Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 4-5 лет"
консультация (средняя группа) по теме

Репкина Надежда Александровна

«Нам говорит странная пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить готовясь, в детстве не живёт»

С.Я. Маршак

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4-5oso1.doc456.82 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей 4-5 лет

«Нам говорит странная пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить готовясь, в детстве не живёт»

С.Я. Маршак

Возраст от четырех до пяти лет – период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее.

        Начинается новый этап – становления личности. В этом возрасте ребенок уже стремится сам решать вопросы и задачи. Хотя еще совсем недавно он прибегал к помощи родителей при решении любых возникающих трудностей. Родители должны научиться прислушиваться к мнению малыша, считаться с ним. Ведь ребенок хочет быть услышанным.

        С возрастными потребностями ребенка растут и обязанности родителей. Ничто так не может научить ребенка, как собственный пример родителей. Никогда не выясняйте отношения в присутствии детей. Любая грубость со стороны взрослых пагубно влияет на маленького человека. У ребенка подсознательно формируется модель семейных отношений, в которой есть место грубости, жестокости и неуважению к окружающим. Старайтесь создавать доброжелательную атмосферу в семье и уютный домашний очаг, т.к. это является основой воспитательного процесса.

        Вам как родителям ребенка важно понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.

        На данном этапе у ребенка возникает желание активно действовать. Давайте ему что-то делать самому. Например, можно вместе постирать, вымыть посуду, подмести пол и т.д. Такая совместная деятельность сплотит семью. Малыш почувствует себя важным и нужным в своей семье.

        Говорите ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Ребенок должен сам постепенно учиться разделять добро и зло. Родители и воспитатели должны лишь помочь ему правильно ориентироваться в них. Обеспечивая малыша материальными благами, не забудьте, что ничто не заменит ему в жизни любовь, внимание и душевное тепло его любимых мамы и папы.

        Быть готовым к тому, чтобы вместе с ним разобраться в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.

        Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение на незначительные поступки и ошибки вызывает постоянное чувство вины, страх перед наказанием и мстительность.

        Итак, для воспитания достойного человека очень показателен собственный родительский пример. Поэтому будьте сами лучше, достойно ведите себя в присутствии ребенка, справедливо решайте возникающие проблемы и вопросы. Вносите в воспитательный процесс что-то свое, индивидуальное. Ведь только в силах родителей вырастить и ребенка полноценную, всесторонне развитую личность!


Восприятие.

        Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку - величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Память.

        Возрастает объем памяти. Дети запоминают 5-6 предметов или картинок. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворение.

Мышление.

        В среднем дошкольном возрасте наиболее характерно для ребенка формой мышления является наглядно-образное, которое определяет качественно новую ступень в его развитии.

Внимание.

        Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная, интересная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Речь.

        Речь становится предметом активности детей, улучшается произношение звуков и дикция. Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи.


Общение со взрослыми и сверстниками.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

        Активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Характерна избирательность в общении, которая выражается в предпочтении одних детей другим.

Эмоциональная сфера.

        Идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими перерастает в более сложное чувство симпатии и привязанности. Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но на неодобрение и замечание часто реагируют очень эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду. Ранимость ребенка 4-5 лет – это не проявление индивидуальности, а особенность возраста. На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности. Обычно проявляются стереотипы полового поведения, что больше всего отражается в игре.

        К пяти годам преодолевает порог застенчивости. Теперь уже он мало упивается успехами, а в основном стыдится недостатков, сам призирая в себе трусость, жадность, ложь. Как и раньше, весь в эмоциях, но уже умеет скрывать обиду и даже сдержать слезы и страх.

Детские страхи.

В возрасте 4-5 лет многие дети боятся сказочных персонажей ( Бабу Ягу, Кощея, воображаемых чудовищ). Это возрастные страхи и носит временный характер. Используя свой небольшой опыт жизни, убегают от собак, и не войдут, как раньше, в речку, пока не будут знать какая глубина.

Боятся неприятных сновидений и темноты, воров, нападения...

Но больше всего их мучит страх, который почти невозможно миновать, - страх наказания родителями за шалости и баловство.


Изобразительная деятельность.

Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и её деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображение на бумагу и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Игры.

Игра по-прежнему, ведущая деятельность дошкольника. В среднем дошкольном возрасте игры становятся совместными, в них включается все больше детей, появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться.

Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Игровые действия начинают выполняться не ради самих игр, а ради смысла игры. Сюжетно-ролевые групповые игры все чаще выступают на первый план. Роль взрослого в игре к пяти годам почти исчезает.

Физическое развитие.

Физические возможности возрастают: движения детей становятся более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся капризными. Поэтому особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

Двигательная сфера так же характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенные дети. Гиперактивный ребёнок"

Цель консультации: формирование здорового образа жизни. До сих пор медики и психологи ведут дискуссию о причинах возникновения синдрома гиперактивности. Пока учёные выяснили, что у гиперактивных детей...

Консультация для родителей «Особенные дети»

Консультация для родителей «Особенные дети»...

Консультация для родителей "Особенности детей 4-летнего возраста"

Консультация для родителей "Особенности детей 4-летнего возраста"...

Консультация «Учет индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса»

Данная консультация может быть использована в методической работе по обучению педагогов планированию в контексте ФГОС ДО....

Консультация для родителей: "Особенности детей 5 летнего возраста".

Возростные особенности детей 5 летнего возроста и рекомендации родителям....

Консультация для родителей "особенности детей младшего возраста"

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ  Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверст...

Консультация для родителей "Особенности детей 2 - 3 лет"

Консультация для родителей "Особенности детей 2 - 3 лет"...