Главные вкладки

    Родительское собрание «Адаптация детей к условиям детского сада»
    консультация (младшая группа)

    Хомушку Байлак Бачар-ооловна

     

                                                                                                       Родительское собрание «Адаптация детей к условиям детского сада»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rod_sobranie_dlya_1_ml_gr.doc50 КБ

    Предварительный просмотр:

    Собрание для родителей детей 1,6 -3 летнего возраста

    «Адаптация детей к условиям детского сада»

    ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

    I Приветствие. Игра «Будем знакомы».

    .        

         - Дорогие родители, бабушки и дедушки.

    Мы очень рады видеть вас на первом родительском собрании, мы понимаем, без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи воспитание детей и создание для них уюта и радости в детском саду – невозможная задача.  

    Но в начале давайте познакомимся (звучит припев песни «Улыбка»). Пусть музыка известной песни « Улыбка» раскрепостит нас, заставит улыбнуться

      II Наука Психология.

      В самом начале мне хочется сказать, что  наука -детская психология занимается изучением закономерностей развития детей.

      Основные функции психолога в д/с – создание психологических условий для развития дошкольников, оказание психологической помощи детям, педагогам и родителям.

    III Вопросы адаптации.

     Сегодня  я хотела бы немного осветить  вопросы  адаптации детей к детскому саду, поговорить об особенностях физического и психического развитии детей 2-3 лет.

       Когда малыш отделяется   от семьи и идет в детский сад, он попадает в новые для него условия. Меняется режим дня, характер питания, температура помещения, характер общения ( отсутствие близких и постоянный контакт со сверстниками) и т.п., поэтому проблема адаптации ребенка к детскому саду является ведущей.

       Возраст от 1 до 2,5-3 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит в некоторых случаях достаточно болезненно.

    Адаптация – от латинского слова «приспосабливаться» - это сложный процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом .

      Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным изменениям( адаптивность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики), или негативным(стресс).

     Выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворенность, внешняя адекватность поведения – способность легко и точно выполнять требования среды.

    Длительность периода адаптации зависит от многих факторов:

    • От способностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка  
    • От состояния здоровья;
    • От резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находиться в дошкольном учреждении;
    • От разницы в методах воспитания.

       Практика показывает, что существует три степени тяжести адаптационного периода ( легкая, средней тяжести, тяжелая) :

    1. Легкая адаптация. Ребенок  активен, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт.

    Сдвиги в  поведении нормализуются в течение 1 недели. Аппетит - снижается, к концу первой недели восстанавливается. Сон - восстанавливается в течение 2 недель.

    Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений.

    Адаптация проходит в течение 20 дней.

    2. Адаптация средней  тяжести:

    (затягивается на 30-40 дней .)В течении всего периода настроение  может быть вялое, плаксивое, неустойчивое. Для детей характерна пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков. Может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность и беспокойность сна. Восстановление до возрастной нормы в течение полутора месяцев. Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми. (Слезы при расставании).

    Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений.

    Вес не изменился или несколько снизился.

     3.Тяжелая адаптация характеризуется , во-первых, значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев) и тяжестью всех проявлений

     (Ребенок  болеет, теряет  в весе, Поведение - неадекватное, иногда граничит с невротическими проявлениями, появляются патологические привычки: обгрызание  ногтей, сосание пальца. Может возникнуть энурез.

    Длительный отказ от еды, аппетит снижен, нестабилен, может наблюдаться невротическая рвота (при кормлении насильно).

    Сон - нестабилен, неглубок, невротичен (ребенок плачет во сне, часто просыпается), отказ от сна.

    Срок адаптации растягивается из-за частых длительных болезней

    4. Сверхтяжелая адаптация:  длится от 6 месяцев до 1 лет. Ребенок апатичен по отношению к близким взрослым при встрече и разлуке. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду.

    Как бы мы не готовили ребенка к саду, он все равно в первое время находится  в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия (может наблюдаться повышение артериального давления, температуры. Вам надо также знать, что у ребенка во время адаптационного процесса внезапно, без каких-то видимых причин, возможно кратковременное повышение температуры. Обычно в этих случаях врач говорит об "адаптационных свечах". Такие "свечи" лишний раз подчеркивают тяжесть адаптационного периода.

    Малыш беспокойно спит или не спит вообще, мочится в постель, жмется к взрослым или, наоборот, отказывается от контактов с ними. Может вздрагивать во сне, становится беспричинно обидчивым, теряет приобретенные ранее умения, худеет.

       В поведенческом плане: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень (своеобразный протест, желание обратить на себя внимание).

    Причины тяжелой адаптации:

    -отсутствие в семье режима совпадающего с режимом в ДОУ;

    -наличие у ребенка своеобразных привычек;

    -отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков;

    -отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми;

    -негативное эмоциональное состояние родителей к детскому саду, его сотрудникам;

    Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам сложнее. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни в детском саду: не могут быстро одеться, поесть, собраться на прогулку. Их часто подстегивают (не только в садике, но и дома), не давая возможности побыть самим собой.

      Рекомендации «Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад»: 
    Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
    Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует ваши переживания.

    По возможности приводить малыша должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.

    Разработайте несложную систему прощальных знаков и ежедневно её повторяйте (воздушный поцелуй, прощание двух мизинцев) при этом важно уходить не задерживаясь, так малышу будет проще отпускать вас. Если вы не будете бояться разлуки с малышом, то и он легче будет её переносить.

    Разрешите ребенку брать в детский сад любимые игрушки, предметы, напоминающие о доме.

    Кииер
    Не оставляйте его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой. Не обманывайте ребенка, забирайте вовремя, как пообещали.

    В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
    Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье
    Не увеличивайте, а уменьшать нагрузку на нервную систему. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
    Как можно раньше сообщите врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
    Не кутайте своего ребенка, а одевайте его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
    Отправляйте  в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.

    Выполняйте  закаливающие мероприятия

    Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
    Создавайте  в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении. Будьте терпимее к его капризам.

    «Не пугайте», не наказывайте детским садом.

    Уделяйте ребенку больше времени, играйте вместе, каждый день читайте книгу.

    Не скупитесь на похвалу

    Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми словами.

    Радуйтесь минутам общения со своим ребенком!

    Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз  в день: четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день не только ребенку, но и взрослому. Удовлетворение потребности в любви и принятии – необходимое условие не только в адаптационный период, но и нормального психического развития детей.

    IV Особенности физического и психического развития детей 2-3 летнего возраста.

                         Каковы же особенности данного возраста?

    Особенности физического развития

    • более выносливый, так как совершенствуется деятельность всех его органов;
    • вырастает на 7-8 см, вес увеличивается на 2 кг;
    • изменяется комплекция, удлиняются ноги, происходит окостенение скелета;
    • совершенствуется ходьба: ребенок может изменить по сигналу направление и ритм ходьбы, увеличивается длина шага;  
    • может кататься на трехколесном велосипеде;
    • может подпрыгивать на двух ногах, уверенно лазать, бросать мяч, держа его двумя руками;
    • совершенствуется мелкая моторика: может самостоятельно раздеться, одеться и развязать ботинки.

    Особенности психического развития:

    Совершенствуется развитие центральной нервной системы, заканчивается формирование коры больших полушарий головного мозга.

    Становится более терпеливым;

    Умеет подождать, легче адаптируется к новым условиям;

    Плохо реагирует на запреты, трудно переключится с одного вида деятельности на другой;

    Формирующиеся привычки не являются прочными и требуют частого подкрепления;

    Происходит развитие основных психических процессов.

     Восприятие становится тоньше, дифференцировка лучше: ребенок узнает голоса и различает звуки на слух, в свойствах предметов ( цвет, форма, величина), в числовых и пространственных представлениях( много-мало, далеко –близко).Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Задача взрослого — правильно назвать признаки и действия предмета. Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки и т. д. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометрические фигуры). Малыш в возрасте 2-3-х лет способен различать:

    —   5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

    —   8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый).

    У ребенка развивается память- может вспомнить, что было в прошлом году. Он воспроизводит в играх действия взрослых, по частям узнает предмет.

    Внимание становится более устойчивым. Ребенок может заниматься одним делом10-15 минут.

    Речь занимает ведущую роль в развитии детей этого возраста. На третьем году расширяется пассивный и активный словарь. Активный словарь к двум годам – 200-300 слов, к трем годам – 1200-1500 слов. Ребенок начинает говорить сложными предложениями, происходит грамматизация слов, улучшается дикция, появляются вопросы: «зачем?», «почему?» «когда?» В процессе много двигаются, возят, катают;

    • Могут играть 20-30 минут;
    • В игре проявляются разнообразные чувства: удовольствие, радость, обида и д.р.

    Основной способ познания ребенком окружающего мира — метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.

    Предметно-развивающая среда, окружающая ребенка, не должна перегружаться

    большим количеством игрушек.

    В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может «кусаться», а колготки — «мокриться»).

    Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка — это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.

    V Заключение.

    Основными чертами ребенка 2-3-х лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание "Адаптация детей к условиям детского сада в группах общеразвивающей направленности"

    Цель: взаимодействие  семьи и педагогов в создании оптимальных психолого-педагогических условий  для комфортной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения....

    Родительское собрание "Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения

    Родительское собрание"Адаптация детей к условиям детского дошкольного учрежденич"...

    Родительское собрание «Адаптации малышей к условиям детского сада» в младше-средней группе

    Родительское собрание«Адаптации малышей к условиям детского сада»Родительское собрание «Наш детский сад, рад видеть вас!»Время проведения:  августФорма проведения: круглый...

    Родительское собрание на тему: «Адаптация детей к условиям детского сада»

    Повестка родительского собрания.1 Выбор родительского комитета на учебный год.2 Выступление. Заведующей  Горелышевой Е.И.  – «Информация о работе детского сада»3 Выступлени...

    Родительское собрание "Адаптация ребенка к условиям детского сада".

    quot;Адаптация ребенка к условиям детского сада"....

    Общее родительское собрание «Адаптация детей к условиям детского сада».

    Вызвать у родителей потребность к педагогическим знаниям....

    Конспект родительского собрания на тему «Особенности адаптации детей к условиям детского сада»

    Данный материал представляет собой конспект родительского собрания на тему «Особенности адаптации детей к условиям детского сада», в котором раскрываются понятие адаптации детей ...