Консультация "Родительские установки как источник проблем"
консультация

Рахимьянова Наталья Романовна

В разделе дается  информация о профилактике эмоционально-личностных нарушений у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_ustanovki.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Родительские установки как источник проблем ребенка в будущем

Семья играет первостепенную роль в формировании личности растущего ребенка независимо от воли и даже сознания родителей. Взрослые  своим поведением способны программировать поведение ребенка на годы вперед. Ему  говорят, будет ли он победителем или неудачником и как кончится его жизнь.

Нерешенные психологические проблемы родители проецируют на своих детей. Родительские директивы (то, чему учат родители детей) - скрытые приказания, неясно выраженные в словах или действиях родителя, за неисполнение которых ребенок не будет наказан явно, а будет наказан косвенно собственным чувством вины перед родителем, давшим данную директиву. Директивы выгодны для родителей и позволяют манипулировать ребенком. От директив невозможно избавиться, но знание их помогает избежать роковых ошибок в воспитании собственных детей и контролировать общение с ними.

Некоторые родительские директивы, их скрытый смысл и влияние на   психоэмоциональное развитие ребенка.

Родительские директивы

Привычные фразы взрослых

Скрытый смысл

Последствия

1. "Не живи"

Глаза бы мои тебя не видели",

"Мне не нужен такой плохой мальчик",

"Сколько тревог ты мне принес"

 «Как я устала с тобой»

 Легче управлять ребенком, вызвать у него  чувство вины, он искренне верит, что является "источник проблем".

Директива несет деструктивный (неразрешимый) характер, и с возрастом детская вина усугубляется, что позволяет взрослым манипулировать ребенком

Ребёнок делает для себя вывод: "Лучше бы меня не было"

В подростковом возрасте для несовершеннолетнего вероятно провоцирующее и опасное поведение, скрытый мотив которого - суицид. О таких людях часто говорят: "Ходит над пропастью", т.к. они слабы в случае несчастья, жизнь для них ничего не значит.

Саморазрушительное поведение, хотя и неосознанное, характерно для этих людей

В школе эти дети очень шумные, и наказание за такое поведение снимает с них чувство вины.

Чувство вины не дает возможности   реализовать свои способности, желания.

2. "Не будь ребенком"

"Что ты ведешь себя, как маленький"

"Скорее бы ты стал большим»

Делается акцент на том, что детское состояние - плохо, а состояние взрослости оценивается положительно.  

Родители "уничтожают" ребенка , лишают его детской непосредственности, спонтанности

Директива является причиной комплексов   у детей ,

Во взрослой жизни люди берут на себя слишком много обязательств, у них возникают трудности в общении со своими детьми, поскольку им легче вовлекать ребенка в свои заботы и дела, чем входить в его состояние детства.

.3. "Не расти"

«Ты еще мала, чтобы красится", "Мама тебя никогда не бросит".

Стремление привязать к себе ребёнка  

Установка мешает  личностному развитию,

4. "Не думай"

Не умничай", "Делай, что говорят",

"Я лучше знаю, что надо делать"

«Забудь ..»

Зависть  к способностям ребёнка, стремление сохранить чувство превосходства над ребёнком

Дети начинают испытывать недоверие к своим интеллектуальным способностям, чувствуют опустошенность сознания.

Взрослые  лишают ребенка возможности принимать рациональное

 решение.  В  будущем ребенок может быть забывчивым

5."Не чувствуй"

«Как тебе не стыдно бояться собаки?»,

«Как ты можешь злиться на папу?" ,

 "Подумаешь, какой-то синяк").

"

 

Родители не принимают во внимание физическую боль, ощущения ребенка .

Причиной данного отношения к ребенку может быть скрытая зависть родителя

Ребенок трудолюбив, старателен, но свои достижения считает незаслуженными.

Такие эмоции, как гнев, страх, обида, находятся под запретом. Это эмоции обладают силой разрушения внутренней гармонии личности. Впоследствии человек не может вербализировать (высказать словами) свои чувства

Утрачивается способность к безопасности, утрачивается контроль над телом (как одно из проявлений - ожирение).

«Не достигай успеха»

У тебя все равно ничего не получится!"  

«А  разве ты сможешь  ? »

Переносят чувство своей несостоятельно

сти на ребёнка

Лишают уверенности в своих возможностях и силах

8. "Не принадлежи"

Родители ограничивают свое общение, сужая его только до членов семьи.

"Не принадлежи никому, кроме меня".

Желание  привязать к себе надолго ребёнка

Родители подчеркивают уникальность ребенка, тем самым формируя  у него "Я - идеальное".     Со временем его самооценка входит в норму, но человек не умеет устанавливать эмоциональные связи, чувствует себя не таким, как все. Он добивается больших результатов, работая один, вне группы

9."Не будь близким" 

"Никому не верь, кроме меня", "Кто, кроме меня, скажет тебе правду?"

Желание оградить ребёнка от неизвестных , опасных связей.

Данная директива учит ребенка не доверять другим, считать, что любая близость, откровение для него опасны.

Человек не умеет определять, можно ли доверять другим, нечувствителен ко лжи или, наоборот, подозрителен во всем.

10. "Не  делай" 

"Не делай сам - опасно!",

"Я сама сделаю", "Дай, я помогу",

"Не делай сам, подожди меня".

Выражение недоверия к возможностям ребёнка

Чувство страха в начале каждого дела, оттягивание любой работы. Корректирующее воздействие: давать детям право на ошибку.

11."Не будь самим собой"

Ты можешь лучше",

" Стремись к идеалу"

«Будь похожим на."

 Может быть недовольство полом ребенка     ( например, папа мечтал, что у него родится сын, а на свет появляется девочка, которую отец воспитывает, как мальчика,  то есть учит верховой езде, водить машину, сдерживать свои эмоции и т.п.).

Человек вырастает  постоянно недовольным  собой.

Корректирующее воздействие: ориентировать человека на конкретный результат, давать объективную положительную оценку.

12. «Не чувствуй себя хорошо» 

«Ты у меня такой слабенький, а закончил четверть с хорошими оценками"

«Какой же ты хилый, как ты только  смог...»

Манипуляция ребёнком

Дети воспитываются в культе болезни. Ребенок привыкает, что на него обращают больше внимание из-за его болезни, а главный акцент в любом разговоре делается на недуг. Он действительно плохо себя чувствует, развивая этим чувство вины у других, повышая собственную самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников установки на здоровый образ жизни

В статье приводятся примеры работы в детском саду по формированию у дошкольников установки на здоровый образ жизни...

Памятка для родителей "Установки, влияющие на социальное развитие ребенка"

Представлены шаблоны негативных и позитивных фраз взрослых, влияющих на социальное развитие личности ребенка....

Воспитание сознательной установки на здоровый образ жизни.

Конспекты занятий по безопасности детей...

Психологические установки в речи родителей.

Психологические установки в речи родителей. Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика сост...

Родительское программирование как источник эмоциональных проблем ребенка и пути его коррекции в ходе самовоспитания родителей.

Консультация для родителей "Родительское программирование как источник эмоциональных проблем ребенка и пути его коррекции в ходе самовоспитания родителей"....