочется».

После рисования – беседа: Кто здесь нарисован? Где они  находятся? Чем занимаются? Им весело или скучно? Почему? Кто из них самый счастливый, несчастный,  почему? Кто самый хороший или плохой?  Кого позовешь на помощь, если случится беда? и т.д.

Для интерпретации надо знать возраст ребенка, состав семьи, возраст братьев и сестер, насколько возможно иметь сведения о поведении в семье, детском саду, школе.

Интерпретация

Интерпретацию рисунка условно можно разделить на три части: анализ характера и процесса рисования, анализ структуры рисунка, анализ особенностей фигур.

В рисунке семьи случайностей быть не может. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей и значимых предметов. Отговорки типа «а брата я просто забыл нарисовать» или «Сестренка у меня не поместилась» должны потерять для Вас значение.

I. Анализ характера и процесса рисования.

           Правило 1. Пространство листа есть аналог пространства жизненного мира человека. И также как и в реальной жизни человек стремиться занять  столько места собой и продуктами творчества, сколько, по его мнению, он заслуживает. Иными словами, если кто-то мало значит для себя, то он займет мало места в жизненном мире, реализуя лишь малую часть своих возможностей, а рисуя на листе бумаги, займет лишь небольшую его часть.

Поэтому крупные изображения рисуют импульсивные и уверенные в себе дети, склонные к доминированию; маленькие фигуры указывают на наличие тревожности, чувства небезопасности, неуверенности. Уверенные в себе дети размещают изображение в центре листа или чуть выше, занимая все пространство, неуверенные – рисуют внизу, в углу, сбоку листа. Уверенные, сильные, четкие линии обычны у детей с высокой самооценкой; слабые, робкие, прерывистые, незаметные линии – у неуверенных в себе детей.

        Правило 2.  Фигуры членов семьи рисуются, начиная от более значимых к менее значимым персонажам. В норме русской культуры рисуется сначала мать. Если первая фигура схематична, недекорирована – это обозначает слабую эмоциональную связь или отсутствие эмоциональной близости с испытуемым.

        1) Если мать рисуется последней, то это отражает негативное отношение к ней;

        2) Если ребёнок рисует сначала себя – эгоцентризм;

        3) Возвращение к рисованию отдельных членов семьи указывает на их когнитивную и эмоциональную значимость;

        4) Паузы при рисовании отдельных членов семьи обозначают конфликтное отношение к данным персонажам;

          5) Рисование сначала фона отражает стремление отодвинуть во времени рисование своей семьи, что указывает на неблагополучную семейную ситуацию.

       Правило 3. Стирание нарисованного анализируется по результату. Если изображение улучшается, то отмечается позитивное отношение к персонажу, если ухудшается (грязь, дырки от стирания) – негативное.

       Правило 4.  Спонтанные комментарии –  это средство ослабления внутреннего напряжения. Они часто выдают эмоционально заряженные места. Исследователем обязательно фиксируются.

II.Анализ структуры рисунка.

Правило 5. Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью.  

Если кто-то из членов семьи на рисунке отсутствует, то это может означать:

1) наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые ребенок воспринимает как запретные;

2)полное отсутствие эмоционального контакта с отсутствующим  на рисунке персонажем;

Увеличение состава семьи может быть  связано с неудовлетворенными психологическими потребностями в семье.  Если ребенок изображает:

1) своего сверстника, то это может означать  потребность в равнопартнерском общении,

2) младших  детей, то может означать  желание занять охраняющую, руководящую позицию,

3) постороннего взрослого  говорит о   неудовлетворенной  потребности ребенка в близких эмоциональных контактах в кругу семьи;

Правило 6. Если на рисунке отсутствует сам автор, то можно строить гипотезу в двух направлениях:

1) либо это свидетельствует о  чувстве отверженности, покинутости: «меня здесь не замечают».

2) либо это свидетельствует о трудностях самовыражения в отношениях с близкими людьми.

Правило 7. Если ребенок  рисует только себя, это может говорить:

1) при позитивной концентрации на рисунке о несформированности чувства общности в семье, либо эгоцентризме,

         2) при негативной – о чувстве отверженности, покинутости.     

          Правило 8. Вымышленные персонажи символизируют собой неудовлетворенные потребности ребенка. Поэтому эти потребности он удовлетворяет в рисунке. Если встретились с таким персонажем, необходимо подробно расспросить ребенка о нем.

Правило 9. Наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий наибольшей властью в семье, по мнению ребенка, хотя он может быть самым маленьким по линейному размеру. Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна.

Для ребенка на рисунке  самый главный в семье – телевизор (рис1).

                       Рис.1

Правило 10. Расстояние между персонажами однозначно связано с дистанцией психологической.

1) Если персонажи помещаются в тесное, замкнутое пространство, можно предположить о желании ребенка сплотить разобщенную семью;

2) Персонажи, которые на рисунке изображены по отношению к фигуре ребенка ближе всего, отличаются эмоциональной близостью, значимостью в реальной жизни.  Персонажи, не соприкасающиеся друг с другом, в тесном психологическом контакте не пребывают;

3) Отделение члена семьи (иногда в рамочку), может говорить о  слабости межперсональных связей с данным членом семьи, о  негативном отношении к нему.

          Правило 11.  Персонажи, непосредственно соприкасающиеся друг с другом на рисунке, например, руками, пребывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи,  не соприкасающиеся друг с другом, таким контактом, по мнению ребенка, не обладают. По расположению фигур и по сходству их декорированности выделяются группировки внутри семьи.

          Например,  на рис.2  для ребенка его мама находится в тесном психологическом контакте с бабушкой.

         

                       Рис. 2

III. Анализ особенностей собственно фигур.

        Правило 12. Величина фигуры на рисунке выражает   его субъективную значимость для ребенка (т.е. какое место отношения с этим персонажем занимает данный предмет в душе ребенка). Если:

        1) самыми большими рисуют отца, мать, то они занимают в душе ребенка наибольшее значение (но это  необязательно может быть  симпатия).

        2) дети равны по величине с родителями – эгоцентризм или (и) соревнование за любовь с другим родителем;

        3) дети имеют значительно меньшие размеры, то это может говорить о незначительности, ненужности; потребности в опеке, заботе;

          Правило 13.  Персонаж или предмет, вызывающий у автора рисунка наибольшую тревожность, изображается либо:

1) с сильным нажимом,

2) сильно заштрихован,

3) контур несколько раз обведен,

4)персонаж обведен тоненькой, дрожащей линией. Ребенок как бы  не решается его изобразить.

           Например, на рис.3 наибольшую тревожность ребенка вызывает бабушка.

                                                                     Рис.3

        Правило 14. Анализ отдельных частей тела связан с их функциями.

        Руки – средство воздействия на мир, физического контроля поведения других. Если:

                1) ребенок рисует  у себя высоко поднятые руки с длинными пальцами, широкие плечи и другие атрибуты силы, - это может свидетельствовать о явной или подавленной агрессии, или компенсаторном механизме (слабости).

                2) ребенок забывает  руки  нарисовать у себя, можно предположить о наличии  чувства бессилия, чрезмерности контроля со стороны окружающих.

                3) рисует у других длинные руки с длинными пальцами, это свидетельствует об  агрессивности, могущественности этого члена семьи, его манипулятивности другими.

Голова – центр локализации «Я» - интеллектуальной и чувственной деятельности. Если пропускаются детали головы, особенно глаза, рот или штрихует все лицо, то это может свидетельствовать:

- о нарушении в общении;

- о наличии конфликтов в  отношениях с данным человеком, враждебное отношение к нему.

Глаза – Это «орган» отражения эмоционального состояния: выражения радости или печали, просьбы  эмоциональной поддержки.

Иногда персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются как тревожные, беспокойные. Персонажи с глазами «точечками или щелочками» часто несут в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости. Изображения глаз в виде пустых кружков указывают на проблемы в общении.

         Рот орган вербального влияния.  Персонаж с большим и(или)  заштрихованным ртом воспринимается ребенком как источник угрозы, связанным с  осуждением и словесным воздействием. Персонаж вообще безо рта или ртом «точечкой» не имеет возможностей словесно влиять на других людей. Прорисовка зубов говорит

- о вербальной агрессии, направленной на себя или другого;

- отражает чувство страха, враждебность нарисованного персонажа  к ребенку.

        Уши –  орган восприятия критики и любого мнения другого человека о себе. Персонаж с самыми большими ушами больше, чем  все остальные должен слушаться других. Персонаж, изображенный без ушей, может игнорировать обращения к нему.         

        Детализация, декорированность головы говорит об  озабоченности  внешним видом, стремлением компенсировать недостатки.  

        Ноги. Чем больше площадь опоры ног, тем более данный персонаж воспринимается твердо стоящим на земле. Неуверенные дети часто рисуют фигуры с крошечными ножками.  

     Правило 15. «Жесткие», роботоподобные фигуры, как правило, рисуют  эмоционально-незрелые дети или, которые имеют напряженные отношения с членами семье.  

       Правило 16.  Изображение большого количества мелких деталей, предметов свидетельствует о фиксации на правилах, порядке.

       Правило 17. Изображение большого количества предметов, относящихся к одной  и той же сфере деятельности, подчеркивает особую значимость данной деятельности для семьи. Например, обилие на рисунке  мягкой мебели означает особую ценность для данной семьи отдыха и расслабления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика "Рисунок семьи"

Применение рисуночных техник для исследования личности ребенка особенно распространено в зарубежных странах. В нашей стране только в последние годы начали больше обращать внимание на рисунок, как сред...

Методика «Рисунок семьи» (Л. Корман)

Цель: исследование межличностных отношений ребенка с родителями.Данная методика отражает, в первую очередь, переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и ...

Методика «Рисунок семьи»

Исследование  взаимоотношений в семье...

Памятки для родителей "10 основных ошибок родителей в воспитании детей", "Методика "рисунок семьи""

Обсудить с родителями характер воспитания и моральный климат в семье, способствовать формированию у родителей желания работать над приобретением внутренней системы ценностей в соответствии ...

Методика «Рисунок семьи»

Методика «Рисунок семьи»Методика предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Она поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их ...

Проективная методика «Рисунок семьи»

Выявление специфики восприятия ребёнком той ситуации, в которой он находится, его актуальные потребности, страхи, желания и т. п....

Проективная методика «Рисунок семьи»

Цель: исследование межличностных отношений ребенка с родителями.Данная методика отражает, в первую очередь, переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и ...