Главные вкладки

    Семинар – практикум для родителей и детей подготовительной группы «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»
    план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

    В данной работе представлен материал семинара-практикума для детей и родителей подготовительной группы в рамках поекта "Неделя психологии"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 1_sentyabrya.doc52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар – практикум для родителей и детей подготовительной группы «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»

    Дата проведения: ноябрь 2013 год

    Педагог – психолог: Недлина Елена Николаевна

    Цель:

    Раскрыть суть понятий «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие».

    Задачи:

    1. Акцентировать внимание родителей  на взаимосвязи родительской установки с эмоциональным благополучием и личностным развитием ребенка.
    2. Организовать обмен опытом в области взаимодействия с детьми
    3. Способствовать выработке новых навыков общения с ребенком.

    Участники: родители, дети подготовительной группы, музыкальный руководитель.

    Оборудование: бланки «Негативные родительские установки», памятки «Портрет психологически здорового ребенка»  и «Принципы общения с ребенком», бумага, карандаши, фломастеры, музыкальное сопровождение.

    1 часть: теоретическая (проводится без детей)

    Уважаемые родители, тема нашей встречи – роль семьи в сохранении психологического здоровья детей.  Когда окружающие доброжелательно относятся к ребенку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям – растет психологически здоровый человек.

    Психологи считают, что эмоциональная сфера очень важна для развития дошкольников. Ребенок  3 – 7 лет осваивает социальные формы выражения эмоций. У него формируется чувство долга по отношению к взрослым и сверстникам. Получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства. Благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными, управляемыми. Эмоции – это показатель общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

    Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Одной из таких форм являются родительские установки – совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителями и способов поведения с ним.

    Давайте вспомним реплики родителей, высказывания, оценки, услышанные или сказанные лично вами.  Попробуем  определить, негативное или позитивное влияние они оказывают на ребенка.

    Упражнение «Родительские установки»

    1. В поликлинике ребенок  начал шалить. В его адрес звучит фраза мамы:

    Негативная установка: «Хватит хулиганить, а то я оставлю тебя здесь»

    Высказывания родителей.

    Позитивная установка: «Потерпи немного, скоро пойдем домой. Я понимаю, что ты устал. Давай подумаем,  во что мы можем поиграть».

    1. Часто ребенок не хочет убирать свои игрушки. Что говорят родители.

    Негативная установка: «Сейчас игрушки отдам другому ребенку»

    Позитивная установка: «Убери игрушки, ты же уже взрослый. Давай уберем вместе».

    Итак, одно из основных условий полноценного развития ребенка – психологическая защищенность, т.е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Слушать и чувствовать ребенка непросто для взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача воспитания ребенка дошкольного возраста и одна из целей подготовки его к обучению в школе.

    2 часть: практическая, совместно с детьми.  Воспитатель группы приводит детей в музыкальный зал.

    Ритуал приветствия.

    Упражнение  «Доброе животное».

    Цель: развитие чувства единства.

    Инструкция. Дети встают в круг и берутся за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь

    подышим вместе. Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – шаг назад.

    Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь изобразим и

    послушаем, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг

    назад и т.д.

    Упражнение  «Превращения»

    Психолог предлагает детям:

    • нахмуриться как:  осенняя туча; рассерженный человек;
    • позлиться как: злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч;
    • испугаться как: заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда;
    • улыбнуться как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;

    Сегодня мы отправляемся  в путешествие на воздушном шаре.  Устраивайтесь по удобнее и закрывайте глаза… Мы летим на чудесный остров под названием Чунга – Чанга.

    Описание полета, природы острова.

    Игра «Путешественники и островитяне»

    Все участники делятся на две команды:

    1. дети  – островитяне
    2. родители – путешественники.

    Путешественники,  держась за плечи впереди стоящего,  выстраиваются в колонну.  Психолог: «Путешественники решили исследовать остров Чунга - Чанга. В целях безопасности они ходят вместе и пытаются догнать островитян и поприветствовать их, подружиться с ними.  Островитяне не понимают, чего от них хотят путешественники, и разбегаются при их приближении.  Под подвижную музыку «путешественники» пытаются догнать «островитян». Затем дети меняются с родителями ролями.

    Упражнение «Необычное приветствие»

    Чтобы понять другого человека, совсем не обязательно использовать слова. Можно установить «контакт глазами». Для этого  нужно встретиться взглядом с кем – нибудь из островитян, внимательно  посмотреть друг на друга, потом улыбнуться.

    Островитяне и путешественники теперь могут сидеть вместе на мягкой траве (все участники садятся на стулья)

    Упражнение « На что похоже моё настроение?»

    Дети садятся в  круг  говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог: “ Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном  голубом  небе». А твое? Высказывания  детей.

    Упражнение “ Неоконченные предложения”

    Островитяне хотят, чтобы путешественники узнали их получше. Для этого коротко нужно рассказать о себе, закончив предложение.

    “Я люблю…”, “Меня любят…”, “ Я не боюсь…”, “Я верю..”

    “ В меня верят…”, “ Обо мне заботятся…”

    Игра « Баба- Яга»

    На острове живет злая Баба – Яга. Из родителей выбирается Баба-Яга.  Баба - Яга берёт веточку - помело и становится в круг. Дети бегают вокруг Бабы- Яги и дразнят её. “ Баба-Яга,  костяная нога. С печки упала, ногу сломала . Пошла в огород, испугала весь народ. Побежала в баньку испугала зайку!”  Баба-Яга выпрыгивает из круга и старается коснуться ребят помелом.

    Ребята, а как помочь Бабе – Яге стать доброй?

    Есть волшебные слова, которые помогут чувствовать себя уверенным  не  только Бабе-Яге, но и всем нам: детям и взрослым. Повторяйте за мной:

    «Я, я, я самый(ая) хороший. Я, я, я спокойный. Я, я, я здоровый. Я, я, я веселый. Я, я, я очень умный. Я, я, я очень добрый. Я, я, я очень сильный. Я люблю тебя».

    Упражнение «Танец дружбы»

    На острове  живут люди, которые очень любят танцевать.  Давайте станцуем танец дружбы, чтобы островитяне, запомнили нас  добрыми,  дружными, миролюбивыми.

    Упражнение “Солнце в ладошке”

    Родители садятся на стулья, дети сидят на ковре. Детям предлагается раскрасить ладошки в тот цвет, который соответствует его настроению в данный момент (ладошки обведены и вырезаны заранее).

    Психолог зачитывает стихотворение, дети разукрашивают ладошки и  дарят их родителям.

    Солнце в ладошке, тень на дорожке,
    Крик петушиный, мурлыканье кошки,
    Птица на ветке, цветок у тропинки,
    Пчела на цветке, муравей на травинке,
    И рядышком - жук, весь покрытый загаром.-
    И всё это - мне, и всё это - даром!
    Вот так – ни за что! Лишь бы жил я и жил, 
    Любил этот мир и другим сохранил….

    Рефлексия

    - Ребята, что вам больше всего понравилось на острове?  (Высказывания детей).

    Родителям раздаются мини анкеты для обратной связи.

    1. Насколько полезна и значима для Вас полученная информация?
    2. Что нового Вы приобрели для себя?
    3. Понравилась ли Вам такая форма работы?

    Памятки «Портрет психологически здорового ребенка»  и «Принципы общения с ребенком».

    Литература:

    1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Ж. Вопросы психологии. – 1966г. № 6.
    2. Вайнер М.Э. Игровые технологии. – М.:Педагогическое общество России, 2005.
    3. Карабанова М.М. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учебное пособие. Москва, 1997
    4. Монина  Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2005.
    5. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2008.  

    В данной работе представлен материал семинара - практикума для детей и родителей подготовительной группы в рамках  проекта «Неделя психологии».  Материал семинара поможет педагогам организовать совместное мероприятие с родителями, научить их правильно взаимодействовать с ребенком в семье.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей"

    Данный материал раскрывает родителям, что важно для психологического комфорта малыша, из чего складывается эмоциональное благополучие, а также описываются факторы, оказывающие влияние на психическое з...

    Семинар-практикум с родителями старшей и подготовительной группы на тему: "Социально-психологическая готовность к школьному обучению"

    Обеспечение родителей знаниями по проблемам подготовки и адаптации к обучению в школе. Обучение в режиме тренинга продуктивному взаимодействию с детьми....

    Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей

    Конспект для проведения тематической встречи на родительском собрании. К нему прилагается презентация в соответствующем разделе на моей страничке....

    Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей.

    Когда окружающие доброжелательно относятся к ребенку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жи...

    Консультация для родителей «Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка»

    Консультация для родителей «Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка»Задачи:1. Раскрыть родителям суть понятий «психологическое здоровье», «признаки псих...

    СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Личностно-ориентированная модель общения педагога с воспитанниками – важное условие сохранения психологического здоровья детей».

    Модернизация  образования предполагает переход к новым технологиям и, прежде всего к личностно-ориентированному образованию, которое основано на отрицании авторитарных методов, принуждающих к уче...

    Родительское собрание в форме тренинга "Роль семьи в сохранении психологического здоровья дошкольников"

    Цель: Создание условий для возникновения партнёрских отношений между родителями и педагогами.   Задачи:привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей; создать услови...