Семинар – практикум для родителей и детей подготовительной группы «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

В данной работе представлен материал семинара-практикума для детей и родителей подготовительной группы в рамках поекта "Неделя психологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_sentyabrya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей и детей подготовительной группы «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»

Дата проведения: ноябрь 2013 год

Педагог – психолог: Недлина Елена Николаевна

Цель:

Раскрыть суть понятий «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие».

Задачи:

  1. Акцентировать внимание родителей  на взаимосвязи родительской установки с эмоциональным благополучием и личностным развитием ребенка.
  2. Организовать обмен опытом в области взаимодействия с детьми
  3. Способствовать выработке новых навыков общения с ребенком.

Участники: родители, дети подготовительной группы, музыкальный руководитель.

Оборудование: бланки «Негативные родительские установки», памятки «Портрет психологически здорового ребенка»  и «Принципы общения с ребенком», бумага, карандаши, фломастеры, музыкальное сопровождение.

1 часть: теоретическая (проводится без детей)

Уважаемые родители, тема нашей встречи – роль семьи в сохранении психологического здоровья детей.  Когда окружающие доброжелательно относятся к ребенку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям – растет психологически здоровый человек.

Психологи считают, что эмоциональная сфера очень важна для развития дошкольников. Ребенок  3 – 7 лет осваивает социальные формы выражения эмоций. У него формируется чувство долга по отношению к взрослым и сверстникам. Получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства. Благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными, управляемыми. Эмоции – это показатель общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Одной из таких форм являются родительские установки – совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителями и способов поведения с ним.

Давайте вспомним реплики родителей, высказывания, оценки, услышанные или сказанные лично вами.  Попробуем  определить, негативное или позитивное влияние они оказывают на ребенка.

Упражнение «Родительские установки»

  1. В поликлинике ребенок  начал шалить. В его адрес звучит фраза мамы:

Негативная установка: «Хватит хулиганить, а то я оставлю тебя здесь»

Высказывания родителей.

Позитивная установка: «Потерпи немного, скоро пойдем домой. Я понимаю, что ты устал. Давай подумаем,  во что мы можем поиграть».

  1. Часто ребенок не хочет убирать свои игрушки. Что говорят родители.

Негативная установка: «Сейчас игрушки отдам другому ребенку»

Позитивная установка: «Убери игрушки, ты же уже взрослый. Давай уберем вместе».

Итак, одно из основных условий полноценного развития ребенка – психологическая защищенность, т.е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Слушать и чувствовать ребенка непросто для взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача воспитания ребенка дошкольного возраста и одна из целей подготовки его к обучению в школе.

2 часть: практическая, совместно с детьми.  Воспитатель группы приводит детей в музыкальный зал.

Ритуал приветствия.

Упражнение  «Доброе животное».

Цель: развитие чувства единства.

Инструкция. Дети встают в круг и берутся за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь

подышим вместе. Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – шаг назад.

Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь изобразим и

послушаем, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг

назад и т.д.

Упражнение  «Превращения»

Психолог предлагает детям:

  • нахмуриться как:  осенняя туча; рассерженный человек;
  • позлиться как: злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч;
  • испугаться как: заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда;
  • улыбнуться как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;

Сегодня мы отправляемся  в путешествие на воздушном шаре.  Устраивайтесь по удобнее и закрывайте глаза… Мы летим на чудесный остров под названием Чунга – Чанга.

Описание полета, природы острова.

Игра «Путешественники и островитяне»

Все участники делятся на две команды:

  1. дети  – островитяне
  2. родители – путешественники.

Путешественники,  держась за плечи впереди стоящего,  выстраиваются в колонну.  Психолог: «Путешественники решили исследовать остров Чунга - Чанга. В целях безопасности они ходят вместе и пытаются догнать островитян и поприветствовать их, подружиться с ними.  Островитяне не понимают, чего от них хотят путешественники, и разбегаются при их приближении.  Под подвижную музыку «путешественники» пытаются догнать «островитян». Затем дети меняются с родителями ролями.

Упражнение «Необычное приветствие»

Чтобы понять другого человека, совсем не обязательно использовать слова. Можно установить «контакт глазами». Для этого  нужно встретиться взглядом с кем – нибудь из островитян, внимательно  посмотреть друг на друга, потом улыбнуться.

Островитяне и путешественники теперь могут сидеть вместе на мягкой траве (все участники садятся на стулья)

Упражнение « На что похоже моё настроение?»

Дети садятся в  круг  говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог: “ Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном  голубом  небе». А твое? Высказывания  детей.

Упражнение “ Неоконченные предложения”

Островитяне хотят, чтобы путешественники узнали их получше. Для этого коротко нужно рассказать о себе, закончив предложение.

“Я люблю…”, “Меня любят…”, “ Я не боюсь…”, “Я верю..”

“ В меня верят…”, “ Обо мне заботятся…”

Игра « Баба- Яга»

На острове живет злая Баба – Яга. Из родителей выбирается Баба-Яга.  Баба - Яга берёт веточку - помело и становится в круг. Дети бегают вокруг Бабы- Яги и дразнят её. “ Баба-Яга,  костяная нога. С печки упала, ногу сломала . Пошла в огород, испугала весь народ. Побежала в баньку испугала зайку!”  Баба-Яга выпрыгивает из круга и старается коснуться ребят помелом.

Ребята, а как помочь Бабе – Яге стать доброй?

Есть волшебные слова, которые помогут чувствовать себя уверенным  не  только Бабе-Яге, но и всем нам: детям и взрослым. Повторяйте за мной:

«Я, я, я самый(ая) хороший. Я, я, я спокойный. Я, я, я здоровый. Я, я, я веселый. Я, я, я очень умный. Я, я, я очень добрый. Я, я, я очень сильный. Я люблю тебя».

Упражнение «Танец дружбы»

На острове  живут люди, которые очень любят танцевать.  Давайте станцуем танец дружбы, чтобы островитяне, запомнили нас  добрыми,  дружными, миролюбивыми.

Упражнение “Солнце в ладошке”

Родители садятся на стулья, дети сидят на ковре. Детям предлагается раскрасить ладошки в тот цвет, который соответствует его настроению в данный момент (ладошки обведены и вырезаны заранее).

Психолог зачитывает стихотворение, дети разукрашивают ладошки и  дарят их родителям.

Солнце в ладошке, тень на дорожке,
Крик петушиный, мурлыканье кошки,
Птица на ветке, цветок у тропинки,
Пчела на цветке, муравей на травинке,
И рядышком - жук, весь покрытый загаром.-
И всё это - мне, и всё это - даром!
Вот так – ни за что! Лишь бы жил я и жил, 
Любил этот мир и другим сохранил….

Рефлексия

- Ребята, что вам больше всего понравилось на острове?  (Высказывания детей).

Родителям раздаются мини анкеты для обратной связи.

  1. Насколько полезна и значима для Вас полученная информация?
  2. Что нового Вы приобрели для себя?
  3. Понравилась ли Вам такая форма работы?

Памятки «Портрет психологически здорового ребенка»  и «Принципы общения с ребенком».

Литература:

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Ж. Вопросы психологии. – 1966г. № 6.
  2. Вайнер М.Э. Игровые технологии. – М.:Педагогическое общество России, 2005.
  3. Карабанова М.М. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учебное пособие. Москва, 1997
  4. Монина  Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2005.
  5. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2008.  

В данной работе представлен материал семинара - практикума для детей и родителей подготовительной группы в рамках  проекта «Неделя психологии».  Материал семинара поможет педагогам организовать совместное мероприятие с родителями, научить их правильно взаимодействовать с ребенком в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей"

Данный материал раскрывает родителям, что важно для психологического комфорта малыша, из чего складывается эмоциональное благополучие, а также описываются факторы, оказывающие влияние на психическое з...

Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей

Конспект для проведения тематической встречи на родительском собрании. К нему прилагается презентация в соответствующем разделе на моей страничке....

Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей.

Когда окружающие доброжелательно относятся к ребенку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жи...

Консультация для родителей «Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка»

Консультация для родителей «Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка»Задачи:1. Раскрыть родителям суть понятий «психологическое здоровье», «признаки псих...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Личностно-ориентированная модель общения педагога с воспитанниками – важное условие сохранения психологического здоровья детей».

Модернизация  образования предполагает переход к новым технологиям и, прежде всего к личностно-ориентированному образованию, которое основано на отрицании авторитарных методов, принуждающих к уче...

Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей

В данной презентации Вы узнаете о том, что важно знать для психологического комфорта ребенка?Про эмоциональную сферу ребенка.Про факторы, оказывающие влияние на психологическое здоровье ребенка.О приз...

Презентация "Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей"

laquo;Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей». Взрослые почти никогда не обозначают свои чувства словом, не рассказывают ребенку причины, например, недовольства его поведе...