Игры для подготовки к чтению
консультация

Тягилева Елена Николаевна

      Через год в вашем доме появится первоклассник? Вы не знаете, как научить его читать? Выберите одну или несколько игр из предложенных ниже. Не говорите малышу, что вы будете заниматься или учиться. Вы будете ИГРАТЬ!    Успехов Вам! Терпения! Спокойствия! У Вас всё получится!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игры для подготовки к чтению20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для подготовки к чтению

"Я был в цирке... "

Для игры вам понадобятся карточки с буквами и слогами, фишки. Играть можно и вдвоём, и компанией. Участникам игры раздаются карточки с буквами, либо все карточки лежат стопкой на столе и игроки по очереди их берут. Первый игрок берет карточку с буквой или слогом и говорит: "Я был в цирке и видел..." Он должен назвать что-нибудь, начинающееся с буквы на его карточке. Называть можно не только существительные. Например, на букву "К" можно назвать и клоуна, и кувыркающегося гимнаста, и красный занавес. 
Если вы будете использовать карточки со слогами, то необязательно, чтобы этот слог стоял в начале слова. Варианты: "Я был на море...", "Я был в лесу...", "Я был в театре..." и т.д.

"Маленькие слова" (Предлоги).

Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги - "на", "в", "под", "над", "с" и др.
Играть можно как в рулетку - бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же:  на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение.

Игра с картинками в книжке или журнале

Эти игры хороши тем, что не требуют особой подготовки. Все, что вам потребуется - это старые журналы с картинками и без. Находим любую букву, показываем ее малышу и просим подчеркнуть или обвести все ее появления в статье. А потом подсчитываем ошибки и ставим настоящую оценку. Убиваем сразу двух зайцев — учим буквы и развиваем внимание и сосредоточенность. Постепенно усложняем задачу: ищем слова с заданным слогом или буквосочетанием (не путайте!), например, “до” — дом, долина, ледокол… . Следующий этап - ищем слова. Начинаем с простых: он, мы, они, дом ...

"Идем в магазин" 

Здесь понадобится журнал с картинками. Предлагаем  детям найти и выбрать (обвести) только те предметы, в названии которых есть звук «К» (конфеты, молоко, диск, кофта).

Один загадывает букву, открывает картинку и, вперед - кто быстрее найдет на картинке предмет на загаданную букву (или кто больше назовет предметов на эту букву).
Один загадывает какой-то предмет на картинке: "В слове 2 буквы "Е" - или "В слове три слога", "В слове только один гласный звук". А второй отгадывает.

"Магазин".

Для этой игры вам понадобится любое лото с картинками и карточки с буквами. К лото можно добавить других картинок, вырезанных из журналов или нарисованных. Картинки разложите на столе. Карточки с буквами и слогами сложите в сумочку. Все игроки по очереди достают из сумки карточки из сумки и ищут среди картинок на столе подходящую - предмет, который начинается с этой буквы или в названии которого есть такой слог. Если не найдет, значит "уходит         из            магазина       без       покупки".
Выигрывает тот, кто больше наберет "покупок".

"Кто здесь живет?"

Вам потребуется: плоский картонный домик с вырезанными окошками, можно сделать паровозик с вагончиками, самолет или даже ракету - кому что интереснее. В окошки можно вставлять карточки с буквами, подходящие по размеру к окошкам. А можно прикрепить домик к доске и писать буквы мелом в          окошках.
Прикрепите к доске домик и в пустые окошки впишите на доске в произвольном порядке наборы букв. Ребёнок должен угадать, какие слова живут    в          этом  домике.
Примеры: А; П; Л; И; С; Е; О - лиса, лес, поле.

"Бросаемся слогами".

Играть можно и вдвоем, и большой компанией, как и в предыдущей игре, используя мяч. Один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу свой, так, чтобы получилось слово. 
Примеры:
-Ко-…мар;   …са;  …тёнок;       …рабль.
-Са-…молёт;           …поги;         …мовар.
- Де - …рево;            …вочка;        …ти.

Важно!

Дети должны соблюдать правила орфографии: делить слова на слоги правильно и произносить их так, как они пишутся. КО – ляс – ка. Но не кА –ля –Ска.

"Цепочка"

Игра со словами для любого количества участников. Выберите несколько согласных букв и запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы "с", "л", "м". Составляем с ними слова: самолет, масло, салями, мысль.

Выигрывает тот, кто придумал больше слов.

"Летела корова"

Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую – ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа: Летела корова, сказала слово-Какое слово сказала корова?
Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, “трава”. Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова – “т”, следующий – вторую, и так до конца слова, до последнего “а”. Задача последнего игрока – не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

"Скрытая подсказка"

В этой игре разрешается подсказывать, хотя и не совсем обычным способом. Выбираем водящего и объявляем его отгадчиком. Попросим отгадчика на минутку уйти из комнаты или отойти в сторонку. Тем временем загадаем какое-нибудь слово. Это должно быть имя существительное единственного числа, состоящее из четырех-пяти букв, причем все буквы в нем должны быть разные, например "стол", "комар", "доска", "парус" и т. п. Таких слов множество, подбирать их долго не придется.
Задача водящего — отгадать задуманное нами слово. Так как это трудно, то придется ему помочь, то есть кое-что подсказать, но, разумеется, не прямо, а каким-нибудь косвенным путем, полагаясь на его сообразительность и внимание. Предположим, что загаданное слово "комар". Отгадчику оно неизвестно.
— Прошу подсказать первую букву, — обращается он к играющим.
Это его право: требовать подсказку, причем подсказывать могут три любых участника игры, каждый по-своему. Первая буква загаданного слова "К".
Как же подсказать ее, прямо не называя? Делается это таким образом. Трое играющих поочередно произносят по одному какому-нибудь слову, односложному или двухсложному, в состав которого входит буква "К". Допустим, один назовет слово "кккккомпас", другой — "суроккккк", третий — "кккккапля". Во всех трех словах повторяется буква "К".
Отгадчик выделит эту букву и запомнит ее.

— Давайте  вторую          букву! —       требует         он.                  
Трое других играющих подскажут ему вторую букву, скажем, такими словами: "уроооок", "слоооон", "кроооот". Выделив трижды повторяемую в них букву "О", отгадчик постарается ее также запомнить. На начальном этапе игры следует загадывать слова из трёх  звуков: сом, рак, гул, ток и т. п.
              Если отгадчик будет внимателен и не запутается в ваших подсказках, то  ему предоставляется право самому назначить нового водящего, чтобы продолжить игру. А если не отгадает задуманного вами слова, ему снова  водить: пусть еще потренирует свое внимание.

            "Путешествие". Семейная игра.

Один говорит: "Наш корабль отправляется в... например, в Индию. Что с собой возьмем? " Кто-нибудь спрашивает: "А на какую букву? " . "На букву "К"! ". Первый начинает и говорит: " Берем кошку!". другой: "Кактусы!". "Кастрюли!". Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: "Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую словами на букву "Р".

            Другой вариант "Путешествия". 

Приготовьте комплекты карточек с буквами. По одному одинаковому на каждого. Рисуем паровоз с вагончиками. На каждом вагончике пишем крупно букву алфавита. (Можно нарисовать и другой транспорт).
Ставим задачу. Например, сегодня мы едем на море. Занимаем свои места. Кто с нами поедет? Что с собой возьмем? Один говорит: "С нами поедет жираф" и кладет карточку с буквой "Ж" на вагончик с соответствующей буквой. Следующий говорит:" А я с собой возьму телевизор" и кладет карточку с буквой "Т" на вагончик с буквой "Т. И так далее, пока не закончатся буквы, или слова. Называть нужно только существительные. Заодно объясним ребенку, что такое имя существительное - Это слово, про которое можно сказать "ЧТО это?" или "КТО это?"

            "Кто с какими буквами дружит".

Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например, у мамы - слон, у папы - крокодил, у ребенка - ёжик. Мама говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". Папа говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке". Ребенок говорит: "Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для подготовки к чтению

подборка речевых игр....

Игры для подготовки к чтению.

Игры по подготовке к освоению навыков чтения направлены на развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики....

игры для подготовки к чтению

игры для подготовки к чтению...

Игры для подготовки к чтению

Картотека игр для педагогов и родителей...

игры для подготовки к чтению

игры для подготовки к чтению...

Семейные игры для подготовки к чтению

В эти игры можно играть как дома, удобно расположившись на диване, но и во время поездки или сидя в очереди к врачу....