Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду
статья на тему

Степыгина Лариса Вячеславовна

О проблеме взаимодействия детского сада с семьей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду

МБОУ БГО СОШ N6

(дошкольное образование)

Музыкальный руководитель

Степыгина Л.В.

- Борисоглебск  2019 г -

 Я выбрала эту тему, потому что проблема взаимодействий детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относится к нему, как к равному себе.
Изначально, работая с родителями, я использовала традиционную форму работы:
- участие в родительских собрания х
- консультации для родителей;
- советы и рекомендации для родителей в родительском уголке;
- индивидуальные и групповые беседы;
- дни открытых дверей;
- творческие отчёты педагогов и детей перед родителями (утренники, открытые занятия, развлечения, концерты) .
Для себя я отметила, что такая форма работы с родителями, недостаточна и решила выбрать тему по самообразованию, связанную с изучением проблем по взаимодействию детского сада с семьёй, так как от участия родителей в жизни детского сада (группы) выигрывают все. Всю свою работу я поделила на три этапа, составила план, по которому продолжила свою работу.
I этап
«Информационно-аналитический»
Подбор литературы:
«Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду» С. Ю. Прохорова, Н. В. Нигматулина, В. И. Евстигнеева;
«Работа ДОУ с семьей» А. В. Козлова;
«Система сопровождения родителей» М. В. Тимофеева;
«Я – компетентный родитель» программа работы с родителями дошкольников под редакцией Л. В. Коломийченко.
На этом этапе я изготовила для родителей почтовый ящик «Вопросы и предложения». Рядом с ящиком есть стикеры и ручка, таким образом, родители имеют возможность написать свои вопросы, ответ на которые им хотелось бы узнать, а также внести предложения по работе в группе. На основе данных вопросов и предложений я могу спланировать консультации и беседы для родителей, как индивидуальные, так и групповые.
II этап
«Внедрение в практику»
1. Анкетирование родителей для сбора социологических данных о семье;
2. Опрос родителей для выявления индивидуальных особенностей ребенка;
3. Определение линии педагогического общения с семьей;
4. Подготовка вспомогательной литературы (книги, статьи, буклеты, журналы) для консультаций;
5. Подбор педагогических ситуаций, их решения;
6. Подготовка к открытому занятию для родителей (подбор атрибутов, дидактических игр) ;
7. Совместный подбор с родителями материалов (фотографии, статьи, истории) ;
8. Подготовка к совместным проектам;
9. Подбор рекомендаций для родителей по организации содержательного досуга в семье, «правил общения», совместных игр, просмотров передач, чтения книг.
В связи с этим, я сделала подборку консультаций для родителей ,таких как «Понимаем ли мы друг друга? », «Какие телепередачи смотрит мой ребенок», «Умею ли я общаться со своим ребенком, если нет, то, что для этого нужно? ».

Совместно с родителями готовим праздники и развлечения. Например, на «День матери» вместе с папами оформили фотовыставку «Наши любимые». А так же чаепитие «Капустная вечерка» в стиле русских народных традиций с частушками, самоваром, баранками, вареньем. Целью таких мероприятий является знакомство с народными традициями, приобщение к истокам русской народной культуры, привитие любви и уважения к народным традициям.


Далее уже совместно со специалистами (психологом, логопедом) мы подготовили ряд консультаций: «Формы работы общения с ребенком», «По дороге домой»,  «Пойте детям перед сном».
III этап
«Заключительный»
1. Подбор материала для родителей на тему «Коммуникативное общение» (выставка) ;
2. Тренинг коммуникативных целей для родителей;
3.«Детский сад и семья - лучшие друзья» (педагогические игры с родителями) ;
4. Семейные альбомы, портреты и фоторепортажи;
7. Подготовка к маршрутам выходного дня.
На этом этапе консультирование на тему «Как наше слово отзовется» для родителей уже проходило по двум направлениям: педагогическое (по вопросам, касающимся освоения образовательной программы) и психологическое (по вопросам, касающимся индивидуальных особенностей ребенка и его социализации, с выставкой подобранной литературы (книг, журналов, брошюр).
Включили в родительское собрание тренинг для родителей «Как отвечать на все детские «Почему? »», было проиграно много разных ситуаций (родители примеряли на себя роль детей, а педагоги - роль родителей). После такого тренинга, думаю, что многие родители смогли понять, какие ошибки они совершили со своим ребенком, чему им еще нужно научиться. Вместе с родителями мы решили запечатлеть все свои достижения, интересные моменты, совместные мероприятия и оформлять это в виде фоторепортажей и малотиражных газет. А также, родители поддержали  идею делать альбомы тематического содержания «Наши бабушки», «Мамочка любимая», «Мой папа самый лучший», «Мама, папа, я – спортивная семья».
На завершающем этапе родители перестают быть наблюдательными, наоборот предлагают свои идеи в организации совместных праздников, досугов, развлечений. Мы с радостью и благодарностью принимаем любую помощь от родителей, ведь в современных условиях очень сложно обойтись без нее.  Родители охотно откликаются на совместные субботники по благоустройству участка, группы, облагораживание и озеленение территории участка группы и детского сада (высаживание деревьев, кустарников, рассады цветов).
В начале общения с родителями было сложно организовать совместные выходные выезды в театр, музей,  но, после проведения данной работы родители стали более отзывчивыми.  Вывешивала в родительском уголке информацию о том, куда можно пойти с ребенком в выходные ( театр, музей,  детский развлекательный центр). Так же вывешивала репертуар, расписание работы, название выставок. После посещения тех или иных мероприятий, родители и детей зарисовывают самое интересное, а затем, вместе с родителями, устраивали выставки совместных работ «Где я был». Помимо таких выставок, родители принимают активное участие в выставках детских работ, изготовленных вместе с детьми.
Работа по взаимодействию с семьей еще не закончена, но уже сложилась определенная система по работе с родителями. Из результатов, полученных на данный момент, вижу, что дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, а родители, благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада, приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребенком, так и с коллективом специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и плаванию). А мы получаем бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду.

Статья поможет разобраться в отношениях между родителями и детским садом, родителями и детьми....

Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препя...

Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду

Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В законе РФ «Об обра...

"Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду"

Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни сво...

Долгосрочный проект с родителями «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» (с детьми средней группы от 4 до 5 лет, воспитатели Козлова А.Х., Крупка С.С.)

Реализация проектного метода в детском саду невозможна без вовлечения в неё родителей.Педагогу необходимо познакомить родителей с данной педагогической технологией, её ролью в развитии детей, замотиви...

Проект: «Вместе дружная семья – детский сад, родители и я» (Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду) в средней группе №10 «Почемучка»

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все роди...

«Вместе дружная семья – детский сад, родители и я» Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду

Семья для ребёнка –  источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколени...