Главные вкладки

    Консультация для родителей «Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка»
    консультация (средняя группа) на тему

    Консультация для родителей

    «Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка»

    Задачи:

    1. Раскрыть родителям суть понятий «психологическое здоровье», «признаки психологического благополучия»;

    2. Организовать обмен опытов в области взаимодействия с детьми;

    3. Способствовать выработке новых навыков общения с ребенком.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatia_material.docx27.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    «Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка»

    Задачи:

    1. Раскрыть родителям суть понятий «психологическое здоровье», «признаки психологического благополучия»;

    2. Организовать обмен опытов в области взаимодействия с детьми;

    3. Способствовать выработке новых навыков общения с ребенком.

    Когда окружающие доброжелательно относятся к ребенку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство комфорта, уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает позитивное, бодрое настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям – растет психологически здоровый человек. Поэтому очень важно создать благоприятные условия для сохранения психологического здоровья.

    «Что же такое психологическое здоровье?

    Психологическое здоровье - субъективное состояние собственного гармоничного благополучия, ощущения «своего пути» (А. И. Аверьянов)

    Психологическое здоровье - динамическую совокупность психологических свойств, обеспечивающих: гармонию между различными аспектами внутри человека и между человеком и обществом; возможность полноценного функционирования и развития в процессе жизнедеятельности (О. В. Хухлаева)

    Критерии психологического здоровья

    • гармония человека с окружающей средой

    • гармония человека с самим собой

    • способность к самореализации

    1. Факторы социально-культурного характера:

    • ускорение темпа жизни;
    • дефицит времени родителей;
    • недостаток условий для снятия напряжения и расслабления;
    • загруженность родителей;

    2. Социально-экономические факторы:

    • Неудовлетворенность жилищно-бытовыми условиями;
    • Ранний выход матери на работу

    3. Социально-психологические факторы:

    • Дисгармония в семейных отношениях;
    • Дисгармония в семейном воспитании;
    • Нарушения в сфере детско-родительских отношений»

    Каждый родитель должен знать признаки стрессового состояния:

    - трудности при засыпании, тревожный сон;

    - частое беспричинное проявление обиды, проявление агрессии;

    -  рассеянность, невнимательность;

    - частая усталость;

    - беспокойство, непоседливость;

    - стойкое нарушение аппетита;

    - стремление к уединению;

    - невротические проявления – мигание глазами, подергивание плеч, дрожание рук;

    - дневное или ночное недержание мочи.

    Источники угрозы психологической безопасности ребенка условно можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

    Внешние источники:

    I. Физические:

    1. Неблагоприятные погодные условия.

    2. Недооценка значения закаливания, сокращение пребывания ребенка на свежем воздухе.

    3. Нерациональность и скудность питания, его однообразие и плохая организация.

    4. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.

    5. Враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.

    П. Социальные:

    1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в принятии решений, так и в поступках.

    2. Межличностные отношения детей  с другими детьми, родителями, другими взрослыми. Детское сообщество, родители в силу каких- то причин могут отвергать ребенка (например, не оправдал ожидания). Могут проявляться грубость и жестокость. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме.

    3. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.

    4. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.

    5. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе, семье.

    Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка могут быть:

    1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.

    2. Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.

    3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.

    4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например, сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.

     Основное условие полноценного развития ребенка – психологическая защищенность, т. е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях, хорошую оценку получил или плохую. Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание со стороны родителей внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей, поддержать в любой ситуации и направить на решение возникших трудностей.

    Рекомендации, которые можно использовать в воспитании детей.

    Если Ваш ребенок рассеян.

    -  Принимайте ребенка таким, какой он есть.

    -  Не ругайте за то, что он рассеян.

    - Уберите с рабочего стола посторонние предметы, устраните шумы, способные отвлечь его от интеллектуальной деятельности.

    - Научите ребенка планировать свою деятельность. При выполнении учебных заданий научите его пользоваться алгоритмами (программой действий) и на первых порах помогите их составить.

    -  Поддерживайте четкий распорядок дня.

    -  Используйте зрительные опоры для подкрепления устных инструкций, заданий.

    - Давайте ребенку только одно задание и достаточное количество времени для его выполнения.

    -   Не отвлекайте его во время работы.

    -  Учите ребенка ставить цель, планировать действия в соответствии с целью, выполнять действия, сличать результат запланированного.

    -   Займите ребенка такими видами деятельности, которые способствуют развитию усидчивости и сосредоточенности (вязание, вышивание, выжигание и т. п.).

    -  Поручайте рассеянному ребенку ответственные задания, требующие поэтапного достижения цели. В случае необходимости осторожно направляйте его.

     

    Если ребенок тревожен и испытывает страхи.

    -   Принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться.

    -   Ваш ребенок должен чувствовать стабильность, спокойствие, доброжелательность.

    -   Насыщайте ребенка позитивными эмоциями: чаще смотрите «добрыми глазами», осуществляйте тактильный контакт в соответствии с возрастом ребенка. Оказывайте внимание его проблемам, слушайте ребенка «активно».

    -  Относитесь к страхам и тревогам ребенка с пониманием: не смейтесь, не пытайтесь насильно преодолеть страх.

    -  Запаситесь терпением. Если ничего не помогает, нужно общаться с ребенком так, как если бы он был на несколько лет младше (уровень защиты для ребенка тогда был больше).

    -  Удалите из окружения ребенка тревожных и истеричных людей.

    -  Не рассказывайте ребенку страшные истории не только на ночь, но и днем.

            -  Не читайте газетную хронику происшествий. Не смотрите страшные кинофильмы. Занимайте ребенка какой-либо деятельностью в течение дня.

    -  Заранее проиграйте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу. Разберите ее во всех подробностях, с трудными моментами, тщательно продумайте и прорепетируйте его собственное поведение.

    -  Объясните ребенку что собой представляет пугающий объект, как он устроен «откуда берется».

    -  Запаситесь терпением, так как мгновенных результатов добиться трудно.

    -   Если страхи у ребенка не проходят и имеют навязчивый характер, прибегните к помощи специалиста.

     

    Если ребенок агрессивен.

    - Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть.

    -  Ликвидируйте все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок всегда подражает тому, за чем привык наблюдать.

    - Предъявляя ребенку требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.

    - Гасите конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.

    -  Расширяйте кругозор ребенка, учите правильному общению со сверстниками и взрослыми. Включайте ребенка в совместную деятельность.

    -  Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на них внимание окружающих.

    -   Включите в  агрессивные  действия  в  контекст игры и  придайте  им  новый,  социально приемлемый и эмоционально наполненный смысл.

     

    Если ребенок гиперактивен.

    - Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть.

    - Четко придерживайтесь режима дня.

    - Строго разграничьте целенаправленную и бесцельную подвижность.

    - Организуйте целенаправленную активность через игру. Игра обязательно должна быть со смыслом.

    - Приобщайте ребенка к организованным подвижным играм, в которых он может расходовать избыточную энергию.

    - Приобщайте  ребенка  к  командным   играм,   где  необходимо  подчиняться  определенным требованиям, ставить перед собой цель и стремиться выполнить ее.

    - Ограничьте просмотр остросюжетных телепередач.

    - Ограничьте количество беспокойных и шумных приятелей.

    - Не принимайте у себя большое количество гостей и старайтесь ограничить ребенка от шумных компаний.

    - Хвалите ребенка в каждом случае, если он этого заслуживает, подчеркивайте его успехи. Это даст ребенку уверенность в своих силах.

    - Говорите с ним сдержанно, спокойно, мягко.

    - Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях ребенка.

    - Если возникла необходимость отчитать, проработать - делайте это не грубо, а взволнованно и эмоционально.

    - Наказывать гипердинамичного ребенка можно только неподвижностью.

    - Следите за дисциплиной, устраняйте влияние всепрощающих взрослых.

    Если Ваш ребенок застенчив.

    - Выражайте безусловное расположение к ребенку.

    - Общайтесь с застенчивым ребенком доброжелательным тоном. Только такое общение не спровоцирует тревожность.

    - Чаще поощряйте застенчивых. Поощряйте не только проявление способности и знаний, но также эмоций и чувств.

    - Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не способен самостоятельно ее попросить.

    - Заранее разъясните ребенку новую ситуацию и что от него требуется, так как застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях.

    - Позволяйте ребенку делать ошибки. Объясните ему, что неудача - это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранное средство.

    - Не предъявляйте ребенку требований, не адекватных его возможностям.

    - Поощряйте совместную игру застенчивого ребенка с другими детьми.

    - Развивайте умение общаться с другими людьми. Чаще посылайте его в магазины или с какими-либо поручениями к вашим друзьям, соседям.

    - Общайтесь с застенчивым ребенком на уровне его роста «глаза в глаза», то есть в буквальном смысле склоняйтесь к нему, чтобы ваши глаза встретились в процессе разговора.

    - Создайте атмосферу доверия в доме:  пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно.

    - Не давайте обещаний, которых не можете выполнить.

    Уважаемые родители, наша консультация подошла к концу. У меня на доске висит плакат, на который Вы можете записать свое мнение о нашей встрече и ответить на вопросы:

    • Насколько полезна и значима для вас информация, полученная сегодня?
    • Что нового вы приобрели для себя? »
    • Какую тему Вы хотели бы обсудить в следующий раз?

    Воспитатель

    Высшей категории

    Авилова Е.Е.

            

    2018г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие ДОУ и семьи — залог сохранения психологического здоровья детей.

    Взаимодействие ДОУ и семьи — залог сохранения психологического здоровья детей.  Резцова Т.М. воспитатель МБДОУ № 42 « Малинка»г. Старый Оскол    Дошкольное детство — это...

    Взаимодействие ДОУ и семьи — залог сохранения психологического здоровья детей.

    Взаимодействие ДОУ и семьи — залог сохранения психологического здоровья детей....

    Семинар – практикум для родителей и детей подготовительной группы «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»

    В данной работе представлен материал семинара-практикума для детей и родителей подготовительной группы в рамках поекта "Неделя психологии"...

    "Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей"

    Данный материал раскрывает родителям, что важно для психологического комфорта малыша, из чего складывается эмоциональное благополучие, а также описываются факторы, оказывающие влияние на психическое з...

    Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей

    Конспект для проведения тематической встречи на родительском собрании. К нему прилагается презентация в соответствующем разделе на моей страничке....

    Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей.

    Когда окружающие доброжелательно относятся к ребенку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жи...

    Родительское собрание в форме тренинга "Роль семьи в сохранении психологического здоровья дошкольников"

    Цель: Создание условий для возникновения партнёрских отношений между родителями и педагогами.   Задачи:привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей; создать услови...