Клуб для родителей «Мир на кончиках пальцев»
материал

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали кон­структора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппли­кации, не успевают за ребятами в группе детского сада на заня­тиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub_dlya_roditeley.docx49.82 КБ

Предварительный просмотр:

Клуб для родителей

«Мир на кончиках пальцев»

Перспективный план работы клуба

Месяц

Тема

Содержание

Октябрь

«Рисуем на манке, на песке»

Родители совместно с детьми учатся использовать манную крупу (песок) с целью развития мелкой моторики и речи ребенка

Ноябрь

Консультация «Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника в домашних условиях»

Информирование родителей, как правильно обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые будут использоваться родителями в домашних условиях

Декабрь

Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем!

Родители, используя пальчиковые игры с сопровождением стихотворного текста, развивают у детей тонкую моторику рук и связную речь

Январь

«Пластилинография»

Родители совместно с детьми учатся применять  пластилин для создания рисунка и развития мелкой моторики рук

Февраль

Консультация «Массаж карандашами»

Информирование родителей что, самомассаж - это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов

Март

«Рисуем солью»

Расширять знания родителей о нетрадиционных техниках рисования   (солью). Научить практическим умениям в области изобразительной  деятельности с использованием нетрадиционного способа изображения (солью). Рассмотреть рисование солью как один из видов искусства и его значение для развития ребенка.

Апрель

Консультация для родителей «Графический диктант»

Информирование родителей, что графические диктанты направлены на: развитие мелкой моторики; развитие произвольного внимания; развитие координации движений; развитие усидчивости;  развитие пространственного воображения; расширение словарного запаса;

развитие орфографической зоркости.

Май

«Развитие графо - моторных навыков и мелкой моторики у дошкольников»

Информировать родителей о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребёнка.

Мастер - класс для родителей

Рисование на манке (песке) как средство развития мелкой моторики рук.

Цель работы с родителями:

Повысить психолого-педагогические знания родителей о развитие мелкой моторики посредством использования песка и манной крупы.

Задачи:

1. Познакомить родителей с нетрадиционной техникой рисования;

2. Формировать у родителей ответственность за развитие речи, мелкую моторику и ловкость рук у детей.

Материал и оборудование: стол-поднос, песочный стол, манная крупа, коктейльные трубочки, плоскостные геометрические фигуры.

Предварительная работа: рисование с детьми на  сухой манной крупой, создание картин из манной крупы.

 Ход мастер- класса:

Приходите, не стесняйтесь,

К детям присоединяйтесь.

Будете с крупой играть

И картины создавать.

   Уважаемые родители, сегодня мы вас приглашаем отправиться в песочное путешествие. Сегодня наши мастера научат вас создавать картины из манной крупы. Ваш ребенок выступит в роли мастера.

Упражнение «Снег».   Устраивайтесь, удобнее мы научим вас делать снег. Ваши ладони должны быть сухими. Если они влажные, протрите их салфеткой. А теперь наберите манную крупу в ладонь и осторожно просейте его между пальцами. Тонкие струйки крупы похожи на идущий снег.

(Родители и дети выполняют упражнение «Снег»)

Упражнение «Ветер».   Покажу вам, как можно поиграть с ветром. Настоящий ветер перемещает горы снега и рисует на них волны. Вы сможете создать свой ветер. Возьмите трубочки для коктейля, подуйте в них и постарайтесь струей воздуха сделать на поверхности крупы ямки и канавки. Помните: крупа не должна попадать в трубочку. Потом разровняйте поверхность и попробуйте выдуть простой узор из ямок-точек и линий-канавок.

Упражнение «Строим дом».  

Сейчас я предлагаю вам превратиться в архитекторов-строителей и построить сказочный теремок. Для начала попробуем собрать наш теремок из плоского строителя.

(Дети и родители собирают дом из плоского конструктора).

Хорошо справились с работой. Попытаемся построить теремок из трафаретов геометрических фигур (квадрат и треугольник).  Затем набираем в ладонь манную крупу и насыпаем в трафарет по всей площади.

(Дети и родители   насыпают в трафареты манную крупу, ведущий читает стих Т. Казаковой «Кошкин дом»).

Дом построили друзья,

В доме окна расписные,

На них ставенки резные,

Домик с крышей и трубой,

Дом красивый и большой.

Педагог-психолог: Молодцы, хорошо справились с работой.   И на наших глазах вырос теремок теплый, уютный.

Упражнение «Рисунки на песке».  

(с использованием песочного стола)

А сейчас я предлагаю вам просто немного помечтать и выполнить сказочный рисунок на песке.

Консультация для родителей

«Развитие моторно-двигательной координации руки  ребенка-дошкольника»

       Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить ребенка к школе.

       Ученными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

       В раннем детстве полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом («Сорока», «Гули-гули», «Фонарики»…). Важно не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков, манипуляции с мелкими игрушками, складывание матрешек и т.д. Только при систематических занятиях вырабатываются устойчивые навыки, тренируются мышцы руки, развивается координация движений. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.

       Многие ученные считают, что развитие речевого центра в левом полушарии, обусловлено ведущей ролью руки в различной деятельности. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям по развитию мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: влияют на обще интеллектуальное развитие ребенка; готовят к овладению навыкам письма. Всё это в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Необходимо, чтобы занятия приносили ребенку радость, были интересными и увлекательными.

       Эффективно использовать при развитии мелкой моторики «пальчиковые игры». Эти игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Стихи

Действия

На лужок

На лужок пришли зайчата, 
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зеленый на лужок,
Приходи и ты, дружок!

Сгибание пальцев в кулачок
в ритме потешки.
При перечислении животных
сгибать пальцы на обеих
руках поочередно.

Поиграем в пальчики

Большаку дрова рубить
А тебе воды носить,
А тебе печь топить,
А тебе тесто месить.
А малышке песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.

Загибать по очереди все пальцы
на обеих руках.
Шевелить пальцами обеих рук.

Замок

На дверях висит замок.
Кто его открыть не смог?
Мы замочком постучали.
Мы замочек повертели.
Мы замочек покрутили 
и открыли!

Пальцы сжаты в «замок».
Постукивание об стол «замочком».
Круговые движения «замочком».
Показывание ладошек.

       Рисование – любимое занятие с детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш, кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова. Рисуйте с ребенком на бумаге, картоне, на снегу, на песке, на запотевшем окне, на асфальте и т.д. Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовывать вторую половинку изображения. Это развивает творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у малыша.

       Веселая игра «Дорожки» наверняка заинтересует малыша, особенно если взрослые подскажут ему интересные сюжеты, не слишком сложные маршруты, по которым пройдется пальчик или карандаш от начального пункта к конечному. Ребенку придется потрудиться, т.к. линия не должна «выскакивать» за края «дорожки», быть прерывистой. Линия должна проходить по середине. Игра поможет улучшить зрительно-моторную координацию.

       Гуляя с ребенком во дворе, парке, в лесу, обратите внимание на то, как может щедро одарить природа наблюдательного человека. Помогите малышу в старой коряге заметить притаившегося «дракона», в елочной шишке – сказочного старичка. А использование стихов пробудит творчество ребенка, подскажет интересное решение.

       Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

       Счетные палочки, карандаши могут стать вашими помощниками. Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятиями о симметрии.

               А мозаика, семена, мелкие пуговицы можно использовать для выкладывания букв и слов. Это серьезное занятие, оно требует от детей усидчивости и терпения.

       Разнообразные по форме и содержанию задания развивают память, воображение ребенка, помогут ему при подготовке к школе. Особый интерес вызывают у детей «пальчиковые театры». Пальцы превращаются в сказочные персонажи с помощью пробок, колпачков, напёрстков.

       Играя и занимаясь с ребенком, вы сами получите огромное удовольствие, а упражнения помогут малышам полноценно развиваться и подготовиться к школе.

Консультация для родителей

«Пальцы помогают говорить»

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

Вот почему специалистам и родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики. Например, в 3 года неправильно требовать от ребенка быстрого застегивания кнопок и молний или подробного рисунка человека. Но в 4,5 года большинство детей уже справляются с завязыванием бантика,шнурованием ботинок и способны нарисовать человека из семи частей тела. В 2,5 года малыш строит дом из 5 кубиков, а через полгода уже может поставить 10 кубиков один на другой. Тогда же он начинает разрезать ножницами веревку, бумагу, но аккуратное вырезание становится доступно только через год.

Для занятий по формированию сложно координированных движений руки необходимы следующие условия:

  • Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, которые будут получаться и доставлять удовольствие.
  • Выполнение упражнений должно быть регулярным.
  • Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.
  • Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. До 3 лет это время около 5 минут, затем можно увеличить длительность упражнений, включать игры в другие развивающие занятия.
  • Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения заданий.

•        Очень важно участие в занятии и ободряющее поведениевзрослого.

  • Ребенку всегда предлагается инструкция. Нельзя заменять ее рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.
  • Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

1. «Рыбак».

Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины и т. п.

Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выловить  по очереди все эти предметы и положить
их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. «Удочку» малыш должен держать одной рукой.

2. «Дорожка».

Сделайте на столе дорожку шириной 3-5 см, ограниченную с двух сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать ее манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за края дорожки.

3. «Волшебная ложечка».

Поставьте на поднос две чашки: слева --чашку с крупой, а справа - пустую. Двигая рукой ребенка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.

4.        «Сладкий чай».

Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.

5.        «Салют».

Ребенок берет небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче. Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.

6.        «Сделай комочек».

Дайте ребенку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.

7.        «Подзорная труба».
Ребенок берет лист бумаги формата  А4 и сворачивает его двумя руками в трубочку, после чего подносит трубочку к глазу и рассматривает в нее окружающие предметы.

Сообщение - практикум «Массаж кистей рук»

У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числеИ плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Доказано,

что активные движения пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.

Рекомендуется сочетать массаж артикуляционных органов с массажем кистей рук. Это благотворно сказывается как на развитии мелкой моторики пальцев ребенка, так и на общем развитии речи.

Целесообразно использовать следующие приемы массажа: поглаживание, легкое растирание и вибрацию.

Советы логопеда родителям

  • Поза массируемого - сидя на стуле. Массируемая рука свободно лежит на плоской поверхности стола.
  • Массажист располагается напротив ребенка или несколькобоку.

•        Выполняется массаж одной рукой. Другой рукой фиксируютмассируемую конечность.

•        Массажные движения производятся в направлении от кон-
чиков пальцев к предплечью.

  • Продолжительность массажа - 3-5 минут.
  • Проводить массаж можно ежедневно или через день 10-12 сеансов за курс. При необходимости курс можно повторить через10-30 дней.

•        Во время массажа можно слушать приятную классическую музыку.

•        Для большей эффективности массажа можно сочетать его
с пассивными и активными движениями кистей рук.        

1. Тип движения: плоскостное поглаживание (всей ладонью).

Часть кисти: тыльная сторона кисти.

Направление движения: от кончиков пальцев до середины предплечья.

Тип движения: щипцеобразное поглаживание (несколькими пальцами).

Часть кисти: каждый палец отдельно.

Направление движения: от кончика пальца к основанию по тыльной, ладонной и боковым поверхностям.

3. Тип движения: щипцеобразное круговое и прямолинейное растирание.

Часть кисти: пальцы.

Направление движения: по ладоннойи боковым поверхностям.

4. Тип движения: круговое и прямолинейное растирание.

Часть кисти: тыльная и ладонная поверхности кисти.

Направление движения: от основания пальцев до запястья.

5. Повторное поглаживание (см. выше).

Тип движения: вибрация; пунктиронание с помощью вибромассажера.

Часть кисти: тыльная и ладонная поверхности кисти и пальцев.

Направление движения: от кончиков пальцев к запястью.

Повторное поглаживание (см. выше).

Завершается массаж пассивными или активными движениями пальцев. Активная пальчиковая гимнастика многократно описывалась в литературе. Вы можете использовать популярные упражнения с речевым сопровождением или без него, стихотворные тексты для развития мелкой моторики.

Начинать же лучше с пассивных упражнений.

Консультация для родителей

«Массаж карандашами»

    Движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием речи, поэтому упражнения для пальцев стимулируют работу мозга, тонизируют весь организм, благоприятствуют психоэмоциональной устойчивости.

 Все знают, как дошкольники любят рисовать. А если предложить им поиграть с карандашами, а значит, помассировать ладони и пальцы? В результате с помощью гранёных карандашей ребёнок массирует не только их, но и запястья, кисти рук, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны.

   Такой массаж и просто игры с карандашами стимулируют речевое развитие ребёнка, способствуют овладению тонкими движениями пальцев, улучшению трофиков тканей (процессы клеточного питания, обеспечивающее сохранение структуры и функции ткани или органа) и кровоснабжение пальцев рук.

 Варианты упражнений

«Скольжение». Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании, и с упором острым концом в стол.

«Качалочка». Прокатывание карандаша между пальцами. Массаж межпальцевой зоны.

«Добывание огня». Прокатывание карандаша ладонями.

«Утюжок». Прокатывание карандаша по поверхности стола.

Семинар – практикум для родителей по теме «Пластилинография»

Цель:  дать родителям знания о пластилинографии, как нетрадиционном способе рисования,  познакомить с приемами и способами изображения, научить совместной с детьми деятельности дома в свободное время.

Ход семинара:

Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня я пригласила вас на семинар – практикум. Я очень надеюсь, что всё чему вы научитесь, пригодится вам в воспитании и развитии ваших детей.

Нет детей, которые не любят рисовать, так как рисование – естественная потребность ребёнка. Рисуют все дети, исключения крайне редки, ведь они – творцы от природы.

А чем любят рисовать ваши дети?

Ответы родителей.

А ведь рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином. Это нетрадиционная техника рисования  называется пластилинографией. С помощью него изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Вот посмотрите на картинки, выполненные с помощью  пластилинографии.

Как вы думаете,  какими развивающими возможностями обладает данная техника ?(что развивается у ребенка, когда он рисует пластилином)

Ответы родителей.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению; развивает  детское воображение, художественное и пространственное мышление, мелкую моторику рук; что очень важно для развития речи и интеллекта ребёнка, будит фантазию; побуждает дошкольников к самостоятельности; формирует  эстетический вкус; помогает воспитывать трудолюбие, ведь надо убирать рабочее место после рисования, желание доводить начатое дело до конца.

Пластилинография поможет вам разнообразить досуг ребенка дома, наладить общение с ним, подарить друг другу радость от нарисованных картин. Изготовленные картины дети могут подарить друзьям, близким людям, украсить ими комнату и т.п.

Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Рисование пластилином позволяет использовать бросовый(катушки, диски, бусины) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы.

Существуют разные приёмы  рисования пластилином. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму. 
Скатывание - кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик. 
Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения. 
Изображение плоских и гладких поверхностей требует 
заглаживания, выполняемого кончиками пальцев. 
Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п. 
Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь. 

Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и далее сочетать оба приема. Начинать лучше с простых картинок и постепенно переходить к созданию более сложных.

Сейчас я расскажу и  покажу, как нарисовать пластилином гриб. Начну работу с ножки. Возьму  кусочек белого пластилина и скатаю его колбаской, приложу готовую колбаску к ножке гриба на картонке, равномерно прижму получившуюся ножку и расплющу на основе. Для травки возьму несколько маленьких кусочков зеленого пластилина и скатаю небольшие колбаски, приложу их к нижней части ножки и расплющу в разные стороны. Теперь дело за шляпкой. Возьму кусок красного пластилина, скатаю шарик, приложу в центр шляпки. Затем, сплющивая, равномерно распределяю пластилин по всей шляпке гриба. А теперь разглажу на шляпке неровности и выступающие детали. Скатаю маленькие шарики из белого пластилина и путем сплющивния прикреплю их к шляпке. Гриб готов.

При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать более двух цветов не рекомендуется. Существует два способа получения разнообразных оттенков. Первый - смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй - взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому примерно в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный настрой родителей и ребенка. Важно поощрять ребенка даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять ребенку радость общения, познания, труда, игры, отдыха.

Для того чтобы попробовать себя в новом виде изобразительного искусства вам понадобятся следующие материалы: 

1) Плотный картон, 

2) Доска для лепки в качестве рабочего стола для раскатывания пластилина и лепки мелких деталей. 
3) 
Стакан с водой (руки необходимо периодически смачивать водой, чтобы пластилин к ним не прилипал). 
4)
салфетка для рук. 
5) 
Набор стеков различной формы. Стеки - это небольшие пластмассовые или деревянные ножечки для вырезания, выравнивания пластилина и деталировки изображаемых предметов.
8) 
Хороший пластилин (хороший - это тот, который имеет яркую окраску, тонко выкатывается и не липнет к рукам. Такими свойствами обладает флуоресцентный восковый пластилин). 

А сейчас приглашаю вас попробовать выполнить работу в технике пластилинографии. Вы можете взять картонки с готовым рисунком или нарисовать свой. Рисовать пластилином можно разными способами. Это размазывание  основы пластилином нужного цвета. Можно «горошками». Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на поверхность картона, заполняя весь рисунок. Рисование  «жгутиками». Техника «жгутиками» несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка. Следующий способ – процарапывание. На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой,  стеком, как в технике граттаж. Показываю картинки выполненные в технике пластилинографии разными способами. А так же разрезанием  это, когда несколько пластилиновых лепешек укладываются друг на друга в виде пирога, складываются пополам в виде книжечки. При помощи тонкой проволоки разрезаются на тонкие пластины, из которых можно составлять различные композиции (бабочки, цветы и т.д.)

Практическая часть. Родители рисуют пластилином разными способами.

Заключение.

Уважаемые родители, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные сегодня знания.

Спасибо за активное участие, за чудесные картины. Позвольте вам вручить памятки с советами и рекомендациями по обучению детей пластилинографии.

 

Семинар практикум «Рисование солью»

 Не секрет, что многие родители хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, развитых, талантливых детей. Хотели бы видеть детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными, разносторонне развитыми, словом, интересными личностями. А интересная личность - это знающий, уверенный в себе и своих способностях, постоянно развивающийся человек. В формировании такой личности немалую роль играет изобразительное искусство. 

На сегодняшний момент, рецепт, который помогает совершенствовать творческие способности ребенка - найден. Это - нетрадиционные изобразительные техники. 

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми в педагогической практике образовательных учреждений.

Существует множество таких нетрадиционных техник рисования, вот некоторые из них:

— 

«Рисование ладошкой»;

— «Рисование печаткой»;

— «Тампонирование»;

— «Набрызг»;

— «Монотипия»;

— «Кляксография»;

— «Рисование по сырой бумаге»;

— «Цветные ниточки»;

— «Граттаж»;

— «Рисование по мягкой бумаге» и т. д.

Все перечисленные нетрадиционные техники интересны, разнообразны. Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одаренность, продуктивность, потенциал и интуиция.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии детей. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Сегодня хочу вас познакомить с необычной интересной и оригинальной техникой нетрадиционного рисования – это рисование солью.    

       Соль – это материал доступный, простой в использовании, экологически безопасный, здоровье - сберегающий, а главное, способный максимально разбудить фантазию ребёнка. Сколько сладких мгновений может испытать маленький художник, рассыпая соль для создания своего шедевра! Рисование солью на ряду с развитием художественно-творческой активности детей, их фантазии совершенствует мелкую моторику рук, стимулирует развитие речи, даёт колоссальный арт - терапевтический эффект.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

1. Первый способ – это соленое рисование

Очень интересная техника рисования – это рисование по соли. Эффект растекания краски просто завораживает.

Вам понадобится:1 бабочка, соль белая, клей ПВА, краски гуашь, кисточка.

Вначале нанесите клей ПВА любыми узорами на рисунок. Это может быть все что угодно-вертикальные, горизонтальные, волнистые линии, точки и т. д.

Далее посыпаем все солью и даём немного подсохнуть, затем стряхиваем излишки соли над тарелкой. Оставьте до полного высыхания.

Отложите в сторону бабочку и пока она сохнет мы познакомимся с другим способом…

Бабочка подсохла и сейчас будем творить: разведите гуашь в небольшом количестве воды, но не слишком жидко, чтобы ее было удобно наносить. Цвет краски может быть любой, разных оттенков - это ваш выбор. Наносить краску на солевые разводы, нужно аккуратно

Краска будет очень интересно растекаться по солевым "дорожкам".

2. Второй способ – это акварель, соль и канцелярский клей

Возьмём другую бабочку и с помощью воды и кисточки его смочим, затем берём акварельные краски и покрываем поверхность, смешивая цвета по своему вкусу.

Пока краски не высохли, добавьте капли прозрачного клея, а затем посыпьте рисунок каменной солью. Соль создает интересный эффект, впитывая пигмент из краски при высыхании. Кроме того, она красиво искриться.

3. Третий способ – это цветная соль и канцелярский клей.

Я предлагаю вам ещё один способ рисования солью, но он отличается от двух первых, там мы использовали белую соль, а сейчас будем рисовать цветной солью.

Нам понадобится ещё одна бабочка, клей и цветная соль.

Сначала определитесь с цветом бабочки и возьмите определённого оттенка соль.

А теперь начинается самый творческий этап работы. Покрываем изображение тонким слоем клея  (постепенно, небольшими участками).

Участок, на который нанесли клей, посыпаем цветной солью (цвет может быть различный)- можно использовать в работе ложечку, а можно руками.

Лишнюю соль стряхиваем на тарелочку.

Так же продолжаем дальше пока наша бабочка не будет готова.

Понравилось ли вам рисовать морской солью?

Какие при этом вы испытывали эмоции?

Какие у вас возникли трудности в ходе рисования?

Консультация для родителей

«Графический диктант»

  Кто сказал, что у малышей не бывает диктантов? Настоящий графический диктант по клеточкам понравится не только детям - дошкольникам, но и школьникам. Это интересное задание на внимательность и умение различать направления: вправо-влево, вниз - вверх. Весь диктант заключается в рисовании коротеньких линий на обычном тетрадном листе в клеточку. После окончания на листочке появляется фигурка. Это может быть птичка, животное или какой-либо другой объект. Фигурка появится, если диктант был выполнен правильно и  ребенок нигде не ошибся
Что же такое графический диктант: развлечение или обучение?

Графические диктанты направлены на:

1. развитие мелкой моторики;

2. развитие произвольного внимания;

3. развитие координации движений;

4. развитие усидчивости;

5. развитие пространственного воображения;

6. расширение словарного запаса;

7. развитие орфографической зоркости.

    Естественно, графические диктанты – это еще и эффективная подготовка руки к письму, к ориентированию по листу тетради. Простые графические диктанты прекрасно помогают родителям и учителям предотвратить многие сложности на начальном этапе учебы в школе. Это рассеянность, неумение сконцентрироваться, неусидчивость, орфографическая невнимательность.  

    Дети, как правило, очень любят рисовать по клеточкам, это увлекательно и полезно. Этот способ развития необходимых навыков - игровой на все сто процентов. Для летнего периода – это вообще находка. Можно заниматься графическими диктантами в дороге, в парке, на пляже, на даче. Это несколько разнообразит ежедневные игры и занятия. Различные графические диктанты пользуются особой популярностью у детей в возрасте 5-10 лет. Кроме того, что графические диктанты полезны, они еще и очень увлекают детей. Также их можно сделать общим семейным занятием – меняться ролями с ребенком, устраивать соревнования. А можно расширить задание: раскрась рисунок, вспомни стихотворение, отгадай загадку об этом объекте и т.п.

Что понадобится для занятий.

     Вам понадобится тетрадка в клеточку. Для малышей дошкольного возраста хорошо, если клеточка будет покрупнее. Это позволяет снизить нагрузку на глаза. Не выбирайте (во всяком случае, для малышей) тетради с очень белыми и очень гладкими листами. Это очень напрягает глаза. Кроме того, листы тетради отсвечивают и дают блики, которые вредны для глаз! Большие изображения на листе с крупной клеткой не поместятся, тогда нужно взять стандартную тетрадь. Также необходим простой карандаш и ластик, чтобы можно было стереть в случае ошибки.

Как проводить графические диктанты.

    Задание по графическому диктанту выглядят так: на листе бумаги в клеточку ставится точка и от этой точки дается задание. Рисовать нужно по клеточкам. Например, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка влево. Должен получиться квадратик. Это самый простой пример графического диктанта. С каждым разом задание для ребенка должно усложняться. Перед написанием графического диктанта с ребенком стоит повторить, где находится лево, а где право, верх и низ. Конечно, многое зависит от возраста ребенка и его способностей.

   Длительность занятий не должна превышать 10-15 минут для деток 5 лет, 15-20 минут для деток 5-6 лет, 20-25 минут для деток 6-7  лет. Но в случае, если малыш увлечен, не прерывайте его, пусть выполнит задание до конца.

    Проследите за тем, как ребенок сидит, как держит карандаш, приучайте сразу все делать правильно. Если у малыша проблемы со счетом, помогайте отсчитать клеточки в тетради.

Варианты проведения диктанта:

1. Ребенку предлагают повторить в тетради рисунок, который изображен на образце.

2. Взрослый человек диктует определенную последовательность черточек, указывая количество клеточек и направление рисования. Ребенок все выполняет на слух, затем накладывает свое изображение на исходное и сравнивает результат с образцом.

3.  Взрослый начинает диктовать графический диктант и когда получается понятный рисунок, ребенок должен самостоятельно его продолжить. 

        Так что же такое графический диктант? Это обучение через развлечение, приятное и полезное времяпрепровождение с детьми и конечно незаменимый помощник в подготовке ребенка к школе.

Семинар-практикум для родителей

«Развитие графо - моторных навыков и мелкой моторики у дошкольников»

Цель: Формирование у родителей понятий о важности развития мелкой моторики и графо - моторных навыков.

Задачи:

1. Информировать родителей о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребёнка.

2. Ознакомить родителей с элементами пальчиковой гимнастики массажем пальцев.

3. Ознакомить родителей с упражнениями развивающими графо - моторные навыки у детей.

4. Способствовать получению практических навыков по их проведению в домашних условиях и тем самым повысить эффективность коррекционной работы по развитию звукопроизношения у детей.

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту.

Овладевая движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развиваются мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. В процессе двигательной активности в коре головного мозга у ребенка быстрее устанавливаются условно-рефлекторные связи, а значит, интенсивнее происходит его всестороннее развитие.

Сформированность мелкой моторики ребенка можно понаблюдать при рисовании или закрашивании. Если он постоянно переворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе будет значительным.

Каким же образом можно развивать графо - моторные навыки у дошкольников? Какие упражнения – игры можно использовать на занятиях? Вне всяких сомнений, что этому способствуют такие виды работ, как рисование, аппликация, лепка, изготовление поделок из бумаги, проволоки и др. материалов. А также самомассаж кистей и пальцев рук с использованием пружинок (суджоки, колючих мячей, карандашей, бигудей, грецких орехов).

Игры и упражнения для развития мелкой моторики

• Упражнения на развитие статической координации движений.

«Гнездо» — пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

 «Буквы» — изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др.

«Замок» — соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить.

• Упражнения на развитие динамической координации движений.

«Пальчики здороваются» — на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук — большой с большим и т. д.

«Соревнования по бегу» — средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе).

«Посчитай-ка» — сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой).

• Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.

«Кулак — ребро — ладонь» — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе.

 «Сжимание и разжимание кистей рук» — поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).

«Барабанщик» — один ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другой повторяет.

• Упражнения на развитие координированных графических движений.

«Трудные виражи» — на одном конце дорожки нарисована машинка, на другом — домик или гараж. Педагог говорит: «Ты — водитель, и тебе надо проехать на своей машинке к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Будь внимателен и осторожен». Ребенок должен, не отрывая руки, карандашом «проехать» по изгибам простых дорожек, а когда он освоится, ему можно предложить и более сложные варианты дорог.

• Упражнения с предметами:

— составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина);

— составление цепочки из 6—10 и более канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;

— вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой;

— нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой — мелких бусин, бисера;

— сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис);

— застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

— завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;

— доставание бусин ложкой из стакана;

— складывание мелких деталей (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр;

— продевание нитки в иголку;

— стирание ластиком нарисованных предметов;

— кáпание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;

— надевание и снимание колечка (массаж пальца);

— втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок;

— комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки);

— прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;

— перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу и обратно;

— нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», наполненном горохом и фасолью, в пластиковых ведрах или тазиках;

— сжимание и разжимание эспандера;

— катание мячей-ежиков (с шипами).

• Игры

«Оркестр» — одни дети имитируют игру на разных музыкальных инструментах (пианино, барабан, гитара, труба, баян и др.), другие дети отгадывают, кто на чем играет. Затем меняются местами.

«Работники» — дети по очереди изображают работу с каким-то инструментом или орудием труда (ножницами, молотком, кусачками, топором, пилой, лопатой, граблями и др.).

«Поймай рыбку» — ребенок удочкой с крючком пытается подцепить пластмассовых рыбок со специальным отверстием.

• Упражнения для расслабления рук.

Массаж подушечек пальцев рук и фаланг пальцев (от ногтевых фаланг к основаниям пальцев), потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны с речевым стихотворным сопровождением, так как стихи, сопровождающие упражнения, — это та основа, на которой формируется чувство ритма.

Имитационные движения для кистей рук:

      — мытье рук перед едой

      — стряхивание воды с кисти

      — полоскание белья

      — надевание перчаток

      — поглаживание кошки

      — пальчики танцуют

Развитие графо - моторных навыков происходит благодаря следующим упражнениям:

Для формирования тонко координированных графических движений полезны следующие упражнения:

1. Очень полезно предлагать ребенку прописывать «в воздухе» перед собой карандашом большие буквы, рисовать фигуры, линии и так далее.

— штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки. Нарисуйте мяч и попросите заштриховать его ровными параллельными линиями. Другую фигурку попробуйте заштриховать волнистой линией, «галочками» или точками. Сейчас есть много специальных тетрадок в продаже с подобными заданиями.

— раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности. Пусть ребенок раскрашивает раскраски. Начинайте с несложных крупных картинок, переходя на более мелкие, с множеством деталей.

— работа с трафаретами: предложите ребенку обводить их, составлять из них узоры или картинки. Если трафаретов нет, изготовьте их сами, - вырежьте из картона фигурки животных, фруктов, облака, домики, - все, что придет в голову. Ребенок с удовольствием будет обводить эти трафареты.

— обведение рисунка по контуру, копирование. Полезно обводить сначала крупные, а потом более мелкие рисунки по пунктиру.

— рисование по опорным точкам. Ребенок может соединять по точкам с числами контур рисунка.

— дорисовывание изображений;

— рисование на листочках в клетку (крупную и мелкую) узоров, печатание букв, знакомство с написанием цифр;

— ориентирование на листочке в линейку, нахождение рабочей строки, письмо в ней элементов письменных букв;

— геометрический диктант с использованием линейки с геометрическими фигурами. Предлагайте ребенку выполнять различные задания с линейкой, - чертить линии (прямые, ломаные). Рисовать фигуры, дорогу для машины. Измерять длину отрезков и так далее.

— графический диктант - рисование по клеточкам под диктовку.

С помощью этого упражнения можно предотвратить такие типичные ошибки в школе, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость, невнимательность и рассеянность, неумение ориентироваться в тетради:

Работа по подготовке ребёнка к письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Огромная роль в выполнении этой задачи принадлежит семье. Поэтому так необходимы консультации родителей и беседы с родителями о значимости систематической работы по формированию этого навыка в семье.

Упражнения родители могут придумать сами, проявив творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы клуба юных исследователей "Необычное в обычном"

В материале представлена тематика занятий, задачи используемая на занятиях РППС и результаты освоения способов знаний и умений детей....

Перспективный план работы клуба для родителей «Мир на кончиках пальцев»

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали кон­структора, работать с паз...

родительский клуб "Речь на кончиках пальцев"

Цель данного заседания родительского клуба: повышение уровня компетентности родителей в вопросах значения  развитиямелкой моторики рук и развитии речи детей дошкольного возраста, информирование о...

перспективный план работы клуба "Славянская кукла"

Клуб для детей и их родителей «Славянская кукла» является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и педагоги детского сада могут получить знания и развивать ...

Перспективный план работы клуба "Народные промыслы"

Ознакомление детей старшей группы дошкольного возраста по декоративно-прикладному искусству....

Перспективный план работы клуба "Народные промыслы" для детей подготовительной к школе группы

Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством в подготовительной к школе группы...

Перспективный план работы клуба молодых родителей «Год до школы»

Цель: вооружить  родителей советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школеЗанятия предполагают работу по следующим направлениям развития:внимание и память развитие умственных способн...