"Игры для запоминания букв"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Методическая разработка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_zapominaniya_bukv_5.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для запоминания букв

В наше  время существует огромное количество методик и пособий для того, чтобы как можно быстрее выучить с ребёнком буквы и научить его читать.

Способов, конечно, много, но только использование их в совокупности с подручными материалами даст отличный результат.

Чтобы избежать последствий неграмотного обучения, отнеситесь со вниманием и пониманием к следующим советам:

-приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребёнка достаточно развита;

-не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита;

-не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например сэ или рэ, или эр и т.п.

Для обучения ребёнка 5 лет необходимо выделять каждый день (от 10 до 15 минут). Занятия обязательно должны проводиться в игровой форме.

Играя, старайтесь научить ребёнка слышать звуки речи, выделять их из слов, узнавать облик букв, сравнивать буквы между собой по внешнему виду и звучанию. Чем увлекательнее будут занятия с буквами, тем быстрее сформируется у малыша интерес к обучению, тем значительнее будут его успехи в овладении чтением.

«Веселая мозаика»

Цель: формировать умение запоминать буквы, учиться их составлять из мозаики, развивать мелкую моторику.

Что вам понадобится: мозаика любого типа ("гвоздики", "кнопочки", "колпачки", "фишки"), соответствующее наборное полотно к мозаике.

Как играть?

Предложите ребенку выложить из мозаики ту букву, на запоминание которой в настоящее время направлены ваши совместные усилия. Можете предложить выложить букву заданного цвета (исходя из возможностей мозаики), заданного размера (большую или маленькую), скопировать букву с образца, который вы составите сами, сделать букву большего или меньшего размера, чем ваша.

Обратите внимание! Легче выкладывать из мозаики буквы, которые состоят только из вертикальных и горизонтальных линий. Поэтому к составлению из мозаики, прежде всего, рекомендуются буквы Н, Е, Г, П, Т, Ц, Ш, Ш. Следующими по уровню сложности являются буквы, содержащие наклонные линии, например У, К, X, А, Л, Д, Ж, М, И. А наиболее сложные для выкладывания из мозаики - буквы, в состав которых входят элементы круга/полукруга (О, С, В, Ф, Э, Р, Ю, Б, Я, Ч, 3, Ъ, Ь).

Выложите из мозаики образец буквы, пусть ребенок внимательно рассмотрит его и запомнит. Закройте образец. Предложите ребенку выложить такую же букву по памяти. Когда ребенок выполнит задание, откройте образец. Пусть ребенок сравнит свою букву с образцом и самостоятельно исправит ошибки, если он их допустил.

«Пластилиновый конструктор»

Цель: формировать умение запоминать буквы, учиться лепить буквы из пластилина, развивать мелкую моторику.

Что вам понадобится: набор пластилина (заранее проверьте, чтобы пластилин был эластичный, не жесткий и не ломкий), доска для лепки, стека или одноразовый пластиковый нож.

Как играть?

Вместе с ребенком изготовьте из пластилина колбаски примерно одинаковой толщины и длины. Таких колбасок потребуется 8 штук. 2 колбаски разделите (разрежьте) стекой пополам. 2 другие колбаски разделите на 3 части каждую. Из 4 оставшихся колбасок сделайте колечки, скрепив их края. 2 колечка разделите стекой пополам так, чтобы получились полукруги. Таким образом, у вас получился набор деталей для составления любой буквы русского алфавита. Теперь ребенок может составлять буквы по вашему образцу или по собственному представлению.

«Волшебные палочки»

Цель: формировать умение запоминать буквы, учиться выкладывать их из палочек, учиться преобразовывать буквы.

Что вам понадобится: счетные палочки.

Как играть?

Самый простой способ - выкладывание букв из палочек по образцу или без образца (по представлению). Когда ребенок научится выкладывать буквы из палочек самостоятельно, можете переходить на более сложный уровень игры. Например, составьте из палочек фигуру, напоминающую дверь.

Попросите ребенка убрать 2 палочки так, чтобы получилась буква П, затем восстановите фигуру, попросите опять убрать 2 палочки, но уже так, чтобы получилась буква Н. Такая игра нравится детям, они чувствуют себя "волшебниками". Не забудьте подыграть своему ребенку, чтобы от выполнения заданий он получал максимум удовольствия.

В следующий раз из фигуры "Дверь" предложите ребенку сделать и другие буквы: убрать 1 палочку так, чтобы получилась буква Б; убрать 2 палочки так, чтобы получилась буква Е; убрать 2 палочки так, чтобы получилась буква Р; убрать 4 палочки так, чтобы получилась буква Г.

«Умные кубики»

Цель: формировать умение запоминать буквы, учиться выкладывать их из кубиков, учиться преобразовывать буквы.

Что вам понадобится: кубики.

Как играть?

Для игры подойдут любые кубики одинакового размера - как без рисунка, так и с рисунками. Самый простой способ - выкладывание букв из кубиков по образцу или без образца (по представлению). Конечно, так можно выкладывать не все буквы, а только те, которые не содержат круглых или полукруглых элементов. Например: Е, Ё, Н, Г, Т, Ш, Ц, Щ, Ч, М, У, И, К.

«Верёвочные буковки»

Цель: формировать умение запоминать буквы, учиться выкладывать их из веревочек, развивать мелкую моторику.

Что вам понадобится: цветной картон, кусочки разного рода веревочек (тесьма, толстые нитки для вязания), простой карандаш, клей ПВА (желательно в бутылке с носиком-дозатором), платок или шарфик.

Как играть?

Расскажите ребенку, что будете вместе с ним делать необычные буквы. Поинтересуйтесь, какую букву он хотел бы сделать, или предложите букву сами - новую, а возможно, и ту, которую ребенок пока плохо выучил. На листе картона нарисуйте простым карандашом выбранную букву. Дайте ребенку клей, пусть малыш нанесет клей по контуру - "напишет клеем" букву. Пока клей не высох, наложите на контур веревочку. Если веревочка длинна для этой буквы, отрежьте остатки. Дайте поделке подсохнуть.

Предложите ребенку ощупать необычную букву, "запомнить ее руками".

Сделайте несколько таких букв, пусть ребенок узнает их с завязанными глазами на ощупь, находит одну букву из нескольких предложенных по вашему заданию. Ограничьте ощупывание буквы, водите рукой ребенка только по одному фрагменту буквы, предлагая отгадать ее.

Вариант:

Изготовленные для этой игры буквы вы можете использовать позднее для составления из них слогов и слов. Завяжите ребенку глаза платком или шарфиком, разложите перед ним буквы задуманного слова (не более 3-4 букв), пусть он ощупает веревочные буковки и составит из них слово.

«Тактильные буквы».

Цель:  формировать умение запоминать буквы, развивать мелкую моторику.

Что вам понадобится: наждачная бумага, бархатная бумага, ножницы. 

Как играть?

Вырежьте из наждачной или бархатной бумаги буквы. Ребенок должен будет с закрытыми глазами, на ощупь определить букву.

«Волшебная манка»

Цель: формировать умение запоминать буквы, развивать мелкую моторику.

Что вам понадобится: поднос для посуды яркого цвета, манная крупа.

Как играть?

На поднос насыпьте манную крупу тонким слоем. Покажите ребенку, как можно написать буквы на манке прямо пальцем или палочкой. Попросите его написать рядом букву, такую же, как написали вы, написать букву больше или меньше вашей, дописать незаконченную букву или стереть лишнюю деталь "неправильной" буквы.

На таком экране любому ребенку будет приятно учиться писать буквы: ведь стоит только потрясти немного поднос, и допущенная ошибка или неточность исчезает!

«Фантазеры, или на что похожа буква»

Цель:  формировать умение запоминать буквы, развивать фантазию.

Что вам понадобится: бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, гуашь.

Как играть?

Для того чтобы ребенок легче запоминал букву, полезно сравнивать буквы с разными предметами из окружающей обстановки. Напишите букву и попросите ребенка придумать, на что она похожа. Сами дорисуйте букву до предмета или предложите ребенку сделать это. Постарайтесь, чтобы рисунок был ярким и забавным.

Терпения, удачи и радости вам в занятиях с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """

Цель: закрепление буквы "К".   Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...

Современные технологии способствующие запоминанию букв

Работа имеет практическую значимость для педагогов ДОУ...

Применение игр и упражнений для запоминания букв с детьми дошкольного возраста.

В данной статье показано как увлекательно и интересно можно запоминать образы букв и учиться читать....

Памятка для родителей "Приемы запоминания букв"

Процесс овладения письменной речью (чтением и письмом) вызывает наибольшие трудности у детей с речевой патологией.  Для лучшего запоминания буквы и развития мелкой моторики пальцев рук каждому ре...

«Игры, способствующие запоминанию букв»

laquo;Игры, способствующие запоминанию букв»...

Консультация для родителей "Игры для лучшего запоминания букв в домашних условиях"

Данный материал будет полезен для работы с родителями воспитателям, учителям-логопедам, дефектологам. Родители ознакомятся с игровыми упражнениями и приемами, которые смогут повысить интерес ребенка к...