Консультации для родителей "Мелкая моторика рук"
консультация

"Мелкая моторика рук"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Мелкая моторика рук"38.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ладушки»

Сборник консультаций для родителей

детей дошкольного возраста

Составила:

воспитатель

Козленкова А.В.

Качканар, 2014-2018гг.

Содержание

1.

Пояснительная записка

3

2.

Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками

4

4.

Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка.

Штриховка.

6

5.

Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка.

Счетные палочки

9

6.

Пальчиковые игры и потешки с жестами

11

7.

Как провести выходной с ребенком

13

8.

Игры по развитию мелкой моторики рук дома

15

9.

Наши маленькие открытия

18

Пояснительная записка

Работа с родителями является очень важным аспектом воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Цель: помочь взрослым понять своих малышей, правильно построить с ними взаимоотношения, обратить внимание на частые ошибки, допускаемые в воспитании детей.

В системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей осуществляется через множества форм: собрания, экскурсии, презентации…

Данный сборник содержит консультации, которые представлялись вниманию родителей в течении 2014-2018гг., т.е. от 2х до 5лет. Темы консультаций подобраны в соответствии с темой аттестации – создание условий для развития у детей познавательной активности и творческих способностей через продуктивную и проектную деятельность.

В рамках этого в группе проводилась работа по созданию уголков «Умелые пальчики» и «Познавашки».

Для того, чтобы педагогический процесс был открытым, на встречах с родителями проводились консультации, т.е., родители знакомились с развивающей средой (принимали участие в ее обновлении), и с тем, как развиваютя дети (фотоотчет).

Приобщение родителей к педагогическому процессу - предоставление информационно педагогических материалов в целях знакомства родителей со спецификой дошкольного учреждения, необходимое требование в работе с родителями (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31.01.2001 г. № 90/30 16).

Многообразие способов развития мелкой

моторики рук у ребенка

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.

Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

Песочная терапия. Играя с песком, создавая из него картину, ребенок производит творческий продукт. Ребенок выражает себя творчески, благодаря этому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Найдите большую коробку, заполните ее наполовину промытым и высушенным речным песком. Покажите ребенку игрушку, которую вы запрячете в этом песке, и сделайте это, когда он отвернется. Постепенно можно увеличивать количество запрятанных игрушек.

Предложите ребенку смоделировать песочную проекцию. Например, в соответствии с имеющимся опытом ребенка, попросите его изобразить зоопарк, домашних животных, лес и т. д. Пусть ребенок сам отберет необходимые материалы и смоделирует пространство.

Придумайте и смоделируйте песочную проекцию с различными ландшафтами (горы, водоемы, равнины...) на основе знакомых ребенку лексических тем (например, дикие животные). Используйте для построения проекции фигурки домашних животных. Предложите ребенку исправить картину. Ребенок сам должен выбрать правильные фигурки животных и поместить их в свойственные им ландшафты.

Вырезание ножницами. Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания – навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки), дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму, а ее половину. Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. планировать предстоящее действие. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы коряво ни вырезал ребенок, все равно получится узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

Аппликации. Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции – аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе.

Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты – как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.

Работа с бумагой. Оригами. Плетение. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.

Материалом для плетения могут быть прутья, бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др. Ребенку можно предложить сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги.

Лепка из пластилина, глины и соленого теста. Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.

Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку.

Оклеиваем полученными лепешками баночки. Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона.

Фантазируйте вместе со своими детьми!

Многообразие способов развития мелкой

моторики рук у ребенка

Рисование, раскрашивание. Раскрашивание – один из самых легких видов деятельности. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, листа бумаги, приемов проведения линий.

Для начала хорошо использовать: обводку плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов; рисование по опорным точкам; дорисовывание второй половины рисунка; рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

Нетрадиционные техники. Монотипия: на лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на лист накладывается другой лист, и отпечаткам придают определенную форму с помощью кисти, карандаша, фломастера.

Набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с помощью пальцев или карандаша. Таким образом, можно создавать фон рисунка.

Кляксография: на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После нанесения рисунку карандашом или фломастером предают какое-либо очертание, создают образ.

Тампонирование: нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок. Подходит для создания фона.

Печать от руки: если ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы и т.д. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами. Руку можно раскрашивать кистью, а потом делать отпечатки на бумаге.

Для маленьких детей хорошо использовать специальные “съедобные краски” (продаются в магазинах). Такие краски можно придумать и самому: варенье, джем, горчица, кетчуп, взбитые сливки и т.д. могут украсить ваш рисунок или блюдо.

Графические упражнения. В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий недостаточно, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома.

Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание и на дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания. Предусматривается постепенный переход к работе по заданной схеме действия, например, «Нарисуй волны, большие и маленькие, три большие волны и три маленькие». Затем усложняется работа по дорисовыванию орнаментов и лабиринтов.

Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, рисуя орнаменты по клеточкам. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.

Штриховка. Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Виды штриховки: - раскрашивание короткими частыми штрихами;

- раскрашивание мелкими штрихами с возвратом; - центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка); - штриховка длинными параллельными отрезками.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении:

Например, игра “От дома к дому”. Задача ребенка – точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действия словами “От домика к домику”.

Кроме работы по развитию мелкой мускулатуры рук на занятиях задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как

•         перемотка ниток;

•        завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.

•        собирание разрезных картинок;

•        застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков;

•        завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков;

•        разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно! Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т.д.

Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но в дальнейшем!

Счетные палочки

Известно, что уровень развития речи зависит от степени форсированности тонких движений пальцев рук: если она соответствует возрасту, то и речевое развитие детей находится в пределах нормы. Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму и, что немаловажно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений,

что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом.

Система занятий по развитию мелкой моторики разнообразна: все ее компоненты должны сочетаться между собой, продолжать друг друга, дополнять один другой. Говоря о развитии руки, необходимо подчеркнуть: мелкая моторика - важный компонент готовности к школе, но именно компонент, так как важна целостная, разноаспектная подготовка ребенка к тем видам деятельности, которые ждут его в период школьного обучения.

В дошкольном возрасте особое значение имеет целенаправленная работа, проводимая в двух направлениях:

- тренировка мышечно-связочного аппарата;

- развитие координации движений.

Наряду с пальчиковыми играми и упражнениями на координацию движений пальцев руки я буду использовать в работе игры - занятия со счетными палочками. Предлагаемые упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками и познакомить их с понятием «симметрия».

Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или солнце. Показ образцов изображений сопровождается стихами, изображениями реальных предметов (для младшей и средней групп), загадками, потешками. Это необходимо, для того чтобы у ребенка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности.

Младшим дошкольный палочки можно заменить на карандаши, так как им трудно координировать движения рук и пользоваться мелкими предметами. Упражнения выполняются совместно с взрослыми и сопровождаются пошаговыми инструкциями. Дети компонуют из палочек простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник), а также изображения несложных предметов (забор, дорожка, окно и т.п.). Обязательным условием является рассматривание полученного изображения и называние предмета.

Я считаю, что система игр и упражнений с палочками является одним из эффективных средств в системе работы по развитию речи. Кроме того, упражнения с палочками способствуют выработке гибкости и точности движений рук, развитию глазомера.

Вашему вниманию представлена картотека «Выкладывание из счетных палочек».

Пальчиковые игры и потешки с жестами

Пальчиковые игры. Развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной. Игры с пальчиками способствуют формированию мелкой моторики у малышей, развивают речь, концентрируют внимание, способствуют умственному развитию, дают представление об окружающем мире и основу для развития творческого представления. Такие игры можно использовать как на различных занятиях, так и в режимных моментах.

      На первоначальном этапе эта работа должна быть только индивидуальной. (педагог показывает, как надо разглаживать ребёнку ладошки, по очереди сгибает пальчики и разгибает, произнося при этом текст потешки.)

     Очень важно, чтобы эти игры были в обиходе не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Далеко не все родители знают, как можно играть с малышами в этом возрасте, используя небольшие образные стихи и потешки. Сегодня я вам предлагаю несколько пальчиковых игр, покажу как играть, вы можете взять распечатки и поиграть дома с ребенком.

        Народные потешки и песенки всегда сопровождали жизнь детей в раннем детстве. Этот жанр им близок, понятен, интересен. Хорошо, когда и в дошкольном учреждении, и дома дети слышат простые и доступные песенки, приговорки, потешки. Взрослые выразительно читают потешки или напевают короткие песенки, сопровождая их определёнными движениями или жестами по тексту. Дети повторяют. Это способствует тому, что у малышей развивается речь, мышление, память, расширяется их кругозор. Дети запоминают интонации, учатся выполнять разнообразные характерные движения ногами, руками, пальчиками. Кроме того, с самого раннего детства малыши приобщаются к фольклору.  Вашему вниманию так же представлены некоторые потешки, чтобы и в вашем доме зазвучал русский народный фольклор!     

                                                                                                    

Прилетели птички

Принесли водички.

Надо просыпаться,

Надо умываться,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ты пляши, пляши, пляши!

Ах, как ножки хороши!

Хороши, не хороши,

Всё равно ты попляши!

Ножками потопай,

Ручками похлопай!

Хохотушки хохочи!

Поскакушки поскачи!

Идёт коза рогатая

За малыми ребятами.

Кто маму не слушает?

Кто кашу не кушает?

Кто отцу не помогает?

Забодает! Забодает!

Поехали-поехали

За шишками-орехами!

По кочкам, по кочкам,

По ягодкам, цветочкам,

Пенёчкам и кусточкам,

Зелёненьким листочкам.

В ямку – бух!

Сорока-белобока,

Где была?

-Далёко!

Печку топила,

Кашку варила,

Хвостиком мешала,

На порог скакала,

Деток покликала:

Детки, вы детки,

Собирайте щепки!

Наварю я кашки

Золотые чашки!

Ходит козочка по лугу

Вокруг колышка по кругу.

Глазками хлоп-хлоп!

Ножками топ-топ!

Хвостиком-то машет,

И поёт, и пляшет!

Малых деток веселит,

Маму слушаться велит!

Раз, два, три, четыре, пять!                                

Негде зайчикам гулять!

Всюду ходит волк, волк!

Он зубами щёлк, щёлк!

Как провести выходной с ребенком

Целый день ребенок проводит в саду, где он занимается, играет, общается, а ведь для ребенка главное – это семья.

        Роль семьи в формировании развивающейся личности трудно переоценить. Для маленького ребенка семья – это целый мир. Мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения...

         Всю неделю ребенок трудился, но вот и наступил выходной день. Конечно, для ребенка важен режим дня, его соблюдение необходимо и в выходные дни. А раз важен режим, то необходима и прогулка. А как провести эту прогулку с пользой?

         Раз и навсегда, уважаемые родители, решите для себя: совместный с ребенком поход - это совсем не отдых для Вас, это время, полностью посвященное ему, вашему любимому ребенку. Пусть он еще раз удостоверится, что Вы его любите, что живете его интересами.

Посмотрите вокруг глазами ребенка - сколько интересного вокруг! Заинтересовался ваш ребенок чем-то, остановитесь, приглядитесь, постарайтесь смотреть на все его глазами и в то же время оставайтесь родителем!

          В совместных походах, есть все условия для тренировки вашего ребенка в силе, ловкости, смелости. Гуляя возле водоема, реки или просто фонтана, послушайте плеск воды -  шум воды успокаивает. А это особенно важно для наших детей. Любая прогулка может принести вашему ребенку очень много познавательного.  Поход в лес. Что может быть чудесней... Стоит только войти в него, и сразу попадаешь в волшебный мир тишины. Предложите малышу потрогать ствол у деревьев. У одного он шершавый, у другого гладкий... Послушайте шелест листьев, пение птиц... Всё это успокаивает ребенка. Собирая листья, рассмотрите форму, сравните цвет и размер. Как прекрасен лес в зимнее время!

          Речь ваша, дорогие родители, - эмоциональная и выразительная, должна нести доброе отношение к окружающему, восхищение щедрой красотой природы. В то же время побуждайте ребенка высказываться. Ребенок должен чувствовать родительскую сопричастность его интересам. Так формируется доверие к миру, благодарность и огромная любовь к родителям. Но выходной день на то и выходной, чтобы мама могла приготовить семейный ужин. Как провести время на кухне с пользой для вас обоих?

Одна из игр на кухне – это игра с различными крупами. Если вы хотите чем-то занять малыша, предложите ему порисовать узоры на крупе. Возьмите яркий поднос. Высыпьте крупу равномерным нетолстым слоем. Для самых маленьких лучше использовать манную крупу. При случае и попробовать не страшно. Позже можно играть с гречкой, рисом. Многие мамы знают о том, как полезно развивать мелкую моторику для рук ребенка. Но не все догадываются, что материал для развития находится совсем рядом. И не нужно ходить по дорогостоящим магазинам в поисках игрушек для развития моторики. Стоит просто заглянуть на кухню.

Игра с макаронами тоже очень увлекательна. Возьмите макароны с отверстием внутри, чтобы их можно было нанизывать. Бусы сделанными своими руками будут особенно дороги для вас.

           Игра для ребенка — это вид активности и возможность узнать окружающий мир.            

           Источником благополучия ребенка в семье, условием его правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, переживают их дефицит. Любовь – творец всего доброго, возвышенного. Это основа человеческих отношений.

             Любите своих детей, творите, играйте вместе с детьми, и ваши дети это обязательно оценят!

Игры по развитию мелкой моторики рук дома

Самое ценное и полезное, что мы можем дать нашим детям – это внимание! Поэтому играйте, занимайтесь, фантазируйте и проводите время вместе со своими детьми! Используя мелкие предметы для развития моторики, не забывайте о безопасности. Выполняя упражнение, ребенок должен находиться у Вас под присмотром. После игры прячьте мелкие предметы надежно от ребенка, чтобы в Ваше отсутствие он не смог их достать

Счет, форма, цвет

Возьмите макароны разного цвета, формы (сейчас в магазинах они представлены в изобилие), перемешайте их, а затем предложите ребенку их разложить по тарелочкам, предварительно положите на каждую тарелку по 2-3 одинаковых макарошки, чтобы у ребенка сработала ассоциация: «Круглая к круглой, звездочка к звездочке», «бантик к бантику» или «красная к красной, зеленая к зеленой».

Разного цвета могут быть не только макароны, но и фасоль, горох, рис.

Важно знать, что если вы сортируете предметы по цветовому признаку, то все предметы должны быть одинаковой формы, и наоборот, если сортируете по форме, то предметы должны быть одного цвета.

Аппликации

Из макарон разной формы можно сделать необычные картины, для это необходимы только клей, бумага, макароны и фантазия!

Крупы тоже можно использовать для занятий аппликацией, для этого возьмите клей-карандаш, листок бумаги, а затем нарисуйте сюжет или напишите слово. Затем возьмите мелкую крупу и засыпьте листок, стряхните излишки – картина готова!

Бусы из макарон

Вам понадобиться макароны с отверстиями и шнурок. Покажите малышу, как нанизать макароны на шнурок: «Ниточку в дырочку» и дайте ему возможность дальше самому заняться этим непростым занятием. А рядом вы можете делать свои бусы.

Пластилиновые фантазии

Крупа, бобовые, макароны, орехи – идеально подходят как дополнительные аксессуары для занятий с пластилином. Скорлупки от орехов могут стать шляпками или зонтиками, горох может заменить глазки, пуговки. Можно приготовить пиццу, раскатав пласт из пластилина и «вдавив» в него разнообразные «ингредиенты», или украсить вазочку, предварительно облепив ее пластилином. Манку можно насыпать на пластилин и получится пушистый снег, макароны необычной формы могут превратиться в цветы.

Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда.

Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе!

Наши маленькие открытия

В детском саду дети проводят большую часть времени, родители хотят, чтобы ребенок ходил в садик с удовольствием, играл и развивался. Воспитатели же стараются в полной мере выполнить заказ каждого родителя. Так, постоянно пополняется развивающая среда, педагоги периодически проходят обучение, находят новые подходы в работе…

В своей работе воспитатели отталкиваются от нормативных документов, основной – ФГОС требует — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Для всестороннего развития каждого малыша существуют 5 областей, по каждой из них ведется работа.

В этой консультации я расскажу вам о целях и задачах, определенных ФГОС относительно одной из областей – «Познавательное развитие».

В свою очередь ОО «Познавательное развитие» делят на:

- исследовательскую деятельность;

- предметное окружение;

- ознакомление с социальным миром;

- сенсорное развитие;

- предметное окружение;

- знакомство с миром природы.

Теперь хочу Вас, уважаемые родители, познакомить с тем, как в нашей группе проходила работа по исследовательской деятельности и как мы будем работать следующий учебный год.

В группе был уголок исследовательской деятельности. Я Вам покажу, как он выглядел изначально (показ на слайдах), в течении года он пополнялся, обновлялся усилиями воспитателей и с вашей помощью тоже, конечно!

Сейчас он выглядит вот так (слайд) и называется - «Познавашки». Ребята, проводя исследования и эксперименты как самостоятельно, так и под руководством взрослых (представлены картотеки), учатся делать выводы (что за чем происходит и что из этого получается), на вопросы: а почему? А как? а зачем? Ребенок отвечает сам. Например, эксперимент с таянием снега (демонстрация на слайдах). Взяв лупу, ребенок рассматривает крупинки сахара, песка, щупает, нюхает – знакомится с физическими свойствами вещества.

Дети, благодаря наличию основных материалов, могут рассказать из чего сделан предмет (слайды - стекло, металл, резина, кожа, пластмасса), об их свойствах и качествах. В дальнейшем ребенок будет понимать почему машину делают из разного материала.

Проводились у нас с детьми и наблюдения: на прогулках и из окон группы (слайды). Все наблюдения мы закрепляли дид. играми (слайды). Наблюдая за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливали их. В беседах закрепляли представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (зачем нужно вода животным? А нужно ли солнце растениям?).

Конечно не просто детям запомнить сезонные изменения, что за зимой, что за летом…что делают зимой, чем занимаются осенью в саду. Так же, мы наблюдали за объектами живой и неживой природы (слайды). Учились устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.). собирали семена растений, пробовали садить семечки яблок.

На следующий учебный год у нас так же разработан перспективный план работы по исследовательской деятельности, который включает: игры, наблюдения, эксперименты, беседы. Составлены картотеки, планируется приобретение микроскопа.

Дети и так любопытные, а наличие такого замечательного уголка позволяет не только пробуждать интерес к исследованиям, но и развивать его, поддерживать, в итоге – делать свои маленькие открытия!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Моторика и ум"

Связь развития мелкой моторики и интеллектуальных способностей ребенка....

Дистанционное обучение родителей.(консультация) Развитие мелкой моторики пальцев.

Развитие мелкой моторики пальцев рук сказывается на развитие детской речи, внимание, умственную активность, развивает и стимулирует интелектуальную и творческую деятельность. Развитие навыков мелкой м...

Консультация . Развитие мелкой моторики через нетрадиционные средства рисования у детей младшего дошкольного возраста

Актуальность проблемы. Развитие мелкой моторики, тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического созревания ребенка. Учеными установле...

Консультация «Развитие мелкой моторики рук ребенка»

Все предметы, с которыми действует  и которые создаются детьми в результате продуктивной деятельности, играют роль наглядной опоры для речевых упражнений...

Консультация "Развитие мелкой моторики рук"

Значение развития мелкой моторики рук детей. Какие игры можно изготовить своими  руками и использовать дома....