Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей
консультация (старшая группа) по теме

Козакова Елена Михайловна

Конспект для проведения тематической встречи на родительском собрании. К нему прилагается презентация в соответствующем разделе на моей страничке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_semi_v_sohranenii_psihologicheskogo_zdorovya_detey.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка»

Цель: сформировать у родителей понятие о здоровье как многоаспектной характеристике; показать роль семьи и стиля воспитания в сохранении психического здоровья ребёнка.

1. Упражнение «Имя и качество»

Каждый участник представляется по имени и называет то качество, которое, больше всего ему подходит по характеру, начинающееся на первую букву его имени.

  1. Вступительное слово педагога-психолога.

Знакомство с темой и целью

Наше сегодняшнее собрание посвящено проблеме сохранения психологического здоровья ребёнка в условиях семьи.

Семья является важнейшим институтом становления человека как личности. Именно в ней ребёнок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты такие, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья продолжает оставаться одним из важнейших факторов социализации личности.

В настоящее время дети оказались в сложном положении. Разрушены ценностные ориентиры, утратилась связь между поколениями, резко изменились стереотипы поведения, СМИ и телевидение демонстрирует негативные примеры взаимоотношений между членами семьи, нестабильность в стране, неопределённость, сложности в трудоустройстве, стрессовые ситуации также оказывает отрицательное влияние. Всё это приводит к риску  нарушения поведения, расстройства  эмоциональной  сферы.

3. Мозговой штурм «Психологически  здоровый ребёнок – это …»

Определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения, звучит так:

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков.

        Термин «психологическое здоровье» принадлежит одному из основателей  гуманистического направления в психологии А. Маслоу.

Психологическое здоровье - состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни.

Психическое здоровье ребенка – это совокупность качеств и способностей, позволяющих ему безболезненно адаптироваться в социальной среде. Психическое здоровье детей представляется как состояние благополучия, при котором каждый ребенок может реализовать свой собственный потенциал, справиться с повседневными задачами, продуктивно учиться и выполнять общественные и домашние обязанности.
Психическое здоровье ребенка - это больше, чем просто отсутствие нервно-психических расстройств. 

Основываясь на определении ВОЗ, выделяют следующие компоненты здоровья:

физическое,

психическое,

социальное

 нравственное

Критерии психологического здоровья:

состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;

- адекватное социальное поведение;

- умение понимать себя и других;

- более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;

- умение делать выбор и нести за него ответственность

Причины нарушения психического здоровья

    К отклонениям в состоянии психического здоровья детей

приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью, соматическое заболевания (дефекты психического развития), неблагоприятные факторы, стрессы, воздействующие на психику.

  Психологически здоровый ребёнок- это ребёнок, у которого наблюдается сбалансированность внутренних (познавательных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения) особенностей развития его личности. Но когда ребёнок испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с  заданиями, происходит истощение возможностей и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (невроз).

 4. Работа в группах «Компоненты здоровья»

Родители заранее разделены на четыре группы, каждая из которых должна подобрать из предложенных вариантов критерии физического, психического, социального и нравственного здоровья, написанные на отдельных карточках, и обосновать свой выбор.

  • здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды; это здоровье тела, рост и развитие органов и систем организма, физическая активность, выносливость, устойчивый иммунитет;
  • здоровье психическое включает способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители; общий душевный комфорт, адекватное поведение, умение управлять своими эмоциональными состояниями, преодолевать стресс, это психическая активность, потребность в саморазвитии, в познании себя.
  • здоровье социальное – гармоничное отношение личности в социальной структуре общества, деятельное отношение человека к миру, социальная активность, благополучные отношения с окружающими, наличие дружеских связей, усвоение правил и ценностей общества, принадлежность к определенной социальной группе, достаточно высокий социальный статус, адекватная самооценка, развитая эмпатия (умение понимать других людей).
  • здоровье нравственное – система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе, этические нормы, правила поведения, духовность, связанная с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия, красоты.

        Важно отметить, что все составляющие здоровья взаимосвязаны и нарушения в одном из компонентов приводит к возникновению нарушений в другом.

5. «Психологический климат семьи»

Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье.

Психологический климат семьи можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. 

В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение, и даже конфликтность межличностных отношений, когда члены семьи относятся отрицательно один к другому, им присуще чувство незащищенности в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем».

Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение.

Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.

Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

У детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временных характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.

Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.

6. «Типы семейного воспитания»

Тип семейного воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребенка. В родительской позиции выделяются две важнейшие переменные — эмоциональное принятие и контроль.

От стиля отношения родителей к ребенку зависят воспитательная и эмоциональная функция семьи.

Выделяют 4 стиля отношений: от отвержения до любви, от отсутствия контроля до его наличия (классификация стилей взята из газеты «Школьный психолог» №5 февраль 2000 г.):

  • авторитетный (принимающий, демократический);
  • авторитарный (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный);
  • либеральный (бесконтрольный, попустительский);
  • индифферентный (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку).

Авторитетный стиль

Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Миры взрослого пересекаются, но перекрывают друг друга. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.

Авторитарный стиль

Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.

Овал: РОДИТЕЛЬ

Либеральный стиль

Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации — от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям.

Вся жизнь родителя подчинена нуждам и потребностям ребенка, его прихотям, своей жизни родитель не имеет.

Индифферентный стиль

Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям.
Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи.

7. Что нужно сделать,  чтобы личностный рост был гармоничным?

 Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям:

  • доверие к ребенку;
  • уважительное отношение к детям;
  • в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;
  • педагоги должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;
  • детей нельзя обманывать - делать хорошую мину при плохой игре, т.к. дети очень чувствительны к фальши;
  • меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;
  • чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.);
  • похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;
  • помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.

Что может быть семьи дороже?

 

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

 

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

 

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

 

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей и детей подготовительной группы «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»

В данной работе представлен материал семинара-практикума для детей и родителей подготовительной группы в рамках поекта "Неделя психологии"...

"Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей"

Данный материал раскрывает родителям, что важно для психологического комфорта малыша, из чего складывается эмоциональное благополучие, а также описываются факторы, оказывающие влияние на психическое з...

Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей.

Когда окружающие доброжелательно относятся к ребенку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жи...

Консультация для родителей «Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка»

Консультация для родителей «Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка»Задачи:1. Раскрыть родителям суть понятий «психологическое здоровье», «признаки псих...

Родительское собрание в форме тренинга "Роль семьи в сохранении психологического здоровья дошкольников"

Цель: Создание условий для возникновения партнёрских отношений между родителями и педагогами.   Задачи:привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей; создать услови...

Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей

В данной презентации Вы узнаете о том, что важно знать для психологического комфорта ребенка?Про эмоциональную сферу ребенка.Про факторы, оказывающие влияние на психологическое здоровье ребенка.О приз...

Презентация "Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей"

laquo;Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей». Взрослые почти никогда не обозначают свои чувства словом, не рассказывают ребенку причины, например, недовольства его поведе...