Семинар – практикум для родителей «Пальчики играют, речь развивают»
консультация (средняя группа) на тему

Фоменок Тамара Николаевна

Ознакомить родителей с необходимостью развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

http://sch305.mskobr.ru/edu-news/2431

http://sch305.mskobr.ru/edu-news/2515

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motorika.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей

«Пальчики играют, речь развивают»

Цель: ознакомить родителей с необходимостью развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • повышать компетентность и знания родителей о значении работы по развитию мелкой моторики;
  • показать родителям взаимосвязь между развитием мелкой моторики и речью дошкольника;
  • привести примеры игр и упражнений на развитие мелкой моторики.

Моторика в переводе с латинского- движение. Различают мелкую и крупную моторику.

  Крупная моторика: бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны. Вначале ребёнок осваивает крупную метрику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.  

Мелкая моторика- способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы: застёгивание пуговиц, завязывание узелков, рисование, вырезание.  

Дети с плохо развитой ручной умелостью неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, завязывать шнурки. Им бывает трудно собрать мелкие предметы, они не любят продуктивные виды деятельности (лепка, аппликация). Не успевают на занятиях.

По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

       Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что от степени сформированности тонких движений пальцев рук в прямой зависимости находится уровень развития речи детей. (М. М. Кольцова).

Доказательством взаимосвязи руки и речи является то, что человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто неосознанно помогает себе жестами. И наоборот: ребёнок, сосредоточенно пишущий или рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывает язык. Это объясняется тем, что в коре головного мозга человека зоны, отвечающие за движения пальцев рук и артикуляцию, находятся рядом. Отсюда вывод: стимулируя зону мелкой моторики, мы стимулируем и соседнюю, речевую зону.

И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат образования ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными ощущениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

         Из очень далеких времен к нам «пришли» такие потешки как «Сорока-сорока», «Идет коза рогатая, идет коза бодатая», «Пальчик, пальчик где ты был?», «Ладушки — ладушки», «Ходил дед за водой» — (прочитывая речитатив, пальчиками одной руки «ходим» по ладошке другой руки — ходил дед с бородой, он ходил за водой, тут — пень (показываем запястье), тут — колода (показываем локоток), тут — холодная вода (показываем подмышки, щекочем слегка, вызываем положительные эмоции). 
      Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как основа воспитания и обучения. Решая задачи учебно- воспитательного процесса на основе программы ДО, мы считаем, что согласованное действие рук и глаз — определяет правильное развитие мелкой моторики, а также сформированность сенсомоторной координации у ребенка. Это очень важно поскольку через моторику развиваются высшие свойства мышления (сознания): внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная память.

     На наш взгляд, занятия, направленные непосредственно на развитие ручной моторики, способствуют не только решению непосредственно основных задач, но и задач социализации детей, развитию позитивного отношения к своей личности и личности другого, а также к осуществляемой деятельности.

***

      Мы пополнили предметно- развивающую среду, используя все центры активности, в которые концентрировали разнообразный материал по развитию мелкой моторики рук.  Подобраны игры и пособия, большинство из которых сделаны самостоятельно.

      Работу по развитию движения пальцев и всей кисти рук мы проводим в течении всего дня: приемы самомассажа и массажа рук с помощью массажных мячиков, эспандеров, тренажеров, а также пальчиковую гимнастику в сочетании с артикуляционной.

     Большую радость доставляют детям игры с мозаикой, пазлами. Эти игры способствуют творческому воображению, ориентированию в пространстве.

    Мелкая моторика рук успешно развивается в разных видах ИЗО деятельности: лепке, рисовании, аппликации, конструировании.

     Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики – быстро делаем или пропускаем то, что уже легко получается. 

Останавливаемся и тщательно прорабатываем те движения, которые не получаются, пока они не перейдут на уровень автоматизма. После этого движения бесполезны - подбираем новые.

     Список игр:

  1. Перебирание круп, зёрен (горох, рис, манка, гречка);
  2. Застёгивание и расстёгивание пуговиц;
  3. Всевозможные шнуровки;
  4. Нанизывание бусин;
  5. Игры с мозаикой, пазлами;
  6. Сортировка мозаики по цвету, размеру;
  7. Игры с конструктором («Лего», настольный деревянный с мелкими деталями, «Вращающиеся шестерёнки, «Звёздочки»);
  8. Подбери гайку к винтику. Можно их закручивать и раскручивать. На самом деле не так уж и легко, пальцы не слушаются и понятия «на себя» и « от себя» - даются не сразу;
  9. Катание резиновых массажных эллипсов между кистей и пальцев рук;
  10.  Перекладывание бумажных шариков из тарелочек с помощью палочек;
  11. Резинки для волос, великолепный материал для творчества. Их можно перекладывать при помощи прищепок, а можно собирать «узор» на пальчиках;
  12.  Сматывание нитки в клубок, скручивание ленты в рулончик. Можно устроить соревнования- кто быстрее скрутит;
  13. Трафареты;
  14.  «Плетение лентами по сетке».  Решётка для раковины- нужно постараться, чтобы продеть ленточки в отверстия решётки.

***

       Практическая часть: проигрывание с родителями игр на развитие мелкой моторики, обмен мнениями, ответы на возникающие вопросы.

Спасибо за внимание.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой практикум для педагогов"Пальчиками играем речь развиваем"

Данный практикум поможет  педагогам  узать и вспомнить   простые   пальчиковые  игры с  детьми ,которые не требуют определенных затрат....

Семинар-практикум для родителей «Пальчики помогают говорить»

Цель данного семинара-практикума показать важность работы по развитию мелкой моторики;обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей;научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой м...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЛЕПИМ, ИГРАЕМ – РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Чем лучше будет развита речь реб...

Семинар - практикум для родителей "Вместе играем, детей развиваем"

Семинар - практикум для родителей "Вместе играем, детей развиваем"...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Играю,конструирую,развиваюсь"

Семинар-практикум для педагов "Играю,конструирую,развиваюсь"...

Семинар-практикум для родителей "Лепим, играем-речь развиваем"

Познакомить родителей с развивающими возможностями лепки из соленого теста. Включить родителей в творческий процесс....

Семинар практикум для родителей "Пальчиками играем - маме помогаем - речь развиваем"

Семинар практикум для родителей "Пальчиками играем - маме помогаем - речь развиваем"...