Главные вкладки

    Семья и психологическое здоровье дошкольника
    консультация

    Зонова Екатерина Георгиевна

    Материал содержит ряд рекомендаций для родителей дошкольного возраста по проблематике детско-родительских отношений

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Составитель – Зонова Е.Г.,

    педагог-психолог МАДОУ ЦРР –

    детский сад, ул. Нефтяников

    Консультация для родителей

    «Семья и психическое здоровье ребенка»

    Чтобы в семье появились дети, и было кого и кому воспитывать, необходимо первоначально создать эту семью. Испокон веков семья представляла собой ячейку общества, которая связывает ее членов хозяйственной функцией, наследием от старших поколений младшими четко разработанных и закрепленных традиций.

    На сегодняшний день возникла и окрепла, стала доминирующей новая функция семьи: создание и поддержание психологического комфорта для каждого члена семьи. Раньше думать об этом не было необходимости, семья держалась иными связями. Во многих случаях сначала создавался союз мужчины и женщины, а затем появлялась любовь. Сегодняшняя семья сначала строит отношения, а затем их узаконивает.

    Но в том или ином случае, все они хотят быть счастливы в браке.

    Говоря о семейном счастье сейчас, мы подразумеваем прочные, теплые отношения между супругами, отношения, основанные на взаимной любви.

    Первый вопрос может показаться неожиданным: нужна ли человеку любовь? Ответ представляется очевидным: конечно, да! Но на уточняющий вопрос, зачем нужна любовь, ответить не просто. В привычном понимании людей сложилось мнение, что любовь нужна для семьи. А как показывает практика, ее отсутствие в дальнейшем существовании семьи оборачивается многочисленными проблемами.

    Любовь нужна детям, которые становятся плодами союза мужчины и женщины. Неоспоримо мнение, что любовь приносит радость. Любить человека – значит относиться к нему особым образом. Это отношение сопровождается идеализацией любимого человека. Любящий воспринимает объект своей любви не столько таким, как он есть, столько таким, каким он может быть. Смысл такого отношения точно передают строчки из стихотворения Агнии Барто: «Уронили Мишку на пол, оторвали Мишки лапу. Все равно его не брошу, потому, что он хороший». Понятно, что Мишка сам по себе не так уж хорош – и лапы нет, и не новый он. Но он мой, и я его все равно люблю и в обиду не дам. Эта модель отношений, которая подходит под описание чувства к любимому и дорогому нам человеку.

    По этому принципу родители рисуют себе образ идеального ребенка: покладистый, вежливый, никогда не огрызается, не высказывает родителям своего недовольства. А хорошие родители, в понимании ребенка не должны проявлять отрицательных эмоций, выражать заботу и понимание, уделять внимание различным аспектам его деятельности, и прощать ему детские шалости. Жизнь становится спокойнее только тогда, когда мы умеем правильно определить, на что именно мы сердимся, когда мы сердимся, когда умеем тактично изложить свои претензии. На то человек и назван «человек разумный», чтобы руководствоваться в поступках не только эмоциями, но и разумом.

    В жизни каждой семьи наступает момент, когда супруги ожидают появления ребенка. И вероятно, в этот момент родителей волнует вопрос, а какими мы будем для нашего ребенка? Но не один из них не сможет дать окончательного ответа на этот вопрос.

    Уметь любить ребенка – значит много думать, много переживать, искать ответы на возникающие вопросы, и т. д. Учится быть родителем, означает развиваться вместе с ребенком, находить компромиссы, быть готовым пересмотреть свою точку зрения, и даже отказаться от сковывающих шаблонов поведения, привычек, предрассудков. И все это для достижения гармонии в отношениях с ребенком и в целом в семье.

    Родители являются первой и основной средой ребенка. Личность родителей играет существенную роль в жизни каждого человека. Ведь именно к матери мы спешим в трудную минуту за поддержкой, советом и помощью. В детстве это больше выражается в материальных аспектах, зато с годами эта связь становится глубже и основывается на духовной близости родителей и детей. Специфика отношений детей и родителей состоит в заботе родителей, необходимой главным образом для поддержания самой жизни ребенка. А любовь поистине является неотъемлемой частью этого процесса. Любовь каждого ребенка по отношению к своим родителям беспредельна, безусловна и безгранична. В первые годы жизни она обеспечивает безопасность ребенка, защищенность его эмоционального и психологического мира. Родительская любовь – источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности, что он любим и о нем заботятся.

    К сожалению, множественны случаи, когда за подростковой наркоманией и алкоголизмом стоят признания детей в своих сомнениях относительно родительской любви. Часто родители, даже не понимая того, калечат психику своих детей высказываниями типа «не о таком ребенке мы мечтали», «не такого мы тебя растили» и т. д. А чем как не своими ошибками в отношении к детям, недостком внимания и любви можно объяснить выражение ребенка «моя мама – баба яга», вместо «моя мама – королева».

    Эти наблюдаемые факты заставляют еще и еще раз задумываться будущим родителям, что главное требование к семейному воспитанию – это требование любви, заботы и внимания. Очень важен постоянный психологический контакт с ребенком, что является необходимым и неотъемлемым условием в воспитании ребенка в любом возрасте. Именно переживание и ощущение контакта с родителями дают возможность ребенку почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основой же для этого контакта становится заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, может наивным проблемам и переживаниям, желание участия в разрешении его проблем и наблюдение за всеми изменениями в его жизни.

    Будущие родители, конечно же, задумываются о воспитании гармоничной личности. Цель и мотив воспитания ребенка – это счастливая, полноценная, творческая жизнь их ребенка. На создание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание ребенка. Как сказал Я. Корчак: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут».

    Семья – это определенный морально-психологический климат, которая является первой ступенью в освоении общенья с людьми. Семья дает ребенку представление о добре и зле, о помощи и понимании, заботе, отзывчивости, сочувствии, порядочности, об отношении к важным духовным и материальным аспектам жизни человека. Всем этим качествам, он учится у свои родителей, и какой пример они смогут дать, зависит только от них.

    Огромное влияние на развитие гармоничной личности ребенка имеют и отношения между супругами. Ссоры и конфликты в семье делают ребенка нервным, плаксивым, неуправляемым, агрессивным. Отношения в семье между родителями могут созидать и разрушать психику ребенка. Таким образом, можно с уверенностью отметить что опыт семейных взаимоотношений играет для ребенка важную роль в формировании его личности, определенных схем поведения и отношений с окружающими.

    Ребенок, приходя в этот мир, является чистым, открытым, отзывчивым существом на каждое воздействие в его жизни. Он как губка впитывает, копирует и подражает всему что видит. Принимает ту модель поведения, которая его окружает. И то, каким ему предстанет этот новый мир, зависит от окружающих его людей, любящих и заботливых, или равнодушных.

    Автор: Олейникова А. И.



    Предварительный просмотр:

    Составитель – Зонова Е.Г.,

    педагог-психолог МАДОУ ЦРР –

    детский сад, ул. Нефтяников

    «Эмоциональное благополучие ребёнка»

    Консультация для родителей

    «Эмоциональное благополучие ребёнка». Консультация для родителей

    Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат - появление неврозов. дети становятся капризными, у них часто меняется настроение: они то плаксивы, то агрессивны, быстро утомляются, плохо засыпают. Ребёнок с невротическими нарушениями не комфортно чувствует себя в детском саду:он бесцельно ходит по группе, не может найти себе занятие, плохо вступает в контакт со сверстниками и не воспринимает взрослых. Какие же причины эмоционального напряжения детей?

    - Несогласованность требований к ребёнку дома и в детском саду.

    - Нарушение режима дня.

    - Избыток информации, получаемой ребёнком.

    - Желание родителей дать своему ребёнку знания, которые не соответствуют его возрасту.

    - Неблагополучное положение в семье.

    - Частое посещение с ребёнком мест массового скопления людей.

    - Недостаток любви и ласки, которая так необходима, особенно со стороны мамы.

    - Строгость родителей, боязнь, что его накажут за малейшее неповиновение.

    Родительская любовь, ласка необходимы ведь не только деткам грудного возраста, но и большим детям, ребёнку необходимо всё -и "медвежьи шалости" и "телячьи нежности". Родительское внимание и ласка не должны ограничиваться только поцелуями, есть множество других способов их выражения.

    * Предложите ребёнку игру: порисуйте у него на спинке, а он пусть пытается отгадать, что Вы изображаете. Если ребёнок затрудняется, то просто покажите, как пробежала мышка, как протопал огромный слон, как пролетела маленькая птичка, едва касаясь крылышками спинки ребёнка.

    * Отправляясь утром в садик, доверительно дотрагивайтесь до руки ребёнка, это придаст ему уверенности в своих силах.

    * В вечернее время играйте в нежные игры, спокойная обстановка перед сном располагает к таким играм и они помогут Вам проявить свои чувства. Пусть ребёнок спрячет любимую игрушку, а Вы непременно найдите её. Как отыщите спрятанную игрушку поцелуйте ребёнка, хозяина игрушки.

    * Потанцуйте с ребёнком на руках, прижимая его к себе, при таких движениях, чувствуя ритмичное покачивание произойдёт близкий контакт между Вами, а музыка соответственно успокоит ребёнка.

    Желаем Вам и вашим детям всего самого наилучшего! Любите своих детей!

    Используемая литература:

    "Методические рекомендации для воспитателей и родителей".

    2. журнал"Дошкольное воспитание"№7, 1997г



    Предварительный просмотр:

    Составитель – Зонова Е.Г.,

    педагог-психолог МАДОУ ЦРР –

    детский сад, ул. Нефтяников

    Коррекционная – развивающая работа в семье, как залог успеха в воспитании и развитии ребёнка с ЗПР

    Что такое диагноз ЗПР? Диагноз ЗПР означает, что ребёнок развивается так же, как и все остальные дети, только медленнее. Этот диагноз ставиться врачом-неврологом, врачом-психиатром. Чем раньше начать занятия и лечение с ребёнком с ЗПР, тем быстрее ребёнок догонит в развитии своих сверстников. Дети с ЗПР основные трудности испытывают, связанные прежде всего с социальной адаптацией и обучением.

    Но каждый ребёнок, даже с задержкой развития, дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нём заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогайте ребёнку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупиться

    Любой специалист и психолог вам скажет, что без семьи в полном объёме коррекционно-развивающая работа проводиться не может. Поэтому сегодня наша консультация посвящена как Вам лучше действовать в воспитании и развитии своего ребёнка. Без вас мы некуда.

    В первую очередь целесообразно получать квалифицированную помощь медицинских и педагогических специалистов параллельно.

    Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

    1. Проводить вовремя лечение ребёнка, назначенное психиатром (неврологом) Желательно вести дневник здоровья (наблюдений, где нужно отмечать реакции лекарств на состояние ребёнка.

    2. Предоставлять амбулаторную карту и результаты всех обследований для ознакомления педагогами - специалистами.

    3. Вовремя выполнять домашние задания (логопеда и дефектолога) .

    -Не допускайте, чтобы ребёнок скучал во время занятий, выполнения домашних заданий. Если ребёнок весело учиться, он учиться лучше

    -Повторяйте упражнения. Если какое- то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее.

    -Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперёд.

    -Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребёнку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

    - В занятиях с ребёнком нужна мера. Не заставляйте ребёнка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребёнка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на небольшое время.

    - Домашние задания и занятия проводите в игровой форме.

    - Не заставляйте долго заниматься чем-нибудь одним – ребёнок быстро утомляется, лучше чередуйте занятия.

    -Не забывайте, что дети очень любят выступать, петь, рисовать, лепить, конструировать.

    - Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, настойчивость и т. д. Никогда не подчёркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

    - А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком как тяжёлый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребёнком.

    4. Посещять консультации дефектолога и логопеда.

    5. Выполнять требования педагогов : по развитию самостоятельности, соблюдение режима дня, правил нравственного воспитания, развитие речи и т. д.

    6. Спорные и Конфликтные ситуации с взрослыми нужно разрешать в отсутствии детей.

    7. Не разрешайте бить и обижать друг друга; брать без разрешения личные вещи, принесенные из дома и игрушки других детей; не разрешать «давать сдачу», так же, как и нападать друг на друга. Учите ребёнка мирно решать конфликты. Эти требования продиктованы в целях безопасности каждого ребёнка.

    8. Помните, своевременная помощь ребёнку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития.

    Вам, родителям детей с ЗПР необходимо знать, как и чему учить ребёнка дома.

    - С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагогов.

    - Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребёнком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах (даже если его речь невнятна, рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребёнку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду и обязанностям по дому.

    -Важно также научить ребёнка играть с игрушками и другими детьми.

    - Главное – вы должны оценить возможности ребёнка и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный, а не думать, что, взрослея, он сам всему научиться. Только совместная работа педагогов и семьи пойдёт ребёнку с задержкой развития на пользу и приведёт к положительным результатам.

    9. Развивайте в себе умения общаться со своими детьми.

    Все люди имеют потребность в общении. Учёным удалось обнаружить систему, отвечающую за коммуникативные способности заложенную на генном уровне. По мнению специалистов, трапеза в кругу в семьи помогает детям сохранять психическое здоровье. Занятия музыкой улучшают интеллект, особенно игра на музыкальных инструментах способствует улучшению слуха и активизации мозговой деятельности.

    -Стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии, контролируйте поведение ребёнка,

    -не навязывайте ему жёстких правил; избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребёнку;

    - повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз,

    - для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию; - выслушивайте то, что хочет сказать ребёнок.

    -Изменяйте психологический микроклимат в семье.

    - уделяйте ребёнку достаточно внимания,

    - проводите досуг всей семьёй,

    -не допускайте ссор в присутствии ребёнка,

    -родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями!

    - атмосфера в семье, где царит мир, покой и доброжелательность- действует как лекарство для детей.

    - Организуйте режим дня и место для занятий.

    - установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи,

    - снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком домашнего задания,

    - избегайте по возможности больших скоплений людей, помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

    Специальная поведенческая программа.

    -Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка, не прибегайте к физическому наказанию!

    -Чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям.

    - Не разрешайте откладывать выполнения задания на другое время.

    Помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.

    10. ПОМНИТЕ!

    -ЗПР поддаётся коррекции, при обучении и воспитании ребёнка в специальном коррекционном учреждении, и, конечно при медицинском лечении.

    -Интересуйтесь делами и учёбой своих детей: спрашивайте у самих ребят, у воспитателей об их успехах.

    -Помогайте расширять кругозор своих детей: читайте с ними книги с последующим обсуждением, говорите о событиях и новостях.

    - Следите за здоровьем детей, не отправляйте больных в детский сад до полного выздоровления.

    - Если ребёнку нужно запомнить какую-нибудь информацию, то повторите её с ним несколько раз. Проявляйте педагогический такт в беседе с ребёнком.

    Не забывайте: Развивайте ребенка, играя с ним. Ваш ребенок самый замечательный!

    Успехом ВАМ и больше веры в себя и возможности своего ребёнка!

    Никогда «не опускайте руки! » как бы трудно не было.

    Только так мы с вами вместе будем достигать положительных успехов и результатов в развитии ваших детей.

    http://psyberia.ru/



    Предварительный просмотр:

    Составитель – Зонова Е.Г.,

    педагог-психолог МАДОУ ЦРР –

    детский сад, ул. Нефтяников

    Влияние родительских установок на развитие детей

    Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание.

    В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители -  самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.

    В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

    Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный  для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).

    Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

    Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

    Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные,  развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

    НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

    ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

    Сказав так:

    подумайте о последствиях

    и вовремя исправьтесь

    "Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…".

    Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.

    "Будь собой, у каждого  в жизни будут друзья!".

    "Горе ты моё!"

    Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

    "Счастье ты моё, радость моя!"

    "Плакса-Вакса, нытик, пискля!"

    Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.

    "Поплачь, будет легче…".

    "Вот дурашка, всё готов раздать…".

    Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.

    "Молодец, что делишься с другими!".

    "Не твоего ума дело!".

    Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.

    "А ты как думаешь?".

    "Ты совсем, как твой папа (мама)…".

    Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя

    "Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!".

    "Ничего не умеешь делать, неумейка!".

    Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.

    "Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".

    "Не кричи так, оглохнешь!"

    Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.

    "Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".

    "Неряха, грязнуля!".

    Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

    "Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"

    "Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике).

    Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

    "Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого".

    "Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!".

    Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей.

    "Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".

    "Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!"

    Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным  случаям, подозрительность, пессимизм.

    "Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!".

    "Уйди с глаз моих, встань в угол!"

    Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.

    "Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"

    "Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!".

    Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.

    "Давай немного оставим папе (маме) ит.д."

    "Все вокруг обманщики, надейся только на себя!"

    Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги.

    "На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…".

    "Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!".

    Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.

    "Как ты мне нравишься!".

    "Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!".

    Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.

    "Смелее, ты всё можешь сам!".

    "Всегда ты не вовремя подожди…".

    Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение.

    "Давай, я тебе помогу!"

    "Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!".

    Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.

    "Держи себя в руках,        уважай людей!".

    Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

    Как часто вы говорите детям:

    • Я сейчас занят(а)…
    • Посмотри, что ты натворил!!!
    • Как всегда неправильно!
    • Когда же ты научишься!
    • Сколько раз тебе можно повторять!
    • Ты сведёшь меня с ума!
    • Что бы ты без меня делал!
    • Вечно ты во всё лезешь!
    • Уйди от меня!
    • Встань в угол!

    Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

    А эти слова ласкают душу ребёнка:

    • Ты самый любимый!
    • Ты очень многое можешь!
    • Что бы мы без тебя делали?!
    • Иди ко мне!
    • Садись с нами…!
    • Я помогу тебе…
    • Я радуюсь твоим успехам!
    • Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.
    • Расскажи мне, что с тобой…

    Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!

    Д. Боумри



    Предварительный просмотр:

    Составитель – Зонова Е.Г.,

    педагог-психолог МАДОУ ЦРР –

    детский сад, ул. Нефтяников

    Рекомендации для родителей по подготовке детей к школе

    1. Подготовка к школе должна быть разносторонней.

    Занятия по подготовке к школе должны включать задания, упражнения, игры на развитие физических и интеллектуальных способностей, эмоционально – волевых качеств (понимание ребенком важности обучения; наличие интереса к учению и получению новых знаний; способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа; усидчивость) и социально – психологической компетентности (ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми, в общении не должно проявляться агрессии; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых; ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо; ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, признавать свои ошибки, если таковые имеются). Заострение внимания только на чем-то одном, например, на интеллектуальном развитии, не даст должного результата.

    2. Сделайте занятия с ребенком интересными для него. Помните, Ваш ребенок еще дошкольник, ему больше нравится играть, чем «заниматься». Если ребенку интересно, он будет заниматься прилежнее. Интерес – лучшая мотивация, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

    3. Повторяйте упражнения.

    Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позже или предложите ребенку более легкий вариант задания.

    4. Не проявляйте излишнюю тревогу по поводу недостаточных успехов и медленного продвижения вперед.

    Впереди целый год – этого времени вполне достаточно, чтобы подготовить ребенка к школе. Помните, дети дошкольного возраста обладают поистине огромными возможностями и способностями к познанию.

    5. Будьте терпеливы.

    Не спешите, не давайте ребенку задания, выходящие за пределы его возможностей.

    6. В занятиях с ребенком нужна мера.

    Не превращайте «последний» год детства в мини-школу. Не заставляйте ребенка выполнять упражнение, если он устал, постоянно вертится, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени. Тем не менее, не забывайте о том, что лучшие занятия – это занятия систематические.

    7. Развивайте в ребенке навыки общения.

    Научите ребенка сотрудничать и дружить с другими людьми, делить с ними успехи и неудачи – все это пригодится ему в школе не меньше, чем хорошая память и внимание.

    Помните: вы для своего ребенка - самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его; терпеливо, день за днем, помогайте ему преодолевать ошибки!

    УСПЕХОВ ВАМ И - БОЛЬШЕ ВЕРЫ В СЕБЯ И ВОЗМОЖНОСТИ СВОЕГО РЕБЕНКА!

    www.psychologia-prosto.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Здоровый малыш!» Формирование психологического здоровья дошкольника.

    В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье». Согласно исследо­ваниям Л....

    Психологический климат семьи - основа психологического здоровья ребенка

    Взаимосвязь писхологического здоровья ребенка и психологического  климата  семьи...

    Психологический климат семьи - основа психологического здоровья ребенка

    Взаимосвязь писхологического здоровья ребенка и психологического  климата  семьи...

    Консультация "Семья как фактор психологического здоровья дошкольников"

    Сегодня все больше внимания уделяется роли и влияния семьи на психологическое здоровье детей. Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с п...

    Взаимодействие ДОУ и семьи как фактор сохранения психологического здоровья дошкольника.

    Статья для педагогов, психологов, методистов - о роли детского сада во взаимодействии с семьей и сохранении психологического благополучия ребенка....

    «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников» Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М.»

    Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников...

    Родительское собрание в форме тренинга "Роль семьи в сохранении психологического здоровья дошкольников"

    Цель: Создание условий для возникновения партнёрских отношений между родителями и педагогами.   Задачи:привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей; создать услови...