Консультация для родителей "РЕЧЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Барышникова Ирина Витальевна

РЕЧЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления. Наука утверждает, что развитие речи и мышления идет совместно, так как они составляют единое целое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_detey_rannego_vozrasta.docx119.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад №53

Колпинского района г Санкт-Петербурга

Консультация для родителей

РЕЧЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Подготовил:

Воспитатель

Барышникова И.В.

2018г

РЕЧЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления. Наука утверждает, что развитие речи и мышления идет совместно, так как они составляют единое целое.С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления

При систематической работе и при благоприятных условиях к трем годам речь детей развивается настолько, что они в состоянии выразить словами свое желание, мысль, повторить то, что запомнили. Они могут декламировать небольшие стихи, петь песни.

Ребенок рождается с такими унаследованными качествами мозга, которые дают ему возможность усвоить речь и овладеть языком, на котором говорят окружающие его люди. Но для того, чтобы он заговорил, ему необходимо слышать речь взрослых, с ним надо разговаривать. Ребенок учится языку у взрослых.

Характеристика речевой деятельности детей 1-го года жизни

Произносить первые слова большинство детей начинает на втором году жизни, в возрасте 12-14 месяцев. До этого времени у ребенка наблюдается предшествующая речи звуковая активность - подготовительные упражнения, способствующие развитию говорения, умению произносить слова, овладению речью.

Эта звуковая активность раньше всего проявляется в крике. Крик ребенка, похожий на плач, - сигнал о неблагополучии, своеобразное сообщение взрослым, родителям о том, что ему необходимо в чем-то помочь.

Ребенок кричит по четырем причинам: когда голоден, когда ему холодно, когда он нуждается в смене белья и, наконец, если ему нездоровится. Опытное ухо матерей разбирает характер детского крика и определяет его причину. Когда устраняются эти причины, крик ребенка прекращается.

Когда ребенок здоров, сыт, когда ему достаточно тепло, то сравнительно рано, приблизительно на третьем месяце жизни, звуковая активность его проявляется в форме «гуления». «Гу-агу» - такие звуки издает ребенок. Это гуление сопровождается выражением радости, удовольствия на личике ребенка. Интересно, что положительное настроение ребенка значительно ярче и сильнее проявляется, когда взрослые обращаются к нему с речью, когда они разговаривают с ним.

Поэтому речь ребенка надо развивать с самого начала жизни. Надо «разговаривать» с ребенком, когда его берут кормить, когда ему меняют белье, делают гигиенические процедуры, когда он, бодрствуя, лежит в кроватке. Говорить с ним или напевать колыбельную песенку следует и перед засыпанием. Надо, чтобы с самого начала жизни ребенок слышал и воспринимал человеческую речь. Это первое и необходимое условие для его нормального развития.

К шести месяцам дети начинают лепетать, произнося при этом больше звуков, чем раньше. Ребенок уже начинает подражать взрослым, повторяя некоторые элементы слышимой от них речи.

В лепете ребенка многократно ритмически повторяются отдельные слоги: ма-ма, ам-ам, па-па, ба-ба, дя-дя, ня-ня и т.п. Из этих сочетаний и образуются первые слова, содержание и смысл которых складываются и вырабатываются у ребенка под влиянием взрослых.

В этот период жизни ребенка следует говорить с ним, перекликаться, повторять звуки, которые встречаются в его лепете. Необходимо лепет связывать с предметами и таким образом наполнять его определенным содержанием, развивая у ребенка понимание окружающей действительности. Детям нравится, когда с ними разговаривают. Они внимательно прислушиваются к речи взрослых, воспринимают ее, пытаются повторять и повторяют некоторые звуки.

С 6-7 месяцев дети начинают постепенно понимать речь и отвечать на нее определенными действиями. Они подползают или подходят на зов, отвечают на приветствия, качая головой, прощаются, махая ручкой, делают «ладушки», находят и показывают предметы по просьбе взрослых. К году они начинают сообщать звуками о своих нуждах, например, произносят «ам-ам» (хочу есть), «бах» (упала игрушка), обращают звуками внимание взрослых на предметы, которые их интересуют.

Характеристика речевой деятельности детей 2-го года жизни

В 12-14 месяцев у детей появляются первые слова, возникающие из лепета: «мама», «баба», «папа», «няня», «ляля» и т.д. В течение второго года, если с ребенком разговаривают, с каждым днем расширяется его активная речь, он все больше и больше произносит слов. Исследования показывают, что при благоприятных условиях развития и воспитания к двум годам в речи ребенка может быть до 250 - 300 слов.

Бывают случаи, когда дети начинают говорить (произносить первые слова) не в 14 месяцев, а значительно позднее - к двум и даже к трем годам. Такое отставание может быть вызвано разными причинами. Возможно, уделяется мало внимания в плане общения с ребенком или взрослые пытаются предвосхитить любой запрос малыша и ему не нужно стремиться выражать их словами. Среди причин могут быть и медицинские показания, желательно обратиться к специалистам (психологу, врачу - логопеду).

Овладение речью дается маленькому ребенку нелегко: он еще и недостаточно ясно воспринимает речь взрослых и недостаточно хорошо владеет своим речевым аппаратом. Нельзя мешать правильному развитию речи ребенка, подражая ему в неправильном произношении слов. Чтобы речь ребенка развивалась нормально, взрослым необходимо произносить слова нормально, правильно. Ребенок, перенимая хорошую речь, скоро овладеет хорошим, правильным произношением.

Характеристика речевой деятельности детей 3-го года жизни

За год, от двух до трех лет, значительно и быстрыми темпами развивается словарь детей, и при хороших условиях число слов, которыми владеет ребенок этого возраста, достигает тысячи. Такой большой запас слов позволяет ребенку активно пользоваться речью.

К трем годам дети учатся говорить фразами, предложениями. Они уже могут выражать словами свои желания, передавать свои мысли и чувства.

Роль взрослого в овладении речью

В практике работы с детьми раннего возраста выработались многочисленные приемы, при помощи которых взрослые помогают ребенку быстрее и совершеннее овладеть речью, обогатить словарный запас, развить правильную речь.Обязательный разговор с ребенком с самых первых дней его жизни является первым и наиболее важным условием и способом развития речи

Обязательный разговор с ребенком с самых первых дней его жизни является первым и наиболее важным условием и способом развития речи.

Всякое общение с ребенком или действие должно сопровождаться речью.

В семье малышу, естественным образом, обеспечен индивидуальный подход, так как большей частью он бывает один и на него обращено внимание всей семьи. Особенное же значение имеет речь мамы.

Мама для ребенка - источник жизни, любви, ласки, положительных эмоциональных и сугубо интимных переживаний. Речь из уст мамы, в связи с этим, воспринимается как особо действенная.

Но наиболее благоприятные условия восприятия и развития речи детей раннего возраста создаются при сочетании семейного и социального воспитания.

Пребывание ребенка в детском коллективе, в группе своеобразно влияет на развитие речи детей. Ребенок на занятиях общается с детьми, делится с ними своими впечатлениями и находит у них соответствующее понимание его речи, сочувствие его интересам, содействие его активности. Все это мобилизует ребенка на дальнейшее развитие его речи. Влияние детского коллектива на развитие речи можно отнести к тому, что называется самообучением языку.

Видеть лицо говорящего. Для успешного развития речи детей надо воздействовать не только на слух, но и на зрение, и на осязание. Ребенок должен не только слышать взрослого, но и видеть лицо говорящего. Дети как бы считывают с лица речь и, подражая взрослым, начинают сами произносить слова.

Для развития понимания желательно, чтобы ребенок не только видел предмет, о котором идет речь, но и получил его в руки.

Рассказывание - один из приемов развития детской речи, он очень нравится детям. Рассказывают детям небольшие произведения, простые и доступные для понимания, рассказывают и сказки, читают стихотворения.

Стихи, рассказы и сказки для лучшего восприятия их детьми рекомендуется говорить наизусть. Необходим, чтобы дети, слушая рассказчика, удобно сидели вокруг него и хорошо видели его лицо. Да и сам рассказывающий должен видеть детей, наблюдать за впечатлением от рассказа, за реакцией детей. Ничто не должно мешать детям слушать.

Рассматривание картинок - хороший прием развития речи, так как речь при этом делается наглядной и более доступной для понимания. Вот почему рассказ хорошо сопровождать показом картинок, беседой по картинке.

Игра - одно из лучших средств развития речи и мышления детей. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую активность.

Интересно, что, играя даже в одиночку, младшие дети нередко говорят, высказывая вслух свои мысли, которые у детей более старших возрастов протекают молча, про себя.

Обыгрывание игрушек - очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей, когда им не только даются игрушки для самостоятельной игры, но и показывается, как в них играть. Такие организованные игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли, так занимающие детей и так много дающие для их развития.

Многократное повторение речевого материала. Дети, со слов взрослых, способны запомнить и воспроизвести наизусть слышимое ими. Для этого необходимо многократное повторение речевого материала.

Декламация и пение, сопровождаемые музыкой, также важный способ развития детской речи. Особенно успешно они запоминают стихи и песенки, которые потом декламируют, поют.

Чтение детям книжек, также является средством развития речи и мышления детей. Это увлекает детей, нравится им, и довольно рано, подражая взрослым, дети сами начинают рассматривать книгу, «читать» ее, пересказывая часто наизусть то, что им было прочитано. Интересную книжку дети иногда запоминают наизусть целиком.

Ознакомление детей с окружающим миром - также способствует развитию речи и мышления детей. Важно обращать внимание малышей на предметы и окружающую их жизнь, беседовать с ними об этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей раннего возраста. Тема: «Агрессия в раннем возрасте».

Консультации предначначена для родителей детей, ведущих себя агрессивно. Раскрываются такие понятия как "агрессивность","агрессия", "агрессивное поведение",причины,профилактика и последствия. Хо...

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: Упрямство детей раннего возраста

В консультации размещён материал для родителей по" Упрямство детей раннего возраста"....

Консультация для родителей детей раннего возраста «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»

Консультация для родителей детей раннего возраста «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»...

Консультация для родителей детей раннего возраста "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

Формирование культурно-гигиенических навыков – первая ступень воспитания культуры поведения. Работа по формированию у малышей культурно-гигиенических...

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: «Использование развивающей игры В.В. Воскобовича «Кораблик «Плюх-Плюх в работе с детьми раннего возраста»

В нашем детском саду мы организуем образовательную деятельность с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича. Авторская методика В.В. Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью....

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: «Какие игрушки необходимы детям раннего возраста»

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои люби...