Главные вкладки

    Родительское собрание в форме тренинга "Роль семьи в сохранении психологического здоровья дошкольников"
    методическая разработка

    Журина (Ваганова) Светлана Федоровна

    Цель: Создание условий для возникновения партнёрских отношений между родителями и педагогами.

       Задачи:

    • привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей; создать условия для обмена семейным опытом;
    • обсудить наиболее актуальные проблемы воспитания

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_semi.docx76.28 КБ

    Предварительный просмотр:

            

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

    Родительское собрание в форме тренинга

    (эмоциональное благополучие ребенка в семье)

    Педагог – психолог: Ваганова С.Ф.

    Цель: Создание условий для возникновения партнёрских отношений между родителями и педагогами.

       Задачи: 

    • привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей; создать условия для обмена семейным опытом;
    • обсудить наиболее актуальные проблемы воспитания

    Предварительная работа: рисование детских ладошек, рисование на тему «Моя семья»

    Ход работы:

    Психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о значимости семьи для ребенка. С какими словами у вас ассоциируется слово «семья»

    Семья для ребенка - первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим.

    Счастливая семья – это та семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организованна, что каждый может в силу своих сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлять разностороннюю заботу.

    Дошкольник необычайно восприимчив ко всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо-опыт его еще мал, сознание часто подчиняется эмоциям.

    - Как вы думаете, какие факторы влияют на психическое здоровье ребенка? (ответы родителей) генные особенности – 15 % , учреждения здравоохранения – 5%, воспитание 25%, условия и образ жизни семьи – 55%

    На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. Нравственную основу семьи должна составлять не только любовь, но и сознание родительского долга, ответственности перед обществом за воспитание детей.

    Некоторые отцы и матери склонны думать, что возможности воспитания ограниченны: одни дети от природы трудолюбивы, дисциплинированны, умны, гуманны-с ними нет и особых забот, а другие склонны к лени, непослушны, у них плохая память и т. д. Такие рассуждения ошибочны. Исследования психологов и педагогов убедительно показали, что целенаправленное и систематическое воспитание и обучение являются решающим условием всестороннего развития ребенка.

    В каждой семье, которая хочет, как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольника.

    Какие же это особенности и условия? Во-первых, особо эмоциональный, интимный характер семейного воспитания, основанный на родственных чувствах, глубокой кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Ребенок- дошкольник повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу беретна себя, как правило, мать, обычно находятся любящие малыша другие родственники, близкие семье люди. Недаром как взрослые так и дети многое прощаю друг другу в силу любви, чего не простили бы посторонним.

    Практика убедительно доказала, что чем больше мать и отец познают ребенка, организуют дома его занятия, игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье. Содержательное общение взрослых и детей обогащает и семейные отношения.

    Психолог: - В нашем современном мире очень быстрый темп жизни, все мы куда – то бежим, спешим и совсем не остается времени на самоанализ, осознание того, а какой я родитель, все ли у меня получается. И сейчас я предлагаю Вам заполнить небольшой тест, который состоит из 14 вопросов. Попрошу отвечать быстро и записывать первый ответ, который пришел в голову.

    Тест «Какой я родитель» Отметьте те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.

    Психолог: Про что вы спрашиваете своего ребенка первым делом, когда забираете ребенка с сада? Известный психолог Л.С.Выготский отмечал феномен «засушенное сердце» (отсутствие чувств), который он наблюдал у своих современников и который связан с «воспитанием, направленным, как правило, на интеллектуализированное поведение». К сожалению, этот феномен актуален и в наше время, мы больше обращаем внимание на познавательную сферу и меньше на эмоциональную.

    Ответьте себе честно: существуют ли в вашей семье факторы, нарушающие эмоциональное благополучие ребёнка?

    Мне кажется, что многие папы и мамы задумаются, всё ли они сделали, чтобы не допускать нервных срывов у ребёнка.

    Психолог: Родительская любовь и ласка нужна не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам. Главный герой повести Марселя Пруста «В сторону Свана» шестилетний мальчик, каждый день перед сном ждёт возможности поцеловать свою маму.

     Для него это является итогом сегодняшнего дня, мостом перехода в будущее. Думаю, что это происходит потому, что поцелуй – это то, что являет и возвращает целостность. Поэтому мы целуем ранку ребёнка – чтобы быстрее зажила. Родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов её выражения.

    Игра с мячом «Добрые слова». Родители встают в круг и перекидывая мяч друг другу называют ласковые слова или фразы, которые они используют, поощряя ребёнка.

    Упражнение «Ладошка» Перед вами лежат листы бумаги и карандаши. Нарисуйте, пожалуйста, свою ладошку и представьте, что это ваша семья. Каждый палец на этой ладошке - член вашей семьи. Ваша задача - подписать каждый палец и поставить номер в том порядке, в котором вы рисовали членов вашей семьи (родители рисуют).

    - Расскажите, как вы расположили членов вашей семьи и почему? (Высказывания родителей.)

    Игра «Встань за..» Вам необходимо выполнить мои задания, с одним условием «Запрещено говорить» Готовы?

    - Встаньте от самого высокого до самого низкого;

    - Необходимо выстроится по порядку по годам рождения;

    - Встаньте по количеству пуговиц на одежде: от меньшего количества до самого большего и т.д.

    Психолог: - Мы немножко отдохнули, а теперь я приглашаю вас занять свои места и на ваших рабочих столах появился рисунок ладошки вашего ребенка. Сравните, пожалуйста, свои рисунки и посмотрите много ли совпадений или их нет вообще.

    Интерпретация рисунков «Ладошка». Родителям раздаются ладошки, которые рисовали их дети. И им необходимо сравнить свою ладошку и ладошку своего ребенка

    Педагог-психолог: Данная методика позволяет выявить самого авторитетного, доминантного члена семьи, выявить эмоционально тесные связи между членами семьи, выявляет наиболее отдаленного члена в семье. Позволяет проанализировать свою самооценку (адекватная, завышенная, заниженная).
    А теперь сравните свои рисунки с рисунками ваших детей (раздаются рисунки детей; сравнение взрослых и детских рисунков «Ладошка»; совместный анализ по желанию родителей). У некоторых из вас рисунки по расположению членов семьи совпадают, а у кого-то совершенно не похожи. Это значит, что видение семьи ваше и вашего ребенка требует некоторой переоценки. Все рисунки детей дают нам информацию о том, что происходит в семье так или не так, как хотелось бы ребенку. Возможно - это ключ к решению вопросов, на которые вы не могли найти ответы. (В целом обсуждались следующие параметры: эмоциональная связь семьи, самооценка, значимые/незначимые члены семьи, доминантный/ менее эмоциональный член семьи, дополняющие элементы (животные, растения, явления природы и т. д.), добавление новых членов семьи, если «забыл» нарисовать какого-либо члена семьи.)

    Выбирая для «Я» средний палец, ребенок подсознательно проецирует характер внутрисемейных отношений и располагает себя в центре внимания, что свидетельствует о его комфортных ощущениях в этих социальных группах. На неуверенность и незащищенность ребенка, его заниженную самооценку будет указывать смещенное от среднего значения положения «Я», безымянный или указательный палец –незначительное отклонение от нормы, мизинец или большой палец -явный дискомфорт, обособленность и неуверенность.

    Обозначение значимых для ребенка людей на соседних пальчиках позволяет судить не только о разнообразии его контактов, но и степени важности его коммуникаций.

    Анализ рисунка «Моя семья».
    Педагог-психолог: Данная методика позволяет родителям лучше понять, а быть может, узнать что-либо новое о взаимоотношениях в семье. Все рисунки предназначены лишь для размышлений, но никак не для упреков ребенка или «карательных» санкций. {Совместно с родителями анализируются следующие параметры: рисует ребенок только себя; дополняет свою семью; забыл нарисовать кого-то из членов своей семьи; где ребенок разместил себя на рисунке; размеры фигуры; анализ частей тела - голова, руки, ноги, глаза, уши, рот (их наличие или отсутствие); опора в жизни; дополнение рисунка различными деталями, явлениями природы и т.д.
    Давайте обсудим:
    • почему наши дети, таким образом, ощущают себя в семье;
    • как мы строим семейное воспитание;
    • каким образом выстраиваем взаимоотношения со своим ребенком;
    • нужно ли учитывать тендерные отношения в семье при воспитании ребенка.
    Деловая игра «Ситуации». Педагог-психолог: Представьте себе такую ситуацию: мама приготовила обед и зовет с улицы папу и ребенка, но ребенок упорно не хочет идти домой.
    - Ваши действия?
    Ответы пап: настойчиво просим, если не помогает, то берем и уносим; применяем хитрость; молча взять подмышку и понести; договор с ребенком.
    Ответы мам: договор с ребенком (еще 5 мин и пойдем); привожу довод (скоро начинаются мультики...); настойчиво зову; наказание (применение физического воздействия, лишение чего - либо).
    Педагог-психолог: Давайте вместе с вами решим, кем быть легче - мамой или папой?
    Просмотр видео «Если бы я был папой, мамой...»(Дети обсуждают ту же ситуацию, которая была представлена родителям. Данная ситуация позволяет нам проследить модели поведения мальчиков и девочек в рамках своего социального пола, выявить их гендерные особенности взаимоотношений.)
    Обсуждение видеофильма.

    Психолог: - Узнали ли Вы себя в высказываниях своих детей?

    Советы для родителей:

    • Внимательно проанализируйте, как организована жизнь ваших детей - дошкольников в семье. Каков режим выходного дня, его содержание?
    • Похвалите ребенка, расскажите воспитателю о его достижениях, даже небольших; постарайтесь исключить нервозность при сборах, Какими полезными и необходимыми делами заполнено вечернее время детей? Не перевозбуждается ли малыш перед сном?Для воспитания детей важно единство взглядов и действий родителей и старших членов семьи, а справедливое распределение хозяйственной работы с привлечением детей способствует содержательному общению между ними. При этом дети охотно приобщаются к труду, который становиться для них необходимой потребностью.
    • Совершенствование жизни семьи (взрослых и детей)-ее уклада, стиля отношений и духовной культуры-имеет существенное значение для всестороннего воспитания детей, формирования основ личности ребенка.

    Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и, тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными людьми!

    Список литературы

    1. Зверева О.Л.Родительские собрания в ДОУ: метод.пособие / О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 128с.
    2. Сагдеева Н.В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу». – СПб.: ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.– 96с.
    3. Шитова Е.В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2 – 7 лет. – Волгоград: Учитель, 2009. – 169с.

            

    Приложение

    Тест самопроверки: «Какой вы родитель?»

    Если Вы хотите убедиться в правильности воспитания детей в своей семье – начните с этого теста.

    Отметьте те фразы, которые Вы частенько употребляете в общении с детьми.

    1. Сколько раз тебе повторять?         – 2 балла

    2. Посоветуй мне, пожалуйста.        – 0

    3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а)        – 1

    4. И в кого ты только уродился?        – 2

    5. Какие у тебя замечательные друзья!        – 1

    6. Ну на кого ты похож(а)!?        – 2

    7. Я в твое время…        – 2

    8. Ты моя опора и помощник(ца).        – 1

    9. Ну что за друзья у тебя?!        – 2

    10. О чем ты только думаешь?!        – 2

    11. Какая ты у меня умница!        – 1

    12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?        – 1

    13. У всех дети как дети, а ты?        – 0

    14. Какой ты у меня сообразительный(ая)!        – 1

    Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ. Конечно, понимаете, что это всего лишь игра, но в ней намек на действительное положение дел.

    7–8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

    9–10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных друзей.

    11–12 баллов. Вам необходимо быть внимательнее к ребенку. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие Вашего ребенка в большей степени зависит от случая, чем от вас.

    13–14 баллов. Вы сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между Вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие ДОУ и семьи — залог сохранения психологического здоровья детей.

    Взаимодействие ДОУ и семьи — залог сохранения психологического здоровья детей.  Резцова Т.М. воспитатель МБДОУ № 42 « Малинка»г. Старый Оскол    Дошкольное детство — это...

    Взаимодействие ДОУ и семьи — залог сохранения психологического здоровья детей.

    Взаимодействие ДОУ и семьи — залог сохранения психологического здоровья детей....

    Семинар – практикум для родителей и детей подготовительной группы «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»

    В данной работе представлен материал семинара-практикума для детей и родителей подготовительной группы в рамках поекта "Неделя психологии"...

    "Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей"

    Данный материал раскрывает родителям, что важно для психологического комфорта малыша, из чего складывается эмоциональное благополучие, а также описываются факторы, оказывающие влияние на психическое з...

    Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей

    Конспект для проведения тематической встречи на родительском собрании. К нему прилагается презентация в соответствующем разделе на моей страничке....

    Взаимодействие ДОУ и семьи как фактор сохранения психологического здоровья дошкольника.

    Статья для педагогов, психологов, методистов - о роли детского сада во взаимодействии с семьей и сохранении психологического благополучия ребенка....

    Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей.

    Когда окружающие доброжелательно относятся к ребенку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жи...