Рекомендации родителям "Использование литературы в семейном воспитании ребенка"
консультация (подготовительная группа) на тему

Зырянова Ирина Анатольевна

Рекомендации по привитию любви ребенка к книге

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya_dlya_roditeley_lit_v_seme.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям

«О роли информационных технологий в жизни ребенка»

Рекомендации: «Использование литературы в семейном воспитании ребенка» 

учитель-логопед МДОУ д\с № 23

Зырянова И.А., 2019 г.

Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают литературу, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов.  Читая вместе с мамой или папой,  малыш не только узнает что-то новое, но и активно развивает воображение и память, а порой усваивает важные жизненные уроки.

Почему родители стали меньше читать детям?

Почему дети дошкольного возраста предпочитают чтению книг - кино или компьютерные игры?

Эти вопросы задают на сегодняшний день многие педагоги, в том числе и педагоги нашего детского сада.  Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Дошкольный возраст – самый важный период в становлении культурного мира ребенка и художественная  литература  наиболее доступный и самый действенный в воспитательном отношении вид искусства.

Не всегда семейное воспитание по привитию любви  к художественным  произведениям происходит эффективно. Почему же родители стали мало читать детям? Это вызвано комплексом причин:

  • Угасание интереса к литературе в обществе;
  • Недостаточный уровень компетентности родителей в знании возрастных особенностей и возможностей своего ребенка;
  • Затруднения родителей в выборе форм работы с художественными текстами в семье, трудно заинтересовать ребенка слушанием.

Дошкольников в детском саду в организованной деятельности знакомят с произведениями художественной литературы. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка

На вопрос: «Читают ли  тебе дома книги?» - многие дети нашего детского сада ответили утвердительно (70%).  Лишь30 % признались: «У мамы нет времени, только в саду читают» или «Я не умею читать сам и, дома не читают».И всё таки  все дети утверждают, что любят  слушать чтение взрослых. Больше половины дошкольников имеют ярко выраженный интерес к сказке. Однако при опросе детей настораживает то, что многие отказались назвать любимые произведения, либо вспоминали простые сказки для малышей «Колобок», «Теремок»; что говорит о бедности  их читательских интересов и литературного опыта.

Таким образом, поскольку первый литературный опыт ребенок получает в семье, то от отношения  родителей к литературе зависит  интерес  дошкольника к книгам.  При систематическом чтении у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.    Основная задача родителей и педагогов – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, желание слушать и в дальнейшем читать. 

Рекомендации по привитию любви дошкольников к книге.

В доме должна быть  семейная  библиотека – детская  библиотечка, в которой  находятся  книги всегда доступные ребенку, чтобы ребенок мог в любой момент взять книжку. В детской библиотечке содержаться книги:

  1. По-возрасту.
  2. По-интересу.
  3. По-наполняемости.

 Родители,  у которых есть возможность пополнять книги каждую неделю – покупают их. Если такой возможности нет (книги покупать сейчас очень дорого), то  в городской библиотеке есть зал «Малышок», в котором собраны книги для дошкольников. В городе существует 4 филиала городской библиотеки – в них тоже есть книги  для дошколят. Дети старшего возраста нашего ДОУ имеют возможность пользоваться услугами городской библиотеки. Библиотекарь Раиса Егоровна подбирает для детей произведения по возрасту, согласно программным требованиям, интересам детей, а также предоставляет детям книги-новинки.

При выборе книг для семейной библиотеки для дошкольников предпочтительно выбирать – сказки и стихотворения с соответствующим эстетическим оформлением. Сейчас  много новых авторов и различных детских произведений. Но многие родители предпочитают читать своим детям, то что сами читали в детстве (Пушкин, Перро,  Носов, Чуковский).  Но и современные авторы пишут для детей доступно и интересно, это: сказки Успенского, стихи Остера, произведения Толкиена.

При выборе  книг для детского чтения необходимо руководствоваться целостным комплексом критериев:

-доступностью содержания для понимания ребенком

-красочностью оформления

-жанровым разнообразием (знакомить с баснями, стихами, прозой, научными текстами и даже газетными  и журнальными  статьями).

Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите ее подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин или библиотеку вместе.

Многие родители отмечают, что испытывают трудности при ознакомлении ребенка с новой книгой, главной из которых является нежелание  сына или дочери слушать текст. Это говорит о неумении взрослых заинтересовать ребенка процессом слушания и последующей  значимой для него деятельностью, чем об отсутствии интереса к слушанию.

 Большинство родителей в качестве значимой деятельности отмечают беседу, вопросы по прочитанному произведению. Но это могут быть и другие виды деятельности:

  • правильно сформулированные вопросы к произведению
  •  включение эпизодов произведений в игру
  • проигрывание ролей героев (Теперь ты будешь Красная шапочка, а я злой серый волк…..)
  • договаривание знакомых слов, из прочитанного текста
  •  рисование  по произведению
  • повторение песенок действующих героев с разной интонационной выразительностью
  • нравственная беседа по содержанию произведения Правильно поступил герой, или нехорошо; какой по характеру герой) «Игры со сказками».
  • игры в домашний театр
  • придумывание собственного дальнейшего сюжета произведения

Такие виды деятельности по ходу чтения или после прочтения вы можете предложить ребенку.

Не забывайте о том, что для привития любви к слушанию текстов надо произведение  выразительно читать - это поможет родителям привлечь внимание дошкольника и заинтересовать его.  Монотонное чтение  мало кого заинтересует  (Пример собств.  семьи - папино чтение). Чтение живое с передачей характера героев, их интонации, соответствующей тексту,  их поведения всегда заинтересует маленького слушателя.

Вызывает также трудность у родителей  в  формулировании вопросов  к ребенку после чтения выбранного литературного произведения. Если ребенок затрудняется ответить на вопросы после чтения целого произведения, то желательно задавать вопросы после чтения небольшой части  текста. Это хороший прием для развития речи и мыслительных операций.

Рекомендации  родителям:  «Выбор книг для чтения дома».

учитель-логопед МДОУ д\с № 23

Зырянова И.А., 2019 г.

Легкость и прочность -  хорошая книжка имеет некоторые особенности: для  малышей -  размер книжки  должен быть небольшой, даст  возможность «играть» с ней самостоятельно, в книге могут быть яркие и крупные картинки. Для детей постарше тоже необходимо наличие 40% картинок в книге.

Всему свое время -  Прививать любовь к книгам, закладывать фундамент надо с самого рождения (песенки, потешки, сказки, четверостишия), с 8-9 месяцев читать книжки с крупными, яркими картинками, с четкими и лаконичными фразами, рассматривать книжку вместе с ребенком, чтобы ребенок сам узнавал знакомые предметы.

Расширяем кругозор -   с одного года, читая ребенку короткие рассказы и сказки желательно сопровождать чтение яркими характерными жестами: (как плачет дед, бабка; как боятся звери, передавать интонацию героев); с  трех лет можно читать детские иллюстрированные энциклопедии /это возраст почемучек/. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10-15%,  иначе книга  может показаться ребенку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.

Пример: В 3 года чтение энц (нос у кораблей), вопрос: А где у него рот? Загадка: есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей.

Читайте детям стихи  -  Всякое искусство питает душу человека – и живопись и музыка, но первое с чем встречается ребенок – это поэзия. Большое значение в развитии ребенка имеют стихи (прибаутки, потешки, колыбельные песенки). Они встречают его на пороге жизни и сопровождают все дальнейшие годы, отражают его интересы (игрушки), страхи («Краденое солнце», «Бармалей»). Поэтическое слово звучит каждый день в жизни ребенка: на занятии, прогулке, в различных режимных моментах, на всех праздниках дети демонстрируют умение читать стихи наизусть.  Надо стараться подбирать такие стихи, которые интересны детям, помогают им играть, общаться, сопровождать свои действия,  движения. Непонятные слова  и выражения обязательно надо объяснять. Вопросы после прочтения стараться формулировать так, чтобы ребенок мог ответить словами стихотворения.

Пример: На чем ехали медведи?...А комарики?.....

Ребенок, с первых лет жизни, приобщаемый к поэзии, лучше «набирает» свой лексический запас, более глубоко чувствует родной язык, богаче формируется духовно. Как составная часть красоты, поэзия призвана спасти мир. Милые, дорогие взрослые, не пожалейте времени, почитайте детям стихи!

Еще большую пользу в развитии познавательных способностей своего ребенка (памяти, внимания) вы дадите ему, если будете заучивать наизусть четверостишия еженедельно.

Пример: Дождик, дождик, кап да кап! Ты не капал бы на пап,

                Ты не капал бы на мам – приходил бы лучше к нам:

                 Папам сыро, мамам грязно, нам с тобою распрекрасно!

Мыло бывает разным-преразным: синим, зеленым, оранжевым, красным…

Но не пойму, отчего- же всегда черной-пречерной бывает вода?

И как итог чтения и заучивания с  детьми  стихов обязательно хочу привлечь ваше внимание  к чтению загадок-складок – в которых умышленно не договаривается последнее слово, словосочетание  или звук.

Пример:  - Где обедал, воробей?

                     - В зоопарке у……

Жук упал и встать не может,

Ждет он,  кто ему ……

                      Мед в лесу медведь нашел,

                      Мало меду, много……

Мы с сестренкою вдвоем

Утром чай горячий…..

                       Сейчас я пуговку свою

                       Сам крепко-накрепко……

Без ключа, ты мне поверь,

Не откроешь эту …..

                        Я люблю свою лошадку

                        Причешу ей шерстку…..

Сладко спит в берлоге…

На столе с салатом…..

Я в походе….

В барабан я ….

Игры  дома в рифму придумывание как можно больше рифм к словам.

Рифма – это созвучие окончаний  слов, строк.

Пример:

Галка (палка, скакалка, скалка)

Солнце……

Лейка……

Книжка…..

Ложка…..

Мышка (шишка)….

Можно предложить ребенку сочинить вторую строчку:

Серый волк в густом лесу……

Михаил играл в футбол…..

В руках у Танечки…..

У себя в саду Андрейка…..

Проводя такие игры в рифму с ребенком, будете развивать у него мышление, словесное творчество, лексику, образность языка и поэтический слух.

Даже когда ребенок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый читает более эмоционально, создавая у ребенка живые представления о написанном, к тому же может объяснить общий смысл и непонятные моменты. А главное – совместное чтение очень сплачивает.

Не забывайте о том, что ребенок как губка впитывает все то, что мы сейчас ему предлагаем. И от того какой фундамент мы заложим в дошкольном детстве, будет зависеть вся дальнейшая жизнь человека и сбываться все ваши мечты и желания по отношению к своему ребенку.

                      Рекомендации   при заучивании стихов дома.

  1. Перекидывание мяча друг другу /одно слово или одна строчка/
  2. Построчное запоминание /запомни, повтори и дотронься рукой до взрослого, он скажет свою строчку и дотронется рукой до ребенка/
  3. Чтение текста шепотом или игра «Эхо» /одну строчку говорим громко, другую тише/
  4. Чтение стихотворения с различным настроением /грустно, испуганно,  весело, сердито, удивленно, возмущенно/
  5. Театр с игрушками или с предметами их заменяющими.
  6. Проговаривание хором.
  7. Пение стихотворения на мелодию знакомой песни.

Виды деятельности дома по прочитанному произведению.

  • правильно сформулированные вопросы к произведению
  •  включение эпизодов произведений в игру
  • проигрывание ролей героев (Теперь ты будешь Красная шапочка, а я злой серый волк…..)
  • договаривание знакомых слов, из прочитанного текста
  •  рисование  по произведению
  • повторение песенок действующих героев с разной интонационной выразительностью
  • нравственная беседа по содержанию произведения Правильно поступил герой, или нехорошо; какой по характеру герой) «Игры со сказками».
  • игры в домашний театр
  • придумывание собственного дальнейшего сюжета произведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль устного народного творчества в семейном воспитании ребенка (на татарском языке)

В материале написаны, какие игры, песни можно использовать при воспитании детей, как они влияют на ребенка....

"Роль художественной литературы в экологическом воспитании ребенка"

В данной статье обозначены проблемы экологического воспитания ребенка в нашем современном мире...

Художественная литература в семейном воспитании

 Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании художественной литературы, разъяснить им большую значимость сем...

"Значение художественной литературы в нравственном воспитании ребенка старшего дошкольного возраста"

Статья на тему "Значение художественной литературы в нравственном воспитании ребенка старшего дошкольного возраста"...

Дистанционный образовательный проект «Если вирус близко – сидим дома с пользой» (содержит комплекс методических рекомендаций для родителей по семейному воспитанию детей дошкольного возраста)

В связи с современными реалиями: развитием современных технологий, информатизацией общества, эпидемиологической ситуацией воспитатель должен подстраиваться под ситуацию и находить новые подходы к взаи...