Когда лучше всего обратиться к логопеду?
консультация на тему

Краткая информация о том, когда нужно обратиться к логопеду и что в себя включает логопедическая работа с ребёнком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_luchshe_vsego_obratitsya_k_logopedu.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Когда лучше всего обратиться к логопеду?

 Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду к пяти годам, в настоящее время уже устарело. Дело в том, что к этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, а наиболее благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 года. Именно в этом возрасте надо поинтересоваться, все ли хорошо у вашего ребенка с речью. И даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что является нормой в три года, в четыре уже является отставанием.

Если же у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то в этом случае надо особенно внимательно следить за становлением речи.

Если к двум годам у ребенка не появилась простейшая фразовая речь, необходимо обратиться за помощью к логопеду поликлиники. Возможно, понадобится консультация психоневролога и отоларинголога. Отсутствие речи или плохая речь у ребенка после 2-х лет не всегда вызваны речевыми нарушениями. Они может быть обусловлены наследственностью, интеллектуальными нарушениями, нарушениями слуха и другими причинами. Только выяснив причину можно эффективно бороться со следствием.

Для улучшения речевой ситуации на базе детских садов функционируют логопедические пункты, где ведется коррекционная работа по предупреждению и исправлению речевых недостатков различной степени выраженности. .

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:

подготовительный,

постановка звука,

автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,

этап дифференциации.

  1. Подготовительный этап. 

Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:

– формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;

– формирование направленной воздушной струи;

– развитие мелкой моторики рук;

– развитие фонематического слуха;

– отработка опорных звуков.

II. Этап постановки звука. 

Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим). К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

III. Этап автоматизации звука. 

Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в обычной. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.

VI. Этап дифференциации. Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.

                                Причины и виды речевых нарушений.

Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения речевой патологии. Итак, причиной речевого нарушения могут быть:

внутриутробная патология;

наследственная предрасположенность, генетические аномалии; неблагоприятные роды и их последствия;

заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;

ребенок общается с людьми с нарушениями речи;

малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;

ребенок перенес стресс или испуг.

На логопедический пункт зачисляются дети с речевыми нарушениями:

фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФФНР;

нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФНР.

ОНР –общее недоразвитие речи (у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии).

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом

У детей, имеющих ФФНР:

один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков;

сложные звуки заменяются простыми;

наблюдается неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах.

При коррекции ФФНР логопедическая работа ведется в следующих направлениях:

Формирование произносительных навыков;

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;

Развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и сочетаний их в предложении;

Воспитание умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения;

Развитие связной речи путем работы с рассказом, пересказом;

Развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (ОНР) – это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

ОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере.

                   Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка:

Систематически заниматься с ребенком по заданиям учителя-логопеда, педагога-психолога;

Выполнять назначения невролога;

Способствовать развитию двигательной сферы ребенка;

Способствовать развитию мелкой моторики рук; Способствовать всех основных психических процессов посредством детских настольных игр, лото.

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы.

Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент).

Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад. Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим.

Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:

выполнять все рекомендации логопеда;

выполнять лечение, назначенное неврологом;

обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;

выполнять с ребенком домашние задания (выдаются 1 раз в неделю);

осуществлять контроль за речью ребенка.

А если «пустить на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:

ошибки на письме и при чтении;

снижение самооценки;

конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Когда же стоит обратиться к логопеду

Когда же стоит обратиться к логопеду...

Буклет для родителей на тему: Когда же стоит обратиться к логопеду?

Буклет для родителей на тему: Когда же стоит обратиться к логопеду?...

РЕБЕНОК НУЖДАЕТСЯ В ЛЮБВИ БОЛЬШЕ ВСЕГО, КОГДА МЕНЬШЕ ВСЕГО ЕЕ ЗАСЛУЖИВАЕТ

quot;Ты что издеваешься надо мной? Ты это мне назло делаешь? Ты что, ненормальный?" - кричат взрослые, в полной беспомощности, когда встречаются с поведением ребенка, которое не укладывается в р...

Когда родителям необходимо обратиться к логопеду

Когда родителям нужно обратиться к логопеду?Данная статья будет полезна родителям детей от рождения до школы. Профессия логопеда сейчас известна всем. Но в то же время для многих родителей остает...

Консультация для родителей "Когда родителям нужно обратиться к логопеду"

Подготовила воспитатель Григорьева О.С.      Профессия логопеда сейчас известна всем. Но в то же время для многих родителей остается тайной: когда следует обращаться к логопед...