Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС ДО
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Борошко Алина Алимовна


Современный ребёнок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, поэтому необходимо научить детей справлятьс с нею, обрабатывать и анализировать ежедневно увеличивающийся объем знаний. Развитие интеллектуальных способностей ребёнка должно происходить целенаправленно и систематически.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intel_razv.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

Борошко А.А., воспитатель

ГБДОУ детский сад №42 Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС.

        Современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, поэтому необходимо научить детей справляться с нею, обрабатывать и анализировать ежедневно увеличивающийся объем знаний.

        Одной из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), является развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста, создание условий для развития ребёнка, его позитивной социализации, личностного развития на основе сотрудничества с взрослыми, сверстниками.

        Дошкольный возраст – благоприятный период для развития интеллекта. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности. Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, как были использованы ресурсы интеллектуального развития дошкольного периода.

        Особую актуальность проблема интеллектуального развития приобретает на пороге школьного обучения. В настоящее время при изучении готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

        Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Существующие программы, их усвоение потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, то есть достаточно развитых познавательных процессов.

        Эти объективные факторы указывают на то, что проблема интеллектуального развития актуальна и важна, а развитие интеллекта ребенка необходимо начинать c самого рождения. Под интеллектом понимаем не просто способности мышления, а эффективные навыки мыслить творчески и глубоко, а также применять накопленные знания в решении жизненных задач.

        Можно выделить следующие факторы, влияющие на развитие интеллекта: внешние факторы – окружающая среда, семейная атмосфера; внутренние факторы – врожденная нервно-психическая организация ребенка. Следовательно, процесс интеллектуального развития необходимо строить совместно с родителями, с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Что же нужно делать, чтобы развить интеллект у детей?        

1. Это, прежде всего, познавать мир вместе с детьми. Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума. Как он получает информацию? Прежде всего, в общении с взрослыми. Эти вечные беседы на тему: «А почему... снег белый? Почему днём светит солнце? А как рыбы дышат под водой?» желательно всегда поддерживать. Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор ребенка и давая ему некую систему знаний о мире. И не спешить отвечать на все вопросы. Чаще спрашивать у вашего «почемучки»: «А как ты сам думаешь?». Пусть ребенок «покопается» в непонятной для него информации. Пусть выдвигает свои идеи, гипотезы, варианты. Известно, что запоминается лучше то, чему ребенок искренне удивляется и к чему он приходит путем самостоятельного исследования. Ведь «для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» (Р. Декарт).

2. Играть вместе с детьми. Используя для этого занимательный математический материал: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме. Это те упражнения и занятия, которые для детей, с одной стороны, интересны, а с другой, — приводят в тупиковую ситуацию и заставляют их искать решения. Во-первых, как можно чаще нужно обращаться  к загадкам — кладезю народной фантазии. Ведь часто они строятся на противоречии, «ловушках» для ума.

        Также можно играть в игры типа «Небылица», «Верю-не-верю», где придумываются какая-то история, явление, факт. Например, «В нашем лесу живут верблюды». Ребенок должен это опровергнуть или подтвердить, обосновывая свой ответ. Затем он придумывает свою небылицу, а взрослый  соглашается или нет.

        Интеллектуальное развитие неотрывно связано с процессом формирования речи ребенка. Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать интеллектуальные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человеком понятия, то есть знания об общих и существенных признаков предметов и явлений окружающей действительности, закреплённые в словах. В этом помогут словесные игры: «Скажи наоборот», «Назови одним словом», «Логические концовки», «Часть-целое», «Объясни, называя только слова - действия», «Расскажи - что ты будешь делать, если…». Они не только позволяют увеличить и уточнить словарь детей, но и тренируют у детей сообразительность, находчивость, умственную активность. Словесные игры не требуют предварительной подготовки воспитателя, не нужно готовить сложный наглядный материал, поэтому их можно легко использовать не только в непосредственно-организованной образовательной деятельности, но и в образовательной деятельности в режимные моменты.

3. Экспериментировать вместе с детьми. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путём экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных.

        От использования простых ситуаций, предусматривающих обсуждение обследовательских действий («Узнаем с помощью зрения, осязания, вкуса, слуха, обоняния», «Как определить какой?», «Чудесный мешочек»), можно перейти к ситуациям, в которых совместно со взрослыми дети намечают этапы проектной деятельности.

        Таким образом, игровой и занимательный характер процесса интеллектуального развития способствует активному включению детей в интеллектуальную деятельность, проявлению своих познавательных способностей, творчества, получению удовольствия от интеллектуального напряжения и достигнутых результатов. Развитие интеллектуальных способностей ребенка должно происходить целенаправленно и систематически. Обязательно во всех видах деятельности учитывать его возрастные и индивидуальные особенности.

Литература:

1. Барташников А.А., Барташникова И.А. Учись играя: тренировка интеллекта. – Харьков, 1997.

2. Береславский Л.Я. Азбука логики. – М., 2001.

3. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. - М., 1996.

4. Тупичкина Е. Программно-методическое обеспечение интеллектуального развития современного ребенка. // ж. Детский сад от А до Я. – 2009, №1//

5. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – СПб., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями как условие активного физического развития дошкольников: реализация требования ФГОС дошкольного образования

Взаимодействие с родителями как условие активного физического развития дошкольников: реализация требования ФГОС дошкольного образования...

"Интеллектуальное развитие дошкольников в условиях ФГОС ДОУ"

Цель: Создание необходимых условий для интеллектуального развития дошкольников.Задачи:- интегрировать в  соответствии с ФГОС познавательное развитие в остальные  образовательные области;-фор...

Статья "Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС"

Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осущес...

Речевое развитие детей; аспект требований ФГОС

Речевое развитие детей; аспект требований ФГОССформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и всту...

Музыкальное воспитание дошкольников: аспекты требований ФГОС

С введением Федерального государственного образовательного стандарта происходят изменения в системе образования Российской Федерации, в том числе и в системе дошкольного образования....

Интеллектуальное развитие дошкольников: аспект требований ФГОС

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован...

Развитие речи дошкольников средней группы: аспекты требований ФГОС

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогаще...