СЦЕНАРИЙ МАСТЕР-КЛАССА С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ТЕМА: «УЧИМ РЕБЕНКА ЗАПОМИНАТЬ. ТРЕНИРУЕМ ПАМЯТЬ!»
консультация (средняя группа)

Соколова Наталия Викторовна

Расширить знания родителей о том, что такое мнемотехника и мнемотаблица.

 Ознакомить родителей с этапами работы по заучиванию стихотворений с помощью мнемотаблиц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

СЦЕНАРИЙ МАСТЕР-КЛАССА С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
ТЕМА: «УЧИМ РЕБЕНКА ЗАПОМИНАТЬ. ТРЕНИРУЕМ ПАМЯТЬ!»

подготовила воспитатель

Соколова Наталия Викторовна

        

г. п. Малиновский, 2016г.

Пояснительная записка

Актуальность. Существует социальный заказ общества на формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия и решению коммуникативных задач, что обеспечивает успешную ее адаптацию и социализацию в современном социокультурном пространстве.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Именно связная речь обеспечивает успех в общении с другими людьми.

Образовательная ситуация:

1. По результатам диагностики память у детей средней группы развита недостаточно: у большинства детей зафиксирован низкий и средний уровень произвольной памяти. Значит, надо развивать память детей.

2. Родители говорят, что их ребенок плохо запоминает стихи и тексты, если они его об этом просят специально. Однако при этом ребенок хорошо запоминает то, что происходило в любимом мультфильме, или рекламу. Значит, надо применить интересные для ребенка методы и приемы запоминания и развития памяти. Это мнемотехника.

3. Многие родители не владеют методами и приемами, с помощью которых можно было бы научить ребенка запоминать стихи и тексты. Значит, надо обучить родителей этим приемам и методам - мнемотехнике.

Механизм (алгоритм) включения родителей в образовательный процесс – проведение педагогом детского сада мастер-класса. 

Жанр мероприятия: мастер-класс – организационная форма передачи опыт своей работы, которая сопровождается комментированием и демонстрацией наиболее эффективных методов, приемов педагогической деятельности для того, чтобы каждый участник мастер-класса смог им обучиться и применять в своей деятельности.

Форма мастер-класса соответствует психолого-педагогическим основам коммуникации со взрослыми  людьми: общение строится на основе сотрудничества, партнерства, взаимоуважения между педагогом и родителями. Педагог передает свой опыт с помощью словесных и наглядных методов. Эта информация полезна и интересна родителям, так как она относится к образованию их ребенка. Это мотивирует родителей на активное взаимодействие с педагогами детского сада.

Этот мастер-класс проводится в октябре, после проведения установочного родительского собрания, на котором педагог средней группы сообщила родителям, что в этом году в работе с детьми одним из средств развития их связной речи будет мнемотехника.

Правовые основы мероприятия

В Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 (п.2 ст. 1. ч.1) сказано, что именно «родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольная организация оказывает им помощь». Родители  (законные представители) несовершеннолетних воспитанников – полномочные участники образовательных отношений (ст.2, п. 31). Родители  (законные представители) несовершеннолетних воспитанников имеют знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями (ст. 44).

Цель взаимодействия с родителями: активизировать стремление  и желание родителей взаимодействовать с педагогами детского сада по использованию мнемотехники как эффективного средства развития связной речи детей.

Задачи:

1. Расширить знания родителей о том, что такое мнемотехника и мнемотаблица.

2. Ознакомить родителей с этапами работы по заучиванию стихотворений с помощью мнемотаблиц.

3. Продемонстрировать различные варианты использования мнемотаблиц при заучивании стихотворений с детьми.

Инструментарий включения родителей в образовательный процесс – это оборудование и материалы для проведения мастер-класса:

- мнемотаблица для рассказа на тему «Весна»;

- бумага для мнемотаблиц, разделенная на 9 прямоугольников;

- карандаши (простые и цветные);

- стихотворение Н.Нищевой «Елочка»;

- мнемотаблица к загадке о весне, составленная ребенком;

- выставка мнемотаблиц, изготовленных педагогом ДОО;

- выставка мнемотаблиц, сделанных детьми средней группы;

- брошюры «Как использовать мнемотехнику для заучивания текстов» и памятки «Этапы создания мнемотаблицы» для каждого родителя;

- набор цифр от 1 до 5 для каждого родителя (для определения удовлетворенности родителей проведенным мероприятием).

Участники мастер-класса:

- педагог – ведущий мастер-класса;

- родители воспитанников средней группы;

- 1 ребенок средней группы.

Ожидаемые результаты проведения мастер-класса:

- возрастет активность родителей взаимодействовать с педагогами детского сада по вопросам образования, развития и воспитания детей дошкольного возраста;

- повысится удовлетворенность родителей взаимодействием с детским садом;

- возрастет уровень компетентности родителей по использованию мнемотехники как средства развития связной речи у ребенка, развития памяти, заучивания текстов;

- все родители научатся составлять мнемотаблицы и соблюдать этапы работы с ними.

 ХОД МАСТЕР-КЛАССА

1. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (3 мин.)

Вступительное слово педагога.

Педагог: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня для вас работает мастер-класс, в ходе которого Вы узнаете, что такое мнемотехника и  мнемотаблицы. Вы увидите, что это эффективное средство развития памяти и связной речи ребенка. И наверняка сможете придумать, как еще применить мнемотехнику для себя лично и главное – для развития Вашего ребенка.

Мнемотехника – это методы и приёмы, которые облегчают  запоминание любой информации. Для этого используют мнемотаблицы.

Мнемотаблица – это наглядная схема, в которую заложена определенная информация, переданная с помощью рисунков.

Детям 4-5 лет очень интересно работать с мнемотаблицами. Они любят разглядывать рисунки, рисовать сами и при этом запоминать тексты, стихотворения.

Секрет мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Суть этого метода тоже проста. Он реализуется поэтапно. Сначала каждое слово текста «зашифровывается» в виде изображения (картинки). Так кодируется весь текст. Получается цепочка изображений. При этом «работает» слуховая и зрительная память. Поэтому запоминание усиливается. После этого уже совсем легко по памяти, используя графические изображения мнемотаблицы, воспроизвести весь текст.

А теперь давайте посмотрим, как мнемотаблицы используются в работе с детьми нашей группы.

2.ОСНОВНОЙ ЭТАП. (22 мин.)

1.Фрагмент ООД «Составление рассказов о временах года с помощью мнемотехники». Тема: Весна

Педагог показывает мнемотаблицу. Один ребенок рассказывает по ней о весне. (Можно использовать видеофрагмент).

Мнемотаблица «Весна»

D:\Со старого компа\Рабочий стол\работа\АО Соколова Разв речи дошкол мнемотехникой\мнемотаблицы к СИСТЕМЕ РАБОТЫ\рассказивание о весне.JPG

Рассказ ребенка.

Педагог благодарит ребенка за рассказ по мнемотаблице и обращается к родителям.

- Как видите, запомнить текст – легко, если есть мнемотаблица.

- Посмотрите на мнемотаблицы, которые мы используем в детском саду для работы с детьми средней группы.

Педагог обращает внимание родителей на выставку мнемотаблиц, изготовленных педагогом ДОО.

2. Самостоятельная работа родителей по составлению мнемотаблицы.

Педагог: А теперь, уважаемые родители, попробуйте сами составить мнемотаблицу. Вы убедитесь, что это легко и просто, а еще и увлекательно.

Перед Вами листы бумаги для мнемотаблицы и карандаши. Я буду читать стихотворение Н. Нищевой «Елочка», а вы рисовать каждое слово в отдельном прямоугольнике таблицы.

Педагог читает стихотворение 2 раза. Сначала все целиком, потом – медленно, давая время родителям сделать рисунок.

Н. Нищева «Ёлочка»

Перед нами ёлочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

После окончания работы родители показывают свои мнемотаблицы. Педагог прости 2-3 родителей повторить стихотворение по мнемотаблице.

http://festival.1september.ru/articles/556663/img8.jpg

3. Работа с загадкой.

Педагог: Ребенок может сам нарисовать мнемотаблицу к простому тексту. Вот, например, Катя нарисовала такую мнемотаблицу к загадке о весне (показывает мнемотаблицу родителям и читает саму загадку).

Травка зелёная,

Солнышко весёлое,

Птицы прилетели,

Громко запели.

http://festival.1september.ru/articles/556663/img13.jpg

Педагог: посмотрите, какие мнемотаблицы делают дети.

Обращает внимание родителей на выставку мнемотаблиц, сделанных детьми средней группы.

4. Проблемная ситуация.

Педагог: Не все умеют рисовать. Задает проблемный вопрос: Как же поступить, если вам трудно рисовать картинки для мнемотаблицы?

Выслушивает ответы родителей и обобщает: можно вырезать картинки их журналов и наклеивать их. Можно посмотреть в Интернете.

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (5 мин.)

1. Подведение итогов.

Заключительное слово педагога.

Мой опыт показал, что дети очень увлеченно работают с мнемотаблицами. Им нравится рассматривать рисунки (рисовать самим), а потом вспоминать текст. Это такая игра. И как в любой игре, ребенок легко запоминает текст. Наглядная схема – это опора для высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и завершить свой рассказ. Процесс заучивания становится интересным и быстрым. Нарисованное изображение запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки.

Задает вопрос: Мы с Вами создавали мнемотаблицы в бумажном варианте. А как еще их можно создать?

Выслушивает ответы родителей и обобщает: можно на компьютере, в виде презентации.

Выдача родителям брошюр «Как использовать мнемотехнику для заучивания текстов» и памяток «Этапы создания мнемотаблицы».

2. Рефлексия  

Педагог задает вопросы, родители отвечают:

- Что важного вы сегодня узнали на мастер-классе?

- Это вам пригодиться в работе с ребенком?

Воспитатель:

- Приглашаю всех родителей на семинар-практикум, который состоится через 2 недели (в ноябре), где мы с вами потренируемся составлять мнемотаблицы.

3. Обратная связь.

1) диагностика удовлетворенности родителей:

Используется набор цифр от 1 до 5 для каждого родителя (для определения удовлетворенности родителей проведенным мероприятием). Педагог просит родителей выбрать оценку от 1 до 5 баллов и положить эту цифру в коробку. Поясняет: чем ниже балл, тем ниже оценка. Потом педагог суммирует все цифры, положенные родителями в коробку, и делит на число карточек с оценками. Получает средний балл, который свидетельствует об уровне удовлетворенности родителей проведенным мероприятием:

- 3,7-5 балов – высокий уровень

- 2,5- 3,6 баллов – средний уровень

- 2,4 балла и меньше – низкий уровень

2) педагог просит родителей 1 раз в неделю передавать в детский сад мнемотаблицу и текст, который выучил по ней ребенок.

САМОАНАЛИЗ мастер-класса с участием родителей средней группы
на тему «Запомнить текст? Легко!»

Мастер-класс полностью достиг поставленной цели. В его ходе педагог решил все поставленные задачи. Этого удалось достичь благодаря соблюднию следующих условий.

1. Была учтена образовательная ситуация, для решения которой строилось взаимодействие с родителями воспитанников: низкий уровень развития памяти у большинства детей; запрос родителей помочь им овладеть средствами, которые помогут детям запоминать тексты и развивать связную речь.

2. Цель мастер класса – активизировать стремление  и желание родителей взаимодействовать с педагогами детского сада по использованию мнемотехники как эффективного средства развития связной речи детей среднего возраста.

3. Содержание мастер-класса подробно представлено в разработанном сценарии. Его структура оформлена методически грамотно.

Мастер-класс включает 3 этапа: мотивационный этап (привлечение внимание родителей к проблеме, активизация их интереса); основной этап  (передача опыта работы с мнемотаблицами – этапы работы, способы из изготовления; решение проблемной ситуации); заключительный этап (подведение итогов, рефлексия, диагностика удовлетворенности родителей, обратная связь).

Все этапы мастер-класса построены методически грамотно. Педагог уложился во времени: мастер-класс занял  30 минут. Он не был утомительным для родителей, их активность все время поддерживалась сменой видов деятельности.

3. Выбор жанра мероприятия – мастер-класс – обусловлен тем, что это современная форма взаимодействия с родителями. Она строится на одновременном показе и комментировании опыта педагога, который он передает родителям. Информация полезна и интересна для родителей. Она легко усваивается и может быть воспроизведена каждым родителем в домашних условиях. Так как эта информация для работы с ребенком, то все родители мотивированы на повышение своей компетенции в использовании мнемотехники для развития памяти и связной речи  своего ребенка.

Жанр мероприятия выбран методически верно. Мастер-класс – современная форма, в ходе которой педагог – ведущий мастер-класса передает свой опыт работы в наглядной и словесной форме по проблеме использования мнемотехники для развития связной речи детей, развития их памяти и умения запоминать тексты.

5. Педагогом соблюдены правовые основы организации мастер-класса (они указаны в пояснительной записке). А именно: родители – полноправные участники образовательных отношений; они имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями.

6. Используется эффективный механизм (алгоритм) включения родителей в образовательный процесс: педагог сначала заинтересовал родителей проблемой, мотивировал их на предстоящую деятельность. Затем  передал свой опыт, показав, как ребенок пересказывает текст про весну по мнемотаблице. Потом включил родителей в деятельность по самостоятельному составлению мнемотаблицы (на примере стихотворения Н. Нищевой «Елочка»). Затем показал, что ребенок тоже может сам сделать мнемотаблицу (загадка о весне).  Это продемонстрировало разные способы работы по мнемотаблицам.

На заключительном этапе родители совместно с педагогом подвели итоги работы мастер-класса, дали оценку своей удовлетворенности результатами взаимодействия, получили брошюры и памятки.

7. Инструментарий включения родителей в образовательный процесс соответствует форме мастер-класса, его цели, задачам и содержанию.  Педагог использовал полезные и интересные для родителей оборудование и материалы: мнемотаблицы, памятки, брошюры.

8. Педагогом  разработан и использован инструментарий обратной связи: на заключительном этапе проведена диагностика удовлетворенности родителей (с помощью балльной системы от 1 до 5). Подсчитанный средний балл, который родители поставили мастер-классу – 4, 2 балла. Это соответствует высокому уровню удовлетворенности родителей.

Также для осуществления обратной связи педагог обратилась с просьбой к родителям еженедельно приносить в детский сад мнемотаблицы, составленные дома, и чтобы дети в детском саду рассказхывали выученные при помощи этих мнемотаблиц стихотворения, загадки, рассказы и т.д.

9. Форма мастер-класса полностью соответствует психолого-педагогическим основам коммуникации со взрослыми  людьми: передача опыта, сотрудничество, партнерство, взаимоуважение.

10. Воспитателем разработаны инструменты самодиагностики по рефлексии полученного опыта организации взаимодействия с родителями в рамках данного мероприятия (мастер-класса). Это заинтересованность и активность родителей во время мастер-класса и диагностика удовлетворенности родителей. После мастер-класса родители обращались к педагогу с уточняющими вопросами, благодарили за интересную передачу опыта, говорили о его полезности для всех членов их семьи.

Воспитатель убедилась в том, что форма мастер-класса очень эффективна для взаимодействия с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мастер-класса «Практическое занятие с родителями детей с ОВЗ в рамках «Школы для родителей»»

Я хочу представить фрагмент практического занятия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках «Школы для родителей»....

Мастер- класс "Блестящее чудо"с родителями средней группы

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10136137","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10136140","...

Сценарий мастер-класса для детей и родителей в рамках заседания семейного клуба Тема: «Изготовление куклы - мотанки в рамках знакомства детей и родителей с народной культурой»

Цель:Познакомить родителей  и родителей с русской традицией изготовления народных тряпичных ,обучить изготовлению тряпичной куклы-матанки....

Консультация для родителей средней группы «Учим ребенка работать с ножницами»

Способность резать ножницами требует весьма большого обилия навыков. Чтобы аккуратно резать ножницами, нужна координация левой и правой рук, которые совершают совершенно разные движения. И дело это не...

Мастер класс по ТРИЗ для родителей и детей "Учитесь сочинять загадки"

Сегодня есть много методик для воспитания ребенка всесторонне развитой личностью. Одна из них - ТРИЗ. Это теория решения изобретательских задач. Что же это за методика? Цели ТРИЗ – не прост...

Мастер-класс «ЗАСВЕТИСЬ» с участием родителей и воспитанников детского сада

Повышение мотивации родителей и детей к использованию световозвращающих элементов через участие в совместной деятельности....

Сценарий мастер-класса для детей и родителей Тема: «Изготовление куклы - мотанки в рамках знакомства детей и родителей с народной культурой»

Цель:Познакомить родителей  и родителей с русской традицией изготовления народных тряпичных ,обучить изготовлению тряпичной куклы-мотанки.Задачи:Прививать интерес к тряпичной кукле как виду народ...