Одаренность детей
учебно-методическое пособие


Предварительный просмотр:

Педагогический час

Тема: «Педагогическая поддержка семей,

воспитывающих одарённого ребёнка»

           Работа с одарёнными детьми является реализацией права личности на индивидуальность, о чём заявлено в Конвенции о правах ребёнка, которая предусматривает действенную заботу государства о реализации прав ребёнка на сохранение своей индивидуальности (ст. 8) и ответственность родителей или лиц, их заменяющих, за обеспечение, в пределах своих способностей и финансовых возможностей, условий для развития ребёнка (ст. 27).

           Общепризнанно, что семья является наиболее существенным фактором, влияющим как на творческое, так и на личностное развитие ребёнка. Основная проблема состоит в том, что значительное число родителей (девять семей из десяти) не готово участвовать в выявлении одарённости детей не их компетенция. Но даже те родители, которые заинтересованы в выявлении одарённости детей, не имеют для этого условий.

   Что же важно? Повышенное внимание родителей. Как правило, в семьях, воспитывающих одарённых детей, признаётся высокая ценность образования; при этом часто сами родители оказываются образованными людьми. Именно это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обуславливающим совершенствование способностей ребёнка. Развитию одарённости детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило,  не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные хобби. В общении с ребёнком они выходят за круг бытовых проблем, в их общении начиная с раннего возраста представлена совместная познавательная деятельность: общие игры, работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей и детей объединяют общие познавательные  интересы,  на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Главная, практически обязательная особенность семьи любого одарённого ребёнка – чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребёнку. Во многих случаях такое внимание приводит к тесному переплетению познавательных и личностных интересов родителей и ребёнка.

   Такое внимание впоследствии может стать тормозом для его душевной автономии, однако именно оно является одним из важнейших факторов развития незаурядных способностей. Часто родителями одарённых детей оказываются пожилые люди, для которых ребёнок – единственный смысл жизни. Ещё чаще одарённые дети являются единственными (старший уже вырос и не требует внимания), и внимание родителей направлено только на этого ребёнка. Во многих случаях именно родители начинают обучать одарённого ребёнка; при этом часто, но не всегда кто-нибудь из них на долгие годы становится его наставником в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, спорте, том или ином виде научного познания. Это обстоятельство является одной из причин закрепления тех или иных познавательных либо каких-то иных интересов ребёнка. Однако «детоцентричность» семьи одарённого ребёнка, фанатичное желание развить его способности в ряде случаев имеет и свои отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается попустительская позиция в отношении развития у ребёнка социальных и бытовых навыков.

           Родители одарённых детей особое внимание уделяют обучению своего ребёнка, выбирая для него книги, пособия, развивающие игры или дополнительную литературу и советуясь с педагогом. Данное обстоятельство иногда также приводит к отрицательным последствиям: родители нередко вмешиваются в образовательный процесс, не учитывают возрастные особенности ребёнка, особенности высшей нервной деятельности и т. д., чем только вредят своему чаду.

           Большое значение для понимания родителями особенностей своего ребёнка имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, которые в значительной мере определяют историю его жизни и тем самым формируют его личность.  Так, у одарённых детей часто недостаточно сформированными оказываются навыки социального поведения – в результате возникают проблемы в общении и даже излишняя конфликтность. Особая одарённость может сопровождаться необычным поведением и странностями, которые вызывают у сверстников недоумение, насмешку, нежелание играть вместе. Именно потому такие дети крайне редко становятся лидерами, отношения в коллективе складываются очень напряженно (ребёнка бьют, придумывают для него обидные прозвища и т. д.). В результате это приводит к отчуждённости ребёнка дошкольного возраста от группы сверстников, и он начинает искать другие ниши для общения: общество более младших или более старших детей либо только взрослых. Важно, чтобы родители не пропустили этот момент отчуждения и неприятия ребёнка. Отметим также, что в данной ситуации многое зависит от возраста детей и системы ценностей, принятой в детском сообществе. В специализированных образовательных учреждениях значительно выше вероятность того, что особые способности одарённого ребёнка дошкольного возраста будут по достоинству оценены  и его взаимоотношения со сверстниками сложатся более благоприятным образом.

   Большое значение для поддержания и сохранения детской одарённости имеет стиль детско-родительских отношений. Существуют разные основания для классификации отношений между родителями и детьми. Исследования Р. Хесса и В. Шипмана указывают: стили, базирующиеся на жёстком контроле, силовом давлении и других формах авторитетного вмешательства, не дают возможности для развития одарённости.  Связи с этим они разделяют родительские стили взаимодействия на императивный и инструктивный. Для императивного стиля характерны однозначные команды, ожидание беспрекословного соблюдения указаний. Отношения родителей и детей основываются на авторитете взрослого, а не на сотрудничестве и уважении ребёнка. Императивный стиль развивает в ребёнке пассивную податливость наряду с зависимостью и конформизмом; на какое-то время он обеспечивает родителям желаемое поведение ребёнка, но в итоге вызывает пассивное сопротивление.

Инструктивный стиль характеризуется следующим: требования обосновываются, родители беседуют с ребёнком на равных, доказывают, что их требования закономерны и разумны, считают ребёнка равноправным партнёром. Инструктивный стиль общения способствует развитию инициативы и твёрдости. Именно такой стиль свойствен большинству родителей, чьи дети признаны умственно одарёнными. Но данный стиль имеет и свои скрытые минусы: постоянное представление возможности выбора может негативно сказаться на эмоциональном состоянии ребёнка. Ребёнок дошкольного возраста не может всё время находиться в ситуации принятия решения – это рождает у него ощущение нестабильности, шаткости мира, лишает чёткости ценностей и поведенческих ориентиров. Это особенно актуально для одарённых детей: они обладают лабильной нервной системой и повышенной чувствительностью к социальным нормам и их соблюдению.

   Ещё одним важным аспектом, на который обращают внимание исследователи семей одарённых детей дошкольного возраста, является отношение родителей к детской одарённости. Поддержка взрослых, прежде всего родителей, ведёт к закреплению тех или иных форм поведения и отвержению других не одобряемых ими. Одарённый ребёнок дошкольного возраста особенно чутко воспринимает это, поэтому реакция родителей будет определять, развиваться ли его способностям или нет, станет ли он двигаться вперёд или попытается «спрятать» свою неординарность, стать как все.

           Можно выделить несколько типов отношений родителей к одарённости: отрицательное, игнорирующее и положительное.

           Часть родителей не желают признавать неординарность, талантливость своего ребёнка или даже отрицательно относятся к ней, причиной этого является антиинтеллектуализм части общества, недоверие к «умникам», скептическое отношение к тем, кто выше среднего уровня.

           Другие родители игнорируют раннее проявление исключительности у детей и избегают вслух обсуждать их особые способности. Такое отношение может оказать нежелательное воздействие на одарённого ребёнка. Не обращая внимания на его таланты, взрослые на самом деле своим поведением говорят: «Твои способности нас не радуют, и этот аспект твоей личности нас не интересует».

           В случае отрицательного или игнорирующего отношения к одарённости со стороны родителей маленький ребёнок делает вывод, что самое важное не выделяться и начинает скрывать свои способности. Это может негативно влиять не только на умственные способности, но и на личность в целом. Продолжительное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей одарённого ребёнка может привести к эмоциональным сложностям, неврозам и даже психозам.  Неврозы, в свою очередь, могут вызывать депрессию, и ребёнок не в состоянии понять причины неприятия окружающими естественных для него тенденций и стремлений. Чрезмерно загруженный ребёнок быстро устаёт и становится неспособным добиваться высоких результатов. Повышенные требования родителей часто приводят к тому, что собственные достижения начинают оцениваться ребёнком по взрослым меркам и не удовлетворяют его, причиняя ненужные боль и переживания, снижая самооценку и веру в собственные силы. Если ожидания взрослых слишком велики, а ребёнку трудно соответствовать им, он будет воспринимать себя неудачником в глазах родителей и, соответственно, в своих собственных. Было замечено, что излишние родительские амбиции сопровождаются высоким уровнем агрессивности у детей.

   Ещё один вариант отношения родителей к детской одарённости такой: они ценят и любят самого ребёнка, а не его таланты. Такое отношение способствует наиболее плодотворному развитию личности, её реализации: даёт ребёнку уверенность в себе, чувство защищённости, значимости для ближних и т. д. девизы таких родителей : «Пусть вырастет хорошим человеком, это самое главное», «Хочу видеть ребёнка счастливым и сильным. Будущее выберет себе сам», «На будущее нет особых пожеланий, пусть будет счастливым человеком».

   В то же время, некоторые исследования (Лавертон, 1978) говорят о том, что у высокоодарённых детей самооценка ниже, чем у их ординарных сверстников. Одна из причин – высокие родительские ожидания или детский перфекционизм. Желание сформировать у ребёнка потребность в постоянном самосовершенствовании может обернуться серьёзными проблемами, неуверенностью в себе, стремлением решать только простые задачи и не браться за сложные, неумением переживать поражение. Дети перестают верить в себя и ощущают свою неполноценность из-за того, что, по их мнению, они не оправдывают родительских ожиданий или бояться их не оправдать.

   Другим нежелательным последствием высоких родительских ожиданий может стать чрезмерная соревновательность, которая воспитывается  неосознанно в том случае, если родители уделяют слишком большое внимание победам ребёнка и расстраиваются из-за поражений, мелких неудач. «А кто занимается лучше тебя?», «Что же ты сегодня не мог постараться?» - спрашивают они, не задумываясь, к чему подталкивают ребёнка.

   Ещё один путь ведущий к снижению детской самооценки, - перегрузка ребёнка информацией. Многие взрослые дают слишком обширную информацию, не соответствующую запросам ребёнка дошкольного возраста. Он зачастую даже не понимает, о чём идёт речь, чем очень удивляет родителей.

  Обобщая вышесказанное, следует отметить, пути устранения дискомфорта и их причины у одарённых детей педагогу следует искать совместно с родителями ребёнка  дошкольного возраста, так как одарённый ребёнок и в семье не всегда имеет психолого-педагогическую поддержку и возможность реализовать свои потенциальные возможности. Знают ли родители об индивидуальных особенностях, склонностях своих детей? Готовы ли поддержать искру любознательности, развить высокую познавательную активность в ребёнке? К сожалению,  не всегда. Следовательно работа с одарёнными детьми без тесного контакта с родителями невозможна и малоэффективна.

   При организации работы с одарёнными детьми следует учитывать характер семейных отношений и эмоциональный климат, создавать условия для освоения родителями способов формирования у ребёнка положительной Я-концепции как важнейшего условия полной реализации возможностей одарённого ребёнка, оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.

   Что представляет собой работа с одарёнными детьми и их родителями? Беседы и семинары, посвящённые особенностям одарённого ребёнка, влиянию стилей детско-родительских отношений на его развитие, роли понимания взрослыми одарённости; привлечение родителей к разработке индивидуальных образовательных программ для работы с одарёнными детьми, методических рекомендаций, оформление стендов «Новинки психолого-педагогической литературы»; вовлечение родителей в диагностическую работу по выявлению одарённых детей.

           Эффективными будут деловые игры (в их ходе родители поймут собственные ошибки, найдут пути решения проблем, так часто встречающихся в воспитании талантливых детей), а также включение родителей в жизнь детского сада: посещение занятий, прогулки, участие в играх, праздниках, экскурсиях.

   Сравнивая поведение детей дома и в детском коллективе, оценивая их достижения на занятиях, видя неординарность их мышления, взрослые смогут по-иному взглянуть на своего ребёнка, понять его уникальность, особую чувствительность к любым воздействиям, потребность в поддержке  и поощрении. В то же время это даст возможность отнестись к своим детям как и обыкновенным дошкольникам, научить их переживать как победы, так и поражения, уделять внимание не только тем областям знаний, где дети проявляют особую одарённость. Но и другим сферам человеческого познания и деятельности.



Предварительный просмотр:

Советы родителям одарённых детей

   Быть родителями на самом деле сложное задание. Иногда мы можем переходить от одного совета по воспитанию к другому: у нас всё-таки могут оставаться проблемы с некоторыми аспектами воспитания. Воспитание ребёнка становится ещё более сложным заданием, если человек является родителем одарённого ребёнка. Какие советы по воспитанию ребёнка могут стать полезными в этом случае? Иногда воспитание одарённого ребёнка может также требовать специальных навыков воспитания.

   Распознать одарённость: многие родители хотят надеяться, что их дети являются в какой-то степени одарёнными. Так как это -  правда, что разные дети обладают различными талантами и способностями, есть просто те дети, которые находятся на самом верху. Главным советом по воспитанию является способность распознать, является ли ваш ребёнок на самом деле необычайно одарённым. В дополнение к этому совету по воспитанию относится совет для выявления определённых признаков. Ваш ребёнок может быть одарённым, если он способен завершить работу намного быстрее, чем его сверстники. Он может быть также способен читать и понимать вещи, которые не предназначены для его возраста. Ваш одарённый ребёнок также может проявлять особые способности в художестве или других отраслях.

   Попросит о помощи: это необязательно должен быть совет по воспитанию, следующий за распознанием одарённости. Однако он может быть полезным советом для тех родителей, которые не уверены, как поступить, или у кого есть одарённые дети, с которыми сложно справиться эмоционально. Предлагаемый совет по воспитанию заключается в том, чтобы вашего ребёнка протестировали профессионалы.

   Безоговорочная любовь: возможно, одним из ключевых советов по воспитанию, является необходимость убедиться в том, что ваш одарённый ребёнок растёт привыкшим к безусловной любви и принятию. Вы должны общаться со своим ребёнком хорошо и объяснять ему, что вы любите его таким, какой он есть, а не за то, что он хорошо учится в школе или прекрасно выполняет все задания. В то же время хорошим советом по воспитанию является демонстрация благодарности, хвалы за определённые достижения, убедитесь в том, что вы говорите своему ребёнку, что вы всё равно будете его любить, даже если он не получит прекрасную оценку или похвальную грамоту. 

   Знание реальности: следующим к совету по безусловной любви, является совет по воспитанию, который заключается в том, что ваш ребёнок должен знать, что не всегда всё может быть идеально. Это очень важный совет по воспитанию, так как одарённые дети могут с лёгкостью разочароваться, по мере того, как они будут взрослеть, если что-то будет получаться не так, как они этого хотят.

   Разнообразие обучающих опытов: один из хороших советов по воспитанию включает разносторонность. Одарённым детям может запросто надоедать то, что они с лёгкостью познали. Предлагайте им  разнообразие тем и обучающих опытов. Это даст вам возможность узнать, его сильные стороны заинтересованности, и поможет поддерживать его обучение на здоровом балансе. Частью этого совета является также обучение вашего ребёнка социальным темам. Может быть, полезно давать ему просматривать различные образовательные книги и диски, но также не забывайте давать ему присоединяться к игровым группам. Позвольте ему общаться с другими детьми.



Предварительный просмотр:

О проблемах художественно-творческой одарённости дошкольников

   На современном этапе развития педагогической науки особое значение приобретает проблема художественно-творческого воспитания, его программного обеспечения. Ныне художественно-творческое воспитание – это не только путь развития детской одарённости, но и путь к самореализации личности, способ её адаптации в социуме. Содержание художественно-творческого воспитания детей на современном этапе определяется актуальными задачами: творческим развитием природной одарённости, но и путь к самореализации личности, способ её адаптации в социуме. Содержание художественно-творческого воспитания детей на современном этапе определяется актуальными задачами: творческим развитием природной одарённости с учётом возможностей каждого ребёнка с помощью различных видов художественно-творческой деятельности; развитием индивидуальности, способности к спонтанному творческому поведению.

   В контексте переосмысления ценностей образования целесообразно обратиться к традиционному подходу к приобретению знаний. К современным проблемам художественно-творческого воспитания следует отнести культивирование образовательных задач, в погоне за которыми забывается главное – сохранение и укрепление здоровья детей. И тогда детский сад перестает дарить детям радость, превращаясь в начальную степень школы.

   Вместе с тем многочисленные научные дискуссии последних лет выявили необходимость изменения концепции художественно-творческого воспитания. Очевидно, что принципы творческой педагогики, в которой педагог является посредником между воспитанником и миром культуры, миром жизни, не могут существовать в условиях авторитарной педагогики.

      Педагогика и психология накопили значительный опыт исследования творчества (И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, Д. Б. Богоявленская и др.). Идеи практической психологии и диагностики творчества изложены в работах как отечественных учёных (Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Л. А. Венгер, Е. Е. Туник и др,), так и зарубежных исследователей (Э. Бёрн, Дж. Гилфорд, Дж. Роджерс, П. Торренс, А. Анастази, Г. Айзенк).

   Рассуждая об иерархии целей художественного образования, А. М. Мелик-Пашаев и б. М. Неменский связывают педагогику искусства с иной образовательной парадигмой. Ведущим ориентиром художественного образования должно стать свободное развитие гармоничной личности ребёнка, а не знания, умения и навыки, приобретаемые в поле информационного обеспечения. Здесь уместно говорить об иных знаниях и умениях в области искусства, которые нуждаются в  эмоциональной, творческой атмосфере.

   В связи с этим, формируя понятийное поле художественно-творческой одарённости, заметим: в разных источниках этот феномен трактуется с разных позиций. В контексте нашего исследования за основу можно взять положение о художественно-творческой одарённости как исходном импульсе для творческого восприятия мира и его преобразования по законам красоты, а также развитии творческого проявления личности.

   В советской психологии, прежде всего С. Л. Рубинштейном и Б. М. тепловым, сделана попытка дать классификацию понятий «способности», «одарённость» и «талант» по единому основанию – успешности деятельности.

   По мнению Б. М. Теплова, способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого и от которых зависти возможность успеха деятельности, а одарённость – как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности.

  Аналогичную формулировку мы находим у Л. С. Выготского, определяющего одарённость, как своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности; при этом никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. У человека должно быть много способностей, они должны благоприятно сочетаться.

   Как и отдельные способности, одарённость может быть специальной, к конкретной деятельности) или общей (к различным видам деятельности). Одарённость - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одарённости – максимальное  приспособление к миру, окружению, умение находить решения во всех тех случаях, когда возникают новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода. Специальная одарённость характеризуется наличием чётко проецируемых вовне, т. е. проявляющихся в деятельности, возможностей: мнений,  навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, выражающихся в стратегиях планирования и решения проблем.

   В целом одарённость можно представить как систему, включающую следующие компоненты:

  1. Биофизиологические, анатомо-физиологические;
  2. Сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;
  3. Интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;
  4. Эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;
  5. Высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других.

   Большое внимание за рубежом и в нашей стране уделяется проблеме одарённых и творческих детей. Для их обучения разработаны специальные комплексные программы, в которых развитие всех граней творчества обеспечивается в единстве с интеллектуальным и личностным развитием детей, их индивидуальными потребностями. В зарубежной и отечественной психологической науке исповедуются две противоположные точки зрения на природу одарённости, однако представители различных направлений сходятся во мнении о необходимости наиболее полного осмысления самого понятия «одарённость», о принципиальной важности разработки методов выявления и развития одарённости и высокой ответственности исследователя за свою деятельность.

   В последнее время огромный авторитет завоевала концепция нейрофизиологического развития ребёнка в сенсорно обогащённой среде. Американский учёный, врач Гленн Доман убедил весь мир в неограниченных способностях детей, которых развивали по специально разработанным программам в обогащённой среде начиная с младенчества и до 6 лет. Он разработал методику воспитания высокоинтеллектуальных, творчески способных и ярких личностей с раннего возраста.  Г. Доман считает, что каждый ребёнок получает богатейший генетический дар – человеческий мозг, и уникальность человеческой гениальности вовсе не является редким даром. «Единственный вопрос состоит в том, сумеем ли мы обеспечить подходящую обстановку для роста и развития этого мозга. Гениальность доступна каждому ребёнку». Поэтому, чтобы развить огромный творческий потенциал личности, надо сосредоточить усилия на изучении вариативности типологических и индивидуальных особенностей «юных гениев».

   Из проводимых в последние годы отечественных исследований творческих способностей большой интерес представляют работы Д. Б. Богоявленской, в которых приводится характеристика особенностей творческой одарённости: креативности, интеллектуальной инициативы, предвосхищения. При этом Д. Б. Богоявленская, в русле отечественной методологии изучения способностей и одарённости, акцентирует внимание на условиях развития творческих способностей.

   Глубокая теоретическая проработка и актуальность практических рекомендаций отличает концепцию творческой одарённости А. М. Матюшкина. По его мнению, развитие умений искать, формулировать и решать проблемы стимулирует творческие процессы мышления. Проблемный диалог обеспечивает высокую мотивацию учащихся, превращает обучение в подлинно творческий процесс.

  А . М. Матюшкин, опираясь на работы многих исследователей (Н. С. Лейтес, В. М. Теплов, В. А. Крутецкий, Е. И. Игнатьев, Э. А. Голубева, В. М. Русалов, И. В. Равич-Щербо, А. В. Запорожец, Н. Е. Поддъяков, А. В. Брушлинский, Т. В. Кудрявцев, Дж. Берлайн, Я. А. Пономарёв и др.), выдвинул следующую синтеическую структуру творческой одарённости:

  1. Доминирующая роль познавательной мотивации4
  2. Исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы;
  3. Возможность достижения оригинальных решений;
  4. Возможность прогнозирования и предвосхищения;
  5. Способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие этические, нравственные, интеллектуальные оценки.

   При этом А. М. Матюшкин считает принципиально важным то, что одарённость, талант необходимо связывать с особенностями собственно творческой деятельности, проявлением творчества, функционированием «творческого человека».

   Американский психолог П. Эдвардс даёт такое толкование творческости: это способность обнаруживать новые решения  проблемы или новые способы выражения привнесение в жизнь чего-то нового для индивида; сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самодвижение индивида в своём развитии.

   Вот каковы его убеждения в отношении творческого процесса:

   *Дети естественным образом любопытные и творческие натуры. Они экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом: разбирают игрушки, строят домики из песка. Для них не существует правильной или неправильной работы с красками и карандашом, в сочинении стихов, песен. Они просто работают и наслаждаются тем, что они делают, чему учатся в этом процессе, и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя.

   *Творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта: стихотворения, рисунка, музыкального произведения или танца

   *Творческость (креативность) порождается всем нашим организмом, а не только интеллектом. Творчество есть часть всего нашего существа, нашего тела, разума, эмоции, духа.

   В современной психологии выявлены типы детской одарённости, подробно описанные М. Карне.

   1.Общая интеллектуальная одарённость. Дети отличаются высокой концентрацией внимания, острой наблюдательностью, исключительной памятью, очень высоким уровнем логического мышления, умением полно и точно излагать свои мысли.

  2. Академическая одарённость. Дети с большим энтузиазмом осваивают образовательные программы благодаря способности к быстрому и продуктивному освоению общеучебных навыков.

  3. Творческая (креативная) одарённость. Эти дети необычайно любознательны, любят экспериментировать, создавать что-то необычное, новое во всём: в играх, изучении наук, художественно-творческой деятельности. Они продуцируют новые, оригинальные идеи, нестандартно рассматривая проблему, склонны к эстетике оформления своих работ.

   4.Лидерская одарённость. Дети быстро приспосабливаются к различным ситуациям, коллективам. Отношениям, уверены в себе, коммуникабельны, склонны руководить сверстниками.

  5. Художественная одарённость. Дети обладают специальными способностями ориентированными на создание образа. Художественная одарённость подразделяется на множество подвидов: литературную, изобразительную, музыкальную, хореографическую и пр.

   На наш взгляд, пристального внимания заслуживают идеи Б. М. Теплова. Мы согласны с тем, что отдельные способности не просто сосуществуют друг с другом. Б. М. Теплов в своих работах дал глубокий и всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятии «музыкальность». Мы понимаем музыкальность как качественно своеобразное сочетание музыкальных способностей. Анализ музыкальной деятельности должен строиться на понятии «музыкальные способности». Основные признаки музыкальности – переживание музыки как выражения некоторого содержания, эмоциональная отзывчивость на музыку.  Кроме музыкальности, включающей в себя комплекс специальных, а именно музыкальных способностей, Б. М. Теплов указывает на наличие более общих  способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности (но не только в ней). Это творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля и т. д. Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое по сравнению с музыкальностью понятие «музыкальная одарённость». Всякий человек обладает некоторой музыкальностью. Основное, что должно интересовать педагога, не вопрос, насколько музыкален тот или иной ученик, а какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути её развития.

   Исследования Б. М. Теплова, В. В. Медушевского, Б. М. Неменского, Д. Б. Кабалевского, А. А. Мелик-Пашаева, Е. В. Назайкинского, Л. А. Баренбойма, О. Т.Леонтьевой, В. Г. Ражникова, В. А. Жилина, Т. Э. Тютюнниковой, Т. А. Боровик, А. И. Бурениной служат основанием для изучения технологических аспектов развития креативной личности средствами музыки, поэзии, танца, живописи. Вместе с тем, осознавая важность активного общения детей с искусством, наблюдается недостаточный уровень эстетической подготовленности педагогов, что повлияло на сокращение доли творчества в воспитании детей. Развитие эмоциональной отзывчивости, воображения и художественных дарований детей тормозится репродуктивными методами воспитания.

   В связи с этим заметим, что через приобщение к музыкальному искусству активизируется творческий потенциал, развиваются интеллектуальные и чувственные начала. Чем раньше закладываются эти компоненты, тем активнее будет их проявление в процессе приобщения к художественным ценностям мировой культуры. Характеризуя особенности деятельности детей дошкольного возраста, педагоги и психологи подчёркивают специфичность художественно-творческой деятельности. Одарённость детей проявляется в изобретательности, пытливости, любознательности, использовании материалов и идей. Дети способны с головой уходить в работу, демонстрируя высокий энергетический уровень. Продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат.

   Так, в исследованиях Е. И. Игнатьева, Т. С. Комаровой, Г. В. Лабунской, В. С. Мухиной, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флёриной по вопросам развития детского творчества отмечается, что к концу дошкольного возраста у детей уже сформирован ряд черт, характеризующих наличие творческого начала в деятельности ребёнка; наблюдается проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении основных приёмов работы к новому содержанию, нахождение новых способов решения поставленных задач в эмоциональном выражении своих чувств вербальными методами.

      В основу осмысления сущности художественной одарённости положены способности к музыке, изобразительному искусству, литературе, артистические способности. При этом разные способности имеют много общего, и это общее обычно и объединяется понятиями «художественная одарённость», «художественные способности». Так, из общих художественных способностей «вырастают» способности изобразительные, музыкальные, артистические и др. Поэтому многие художники пишут стихи, музыканты занимаются живописью, а писатели иллюстрируют собственные произведения. В педагогическом плане вопрос об общей и специальной одарённости имеет и важный возрастной аспект.

   Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одарённость на этапе дошкольного детства должна рассматриваться и развиваться преимущественно как общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная общая способность все более приобретает специфические черты и определённую предметную направленность. И главная педагогическая задача в этот период смещается с развития общих способностей на поиск адекватного способа реализации личности в определённых видах деятельности. Факт существования актуальной и потенциальной одарённости делает особенно важной другую проблему – проблему прогнозирования развития.

   В логике нашего исследования рассмотрим признаки художественной одарённости детей в разных видах детского творчества.

   Изобразительное искусство. Дети проявляют большой интерес к визуальной информации, в мельчайших деталях запоминают увиденное, много времени проводят за рисованием и лепкой, серьёзно относятся к своим художественным занятиям и получают от них большое удовольствие. Дети демонстрируют опережающую их возраст умелость, оригинально используют средства художественной выразительности, экспериментируют с традиционными материалами, умеют осознанно строить композицию рисунков. Произведения детей включают множество деталей и разнообразие цветовой гаммы, работы их оригинальны, отличаются индивидуальностью.

   Музыка. Дети проявляют необычайный интерес к занятиям, эмоционально реагируют на характер и назначение музыки. Ритмично передают метр и ритм жестами, речью, игрой на музыкальных инструментах. Умеют находить способы игры на музыкальных инструментах, проявляют фантазию в изобретении новых видов инструментов. В исполнении демонстрируют умение варьировать, изменять, дополнять, проявляют способность фантазировать.

   Двигательная сфера. Дети обладают хорошей зрительно-моторной координацией, свободно ориентируются в пространстве с предметом. Используют возможности своего тела. Выразительно передают музыкально-игровой образ, инсценируют. В движениях демонстрируют пластичность, гибкость, проявляют способность к импровизации движений.

   Приведённые характеристики детской одарённости можно принять как исходные при изучении рассматриваемого вопроса, так как они отражают сущность педагогической диагностики, закладывая в её основу выявление степени развития способностей личности, сформированных в художественно-творческой деятельности. Вместе с тем традиционная система отслеживания динамики знаний, умений и навыков неадекватна данной деятельности. Мы имеем в виду необходимость отражения в данной оценке не только репродуктивных, но и творческих достижений воспитанников. А также обязательность её индивидуально-личностной окрашенности, ведь параметры роста личности имеют ярко выраженный субъективный характер.

   Успех художественно-творческой деятельности детей связан с необходимостью создания атмосферы полной успешности каждого участника соразмерно возможностям и желаниям.

   Исследуя природу детской одарённости, Т. Э. Тютюнникова прежде всего указывает: в условиях, характеризующихся отсутствием критики, оценок и стресса, дети намного лучше справляются с творческими и интеллектуальными задачами. Детей необходимо побуждать к фантазированию, нахождению индивидуального решения и поощрять разномыслие, позволяющее найти огромное число верных решений одной и той же задачи, а не к выполнению всеми одинакового образца. Здесь чётко проводится мысль о том, что основным фактором развития художественно-творческой одарённости детей является создание атмосферы свободы, радости, полной успешности каждого участника благодаря «заразительной силе» искусства.

   Таким образом, оценивая уровень художественно-творческой одарённости дошкольников, мы придерживаемся мнения, что успешность и безоценочность художественно-творческой деятельности являются необходимыми психологическими условиями для развития креативности, нестандартности, способности к импровизации. Проявление творческих качеств личности в разных видах художественно-творческой деятельности необходимо ребёнку для творческой самореализации, способности экспериментировать, импровизировать, использовать фантазии и способности к творчеству, выражать чувства через движение, жест, знак и звук, для изучения пространства вокруг себя и взаимодействия с людьми и миром.

   Подводя итог вышесказанному, следует заметить: концепции и технологии художественно-творческой одарённости дошкольников могут и должны создаваться в векторах искусства и бытия личности в мире, в диалектике взаимодействия художественного и творческого. Успешность данных концепций на современном этапе развития образования зависит в первую очередь от того, насколько органично осуществляется включение ребёнка в систему художественно-творческой деятельности и насколько формы, средства и методы этой деятельности адекватны творческим целям и задачам.

   Несомненно, переосмысление традиционного воспитания, находящегося в рамках авторитарной педагогики, подчёркивает значимость обозначенной проблемы, так как в условиях урбанизации и технократизации жизни именно художественно-творческое воспитание является едва ли не самым действенным фактором развития одарённой личности на основе гуманистических ценностей.

   Предлагаем творческие задания, способствующие успешному развитию детской одарённости в процессе художественно-творческой деятельности в  ДОУ.

Творческие задания

«Волшебные звуки»

(младший дошкольный возраст)

   Цель. Знакомить с музыкальными инструментами, их устройством, звучанием; их устройством, звучанием; учит определять, на что похож звук (звуки леса, животных, птиц, окружающих предметов, улицы, пространства); давать навыки игры на музыкальных инструментах.

   Металлофон. Педагог показывает детям металлофон. «Его пластинки сделаны из металла (снимает со штифтов, показывает, даёт потрогать холодные пластины). В ящике-домике с металлической крышей живёт господин Фон. Послушайте: на что похожи звуки, которые издаёт металлофон? Они похожи на музыку дождя (поёт: «Кап-кап» - соль-ми). На что ещё похожи эти звуки?»

   Ксилофон. «Этот инструмент похож на металлофон, но его пластинки сделаны из дерева (снимает пластины со штифтов, показывает, даёт потрогать, понюхать) .В этом домике тоже живёт господин фон. Послушайте: на что похожи эти звуки? Верно, они похожи на чьи-то шаги, на тиканье часов. А на что ещё?».

   Тарелка.  «А вот ещё инструмент. Он сделан из металла и похож на тарелку (поворачивает, показывает, как можно «есть» из тарелки). Этот инструмент так и называется  - «тарелка». Мягкой палочкой можно постучать по тарелке. Послушайте: так разговаривает гром, набежала туча и заворчала на небе. Где ещё можно услышать эти звуки?»

   Педагог даёт детям возможность самим найти «свой» звук: постучать палочкой по коробочке, провести пальчиком по барабану, провести по струнам арфы или гуслей, придумать для каждого инструмента образ и небольшую историю.

   Варианты звуковых ассоциаций: металлофон – дождь, сосулька; тарелка – гром; гусли – солныщко, радуга; коробочка – дятел; ручной барабан – мышки; рубель – треснула веточка; скрипучка – лесной бабайка; металлическая трубочка – сосулька звенит; ореховая погремушка – шелест травы, шорох мыши.  

«Подводное течение»

(средний дошкольный возраст)

   Цель. Учить импровизировать на музыкальных инструментах, изобретая различные звуки; учить различать звучание одного инструмента и группы инструментов.

   «На морском дне росли чудесные музыкальные водоросли. Они издавали волшебное, завораживающее звучание. Когда в глубины моря подводное течение приносило воду из белого моря, тогда начинали звучать водоросли – раздавался хрустальный звук. А когда течение приносило воду из синего моря, водоросли звучали иначе – они издавали звук, похожий на шорох песка. Вода из красного моря заставляла водоросли звучать так: сухим, отрывистым, деревянным звуком. Вода из чёрного моря заставляла звучать водоросли, звук которых напоминал раскаты грома».

   Дети с инструментами свободно распределяются по залу. Они «морские водоросли». Каждой группе инструментов соответствует определённый цвет. «Красная вода» - деревянные инструменты; «синяя вода» - маракасы, погремушки; «белая вода» - звенящие инструменты; «чёрная вода» - тарелка, барабан.

   Четыре ребёнка с разноцветными платками двигаются по одному, по двое, по трое, вчетвером. Дети – «водоросли» реагируют на цвет платка и играют на инструментах, соответствующих цвету.

«Коробочка с красной нитью»

(средний дошкольный возраст)

   Цель. Учить находить свой любимый звук и интонировать его; учить рисовать «партитуру» и петь по ней.

   Педагог (показывая коробочку). Это непростая коробочка. В ней живёт звук. Сейчас я спою свой любимый звук и потяну за ниточку. Пока звук будет звучать, ниточка будет тянуться.

   Как только я замолчу, ниточка остановится. Я отрежу ниточку ножницами, и мой звук останется у меня в руке.  

   Дети по очереди поют. В зависимости от долготы звучания у каждого ребёнка в руках остаётся ниточка различной длины.

   На последующих занятиях ниточка служит партитурой для пения. Дети выкладывают ниточки на полу, ведут пальчиком по ниточке и поют свой звук. Начинают петь все вместе кластерным пением любые звуки: а-а, у-у, и-и, о-о, пи-и, ш-ш, бу-у, з-з, ч-ч, пш-ш, м-м и т. д. Скорость пропевания зависит от психических свойств ребёнка. Чем длиннее нить, тем дольше звук. Высота звука меняется от положения нити: а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и-и, у-о-у-о (см. рисунок).

 Варианты положения ниточки

 А-а-а-а

У-у-у-у

И-и-и-и

У-о-у-о

   

Фотография

(старший дошкольный возраст)

   Задание 1. Детям предлагают движениями, позой и мимикой изобразить весёлого клоуна, злого великана, доброго гнома, важного начальника и т. д. Звучит музыкальное сопровождение – дети «в образе» ходят по залу, приветствуя друг друга. Пауза в звучании – дети замирают в любой позе.

   Задание 2. Задание усложняется: нужно понять образ, который изображён на рисунке, и передать его движениями. В зале разложены картинки, на которых изображены клоуны с разными характерами (или рисунки детей), - это фотовыставка. В соответствии с характерами у клоунов различные позы. Звучит лёгкая музыка – дети путешествуют по залу, рассматривают фотографии и стараются передать позу и характер клоуна. В зале находится «фотограф», который делает групповой снимок посетителей фотовыставки. Посетители переходят от одной фотографии к другой и «фотографируются в образе» изображённого на фотографии клоуна.

   Задание 3. На последнем этапе работы над упражнением детям предлагают узнать характер образа по показу. Один участник придумывает образ и показывает его всем детям. Задача детей – узнать и рассказать об образе участника. Это задание интересно тем, что не всегда задуманное совпадает с фантазией отвечающего. Интересно выглядят интерпретации предложенных образов, например важного начальника (великан) или доброго гнома (курица).

«Мыльные пузыри»

(старший дошкольный возраст)

   Цель.  Учить находить свой любимый звук и интонировать его; учить брать дыхание и распределять его во время пения звука.

   Педагог (показывая детям коробочку с мыльными пузырями). В этой замечательной коробочке живут разноцветные мыльные пузыри, сейчас я их выпущу погулять. Пузырей будет много, и каждый должен выбрать только один – самый красивый – пузырь. У вашего пузыря будет музыкальный полёт. Пока пузырь летит, вы будете пальчиком показывать его полёт и петь свой любимый звук до тех пор, пока пузырь не лопнет. А как только это произойдет, вы скажете: «Пык» - и снова выберете себе новый музыкальный пузырь.

   Дети поют кластерным пением звуки о-о, а-а, у-у, м-м, н-н, и-и, ш-ш и т. д, используя высокие и низкие звуки. Скорость полёта и звучания у всех детей разная.

«Пирог»

(старший дошкольный возраст)

   Цель. Учить говорить в определённом ритме; развивать дикцию.

Дети распределяются на четыре группы («дома»). В каждом доме пекут «пирог» - говорят речевую фразу. Можно ходить в гости. Кто зашёл в дом, начинает пробовать пирог – говорить вместе с хозяевами дома.

   Варианты речевых фраз – «пирогов».

   1-й дом: цынцы-брынцы, у-ца-ца

   2-й дом: тренди-бренди, у-ха-ах.

   3-й дом: топы-дрёпы. Туки-тряк.

   4-й дом: тяпши-ляпши, стуки-бряк.

Можно использовать запись русской народной мелодии.



Предварительный просмотр:

           Проблемы одарённости детей дошкольного возраста волнуют и учёных, и родителей, и это неслучайно: по последним данным, примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило лишены необходимой для развития их талантов поддержки, в результате всего лишь 2-5% детского поколения действительно проявляют себя как одарённые.

   Вопросы обучения и воспитания одарённых детей имеют важное общественное значение: талантливый человек – особая ценность для общества. Умственные возможности ребёнка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одарённости, не должны быть оставлены без внимания. Сделать это весьма непросто: одарённые дети дошкольного возраста тяжело адаптируются в социуме, что, как известно, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии их таланта.

   Исследования отечественных психологов подтверждают: количество одарённых детей с каждым годом возрастает, что и обуславливает необходимость поиска эффективных подходов к диагностике одарённости и разработке программ развития и коррекции поведения одарённых детей. Сложно предвидеть дальнейший ход умственного развития ребёнка, но это не означает, что ранние признаки выдающихся способностей можно игнорировать.    

Что такое одарённость?

   В психолого-педагогическом и медицинском аспектах одарённость – это синдром типичных психофизиологических и социально-психологических отклонений от среднестатистической линии развития человека, превышение её по основным показателям развития, прежде всего развития интеллекта. При этом, чем более выражена одарённость, тем больше психологических проблем самоактуализации и социальной адаптации она вызывает.

   Одарённость – наличие задатков для развития способностей, которые в исследованиях Б. М. Теплова (1998) определяются так:

   - во-первых, под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

   - во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;

   - в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые выработаны у данного индивидуума.

   Это позволяет охарактеризовать одарённость как целостное проявление способностей в деятельности, как общее свойство интегрированной в деятельности совокупности способностей.

      Заметим, в современной психологии термин «одарённость» чаще относят к когнитивным способностям, а вот термином «талант» чаще характеризуют другие, более общие стороны развития, т. е. творчество и творческое развитие ребёнка. Творческий потенциал – основа для развития одарённости.

   Одарённым детям присущи особые поведенческие модели, поэтому им трудно находить общий язык со сверстниками, с педагогами, членами своей семьи; они стремятся прерывать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек. Эти черты проявляются у одарённых детей в силу их особого интеллектуального развития. Однако педагоги в общем не готовы к общению с одарёнными детьми, поэтому часто одёргивают и унижают их, дают им заниженную оценку и тем самым губят детскую непосредственность, любознательность, желание находиться в постоянном поиске нового в процессе обмена информацией с педагогом.

   У одарённых детей высоко развита потребность во внимании взрослых. Происходит это в силу их природной любознательности и стремления к познанию. Итак, уровень интеллектуального развития позволяет одарённым детям анализировать своё поведение, но в силу свойственного возрасту эгоцентризма они нуждаются в помощи более зрелых людей.

Что такое задатки?

   Задатки – это анатомо-физиологические особенности нервной системы, которые служат базой для формирования тех или иных способностей. В качестве таких задатков принято выделять: типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных нервных связей, их прочность, лёгкость дифференцировок; анатомические особенности строения анализаторов и отдельных областей коры головного мозга. Как известно, есть два вида задатков: врождённые и приобретённые.

   Зависимость развития способностей от задатков, их своеобразное сочетание изучает психология индивидуальных различий. Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью и средой. Наследственность допускает широкие границы поведения; внутри же этих границ результат процесса развития зависит то его внешней среды. Задатки образуют почву, на которой одни формы поведения формируются легче, труднее – другие.

   Основные свойства нервной системы человека довольно устойчивы, поэтому практическая задача их изучения в связи с проблемой индивидуальных различий заключается не в поиске путей их изменения, а в поиске наилучших путей и методов обучения детей с определёнными типами нервной системы.

Одарённые дети: их проблемы

   В дошкольные годы одарённые дети (как и их обычные ровесники) являются возрастными эгоцентристами при толковании событий и явлений.  Эгоцентризм (термин, предложенный Ж. Пиаже) помогает понять качественное отличие интуитивного, анимистического восприятия от более рационального, ориентированного на реальность, характерного для старших детей. Эгоцентризм – это не эгоизм с его обычной негативной окраской, это всего лишь проецирование собственного восприятия явление и эмоционально-аффективной реакции на них. Обычно это называется односторонним восприятием: отношение других людей к какому-либо явлению оценивается неумело. Ребёнок уверен, что его восприятие идентично восприятию других, что одно и то же событие все понимают одинаково, в связи с чем и возникают конфликты с социальным микроокружением. Такие дети могут страдать от неприятия их сверстниками, а это развивает у них негативную оценку самих себя.

   Если же для подобных детей характерна гипероценка, но при этом они лишены детского общения, уровень эмпатии снижается. В этой связи очень важным моментом является понимание проблем адаптации, стоящих пред интеллектуально одарёнными детьми: неприязнь к детскому саду, отсутствие склонности к конформизму, погружение в философские проблемы. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Изучая причины уязвимости одарённых  детей . учёные приводят следующие факторы6 стремление к совершенству (перфекционизм), ощущение неудовлетворённости, сверхчувствительность, потребность во внимании взрослых, нетерпимость.

   Человек развивается изменяется на протяжении всей жизни, в связи с чем и одарённость может запаздывать со своим проявлением или «замирать», не проявляться всегда и везде. Именно поэтому детям с разными видами одарённости нужен разный подход, необходимы разные системы работы с ними. Следует иметь ввиду: практически любая одарённость, вплоть до спортивной, не может существовать без заметной, ярко выраженной, весьма устойчивой системы интересов.  

Что же такое одарённость?

   В настоящее время чёткого определения одарённости не существует. В трудах С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова сделана попытка классифицировать понятия способности, одарённости и таланта по единому основанию – успешности деятельности:

   - способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков (анатомо-физиологических особенностей) индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и определяющие успешность деятельности;

   - специальная одарённость – качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности определённого вида,

   - общая одарённость – способности к широкому кругу деятельности;

   - талант – высокий уровень развития способностей проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры. В различных областях талант может проявляться в разном возрасте. Так, талант в музыке, рисовании математике, лингвистике, технике обычно проявляется уже в раннем возрасте, а талант в литературной, научной или организаторской сфере обнаруживается позднее.

   Итак, повторим: одарённость можно охарактеризовать как проявление способностей в деятельности, как общее свойство интегрированной в деятельности совокупности способностей.

   Заметим, что в современной психологии термин «одарённость» чаще относят к когнитивным способностям, тогда как термином «талант» характеризуют другие, более общие стороны развития.

   А. М. Матюшкин считает, что психологическая структура одарённости совпадает со структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека. Основные структурные компоненты одарённости – это доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательская активность (обнаружение нового, постановка и решение проблем), возможность достижения оригинальных, нестандартных решений, прогнозирования и предвосхищения, способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

   Одарённость развивается на основе врождённых задатков, её развитие происходит только в условиях деятельности и тесно связано с теми требованиями, которые она предъявляет человеку.

Виды одарённости

   Итак, бессмысленно говорить об «одарённости вообще», поскольку возможна лишь одарённость к чему-либо, т. е. к какой-либо деятельности. В соответствии с этим, как уже было сказано, выделяется два вида одарённости:

   - специальная, создающая возможность успеха в определённой деятельности;

   - общая, которая, в отличие от специальной, обеспечивает успешность освоения широкого круга видов деятельности.

   Дети прежде всего значительно различаются по уровню одарённости. Особая, исключительная одарённость – это одарённость, для выявления которой, как правило, не нужны ни тесты, ни специальные наблюдения. Эта одарённость видна, что называется невооружённым глазом. Такие яркие способности не даются даром: именно эти дети чаще всего относятся к группе психологического риска. У них отмечаются серьёзные проблемы общения, часто повышенная эмоциональная возбудимость, гиперактивность, в некоторых случаях проявляется синдром аутизма. Гораздо меньше проблем с одарёнными детьми, условно называемыми «высокая норма». Это тоже одарённые дети, но их одарённость носит  более нормальный, обычный характер. Это дети, которым повезло с самого начала: нормальные роды, хорошая семья, много внимания и любви родителей. Такой ребёнок, как правило, не ходил в детский сад или же пошёл туда довольно поздно и ненадолго и т. д.

   Именно эти дети демонстрируют такой факт: пропасти между одарёнными и обычными детьми нет, а одарённость может быть в той или иной мере результатом полного и яркого развития достаточно обычных от природы возможностей.

   Указанные выше группы одарённых детей даже по внешнему виду резко отличаются друг от друга: особо одарённые дети часто меньше ростом и физически слабее своих сверстников, а дети из группы «высокой нормы2 здоровее и выше своих сверстников.

   Особо одарённые дети, как уже указывалось, испытывают трудности в общении, другая же группа имеет меньше проблем общения, чем даже у обычных детей. Можно сказать: первые – талантливые изгои общества, а вторые – баловни судьбы, любимчики педагогов и общества в целом.

   Ещё одно основание для классификации – различия по особенностям возрастного развития. Иногда одарённость носит временный характер из-за того, что в определённом возрасте как бы объединяются возможности сразу нескольких возрастов (отечественный психолог Н. С. Лейтес). Наиболее известный в этом смысле -  ускоренный вариант. Многие вундеркинды – это именно дети с ускоренным возрастным развитием возрастного характера. Со временем они заметно «усредняются», тускнеют. Однако прогноз при ускоренном развитии не всегда пессимистичный: у части детей яркая одарённость остаётся на всю жизнь.

   Есть одарённые дети, у которых при высоком умственном развитии не отмечается резкого  возрастного опережения. Их одарённость видна толдько психологам или внимательным педагогам, много и серьёзно работающих с ребёнком.

И наконец существует своего рода «антивундеркиндный» вид возрастного развития одарённости, когда одарённость не только не сопровождается забеганием вперёд в развитии. Но в некоторых отношениях обнаруживает и замедленное развитие.

   В любом случае важно отметить: с одной стороны, вундеркинд, подававший столько надежд в детстве, не всегда вырастает в выдающегося человека, а с другой – не всегда исключительная одарённость проявляется в блестящих интеллектуальных успехах или в явном опережении в развитии. Авторы отмечают и то, что существует несколько видов одарённости: интеллектуальная, академическая, художественная, организаторская, психомоторная, иначе спортивная.

   Интеллектуальная одарённость. Таких детей называют «светлыми головами» и «надеждой образовательного учреждения».  Можно выделить два основных подвида интеллектуальной одарённости: 1) проявляются общие умственные способности и нет какой-либо специализации и 2) незаурядные способности проявляются прежде всего в одной какой-либо специальной области знания. Как правило, такие дети почти всегда вступают в конфликт с педагогами, оспаривают свою правоту, иногда конфликт перерастает в принципиальное несогласие педагога с ребёнком, и ребёнок либо замыкается в себе, либо подпадает в разряд трудновоспитуемых.

   Академическая одарённость. Дети этого вида одарённости прежде всего блестяще учатся. Академическая одарённость также имеет свои подвиды: 1) дети с широкой способностью к обучению (легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех сферах учебной деятельности) и 2) дети, у которых повышенные способности к усвоению знаний проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (в точных науках или гуманитарных).

   Художественная одарённость. Этот вид одарённости, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности6 в музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Может проявляться у дошкольников с разной степенью широты: есть дети с различными художественными способностями (ребёнок поёт, танцует и превосходно рисует). Дети с этим видом одарённости не особенно хорошо учатся. Для этого много причин: и пониженная мотивация к усвоению (придумать легче, чем усвоить готовое), и собственный, иногда очень причудливый мир, в котором не всегда есть место групповым занятиям.

   Организаторская, или лидерская, одарённость. Она характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими; предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию. Во многих случаях у людей с этим видом одарённости наблюдается и яркое чувство юмора.

   Известны разные варианты лидерской одарённости: эмоциональные лидеры (своего рода  «жилетка» для каждого, с ними советуются,  их любят); лидеры действия (умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, ведут за собой).

   К сожалению, незаурядные лидерские возможности детей с выраженными способностями реализуются в деятельности, не связанной с групповыми занятиями. Некоторые из них не имеют достаточной учебной мотивации и откровенно ничего не делают в детском саду, а невозможность завоевать статус лидера в детском саду, а невозможность завоевать статус лидера в детском саду ведёт их на улицу. На них часто жалуются родители более старших детей: властные по натуре, они подавляют их инициативу. Такие дети часто рассматриваются педагогами только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны соответствующее негативное отношение. Это ещё больше усугубляет проблемы и самих детей и педагогов.

   Психомоторная, или спортивная, одарённость. Следует отметить: бытующее мнение о пониженных умственных способностях спортсменов не соответствует действительности. Исследования показали, что у выдающихся спортсменов интеллектуальные возможности значительно выше среднего. Это относится даже к таким, казалось бы. Далёким от интеллекта видам спорта, как тяжёлая атлетика или футбол. Дети со спортивной одарённостью далеко не всегда хорошо учатся. Это связано прежде всего с недостатком времени и соответствующего желания. Если у детей, увлекающихся спортом. Создать соответствующую мотивацию, то они, как правило, могут превосходно учиться.

Особые категории одарённых детей

   Любой педагог может припомнить случаи из практики, когда из-за немытых ушей и неряшливой одежды  он не сразу заметил его сообразительность, лёгкость в усвоении материала и необычность его видения. Ещё труднее преодолеть барьер так называемого привычного восприятия, когда ребёнок, например, никак не научится хорошо читать или считать или имеет какой-либо физический недостаток. Выявление и развитие способностей таких детей сопряжены с дополнительными трудностями, но они же относятся к особым категориям одарённых.

   К особым относят детей с исключительно высоким умственным развитием, но с низкой успеваемостью, физическими недостатками (слепота, глухота, детский церебральный паралич с сохранным интеллектом, аутизм),  с поведенческими трудностями (повышенная агрессивность, эмоциональная нестабильность, гиперактивность), с трудностями в обучении (например, с дислексией, т. е. затруднениями в овладении чтением), детей из семей с низким социально-экономическим уровнем, из другой культурной среды, чью одарённость не удаётся распознать быстро.

   Большая часть детей, которых можно отнести к перечисленным выше категориям, не реализуют свой потенциал при отсутствии особо организованного обучения и коррекции. Почему? На передний план выступают их недостатки или трудности, что и заслоняет присущую им одарённость. Выявление одарённости затрудняет низкий социально-экономический уровень семьи. Как правило, у детей не очень хорошо развита речь, она часто изобилует неправильностями, их кругозор может быть весьма ограничен в силу того, что семья не стремилась или не имела материальных возможностей обогатить их опыт и не стимулировала их к этому. Такие дети не имеют доступа к распространённым играм, развлечениям и нередко производят впечатление отстающих в развитии. Если же низкий социально-экономический уровень семьи сочетается с низкой культурой, то ребёнок не имеет социально одобряемых средств выражения своей любознательности и активности.

Методы выявления детской одарённости

   Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. До сих пор в педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одарённость. Сторонники одной из них считают, что одарён каждый нормальный ребёнок и нужно только время, чтобы заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одарённость представляет собой весьма редкое качество, поэтому выявление одарённого ребёнка подобно кропотливому поиску крупиц золота. Эти разногласия – своеобразный отголосок спора о преимущественной роли наследственности и воспитания в развитии одарённости. В современной психологии уже трудно найти сторонников указанных полярных точек зрения,  но тенденция к признанию более существенной роли биологических факторов или факторов воспитания сохраняется.

   В рамках обоих подходов отмечается возможность ошибочного прогноза относительно одарённости конкретного ребёнка и неуспешность попыток развить нормального ребёнка до уровня одарённого. Признаётся также, что цена такого рода ошибок может быть весьма высока. Однако представители различных направлений сходятся в мнении о необходимости наиболее полного теоретического осмысления самого понятия «одарённость», о принципиальной важности разработки методов выявления и развития одарённости и о высокой ответственности педагогов и психологов за свой прогноз.

   Можно отметить

несколько основных направлений психодиагностических исследований

Первое связано с задачей установления самого феномена одарённости, для чего используются методы, позволяющие установить количественные или качественные характеристики одарённости (её вид, уровень развития и т. п.).

Признание роли социальных условий, в которых развивается ребёнок, приводит к созданию специализированных методов выявления одарённости для представителей нетитульного населения, детей из неблагополучных или малообеспеченных семей, детей, имеющих различные нарушения, и т. п.).

           В тех случаях, когда задача ставится шире и предполагает не только отбор одарённого ребёнка, но и психологическую помощь ему, сфера диагностики существенно расширяется. Она может включать в себя выяснение особенностей взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми, наличие или отсутствие различных форм дисбаланса (социального, эмоционального, моторного) в развитии психики ребёнка и другие параметры).  

           Специальную область представляют диагностические исследования с целью получения новых теоретических и экспериментальных данных о проблематике одарённости. Эти исследования могут включать  весьма широкий спектр диагностических методов, которые направлены на выявление новых закономерностей и взаимосвязей между параметрами одарённости и другими характеристиками самого субъекта, окружающей его среды и т. п.

           В нашей стране в последнее время  широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одарённости. Вместе с тем нередко упускается из виду, что в интерпретации результатов тестирования достаточно существенную роль играет теоретическая основа того или иного теста, соотнесение методических позиций исследователя с базовой моделью теста. Игнорирование этого обстоятельства снижает эффективность тестирования и может привести к его некорректной интерпретации. Специалисты справедливо отмечают, что многочисленные  ошибки в прогнозах объясняются не столько несовершенством психометрических процедур, сколько сложностью и многоаспектностью самого феномена одарённости и недостаточной теоретической проработкой основных понятий.

           Психодиагностика сравнительно молодая наука, поэтому пока трудно рассчитывать на гарантированный результат. Современная психодиагностика часто вызывает вполне оправданную критику со стороны исследователей, недовольных прогностической ценностью используемых на практике тестов. Именно поэтому помимо тестов опытные психологи стараются использовать и другие методы: экспертное оценивание детей педагогами, воспитателями, родителями; оценку конкретных продуктов деятельности ребёнка (рисунков, стихов), результатов участия детей в различных конкурсах, олимпиадах.

   В настоящее время в психологической литературе широко представлены два взгляда на процесс установления одарённости. Один из них основан на системе единой оценки. Например,  ребёнок считается одарённым, если он набрал количество баллов по шкале Станфорда-Бине, превышающее некоторое пороговое значение. В разных источниках указываются различные значения этого порогового показателя для отнесения ребёнка к группе одарённых. Так, А. Шведе и Р. Стоунбернер отмечают, что такой показатель должен превышать 135 баллов. Другой подход основан на комплексной оценке, включающей в себя множество оценочных процедур (тестирование, опрос учителей и т. д.). Однако и комплексный подход не избавляет полностью от сомнений: не пропущен ли какой-либо талант? Печальна судьба и тех детей. которые по результатам обследования были отнесены к числу одарённых, но впоследствии не подтвердили этой оценки.

   Цена такого рода ошибок определяется теми целями, ради которых проводится диагностическое обследование. К сожалению, иногда поиск талантов является самоцелью. Это очень опасно, если подобная деятельность не включает задачу помощи таким детям. Многие психологи и педагоги справедливо отмечают: ярлыки типа «талант» и «ординарный» могут негативно сказаться на личностном развитии ребёнка. Обычно диагностика одарённости проводится в целях создания особых условий обучения для детей с незаурядными способностями в рамках специально разработанных  учебных и развивающих программ, которые реализуются в соответствующих группах ДОУ и «центрах для одарённых». Эффективность освоения отобранными детьми этих программ и является для многих педагогов своеобразной оценкой качества проведённого диагностического обследования. Условия же приёма в подобные учебные заведения часто диктуют требования к методам диагностики: они должны быть стандартизированы и не занимать много времени. Эти требования во многом и объясняют популярность тестирования.

   В нашей стране длительное время тесты были почти под запретом, что негативно сказалось на разработке отечественных вариантов тестов, на проверке и качестве .адаптации западных тестов. А также на обучении квалифицированных специалистов-диагностов. За последние десятилетия вышел ряд работ, в том числе и учебных пособий, посвящённых проблемам психодиагностики, были опубликованы многочисленные варианты созданных на западе тестов.

           Вместе с тем многие исследователи отмечают, что некомпетентное применение тестов (в первую очередь зарубежных) приводит к грубейшим ошибкам при выявлении одарённости. В связи с этим указывается на необходимость дальнейшего совершенствования диагностических процедур, более глубокого теоретического обоснования.

   

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию творческих способностей у дошкольников с предпосылками одаренности «Одаренные дети»

 Выявление одарённых детей должно начинаться уже в ДОУ на основе наблюдения за ребенком, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Одарённые дети: имею...

Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).

Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...

Информация для родителей "Одаренные дети - признаки одаренности".

Как понять, что твой ребенок не такой , как другие дети. Чем он отличается от них? Какие у него необычные способности? Как помочь одареному ребенку  реализовать свои способности?...

семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

Понятие "Одаренные дети" и "детская одаренность"

Понятие «Одаренные дети» и «детская одаренность»Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой...

Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»

Конспект НОД  в форме интеллектуальной  игры «В гостях у сказки»  к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД  помогает закрепл...

Семинар - практикум с педагогами по теме: «Одаренные дети. Определение одаренности у детей»

Модернизация российского образования в ХХI веке требует создания эффективной системы подготовки и развития высокообразованных компетентных выпускников учебных заведений, неординарно мыслящих и готовых...