Семинар – практикум для родителей и детей подготовительной группы «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
В данной работе представлен материал семинара-практикума для детей и родителей подготовительной группы в рамках поекта "Неделя психологии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_sentyabrya.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для родителей и детей подготовительной группы «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»
Дата проведения: ноябрь 2013 год
Педагог – психолог: Недлина Елена Николаевна
Цель:
Раскрыть суть понятий «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие».
Задачи:
- Акцентировать внимание родителей на взаимосвязи родительской установки с эмоциональным благополучием и личностным развитием ребенка.
- Организовать обмен опытом в области взаимодействия с детьми
- Способствовать выработке новых навыков общения с ребенком.
Участники: родители, дети подготовительной группы, музыкальный руководитель.
Оборудование: бланки «Негативные родительские установки», памятки «Портрет психологически здорового ребенка» и «Принципы общения с ребенком», бумага, карандаши, фломастеры, музыкальное сопровождение.
1 часть: теоретическая (проводится без детей)
Уважаемые родители, тема нашей встречи – роль семьи в сохранении психологического здоровья детей. Когда окружающие доброжелательно относятся к ребенку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям – растет психологически здоровый человек.
Психологи считают, что эмоциональная сфера очень важна для развития дошкольников. Ребенок 3 – 7 лет осваивает социальные формы выражения эмоций. У него формируется чувство долга по отношению к взрослым и сверстникам. Получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства. Благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными, управляемыми. Эмоции – это показатель общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Одной из таких форм являются родительские установки – совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителями и способов поведения с ним.
Давайте вспомним реплики родителей, высказывания, оценки, услышанные или сказанные лично вами. Попробуем определить, негативное или позитивное влияние они оказывают на ребенка.
Упражнение «Родительские установки»
- В поликлинике ребенок начал шалить. В его адрес звучит фраза мамы:
Негативная установка: «Хватит хулиганить, а то я оставлю тебя здесь»
Высказывания родителей.
Позитивная установка: «Потерпи немного, скоро пойдем домой. Я понимаю, что ты устал. Давай подумаем, во что мы можем поиграть».
- Часто ребенок не хочет убирать свои игрушки. Что говорят родители.
Негативная установка: «Сейчас игрушки отдам другому ребенку»
Позитивная установка: «Убери игрушки, ты же уже взрослый. Давай уберем вместе».
Итак, одно из основных условий полноценного развития ребенка – психологическая защищенность, т.е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Слушать и чувствовать ребенка непросто для взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача воспитания ребенка дошкольного возраста и одна из целей подготовки его к обучению в школе.
2 часть: практическая, совместно с детьми. Воспитатель группы приводит детей в музыкальный зал.
Ритуал приветствия.
Упражнение «Доброе животное».
Цель: развитие чувства единства.
Инструкция. Дети встают в круг и берутся за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь
подышим вместе. Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – шаг назад.
Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь изобразим и
послушаем, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг
назад и т.д.
Упражнение «Превращения»
Психолог предлагает детям:
- нахмуриться как: осенняя туча; рассерженный человек;
- позлиться как: злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч;
- испугаться как: заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда;
- улыбнуться как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;
Сегодня мы отправляемся в путешествие на воздушном шаре. Устраивайтесь по удобнее и закрывайте глаза… Мы летим на чудесный остров под названием Чунга – Чанга.
Описание полета, природы острова.
Игра «Путешественники и островитяне»
Все участники делятся на две команды:
- дети – островитяне
- родители – путешественники.
Путешественники, держась за плечи впереди стоящего, выстраиваются в колонну. Психолог: «Путешественники решили исследовать остров Чунга - Чанга. В целях безопасности они ходят вместе и пытаются догнать островитян и поприветствовать их, подружиться с ними. Островитяне не понимают, чего от них хотят путешественники, и разбегаются при их приближении. Под подвижную музыку «путешественники» пытаются догнать «островитян». Затем дети меняются с родителями ролями.
Упражнение «Необычное приветствие»
Чтобы понять другого человека, совсем не обязательно использовать слова. Можно установить «контакт глазами». Для этого нужно встретиться взглядом с кем – нибудь из островитян, внимательно посмотреть друг на друга, потом улыбнуться.
Островитяне и путешественники теперь могут сидеть вместе на мягкой траве (все участники садятся на стулья)
Упражнение « На что похоже моё настроение?»
Дети садятся в круг говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог: “ Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе». А твое? Высказывания детей.
Упражнение “ Неоконченные предложения”
Островитяне хотят, чтобы путешественники узнали их получше. Для этого коротко нужно рассказать о себе, закончив предложение.
“Я люблю…”, “Меня любят…”, “ Я не боюсь…”, “Я верю..”
“ В меня верят…”, “ Обо мне заботятся…”
Игра « Баба- Яга»
На острове живет злая Баба – Яга. Из родителей выбирается Баба-Яга. Баба - Яга берёт веточку - помело и становится в круг. Дети бегают вокруг Бабы- Яги и дразнят её. “ Баба-Яга, костяная нога. С печки упала, ногу сломала . Пошла в огород, испугала весь народ. Побежала в баньку испугала зайку!” Баба-Яга выпрыгивает из круга и старается коснуться ребят помелом.
Ребята, а как помочь Бабе – Яге стать доброй?
Есть волшебные слова, которые помогут чувствовать себя уверенным не только Бабе-Яге, но и всем нам: детям и взрослым. Повторяйте за мной:
«Я, я, я самый(ая) хороший. Я, я, я спокойный. Я, я, я здоровый. Я, я, я веселый. Я, я, я очень умный. Я, я, я очень добрый. Я, я, я очень сильный. Я люблю тебя».
Упражнение «Танец дружбы»
На острове живут люди, которые очень любят танцевать. Давайте станцуем танец дружбы, чтобы островитяне, запомнили нас добрыми, дружными, миролюбивыми.
Упражнение “Солнце в ладошке”
Родители садятся на стулья, дети сидят на ковре. Детям предлагается раскрасить ладошки в тот цвет, который соответствует его настроению в данный момент (ладошки обведены и вырезаны заранее).
Психолог зачитывает стихотворение, дети разукрашивают ладошки и дарят их родителям.
Солнце в ладошке, тень на дорожке,
Крик петушиный, мурлыканье кошки,
Птица на ветке, цветок у тропинки,
Пчела на цветке, муравей на травинке,
И рядышком - жук, весь покрытый загаром.-
И всё это - мне, и всё это - даром!
Вот так – ни за что! Лишь бы жил я и жил,
Любил этот мир и другим сохранил….
Рефлексия
- Ребята, что вам больше всего понравилось на острове? (Высказывания детей).
Родителям раздаются мини анкеты для обратной связи.
- Насколько полезна и значима для Вас полученная информация?
- Что нового Вы приобрели для себя?
- Понравилась ли Вам такая форма работы?
Памятки «Портрет психологически здорового ребенка» и «Принципы общения с ребенком».
Литература:
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Ж. Вопросы психологии. – 1966г. № 6.
- Вайнер М.Э. Игровые технологии. – М.:Педагогическое общество России, 2005.
- Карабанова М.М. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учебное пособие. Москва, 1997
- Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2005.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2008.
В данной работе представлен материал семинара - практикума для детей и родителей подготовительной группы в рамках проекта «Неделя психологии». Материал семинара поможет педагогам организовать совместное мероприятие с родителями, научить их правильно взаимодействовать с ребенком в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей"
Данный материал раскрывает родителям, что важно для психологического комфорта малыша, из чего складывается эмоциональное благополучие, а также описываются факторы, оказывающие влияние на психическое з...
Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей
Конспект для проведения тематической встречи на родительском собрании. К нему прилагается презентация в соответствующем разделе на моей страничке....
Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей.
Когда окружающие доброжелательно относятся к ребенку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жи...
Консультация для родителей «Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка»
Консультация для родителей «Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка»Задачи:1. Раскрыть родителям суть понятий «психологическое здоровье», «признаки псих...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Личностно-ориентированная модель общения педагога с воспитанниками – важное условие сохранения психологического здоровья детей».
Модернизация образования предполагает переход к новым технологиям и, прежде всего к личностно-ориентированному образованию, которое основано на отрицании авторитарных методов, принуждающих к уче...
Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей
В данной презентации Вы узнаете о том, что важно знать для психологического комфорта ребенка?Про эмоциональную сферу ребенка.Про факторы, оказывающие влияние на психологическое здоровье ребенка.О приз...
Презентация "Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей"
laquo;Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей». Взрослые почти никогда не обозначают свои чувства словом, не рассказывают ребенку причины, например, недовольства его поведе...