Главные вкладки

    Консультация для родителей «Развитие речи детей с помощью скороговорок»
    статья (подготовительная группа) на тему

    Расулова Елена Анатольевна

    Консультация для  родителей «Развитие речи детей с помощью скороговорок»

    Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Основной причиной развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим, то необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл r_r_detey_s_pomoshchyu_skorogovorok.docx27.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для  родителей «Развитие речи детей с помощью скороговорок»

    Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Основной причиной развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим, то необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

    Из всех известных методик по развитию речи детей дошкольного возраста скороговорки являются самым древним, самым интересным, самым доступным из них. На своих ежедневных занятиях в детском саду проговаривание скороговорок я провожу в форме игры без натиска и нажима, только по доброй воле ребенка, когда все участники процесса получают общее удовольствие.

    "Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: "на дворе трава, на траве дрова" (Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой, М.: Русский язык 1981-1988).

    Определение из Толкового словаря В. И. Даля: «Скороговорка – частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья».

    Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности и первоначально принадлежали фольклору взрослых, неся отпечаток мифологических представлений, истории народа, они развивают чувство родного языка, содействуют преодолению косноязычия.

    Как работают скороговорки: и забава, и польза.

    Гимнастики требуют не только наши руки и ноги, но и органы речи. Язык и губы нужно тренировать не меньше, чем другие части тела. Ни одна мышца не способна двигаться настолько тонко и точно, как язык, от которого зависит четкое и быстрое произношение звуков.

    Если вы хотите развить у ребенка размеренную членораздельную речь, без «проглоченных» букв и скомканных слов, попробуйте поучить с ним скороговорки.

    Их цель – выработка правильного произношения с помощью многократного повторения проблемных звуков.

    Кто в детстве не разучивал эти шуточные стишки со сложным сочетанием звуков? Наверное, все помнят, как это было весело и интересно, а главное – затем можно было хвастаться перед друзьями быстрым и четким произношением!

    Кроме того, такие выражения – самый доступный, простой и легкий способ улучшения произношения, ведь их придумывали и оттачивали не одну сотню лет.

    Какое значение имеют скороговорки для ребенкаОни:

    • учат малыша говорить четко и красиво;

    • способствуют развитию памяти и воображения;

    • улучшают дикцию и управление голосом;

    • обогащают словарный запас.

    Чтобы эффект от упражнений со скороговорками был максимальным, сначала нужно подобрать необходимые скороговорки – речевой материал для отработки тех звуков, которые дети неправильно произносят.

    Далее  объяснить смысл непонятных слов,  проиллюстрировать сказанное. Можно записать текст скороговорки на листе бумаги и прочитать вместе с ребенком.

    После того, как вы подобрали интересный материал для тренировок произношения определенных звуков, можете приступать к упражнениям. Помните, что в скороговорках главное – не скорость, а правильность и точность произношения.

    Обязательно проговаривать текст медленно, четко произнося каждую букву и слог. Это способствует заучиванию правильного порядка слов и всей фразы.

    Главная ошибка на этом этапе – очень быстрое проговаривание, когда путаются гласные и смешиваются слова. Внимательно следите, чтобы ребенок преодолел все трудные звукосочетания и отработал каждый звук.

    Поиграйте с ребенком в суфлера, попросив его произносить скороговорку шепотом, не теряя при этом разборчивости речи.

    Затем поиграйте в чтение по губам, попросив говорить беззвучно, двигая губами.

    Далее следует много раз повторить фразу, постепенно ускоряя темп. Пусть ребенок говорит с разной интонацией, пропевает, ускоряет и замедляет речь.

    Занимайтесь по 2 раза в день в течение 10-15 минут.

    Скороговорки бывают разные: и простые, и сложные по набору звуков.

    Сразу отрабатывать с ребенком сложные скороговорки не стоит — неудачи только расстроят вас и малыша, отобьют желание работать дальше. Начинайте упражнения с простых и коротких скороговорок.

    Если заметен прогресс в произношении, переходите на более сложные скороговорки для развития дикции; если же ребенок капризничает и говорит, что раньше было легче — попробуйте скомбинировать две скороговорки на один и тот же звук. Найти сложные скороговорки для развития речи в интернете не составляет труда. Они разбиты по категориям в зависимости от того, какой звук необходимо отработать у ребенка.

    Главное — не сложность скороговорки, а систематичность работы и позитивный настрой на работу у вас и ребенка.

    Таким образом, скороговорки и чистоговорки— эффективное и увлекательное средство улучшения детской речи.

    Чистоговорки

    С – С

    Са-са-са        - у Сони длинная коса

    Со-со-со       - у машины колесо

    Су-су-су       - я сумку несу

    Сы-сы-сы     - у деда пышные усы

    Ас-ас-ас        - стелим новый палас

    Асы-асы-асы - где растут ананасы?

    Ус-ус-ус       - не расчёсывай укус

    Асы-асы-асы - в углу паласы

    Ос-ос-ос         - на поляне много коз

    Осы-осы-осы - на столе лежат подносы

    Ис-ис-ис       - в саду расцвёл ирис

    Си-си-си       - это нота «си»

    Кси-кси-кси  - мы едем на такси

    Се-се-се        - у Симы бантик на косе

    Ся-ся-ся        - в пруду поймали карася

    Ась-ась-ась   - быстро плавает карась

    Ось-ось-ось   - в реке живёт лосось

    Уси-уси-уси   - жили гуси у бабуси

    З – З

    За-за-за       - на лугу коза

    Зу-зу-зу      - на санках куколку везу

    Зы-зы-зы    - чисто вымою тазы

    Аза-аза-аза - на столе ваза

    Оза-оза-оза - под окном мимоза

    Озу-озу-озу - люблю нюхать мимозу

     Зи-зи-зи     - лошадка, быстро нас везёт

    Зе-зе-зе       - кто проедет на козе

    Зюм-зюм-зюм - сладкий изюм 

     Ц

    Ац-ац-ац     - стелим мягкий матрац

    Ца-ца-ца     - пасётся на лугу овца

    Цо-цо-цо    - у мамы на пальце кольцо

    Цу-цу-цу    - всем раздали по яйцу

    Цы-цы-цы  - все ребята молодцы

    Вец-вец-вец - поёт певец

    Нец-нец-нец - куплю сладкий леденец

    Ш

    Ша-ша-ша  - Маша моет малыша

    Шо-шо-шо - мы говорим хорошо

    Шу-шу-шу - я шапку ношу

    Ши-ши-ши - веселятся малыши

    Ше-ше-ше  - сидим в шалаше

    Аша-аша-аша - вкусная каша

    Ж

    Жа-жа-жа  - мы нашли в лесу ежа

    Жи-жи-жи - в лесу живут ежи

    Же-же-же  - мы живём на пятом этаже

    Жок-жок-жок - выпал снежок

    Ужа-ужа-ужа - впереди большая лужа

    Ужу-ужу-ужу  - обойдите лужу

    Ч

    Ча-ча-ча     - у меня нет ключа

    Ач-ач-ач    - пришёл добрый врач

    Чо-чо-чо    - у нас на речке горячо

    Чок-чок-чок  - стучит мамин каблучок

    Чу-чу-чу    - я стихи учу

    Ач-ач-ач    - мой папа силач

    Оч-оч-оч   - наступила ночь

    Ич-ич-ич   - испекли кулич

    Уч-уч-уч   - ёжик наш колюч

    Чки-чки-чки  - по дорожке стучат каблучки

    Щ

    Ща-ща-ща   - поймали леща

    Щи-щи-щи  - у нас в сетях лещи

    Щит-щит-щит - наш мышонок пищит

    Аща-аща-аща - впереди густая чаща

    Оща-оща-оща   - шумит дубовая роща

    Щу-щу-щу    - я платок свой ищу

    Ще-ще-ще    - я иду в новом плаще

    Лющ-лющ-лющ  - вьётся плющ

    Л – Л

    Ла-ла-ла      - у папы есть пила

    Ло-ло-ло     - покатилось колесо

    Пла-пла-пла  - зимой все ждут тепла

    Пло-пло-пло  - вот и стало тепло

    Лу-лу-лу      - мы гуляли по селу

    Лы-лы-лы    - деревянные столы

    Ал-ал-ал      - наш малыш упал

    Ол-ол-ол      - мы пойдём на футбол

    Ул-ул-ул-     - наш малыш уже уснул

    Ыл-ыл-ыл    - твой суп остыл 

    Шла-шла-шла  - мама в комнату вошла

    Шло-шло-шло  - вот и солнышко взошло

    Сла-сла-сла  - гусей на улице пасла

    Глу-глу-глу  - нитку вдену я в иглу

    Ила-ила-ила  - в вёдрах воду я носила

    Ли-ли-ли    - мы гулять уже пошли

    Ле-ле-ле     - ваза на столе

    Лю-лю-лю  - с папой доску я пилю

    Р – Р

    Ра-ра-ра  - мне вставать уже пора

    Ро-ро-ро  - летит легко перо

    Ру-ру-ру   - сам посуду уберу

    Ры-ры-ры   - у Тамары в руках шары

    Ар-ар-ар    - кипит наш самовар

    Ор-ор-ор   - едет наш дедушка Егор

    Ур-ур-ур   - повесили новый абажур

    Ру-ру-ру    - я сам зашью дыру

    Ир-ир-ир   - все выпили кефир

    Тра-тра-тра - посидим у костра

    Тру-тру-тру - дрожат листочки на ветру

    Вры-вры-вры  - стелили новые ковры

    Бры-бры-бры - быстро строят дом бобры

    Ри-ри-ри    - горят ярко фонари

    Ре-ре-ре     - в декабре все деревья в серебре

    Ря-ря-ря     - взошла красная заря

    Рю-рю-рю  - я сама обед варю

    Арь-арь-арь - купите мне букварь

    Ирь-ирь-ирь  - сидит на ветке снегирь

    СКОРОГОВОРКИ

    1. От топота копыт пыль по полю летит.
    2. Пришёл Прокоп – кипел укроп, ушёл Прокоп – кипит укроп.
    3. На дворе трава, на траве дрова.
    4. Король – орёл, орёл – король.
    5. Ткёт ткач ткани на платки Тане.
    6. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон – в капюшоне кукушонок смешон.
    7. Водовоз вёз воду из-под водопровода.
    8. У осы усы, не усищи, а усики.
    9. Шесть мышат в камышах шуршат.
    10. Наш Полкан попал в капкан.
    11. Орёл на горе, перо на орле.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей «Развитие речи детей с помощью музыки".

    Консультация для родителей «Развитие речи детей с помощью музыки".В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов обяза...

    Развиваем речь детей с помощью скороговорок

    Значение скороговорок в жизни дошкольника...

    развитие речи детей с помощью скороговорок.

    развитие речи детей с помощью скороговорок...

    Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

    Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

    Развитие речи дошкольников с помощью скороговорок

    Скороговорки появились на Руси в глубокой древности и первоначально принадлежали фольклору взрослых, неся отпечаток истории народа.В Древней Руси их называли также языковёртками в первую очередь из-за...

    «Развиваем речь детей с помощью скороговорок»

    Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Э...