Воспитание приемных детей
статья

Касенкина Наталья Викторовна

"Дети - будущее каждой страны и поэтому так важно, чтобы они росли, развивались, воспитывались в максимально приемлемых для них условиях, были окружены родительской лаской и заботой. Тем не менее в нашей стране изо дня в день растет количество детей, ставших сиротами при живых родителях."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_priemnyh_detey.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Воспитание приемных детей».

Понятие «приемный ребенок» и воспитание детей в приемной семье.

Дети - будущее каждой страны и поэтому так важно, чтобы они росли, развивались, воспитывались в максимально приемлемых для них условиях, были окружены родительской лаской и заботой. Тем не менее в нашей стране изо дня в день растет количество детей, ставших сиротами при живых родителях.

Как вы понимаете понятие «Приемный ребенок»?

Ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком. (Положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.96 N 829, п.1).

Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). (Федеральный закон от 21.12.96 N 159-ФЗ, ст.1)

Усыновление (удочерение) - это «такая форма воспитания детей в семье усыновителя, при которой обеспечиваются условия жизни, равные с условиями жизни родных детей». Иные индивидуальные формы семейного воспитания - опека (попечительство), приемная и патронатная семья - носят срочный характер и являются временным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.

В России существует феномен социального сиротства. 90% детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, - социальные сироты, т.е. дети-сироты при живых родителях. К сожалению, не все нуждающиеся дети могут быть усыновлены (удочерены). Практика показывает, что больше шансов на усыновление (удочерение) у здоровых детей раннего возраста. Больные дети и дети, перешагнувшие порог младенческого возраста, остаются невостребованными и продолжают жить в детских домах либо усыновляются иностранными гражданами и навсегда покидают Россию.  Приемная семья является возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечивает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание. Но законодательное оформление приемная семья получила только в связи с принятием Семейного кодекса РФ. Между тем в России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в чужие семьи. Такое устройство называлось патронатом. В основе патронирования лежал договор о передаче ребенка в чужую семью на добровольных началах. Патронатный воспитатель получал определенное вознаграждение . После Октябрьской революции семейный патронат не получил государственного признания и перестал существовать.  В конце 80-х годов прошлого века возникла идея создания детских домов семейного типа. Детские дома семейного типа имели некоторые признаки патроната. В их основу был положен принцип семейного воспитания. Представляется, что именно они стали прообразом современной приемной семьи. Приемная семья является самостоятельной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее основу, как показывает практика, составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей в семью на воспитание. Как правило, это заботящиеся друг о друге и о своих близких лица, которые осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают сложность и ответственность своей роли как приемных родителей. Взаимоотношения между приемными родителями, а также между приемными родителями и приемными детьми в будущем могут стать моделью семьи приемного ребенка. В силу этого очень важен подбор приемных родителей. Приемными родителями на практике чаще всего выступают супруги, имеющие своих детей. Поэтому приемные дети с первых минут проживания в приемной семье на примере приемных родителей и их детей учатся строить свои взаимоотношения как со взрослыми, так и с другими детьми. Они сразу же ощущают семейное тепло и уют. А для обездоленного ребенка чрезвычайно важно иметь близких, которых он может называть мамой и папой, братом и сестрой. Ребенку необходимо слышать такое обращение к себе, как «сынок» или «доченька». При таком обращении и проявлении иных знаков внимания и любви «замерзшая» от невзгод душа ребенка наполняется теплом и нежностью, что так важно для его физического и душевного здоровья, а также для всей его последующей жизни.  В приемную семью можно передавать сразу несколько детей. Это могут быть как родные братья и сестры, так и чужие друг другу дети, которые в приемной семье становятся родными. Проживая в семье, дети быстрее развиваются и обучаются. Быстрее исчезают имеющиеся недостатки в их развитии. Они учатся проявлять заботу друг о друге и помогать друг другу. Подобные качества во многих случаях отсутствуют у ребенка, воспитывающегося в родной семье, но не имеющего братьев или сестер. Такие качества очень важны в жизни ребенка. И для каждого человека, особенно для несовершеннолетнего, важно иметь свой дом, где его любят и всегда ждут. Каждый ребенок хочет жить в таких условиях, в которых живет большинство его сверстников.

        В приемной семье ребенок получает обычное семейное воспитание и содержание. Ребенок проживает в такой семье, как правило, до совершеннолетия. Приемная семья дает возможность максимально приблизить воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к реальной жизни. Она формирует у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, психологическую защиту и правильное поведение при стрессах, а также морально-этическую установку на создание собственной стабильной семьи, что важно и для некоторых взрослых граждан, прежде всего для тех, кто видит в воспитании детей свое призвание, кто небезразличен к судьбе обездоленных детей и считает, что у него хватит сил, умения и опыта воспитывать чужих детей. 

       Воспитание оставшихся без попечения родителей детей в приемной семье имеет большое значение. В такой семье воспитывается полноценная личность, подготовленная к выполнению различных социальных ролей. В приемной семье ребенок, как правило, вырастает трудолюбивым, умеющим обслуживать себя и помогать другим, т.е. полноценным гражданином. При этом содержание такого ребенка обходится гораздо дешевле, чем содержание детей в государственных детских учреждениях. Ведь приемные родители выполняют функции многочисленного обслуживающего персонала таких учреждений.

Сейчас сделан первый шаг, разработана "Программа подготовки приемных родителей". Она имеет три раздела. В первом анализируются особенности и основные характеристики приемной семьи, приемного родителя как профессионального воспитателя. Второй посвящен особенностям развития детей, оставшихся без попечения родителей. Третий раскрывает психолого-педагогические аспекты отношений родителей и детей в приемной семье, пути преодоления трудностей в развитии, воспитании, поведении детей. Программа существует, но кто займется ее осуществлением, какие учреждения будут обучать приемных родителей, не ясно.

Пока же искренность, доброта, терпение людей, взявших на себя нелегкий груз ответственности за воспитание детей с трудными судьбами, дает неплохие результаты. Типичным примером может служить приемная семья Сорокиных, живущая в поселке Рассвет Ростовской области. Из 20 приемных детей более половины имеют II и III группу инвалидности, учатся в коррекционных классах. Благодаря усилиям Сорокиных 6 детей, имеющих до прихода в семью диагноз "олигофрения", учатся в обычной школе. Старшие воспитанники уже закончили школу, профессионально-технические училища, работают и имеют собственные семьи.

Качества личности родителей-воспитателей ДДСТ (или вообще приемных родителей) являются определяющими для всей дальнейшей судьбы этой необычной семьи, ибо от этого зависит общая атмосфера дома, стиль взаимоотношений взрослых и детей, а следовательно, длительность отношений, прочность или же возможность распада семьи. Во главу угла, конечно же, должна быть поставлена любовь к детям, но не абстрактная, а любовь действенная, осознанная, образно говоря, зрячая. Ведь недаром говорится, что легко любить все человечество и трудно - конкретного человека.

На это необходимо обращать особое внимание родителей-воспитателей, так как практически все дети, пожившие в учреждениях интернатного типа, будь то дом ребенка, детский дом или школа-интернат, имеют отклонения в физическом, эмоциональном или психическом развитии, что обязательно сказывается на их поведении. Для этих детей характерна материнская депривация, т.е. отсутствие необходимой для ребенка ласки и внимания, на которых, по утверждению психологов, основывается базисное для развития полноценной личности доверие к окружающему миру. Причем последствия материнской депривации могут проявиться не сразу, а несколько позже, поставив в тупик взрослых, которые не готовы к негативным проявлениям в поведении детей, полностью рассчитывая на их желание войти в семью и клятвенные заверения в хорошем поведении, впоследствии неоднократно нарушаемые. Поэтому, помимо любви к детям, родителям-воспитателям необходимо обладать добротой и терпением, чтобы принимать детей такими, какие они есть. Именно отсутствие этих качеств у родителей-воспитателей с романтическими установками или стремлением самоутвердиться посредством выполнения роли спасителей несчастных детей может послужить причиной конфликтов, стрессовых ситуаций, депрессии и нервных срывов. Незаменимыми для людей, связывающих свою судьбу с приемными детьми, являются, как уже сказано, терпение и педагогический оптимизм. В свое время А. С. Макаренко (не все в его педагогическом наследии сейчас воспринимается положительно, но и не все должно быть отвергнуто) выдвинул оптимистическую гипотезу, которая ориентирует на веру в лучшее в человеке даже с риском ошибиться. Эта гипотеза в той или иной форме обнаруживается в различных педагогических и психологических теориях, начиная с народной педагогики. Психологи говорят об эффекте ореола, или отражения, когда человек зачастую ведет себя в соответствии с нашими ожиданиями. Очень образно выразил эту мысль А.М. Горький, сказав, что если человека долго называть свиньей, то он в конце концов захрюкает. А противоположное проявление этого эффекта остроумно сформулировал саркастичный француз Ф. Ларошфуко, сказав, что, как только дурак похвалит нас, он уже не кажется нам таким глупым. В нашей реальной, обыденной жизни приходится постоянно сталкиваться с явлением, когда от одних людей ожидаешь только хорошего и они, как правило, оправдывают ожидания; других опасаешься, и они платят соответственным отношением. А если же вдруг случается такая ситуация, когда человек с установившейся отрицательной характеристикой делает добро или просто хорошо отзывается о нас, то мы начинаем думать, что он не настолько плох, как все считают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание разносторонних интересов у детей с нарушением зрения в семье. Рекомендуемая художественная литература для домашнего чтения. Воспитание у детей интереса к книге.

Консультации для родителей, которые хотят видеть своих детей жизнерадостными, активными, разносторонними. Родители должны подводить ребенка к поиску ответов на возникающие вопросы, а в этом ему помогу...

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»

Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...

Рекомендации для родителей воспитывающих приемных детей

Что нужно и чего нельзя делать в процессе воспитания приемного ребенка?Чтобы родители и ребенок привыкли друг к другу, должно пройти время. Чем младше приемный, тем легче адаптация. Дети повзрослее ил...

Методическое пособие для замещающих родителей ПРИМЕНЕНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В ВОСПИТАНИИ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ

В данном методическом пособии раскрыта суть одного из самых гибких способов работы с детьми, нуждающимися в поддержке и понимании взрослых – сказкотерапия. В нем описаны виды и функции ска...

Советы по адаптации приемных детей

Советы по адаптации приемных детей...

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...