Развитие речи дошкольников с помощью скороговорок
статья по развитию речи

Орлова Ирина Григорьевна

Скороговорки появились на Руси в глубокой древности и первоначально принадлежали фольклору взрослых, неся отпечаток истории народа.

В Древней Руси их называли также языковёртками в первую очередь из-за сложности произношения.

Их цель - выработка правильного произношения с помощью многократного повторения проблемных звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СКОРОГОВОРОК

Скороговорки появились на Руси в глубокой древности и первоначально принадлежали фольклору взрослых, неся отпечаток истории народа.

В Древней Руси их называли также языковёртками в первую очередь из-за сложности произношения.

Их цель - выработка правильного произношения с помощью многократного повторения проблемных звуков.

Значение для ребенка:

  • учат малыша говорить четко и красиво;
  • способствуют развитию памяти и воображения;
  • ставят речевое дыхание;
  • увеличение активного словаря;
  • учится не только говорить, но и слушать, улучшается способность концентрироваться на том, что они слушают;
  • развитие фонематического слуха;
  • подготавливают к формированию письменной речи.

Важно помнить, что в скороговорках главное - не скорость, а правильность и точность произношения.

Скороговорки могут быть полезными для развития речи только при системном подходе.

Свистящие звуки (с, з, ц) появляются к 3,5 годам, чуть позже – шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки «р» и «л» появляются в речи к 5 - 6 годам. Но даже если ребёнок занимается с логопедом, постановка и закрепление «трудных» звуков требует ежедневных занятий. Скороговорки помогут внести в эти занятия игровой элемент.

Работая над исправлением произношения, нужно стараться действовать последовательно, не перескакивая через важные этапы обучения. Так, например, «ж» ребёнок сможет научиться произносить после того, как усвоит звук «ш», а «з» - после освоения звука «с».

Как подготовить язык ребёнка для скороговорок

Чтобы у ребят получилось повторить, а впоследствии выучить и проговорить в быстром темпе без ошибок даже самую сложную скороговорку, необходимо их подготовить. Самый простой вариант - специальная гимнастика для языка.

  1. Занимаясь постановкой звуков «ш» и «ж», старайтесь, чтобы ребёнок вытянул губы в трубочку и через сомкнутые зубы медленно вдыхал и выдыхал воздух.
  2. Для проработки звуков «с» и «з» дети могут растянуть губы в улыбке, прижимая кончик языка к нёбу таким образом, чтобы его бока были прижаты в верхнему ряду зубов. Во время выдоха зубы должны оставаться сомкнутыми.
  3. Перед занятием на произношение звука «ц» можно предложить детям кончик язык закусить зубами, после чего резко убрать его в рот вместе с выдохом.
  4. Лучше справиться с освоением звука «ч» поможет следующая разминка: рот полуоткрыть, зубы разжать, язык упереть в верхнее нёбо и выдохнуть так, чтобы язык не контактировал с верхними зубами.
  5. Научиться произносить звук «л» дети смогут лучше после упражнения типа «болтушка», когда зубы разомкнуты, язык изогнут ковшом и поочередно проводится то по верхнему, то по нижнему нёбу.
  6. Перед началом работы над тренировкой звука «р» можно вместе с детьми поцокать, щёлкая языком, таким образом привыкая к работе с вибрацией языка.

Все эти упражнения настроят детей на работу над произношением сложных для них звуков с помощью скороговорок, подготовят их язык и губы.

Как учить

Можно быстрее научить детей правильно работать со скороговорками, действовать лучше следующим образом.

  1. Занимайтесь ежедневно в течение от 5 до15 минут в день (в зависимости от возраста).
  2. Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные.
  3. Начните с того, что медленно прочитайте ребёнку скороговорку, чтобы он уловил смысл.
  4. Попросите рассказать ребенка, о чём скороговорка.
  5. Объясните значение сложных слов.
  6. Выучите вместе с ним строчки, не делая акцент на скорости произношения, разобрав скороговорку на слоги. Следите за произношением рифмованных строчек: ребёнок должен чётко произносить слова, не «заглатывая» отдельные звуки.
  7. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме.
  8. Чтение скороговорки шепотом.
  9. Теперь произносите текст вслух, но медленно.
  10. Дальше можно попробовать вместе с ребёнком проговорить их быстрее.
  11. Экспериментируйте. Пусть дети поработают над скороговорками, постепенно понижая или повышая голос, произнося их нараспев или подобно роботу - отрывисто, весело или грустно, задорно или монотонно.

Как мотивировать

  1. Если у ребёнка сложности с проговариванием длинного текста, можно на время заменить его более коротким или разбить на части и предложить исполнить в виде песни.
  2. Заниматься с детьми скороговорками нужно также исключительно в игровой форме, пытаясь увлечь и заинтересовать.
  3. Это можно сделать, подготовив для инсценировки скороговорок игрушки или картинки, с помощью которых можно добиться от детей более быстрого усваивания и запоминания материала.
  4. По мере роста малыша скороговорки можно будет усложнять, предлагая ему запоминать небольшие истории.
  5. Можно работать над изучением скороговорок во время прогулок. Дети быстро привыкают к таким занятиям на ходу и чаще всего с удовольствием их поддерживают, принимая активное участие в процессе.
  6. Предложите ребёнку взять в руки мяч и подбрасывать его вверх в одном темпе, одновременно проговаривая скороговорку. Можно сделать это вместе с ним, соревнуясь. Обратите внимание, что ловить и бросать мяч нужно на каждый новый слог.
  7. Произносить рифмованные строчки ребёнок может попробовать, просто перекладывая небольшой мяч из одной руки в другую.
  8. Не используя мяч, можно просто отхлопывать скороговорку, создавая определенный ритм.
  9. Соревнуясь с детьми, не стоит слишком поддаваться азарту, стремясь стать первыми. Особенно это касается работы с маленькими детьми, которые любят быть первыми и сохраняют мотивацию, пока имеют возможность видеть положительные результаты своего труда.

Скороговорки - это проверенный способ повлиять на развитие речи у детей в любом возрасте. Регулярная работа с рифмованными строчками, построенными на словах с труднопроизносимыми звуками, способствует развитию терпения, концентрации, памяти и внимания.

Интернет - источники

  1. Дошкольное воспитание: научно-методический журнал, №4, 2004 год.
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-rechi-detei-cherez-skorogovorki.html
  3. https://rebenkoved.ru/rech-detej/razvitie/razvitie-rechi-rebenka-s-pomoshhyu-skorogovorok.html
  4. https://infourok.ru/izvestnie-russkie-skorogovorki-dlya-detey-766288.html
  5. https://pandia.ru/text/78/421/50679.php
  6. https://edu-time.ru/pub/117703


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. В помощь родителям и педагогам.

Данное пособие  поможет родителям в ранней профилактике и коррекции  дефектно произносимых звуков речи у детей....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ МНЕМОТЕХНИКИ

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста -явление довольно редкое. В речи детей существует множество проблем. У детей скудн...

развитие речи детей с помощью скороговорок.

развитие речи детей с помощью скороговорок...

Консультация для родителей «Развитие речи детей с помощью скороговорок»

Консультация для  родителей «Развитие речи детей с помощью скороговорок»Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития все...

Развитие речи детей с помощью скороговорок

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Основной причиной развития речи детей является потребность общен...

Проект по развитию речи дошкольников с помощью мнемотехники «В сказки играем – речь развиваем» в подготовительной группе.

Один из наиболее действенных методов развития у детей произвольной памяти является заучивание стихотворений методом  мнемотехники, или мнемоники, в переводе с греческого «искусство запомина...

Развитие речи дошкольников через разучивание скороговорок

Материал содержит информацию о том, что такое скороговорки, чем их использование полезно для ребенка, а также рекомендации о том, как организовать знакомство ребенка со скороговорками с пошаговыми рек...