Неврозы у детей
консультация

Беспалко Наталья Викторовна

Какие бывают неврозы? Советы по развитию эмоциональной и социальной сферы ребенка. Как преодолеть страх?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nevrozy_u_detey.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Неврозы у детей

Нервное расстройство или невроз - это следствие психологической травмы, возникшей в результате сильного испуга, страха или затянувшейся  психотравмирующей ситуации. Невротические расстройства могут проявляться по-разному, например, навязчивыми действиями (сосание пальцев, кусание ногтей и т.д.),  тиками, заиканиями, энурезом. При неврозе  обычно присутствуют три характерных симптома: сниженное настроение, расстройство сна  и нарушения аппетита.

Нервные расстройства можно разделить на три степени:

• кратковременная невротическая реакция (длится от нескольких минут до нескольких суток);

• невротическое состояние (длится несколько месяцев);

• невротическое развитие личности (временный невроз перерастает в хронический и искажает развитие личности).

Основной причиной неврозов является наличие длительной психической травмы, наложившейся на другие предпосылки. Следовательно, чем больше таких предпосылок, тем больше вероятность, что даже незначительная психологическая травма (залаяла собака, отругала воспитательница) может спровоцировать появление невроза у ребенка.

  Предпосылки и причины неврозов у детей

Первое, на что хочется обратить внимание, это то, что существуют определенные возрастные периоды, характеризующиеся повышенной ранимостью нервной системы, это 2 - 3 года (кризис 3-х лет, при котором ребенок вступает в «борьбу» с родителями) и 5 - 7 лет, когда ребенок особенно близко принимает к сердцу травмирующие ситуации, но ещё не умеет влиять на них и не обладает психологической защитой.

Кроме того, разные дети подвержены неврозам в разной степени. Наиболее склонны к нервным расстройствам дети, обладающие следующими особенностями характера, нервной системы и здоровья:

•    неуверенность в себе;

•    повышенные: ранимость, стеснительность, впечатлительность, зависимость, внушаемость, раздражительность, возбудимость, тревожность, гиперактивность;

•    повышенное стремление к первенству, желание всегда быть лучше других.

 (Целесообразно обратиться за коррекцией к детскому психологу, если у вашего ребенка присутствуют вышеперечисленные особенности).

  По мнению исследователя и практикующего врача А.И.Захарова, возникновению невроза способствуют следующие факторы:

Социально-психологические факторы:

 - единственный ребенок в семье или эмоциональная изоляция данного ребенка в семье (если детей несколько);

  - недостаточная психологическая совместимость родителей и ребенка;

  - нервные или психические заболевания родителей;

  - конфликты, психотравмирующие ситуации (в том числе, прием родителями алкоголя или наркотиков);

  - завышенные требования со стороны родителей к ребенку, формальные отношения в семье, подавление инициативы ребенка, чрезмерная опека, авторитарное воспитание;

 - непоследовательность в воспитании; отсутствие единого стиля воспитания, несогласованность взглядов на воспитание между родителями;

 - «запугивающее» воспитание, при котором ребенка постоянно пугают («Не будешь спать, сейчас прилетит баба Яга и заберет тебя») или «беспокойное» воспитание, при котором родители постоянно волнуются за ребенка («Не бери нож в руки, ты порежешься»).

 - перестановка или смещение традиционных семейных ролей;

 - низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи, отсутствие совместных игр;

 - изолированность семьи в сфере внешних контактов.

Социально-культурные факторы:

- проблемы, связанные с проживанием в большом городе:

 1. ускорением темпа современной жизни;

     2.  недостаток времени;

     3. скученность;

     4. некоторая обезличенность;

 - сложный характер межличностных отношений;

 - недостаточные условия для полноценного отдыха и разрядки эмоционального напряжения.

Социально-экономические факторы:

- плохие жилищно-бытовые условия молодой семьи;

   - занятость родителей;

   - ранний выход матери на работу;

   - отсутствие одного из родителей;

   - ранее помещение ребенка в ясли или привлечение других лиц для ухода за ним.

Также для возникновения невроза имеют значение:

Биологические факторы (особенности психики и физиологии ребенка): наследственность, темперамент (сильный или легковозбудимый тип нервной системы), перенесенные заболевания, общее физическое здоровье, течение беременности матери  и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

Общеистощающие факторы: хроническое недосыпание, физические и умственные перегрузки (всевозможные кружки и секции), острые и хронические болезни, тяжелые травмы (особенно травмы головы), чрезмерно сильные эмоциональные переживания (вследствие побоев, ужаса при виде пьяных людей, семейных ссор, уличных драк, несчастных случаев, смерти одного из близких людей).

Какие бывают неврозы

Можно выделить три основные формы невроза:

1. Неврастения (астенический невроз)

  Если ребенок мнителен, робок, раздражителен, плохо переносит любое психическое напряжение, пасует перед трудностями, боится ответственности, любит болеть, то у него имеется предрасположенность к заболеванию неврастенией.

Астенический невроз возникает на фоне общей ослабленности ребенка (повышенная утомляемость, головокружения, головные боли, желудочно-кишечные расстройства), нарушения сна, вегетативные расстройства (боли в области сердца, похолодание рук и ног, потливость, ощущения, что «внутри что-то сжимается»). При волнении или физической нагрузке эти расстройства усиливаются. Часто возникают после перенесенных инфекционных заболеваний, продолжительного стресса или психотравмирующей ситуации, недосыпания, переутомления, чрезмерной умственной или физической перегруженности.

Ребенок при неврастении вступает в конфликт с самим собой: «Я хочу», но «Я не могу». Он становится раздражительным, легко огорчается и плачет. Поведение его зачастую непредсказуемо: то он труслив, то отчаянно решителен, то берется за непосильное задание, то пасует перед простой задачей.

Часто неврастения возникает на фоне завышенных требований со стороны родителей, их неспособности принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. При этом ребенок, постоянно  чувствуя эти завышенные ожидания (должен быть самым умным в классе, знать английский, как родной и т.д.), начинает чувствует себя «неполноценным», испытывает хроническое нервное напряжение, в результате чего и развивается неврастения.

Другой причиной неврасении может быть переключение внимания родителей на появившегося в семье другого ребенка. Старший ребенок, лишившись родительского внимания, испытывая ревность и обретя новые обязанности (помощь по уходу за малышом), начинает страдать нервными срывами

2. Истерический невроз

Если ребенок эгоистичный, капризный, "демонстративный", любит внимание, инфантильный, несамостоятельный, легко внушаем, капризен и часто всем недоволен, устраивает истерики    (катается по полу, топает ногами, швыряет вещи), то есть большая вероятность, что он будет подвержен истерической депрессии или истерическим припадкам.

Внутренний конфликт такого ребенка заключается в ущемлении его эгоистической позиции «хочу / не хочу», при которой возникает обида и недовольство. Ребенок еще не умеет отстаивать свои интересы, поэтому добивается своего доступными ему путями.

Например, у ребенка может подняться температура, разболеться живот или начаться рвота, потому что ему не хочется идти в детский сад. Или, если ему что-то не дали, ребенок может описаться или обкакаться. «Заболевания» могут быть самыми разными: недержание мочи, рвота, боли в горле, нарушение координации движений и даже паралич.

При этом ребенок «болеет» «не специально» и сам верит в своё заболевание. Не стоит пугаться, такие расстройства неглубоки и носят неосознанно демонстративный характер.

Причиной такого невроза чаще всего бывает непоследовательное воспитание.

Например, в первые два года после рождения ребенку всё разрешалось, а после двух лет родители ввели строгие ограничения. Другой вариант: родители придерживаются одной позиции в воспитании (строгость и всевозможные ограничеия), а бабушка с дедушкой – противоположной (вседозволенность).

Истерический невроз может также развиться вследствие отсутствия элементарного внимания к ребенку. И по мере накопления дефицита внимания, ребенок устраивает демонстрации - впадает в истерики, бьется головой или, как мы уже говорили, заболевает (температура, рвота и т.д.). Этим он привлекает к себе внимание, показывая свои переживания и страдания.

3. Невроз навязчивых состояний

Если ребенок неуверен в себе, боязлив, чрезмерно осторожен, тревожен и мнителен, и, в то же время, педантичен, принципиален, дотошен и рассудителен, то существует вероятность того, что у него вследствие хронической травматизации психики (когда то и дело потребности и желания ребенка входят в конфликт с установкой «надо») разовьется невроз навязчивых состояний.

Этот невроз характеризуется непроизвольными, навязчивыми переживаниями и страхами  (например, ребенок каждый раз боится, что мама его не заберет из детского сада). Как сопутствующий симптом могут появитья нервные тики - однообразные движения (мигания, наморщивание лба, пожимание плечами, покашливания) - или однообразные действия (частое мытьё рук, пощипывание подушки), которые несут  защитную и успокоительную функцию, снимают нервное напряжение.

Чаще такие повторяющиеся действия самому ребенку неприятны и он стремится от них избавиться.

Корни этого  невроза – нарушения семейных отношений (повышенная требовательность и принципиальность родителей, излишняя строгость и авторитарность).

Как быть с детским неврозом

Невроз легче предотвратить, чем лечить. Профилактика невроза заключается в создании благоприятной психологической атмосферы в семье, дошкольных учреждениях и школе, установление гармоничного общения ребенка с родителями, педагогами и сверстниками, обеспечение достаточного по продолжительности сна, отдыха (на воздухе), правильного режима дня и питания, уменьшения физической и умственной нагрузки.

Если врач–невропатолог поставил вашему ребенку диагноз «невроз», возможно, он назначит приём транквилизаторов, антидепрессантов, снотворных препаратов. Однако, надо понимать, что сами по себе эти препараты не излечивают невроз.

Неврозы – психогенные заболевания, они порождаются не органическими нарушениями, а дисгармонией в межчеловеческих отношениях.

И основной способ лечения невроза – это выявление, устранение или смягчение причин, вызывающих стресс.

Необходимо изменить стиль воспитания,  укрепить характер ребенка,  развить его эмоциональную сферу.  Психолог или психотерапевт поможет успокоить ребенка, вселить в него уверенность,  помочь повторно пережить травму (если это для ребенка не слишком болезненно), чтобы прояснить и проработать её.

Советы по развитию эмоциональной и социальной сферы ребенка

 •    Открыто проявляйте свою любовь к ребенку, принимайте его таким, какой он есть, устанавливайте с ним доверительные отношения и относитесь к нему с уважением.

 •    Формируйте у ребенка положительное отношение к себе («Я хороший»), хвалите и вселяйте веру в свои силы и возможности («Я могу»), предлагая посильные задания («У тебя получится»); помогайте осознавать свои чувства («Я рад») и желания («Я хочу») и учите понимать чувства и особенности других людей.

 •    Показывайте образец взаимоотношений людей в обществе и поощряйте в ребенке доброжелательное отношение к родителям, взрослым и детям, учите, как проявлять симпатию, сочувствие, отзывчивость.

 •    Предоставьте ребенку разумную свободу и развивайте в нём способность действовать свободно, раскованно, защищая свои интересы, но, при этом соблюдая правила культуры поведения и не обижая других людей; формируйте умение действовать в различных ситуациях и поощряйте желание преодолевать трудности.

 •    Помогайте ребенку осваивать разные способы взаимодействия с взрослыми и детьми (игра рядом, не мешая друг другу; просьба; сотрудничество; забота об окружающих; помощь другим; нахождение общих интересов; желание делиться и т.д.).

 •    Обогащайте впечатления и развивайте интерес детей к играм, занятиям, чтению, инсценировкам, прослушиванию музыкальных произведений, в которых ребенок получал бы образцы положительного поведения.

 •    Учите различать и понимать, что такое хорошо и плохо; действовать в соответствии со значением слов нельзя, можно, нужно.

 •    Воспитывайте вежливость: побуждайте ребенка обращаться к другим детям по имени, здороваться, прощаться, благодарить и т.д.

Как преодолеть страх?

Многие родители интуитивно не создают из возрастных страхов своих детей проблем, понимают, как успокоить ребенка, поддержать его и помочь ему пережить свой страх. Но, иногда, к сожалению, случается, что родители упорно игнорируют страх ребенка или, что ещё хуже, высмеивают его, ругают, наказывают. Но рано или поздно такие родители бывают вынуждены заметить страх ребенка, потому что последствия страхов становятся слишком явными (агрессивность, нарушение сна, заторможенность, неврозы). Только в этом случае помочь ребенку бывает труднее.

Итак, что же делать, если ребенка мучают страхи?

Создайте доброжелательную и стабильную атмосферу в семье  - окружите ребенка заботой, вниманием и любовью, чтобы он почувствовал свою значимость, незаменимость и защищенность. Соблюдайте режим бодрствования и отдыха, чтобы не перегружать малыша впечатлениями.

Ребенку очень важен телесный контакт: обнимайте малыша, целуйте, гладьте по голов е, прижимайте к себе, делайте расслабляющий массаж.

Расспрашивай ребенка о его страхах, слушайте внимательно и заинтересовано. Спокойно и с доверием реагируйте на детские признания, принимайте их. Постарайтесь узнать как можно больше о том, что пугает малыша, кого или чего боится, как это выглядит, что хочет «это» от ребенка. Постарайтесь развеять сомнения малыша. Вместе подумайте, как справиться с этими страхами. Если ребенок почувствует, что вы принимаете его ситуацию и стараетесь помочь, полпути будет пройдено.

Подарите ребенку какую-то безделушку, которую он мог бы носить с собой, тем самым имея постоянное напоминание о том, что вы у него есть. Или плюшевого друга, с которым можно спать, играть и делиться своими страхами. Пусть плюшевая игрушка станет верным другом и преданным защитником.

Избегайте просмотров ребенком сомнительных телепередач, поскольку малышам еще трудно отделить вымысел от действительности.

Прием эмоциональных качелей заключается в контрасте отрицательных и положительных эмоций (ребенок дотрагивается до пугающего его пылесоса, и тут же оказывается в объятиях мамы). Но ребенок должен сам решиться на такой поступок.

Постепенно приучайте малыша к тому, что его пугает. Мы боимся того, что нам непонятно и незнакомо. Познакомьте ребенка с пугающими его предметами, расскажите, для чего они нужны и как действуют. Обратите внимание ребенка на то, что этот предмет не делает людям ничего плохого. Если ребенок боится собак, подарите ему игрушечную собаку, прочитайте книжки, где главным героем будет собака. Потом познакомьте малыша с доброй соседской собачкой.

Проигрывайте ситуации, пугающие малыша. В игре с мягкими игрушками пусть ему достанется роль злой собаки, которую малыш боится.

Вместе нарисуйте пугающие ребенка предметы или ситуации, чтобы озвучить их. Перенося свой страх на бумагу, ребенок освобождается от него. Чтобы уничтожить бумажный страх, нужно смять и сжечь лист.

Рассказывайте ребенку истории, в которых он сможет с другой стороны взглянуть на свой страх. Представьте пугающую ребенка ситуацию смешной и нелепой (например, пусть страшная собака окажется с заклеенным ртом, а ходить она будет как черепаха, еле-еле, смешно растопыривая ноги).

Всё идёт из семьи, дети как зеркало отражают все семейные неурядицы. Если у вашего ребенка  имеется значительное число страхов, значит, в ваших семейных отношениях что-то нарушено. Понимание чувств и желаний ребенка, его внутреннего мира, доверительные взаимоотношения, а также положительный пример родителей, перестройка неправильных, неадекватных отношений с ребенком, гибкость и непосредственность в воспитании, уменьшение тревожности, излишней опеки и чрезмерного контроля создают необходимые предпосылки для успешного устранения страхов.

Наличие у ребенка  невротических страхов – это  уже повод обратиться за консультацией  к детскому психологу и неврологу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неврозы у детей

Неврозы - это наличие в осознании личности психического конфликта....

Консультация для родителей "Неврозы у детей"

Неврозы у детей – состояние довольно распространенное, но, к счастью, обратимое. Главное, вовремя обратиться к грамотному специалисту и соблюдать все рекомендации врача. К сожалению, есть родители, ко...

Неврозы у детей

Презентация о причинах возникновения неврозов и способах их преодоления...

Профилактика неврозов у детей

Здоровье наших детей является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее нашей страны, научный и экономический потенциал нашего общества. Это самая важ...

разновидности неврозов у детей

Разновидности  неврозов у детейДетская нервность. Наиболее легкой формой детских неврозов является так называемая детская нервность, по поводу которой родители редко обращаются к врачебной п...

Неврозы у детей.

Консультация для родителей и педагогов о природе возникновения неврозов у детей....

Неврозы у детей дошкольного возраста

Причины возникновения неврозов. Советы психолога....