Консультация для родителей «Читать ли сказки детям?»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Майорова Ирина Владимировна

Консультация для родителей «Читать ли сказки детям?»

Все мы выросли на сказках. Эти чудесные истории, в которых волшебство переплеталось с интригой, добро всегда побеждало зло, героев ждали многочисленные приключения и страшные опасности, будоражили наше воображение и делали наши сны более красочными и волнующими. В детстве нам читали родители или бабушки с дедушкой,  а теперь многие из нас читают сказки для детей уже своих.

   Сказки для малышей – это не просто хорошее времяпровождение или способ усыпить детей, это очень действенный и при этом ненавязчивый метод обучения. Польза чтения известна всем, причём касается это не только каких-то учебных материалов, но и самых простых придуманных историй. Ежедневная сказка на ночь для ребёнка может творить чудеса по части его развития. Он станет более внимательным и усидчивым, ведь, чтобы дослушать историю до конца нужно немало терпения. Словарный запас пополняется самыми разнообразными новыми словами и речевыми оборотами.  Он научиться размышлять и думать о последствиях своих и чужих действий. Не говоря уже о том, как сказки развивают воображение, расслабляют и даже мотивируют. Дети, которые научаться любить сказки в детстве, вне всякого сомнения, пронесут эту любовь к книгам во взрослую жизнь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Читать ли сказки детям?»19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Читать ли сказки детям?»

«И нельзя без сказки нам прожить друзья,

Ведь со сказкой проще верить в чудеса.

Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.

В маленькое сердце, дверцу распахнуть»

      Все мы выросли на сказках. Эти чудесные истории, в которых волшебство переплеталось с интригой, добро всегда побеждало зло, героев ждали многочисленные приключения и страшные опасности, будоражили наше воображение и делали наши сны более красочными и волнующими. В детстве нам читали родители или бабушки с дедушкой,  а теперь многие из нас читают сказки для детей уже своих.

   Сказки для малышей – это не просто хорошее времяпровождение или способ усыпить детей, это очень действенный и при этом ненавязчивый метод обучения. Польза чтения известна всем, причём касается это не только каких-то учебных материалов, но и самых простых придуманных историй. Ежедневная сказка на ночь для ребёнка может творить чудеса по части его развития. Он станет более внимательным и усидчивым, ведь, чтобы дослушать историю до конца нужно немало терпения. Словарный запас пополняется самыми разнообразными новыми словами и речевыми оборотами.  Он научиться размышлять и думать о последствиях своих и чужих действий. Не говоря уже о том, как сказки развивают воображение, расслабляют и даже мотивируют. Дети, которые научаться любить сказки в детстве, вне всякого сомнения, пронесут эту любовь к книгам во взрослую жизнь.

   Чему учат сказки? Сказки дают ребёнку первое впечатление о мире и человеческих взаимоотношениях. Да, речь идёт о придуманных мирах  и придуманных людях, но ситуации, в которых находят себя герои в детских рассказах неизменно несут в себе какую- то мораль или наглядный пример для подрастающего поколения. То, что добро всегда побеждает зло – это возможно страшнейшее клише для взрослых, но для детей – это единственный правильный вариант. Они часто ассоциируют себя с героями не только книжек, но комиксов, которые без устали спасают людей и борются со злом. Многие наши идеалы и моральные ценности происходят из сказок, которые с малых лет учили нас, что хорошо, а что плохо:

- сказка – это самый понятный для ребёнка способ узнать, что же такое жизнь и как с ней «обращаться».

- сказочные образы очень однозначны – хороший, плохой, добрый, злой, жадный, щедрый, умный, глупый. Ни каких «полутонов», не понятных малышу.

- в сказках много повторений. Колобок одинаково «уходил» от всех по очереди, репку тянули постепенно увеличивая «команду» (мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, и т.д.), в «Теремок» звери одинаково стучались и заходили (кто – кто в теремочке живёт?). Дети любят повторения. Во-первых повторения помогают им запоминать сказку, в во-вторых, детям нравиться узнавать что-то известное – это говорит о стабильности и предсказуемости, которые так успокаивают малышей.

- доброта, справедливость, щедрость, самоотверженность – это качества настоящего героя. Дети, которые хотят походить на своего любимого героя, будут стремиться развивать в себе хорошие качества.

- злодеям рано или поздно приходится отвечать за свои поступки. В сказках злодеи всегда лживые, жадные, трусливые и жестокие люди. И всегда, без исключения, их злодействам приходит конец. Проще говоря, они показываю детям, как нельзя себя вести и, что плохие поступки в результате несут за собой наказание.

- героям тоже не всё даётся легко и сразу, им приходится преодолевать трудности на своём пути. Тот факт, что даже могучи богатырям и принцессам приходится работать и прилагать не мало усилий ради победы. Учит детей тому, что ни чего в жизни не даётся просто так, что трудолюбие нужно даже тем, кто от природы талантлив и силён.  

- героем может стать любой. Не редко в сказках героями становятся добродушный и простоватый парень, над которым все потешались в начале. Люди, которых часто недооценивают, тоже могут восторжествовать, главное, не обращать внимание на насмешки и не позволять другим опускать себя и свои способности.

- сила – это ещё не всё. Конечно, все любят сказки про богатырей, которые одной рукой могут выкорчевывать столетний дуб, а другой зарубить дракона. Но физическое превосходство не всегда помогает найти выход из ситуации. Важно быть сообразительным и умным, что бы иметь возможность перехитрить своих врагов.

- справиться в одиночку не всегда возможно. Умнее дружить, помогать друг другу и работать в команде – одни из самых важных знаний, которые нужны подрастающему члену общества. Как ни крути, а человеку постоянно приходиться с кем-то общаться. С кем-то работать и ладить, поэтому сказки так часто делают акцент на командной работе, давая ребёнку понять, что, каким бы сильным не был главный горой, ему тоже нужна помощи и поддержка друзей. Ведь дружба сильнее любого оружия.

- нельзя судить о человеке по его внешности (Царевна-Лягушка, Чудище Заморское). Почему дети просят почитать одну и туже сказку иногда 20-50 раз. Это важная потребность убедиться в том, что жизнь стабильная и предсказуема! Ребёнок знает, чем сказка закончиться и ему хочется ещё раз убедиться, что всё на своём месте и концовка та же, какая была вчера и позавчера. Иногда маме надоедает повторять одно и то же, и она изменяет финал. Малыш поднимает бунд: «не так было, так не было!» Уважьте его и, сколько просит, столько и читайте любимую сказку, спокойно и без раздражения. Так закладывается уверенность: всё в жизни идёт своим чередом.

   Что же делать, что бы ребёнок услышал в сказке ту информацию, которая нужна? Которая сформирует сильный, волевой характер, добросердечие и прочие лучшие человеческие качества? Психологи советуют: сказки нужно обсуждать! Оценивать поступки героев, делать акценты, отпускать мелкие реплики. Например, можно начать с вопроса: как ты думаешь, о чём сказка? Герой хочет научить нас чему-то важному, а мы должны угадать, чему.

   Например «Курочка-Ряба» - ну как минимум что дом надо содержать в чистоте, тогда мыши не будут шастать где попало. Или сказки про красных девиц: а может, и среди простых людей есть настоящие принцы. Андерсеновские  грустные сказки научат сочувствию, помощи и разовьют эмоции – они так нужны человеку! Вот о чём можно говорить с ребёнком долго и плодотворно.  

    Весьма полезно и может оказаться программа, предложенная героям сказки «Мальчик с пальчик» : он находит выход даже их безвыходной ситуации! Обсудить всё это с ребёнком – и история станет поучительной, а не просто развлекательной.

        В сказке про Емелю, вопреки расхожему мнению, нет «программы лени»: Емеля, как и всякий дурак на Руси, на самом деле не дурак вовсе, а юродивый, то есть проницательный и мудрый. И не ленивый он, а мыслитель – лежит на печи и думает! Значит, в почёте не только ручной труд, но и умственный.

    В сказке «Гуси-лебеди» заложен замечательный смысл -  нужно помогать другим, и тогда добро вернётся добром. Вообще, во многих сказках герой идёт по дорогам, спасает зверушек, а потом ему все отвечают тем же. Здесь важно усвоить одну важную информацию: в мире есть отсроченное добро. Это значит, твоё добро необязательно вернётся к тебе сию минуту, быть может, тебе помогут через много лет, когда ты будешь в том нуждаться. И, самое главное, не стоит ждать, что тебе отплатят добром, - помогать людям нужно просто так.

   Важная информация содержится в «мужских» сказках, где герой – Иван-царевич (или Иван-дурак): здесь представлен жизненный цикл мужчины. Первый этап большинства таких сказок – рождение героя, жизнь в отчем доме. Именно здесь и в это время идёт формирование базового доверия к миру: если главному герою комфортно живётся в отчем доме, мы передаём информацию – всё вокруг стабильно. В жизни тоже так: до трёх лет надо быть с ребёнком всегда, и тогда мир станет для него дружелюбным. А если мама слишком часто оставляет ребёнка, выстраивать отношения с людьми ему будет не так просто.

     За тем Иваны-церевичи и Иваны-дураки начинают путь далёкий: герой покидает отчий до, он  должен отделится и жить отдельно. И эта информация как для ребёнка, так и для мама: не надо удерживать взрослеющего ребёнка! Он обязан пройти свой путь, выполнить свою миссию, применить тот опыт, что получил от родителей. И когда подросток заявит о своём праве на самостоятельность, это значит, что всё в его жизни идёт правильно.

     Следующий этап –выбор пути. Помните, камень на развилке дорог, когда нужно делать осознанный выбор. Сказка даёт ребёнку информацию: у тебя тоже настанет момент выбора, на ком жениться, кем стать, и этот выбор придётся делать выбор самому. В сказках герой всегда выбирает трудный путь, и, значит, в жизни нужно ставить не простые цели.

     Наконец, герой добивается того, что искал – находит перо Жар-птицы, побеждает Кащея… Но победа ещё не завершение трудностей, рано почивать на лаврах, есть ещё обратный путь. К тому же злодей отобрал его невесту… Только герой уже – умудрённый опытом, возмужавший и мудрый обязательно победит. Вся эта информация чрезвычайно полезна для будущей жизни мальчика. Да и девочке то же.

     Любопытная программа содержится в сказке «Дюймовочка». Бедняжку так и норовят выдать за муж, но она ищет своего принца и находит. Информация: перебирать, искать подходящего человека, того, кто нас устраивает, и не оставаться ни с кем из жалости не из уважения к авторитету!

      Правда, все авторские сказки по своему внутреннему содержанию отличаются от народных: в авторских сказках за частую заложены кроме мудрости все комплексы самого писателя…

    Например, можно весьма скептически отнестись к какой-то юмористической интерпретации «Красной Шапочки», но в самом деле в ней так много странного: какая-то без ответственная мать отправляет свою маленькую дочь через тёмный лес, где бродят волки, даже не снабдив её инструкциями, как себя вести в опасности! Да и почему больная бабушка живёт отдельно?

    Конечно, не обязательно ребёнок «считает» и примет на себя подобного рода сценарий, но порой такая вероятность есть. Так, что разговор с ребёнком о том, что такое хорошо и что такое плохо, - нужен всегда. И сказка – отличный для этого повод.

       

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Читайте детям сказки".

Читайте детям сказки! Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок!...

Консультация для родителей "Читайте детям сказки"

Читая ребенку сказку, вы общаетесь с ним, объясняете, что хорошо, что плохо и почему. Воспитываете своего малыша на примере положительных героев. Учите доброте, преданности, уважению. Сказка- очень де...

Консультация для родителей " Читаем детям сказки"

Консультация поможет родителям правильно читать сдетьми художественную литературу...

Консультация для родителей «ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ СКАЗКИ»

Рекомендация для родителей - зачем нужно читать маленьким детям.....

Консультация для родителей «Читайте детям сказки»

Консультация дляродителей«Читайте детямсказки» Сказки, как и игры, являются неотъемлемой частью развития и воспитания каждого ребенка.Чем полезны сказки?•      Во-первых,...

Консультация для родителей «Читайте детям сказки»

Консультация для родителей«Читайте детям сказки»...

Консультация для родителей "Читаем детям сказки"

Консультация для родителей«Читайте детям сказки»«Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».В наше время книги отошли на второй план, их заменили, компьютеры, планшеты, телефоны, гаджеты. Р...