Консультация для родителей : « Особенности социализации и семейного воспитания ребенка дошкольного образования».
консультация (старшая, подготовительная группа)

Дудка - Батовская Наталья Вадимовна
задачи, которые призвана решать семья: укрепление здоровья, совершенствование культурно – гигиенических навыков, развитие речи ребенка; ознакомление с миром природы, развитие отношений со взрослыми и детьми и пр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №39 « Ромашка»

Консультация  для родителей

Тема: « Особенности социализации и семейного воспитания

ребенка дошкольного образования».

Подготовила:

Дудка – Батовская Н.В

воспитатель

г. Видное

2018г

     Ребенок подрос. Ушли в прошлое переживания родителей по поводу установления режима дня , формирования навыков ходьбы, развитие речи, а также для большинства семей ( выбравших  период раннего детства для начала посещения ребенка детского сада ) и переживания по поводу адаптации ребенка в детском саду. Родителей восхищает, что их ребенок: « старается сделать все самостоятельно» ; «Общителен, очень непосредственен »; « Искренен в своих проявлениях »; » Желает познавать все новое, любит  трудиться»;» Проявляет интерес ко всему ставшему привычному для нас- и взрослых, любознателен» ;»Поет песни, читает стихи, танцует»; « Очень ласковый, нежный, жизнерадостный».

      Впереди новые задачи, которые призвана решать семья: укрепление здоровья, совершенствование культурно – гигиенических навыков, развитие речи ребенка; ознакомление с миром природы, развитие отношений со взрослыми и детьми и пр.

       В то же время родителей много волнует: « Слишком много времени проводит перед телевизором и компьютером. Вместо детских песенок поёт рекламные слоганы и компьютерную озвучку»; » Драчливость, грубость по отношению к старшим, неусидчивость»; « Капризы»;» Упрямство»; « Состояние здоровья»; « Нервозность и плаксивость».

        Исследователи, изучающие динамику семьи, отмечают, что на стадии развития взаимодействий с ребенком дошкольного возраста функции семьи и родителей представляют собой:

- развитие интересов и потребностей ребёнка;

-распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях;

- выработка образа жизни семьи;

- формирование семейных традиций;

- обсуждение проблем воспитания детей, развития взаимоотношений взрослых в связи с воспитанием ребенка.

       Общение специалистов с родителями дошкольников показывает, что большинство из них считают, что главное – подготовить ребенка к обучению в школе, а для этого нужно  как можно раньше начать обучать его чтению, письму, счету. Такое узкое понимание школьной зрелости уже давно отвергнуто в психологии и педагогике. Даже если ставить цель – добиться школьной готовности, то реализовать её можно, лишь создав условия для полноценного проживания дошкольного детства, развитие его уникального потенциала. Родители должны понять, что в этот период необходимо расширение детского развития – обогащения содержания специфических детских форм игровой, художественно – продуктивной деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

        Исследуя функции ребенка – дошкольника в семье, ученые выделяют :

- преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности ( чаще всего с матерью) и невозможностью этого;

- стремление быть такими, как мама ( папа );

- стремление к самостоятельности, активности;

- приспособление к запретам со стороны родителей;

-выполнение требований родителей по соблюдению правил поведения;

- проявление интереса к сверстникам, а также к старшим детям – участникам игр.

       Дошкольный возраст имеет огромное значение для физического, психического и эмоционального развития ребенка.

       Психические особенности дошкольника формируются условиями жизни, которые создают для него взрослые. Он остро нуждается в любви, ласке, прежде всего родителей, ведь они для него – самые близкие и родные люди. И даже если отношение родителей к малышу не безупречно, ребенок все равно любит их и прощает им непонимание, грубость, раздражительность, незаслуженные упреки. Ребенок обычно винит не родителей, а самого себя, так как считает, что взрослые, а те более родители, не могут быть плохими – видимо, это он сам недостаточно хорош. Ребенок болезненно переживает, если чувствует, что родители его не понимают, не любят. Сохраняя свое  центральное положение в мире ребенка, родитель выступает как эрудит, источник познания, партнер по обсуждению причин и связей в мире природы и техники; как целостная личность, обладающая знаниями, умениями, нравственными нормами.

       Благодаря развивающимся отношениям со взрослыми и детьми, ребенок начинает полнее осознавать себя, свое положение среди других людей, свое отношение к себе. Он начинает понимать, что значит быть мальчиком или девочкой, « хорошим» или « плохим»; что у него было прошлое и будет будущее. Мотивы поведения постепенно образуют систему, в которой выделяются наиболее значимые и менее значимые моменты.При правильном  воспитании в семье и   детском саду  в старшем дошкольном возрасте появляются  высшие  социальные чувства  – сочувствие, сопереживание, любовь  не  только  к  близким, но и  к более широкому  кругу людей. Дети  стремятся принести окружающим радость, завоевать их признание и ради этого преодолевают эгоистические побуждения.

        Дошкольник отличается высокой эмоциональностью, впечатлительностью, подвижностью.

         Большую часть времени дошкольник проводит в играх, слушании сказок, занятиях рисованием, лепкой, конструированием. Значительное место в жизни ребенка занимает сюжетно – ролевая игра. Дошкольный возраст – сензитивный период развития образного познания окружающего мира: восприятия, наглядно – образного мышления, воображения; осмысления законов физического и социального мира, исходная форма теоретического мышления ребенка, формирования любознательности. Дети неизменно выказывают страсть к познанию окружающего и , прежде всего, к близкой, полной тайн родной природе.

         В природе ребенок может найти все, что ему необходимо для игры: уголки уединения от мира взрослых в зарослях деревьев и кустарников, травы; материал для самостоятельного изготовления игрушек, дворцов ( камни, песок, глина), крепостей ( снег, лед ).

         Родившиеся в XXI веке дети не являются исключением . Кто- то любит природу летом, когда « можно было цветы собирать, купаться и загорать», кто-то любит природу зимой, когда « можно на санках кататься, строить из снега».

          Дошкольники любознательны, их привлекает все новое, непонятное. Часто ребенок сам пытается» докопаться до истины»: понять, почему не заводиться машинка, почему закрываются глаза у куклы. Не беда, если порой все заканчивается для игрушки.

          Познание ребенком окружающего мира – образное познание, основанное на восприятии и представлении предметов, событий, ситуаций. Ребенок способен думать преимущественно о том , что можно увидеть и представить. Ему пока не доступны словесные рассуждения. В познании сказывается  и слабость произвольного поведения: внимание ребенка привлекает все яркое, интересное; все, что производит на него сильное впечатление. Все это он пытается понять, запомнить и воспроизводит в своих играх, рисунках. Сосредоточиться на малопривлекательном для него материале только потому, что « нужно», этого требует взрослый, малышу удается с трудом. Но недостаток произвольности в познании окружающего мира окупается творческим характером этого познания. На основе восприятия и образного мышления развивается творческое воображение: ребенок учиться преобразовывать явление окружающего мира; учиться фантазировать, создавать новые образы.

          К концу дошкольного возраста складываются новые формы познания – умение наблюдать, последовательно рассуждать, делать правильные выводы; усваиваются первые способы произвольного запоминания. Речь, служившая ребенку лишь средством общения с окружающими, начинает  использоваться им и для управления собственным поведением, планированием. Так ребенок готовиться к систематическому обучению к школе.

         В семейном воспитании важно учитывать психологические особенности данного возраста, его уникальные возможности для развития социальных чувств, связывающих ребенка с другими людьми; для совершенствования свойственных школьнику образных форм познания. Понимающие родители заботятся о развитии и совершенствовании детских игр, выступают  не менторами, а  партнерами ,видя в ребенке равную себе личность. Объяснить интересующие ребенка события, поговорить с ним о прочитанной книге, вместе посмотреть детский фильм, спектакль – важные обязанности взрослых.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила позитивного семейного воспитания ребенка дошкольного возраста

Многие родители вечно хныкающего ребёнка не задумываются о том, что причиной этого является их поведение, а вовсе не малыш. Как же воспитать позитивное настроение?Вы скажете, что нужно любить ре...

Консультация для родителей "Особенности социализации и семейного воспитания ребёнка раннего возраста в ГКП"

Приоритетным направлением в нашей работе считаю - педагогическое просвещение родителей дошкольников. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы выс...

Семейное воспитание и дошкольное образование в контексте реализации ФГОС дошкольного образования

Семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта м...

Семейное воспитание и дошкольное образование

Жизнь шагает вперед. Современные дети требуют к себе особого внимания и понимания. Взрастить новое поколение можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих детей. Семейный Кодекс РФ гласит:...

Тема: Особенности социализации и семейного воспитания ребенка с нарушениями речи.

Роль семь в коррекционном воспитании ребёнка.Характеристика ребёнка с нарушениями речи.Основные положени коррекционной работы с данной категорией детей при организации сотрудничества с родителями и со...