"Зачем нужен педагог-психолог в детском саду?"
консультация

Воробьёва Ольга Анатольевна

Для чего нужен психолог в детском саду? Каковы требования к нему, и какие функции он имеет право выполнять? Эти вопросы задают себе многие родители. Маленький человечек попадает в непривычную, странную и новую для него обстановку детского сада. Вокруг много детишек и взрослых, следует подчиняться распорядку, самостоятельно кушать и играть с другими детками, учиться общаться со сверстниками и взаимодействовать со взрослыми. Помочь ребенку адаптироваться и проследить за его состоянием должен педагог-психолог в детском саду. Педагог-психолог в детском саду является очень важным специалистом для деток, их родителей и персонала учреждения. Родителям не стоит пугаться, если с их ребенком работает педагог- психолог - он не врач и не ставит диагнозы деткам. Его задачи иные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_nuzhen_psiholog.docx77.07 КБ

Предварительный просмотр:

Как правило, в детских садах или дошкольных центрах развития ребенка работают специалисты, профессия которых, согласно полученному образованию, называется «педагог – психолог». Обычно это выпускники педагогических университетов, факультетов дошкольной педагогике по специальности «возрастная психология». Основная задача педагога – психолога - сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития. Педагог – психолог должен помочь воспитателю и родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Этот специалист обязан не «упустить» малыша, трудности, которого находятся «на грани нормы», чтобы вместе с родителями и другими коллегами помочь ему справится с ними еще до школы. Для того чтобы решить все эти задачи, грамотный педагог – психолог планирует свою работу по нескольким направлениям.D:\кач\p3.jpg

  • Первое – это консультации

Они бывают двух видов: те, которые планирует сам психолог, и по «запросу родителей». Первые – психолог проводит в течение года по темам, которые, по его мнению, актуальны для конкретного детского сада, возрастной группы и контингента родителей. К ним относятся консультации, которые психолог дает воспитателям. На них специалист, как правило, обращает внимание на особенности развития детской психики, связанные с ними изменениями в поведении и эффективность усвоения детьми знаний.

О «плановых» консультациях родителей оповещает воспитатель. И очень важно, чтобы мамы, или папы, или хотя бы бабушки все -  таки находили время для посещения подобных мероприятий. Опыт работы многих специалистов показывает, что родитель, пропустивший ту или иную консультацию, приходит сам к психологу именно с тем вопросом, который на консультации уже освещался. Например, в начале года психолог приглашал родителей малышей на собрание, посвященное проблеме адаптации ребенка к детскому саду. Те взрослые, которые не нашли время и возможности прийти, через некоторое время сами обращаются с проблемой ежедневных истерик крохи, в связи с нежеланием идти в сад. Так же на общих консультациях родители имеют возможность увидеть, что те трудности, которые они испытывают в воспитании своего малыша, свойственны многим другим семьям. Это очень важно для объективной оценки своего ребенка. От многих мам приходится потом слышать: «А я – то думала, что мой один такой…»

Консультации «по запросу» - любые проблемы, которые волнуют близких малыша. И это необязательно вопросы, связанные с развитием крохи или его поведением. Будь то мамам или папа, бабушка или дедушка, они могут и должны обращаться к психологу, когда им кажется, что с ребенком что – то не так. Одним словом, любое беспокойство родителей, связанное с детским садом, должно быть исчерпано, так как оно непременно отразится на маленьком человеке, на его отношении к воспитателю и посещению сада.

  • Второе направление – это диагностика

     В течение всего учебного года психолог совместно со старшим воспитателем проводит так называемую психолого – педагогическую диагностику. Она включает в себя контроль над усвоением знаний, умений и навыков детьми разных возрастных групп в соответствии с программой, по которой работает детский сад. На основании этих данных проводится анализ работы педагогического коллектива. То есть три раза в течение года каждому ребенку предлагаются задания, которые позволяют судить о том, насколько он усваивает программу. Если результаты показывают, что малыш «не справляется», плохо себя ведет, не владеет навыками самообслуживания в соответствии с возрастом, психолог проводит дополнительные исследования на зрелость основных психических процессов, обеспечивающих всю вышеописанную деятельность. И если на этом уровне выявляются проблемы, выходящие за рамки нормы, специалист направляет родителей с малышом либо к неврологу, либо к невропатологу, либо к нейро психологу, на консультацию к специалистам Территориальной ПМПК.

Также в течение года психолог изучает отношения в детском коллективе, выявляет лидеров, тех, с кем «никто не дружит», помогает воспитателю планировать работу по улучшению взаимоотношений между детьми.

Помимо плановой диагностики проводятся и «ситуативные» исследования. Например, появились у ребенка страхи. Психолог с помощью специальных тестов может выявить причину. Развод родителей – то, как перенес или переносит это ребенок, можно выявить при помощи специальных методик. Отдельный вид диагностики, которую проводит педагог – психолог, - это комплексная оценка готовности ребенка к обучению в школе.

Чем еще  занимается педагог – психолог в детском саду?

Психолог ведет коррекционную работу. Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой – то психической функции нужно чуть – чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью психолог планирует и проводит с ребенком коррекционные занятия. Также любая травмирующая ситуация, которая повлекла за собой изменения в поведении ребенка, тоже требует проведения с малышом комплекса коррекционных занятий.

Развивающие занятия.

Каждый новый учебный год педагог – психолог выбирает для себя направление, на которое он в течение года будет делать основной акцент. Например, в этом году наиболее актуальной для него представляется тема формирование межличностных отношений в детском коллективе и навыков общения у дошкольников. Исходя из выбранной темы, психолог планирует развивающие занятия, на которых будет учить малышей общаться, вместе играть, решать конфликтные ситуации, избегать ссор. «Отработав» это направление, психолог может взять новое, а может продолжать исследования по данной теме в дальнейшем. Так, некоторые педагоги – психологи, совершенствуясь в каком – либо направлении, достигают в нем такого мастерства, что коллеги их других садов рекомендуют их своим родителям для решения определенных проблем.

А теперь хотелось бы сказать о наиболее распространенных «мифах» о психологах в детском саду.

Большинство родителей резонно полагают, что слово «психолог» образуется от слова «псих». Из чего далее делают совершенно неверный вывод о том, что если с их ребенком в саду работает психолог, то их сыр или дочь психически ненормальные. На этом основании некоторые мамы вообще стараются избегать общения с психологом детского сада. А уж если малыш попадает на коррекционные занятия, то родители -  сторонники этого взгляда – порой даже скандалят или просто просят прекратить занятия ребенка с психологом. Чтобы развеять этот миф, подчеркну, что психолог в детском саду работает с нормальными детьми и их индивидуальными особенностями, а не отклонениями.D:\кач\1354534813_shutterstock_91591625-converted.jpg

                             Другое, не менее распространенное и тоже ошибочное мнение: психолог, психоневролог, невропатолог, дефектолог и нейропсихолог – это все одно и то же. То есть врачи, которые работают с отклонениями в психике, с ее дефектами. На основании этой точки зрения родители требуют от психолога невозможного. D:\кач\1354534813_shutterstock_91591625-converted.jpg

Обратите внимание на сочетание слов: педагог – психолог. В первую очередь педагог. Это говорит мамам и папам о том, что данный специалист не врач. Он может только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалисту. Поставить диагноз и тем более работать с ним он не может и не имеет права.

Таким образом, в детском саду педагог – психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдать интересы ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но малышу он, поверьте, необходим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем нужен педагог-психолог в детском саду?

Зачем нужен педагог-психолог в детском саду?...

Консультация для родителей "Зачем нужен педагог-психолог?"

Кто такой педагог-психолог и зачем он нужен в детском саду?Труд педагога-психолога, как правило,не очевиден родителю, но ребенку он,поверьте, необходим.Психолог в детском саду — это, прежде всег...

Консультация для родителей "Зачем нужен педагог-психолог в детском саду?"

Психолог (детский) – не врач, а педагог, который работает исключительно с детьми, не имеющими отклонений (нарушений) в психическом развитии. Он никогда и ни при каких условиях не ставит диа...

Зачем нужен педагог-психолог в детском саду?

Консультация для родителей. Информация поможет родителям (законным представителям) разобраться , чем отличается психиатр от педагога - психолога. Познакомит с основными направлениями деятельности педа...

Консультация для родителей "Зачем нужен педагог - психолог?"

Кто такой педагог-психолог и зачем он нужен в детском саду?Труд педагога-психолога, как правило, не очевиден родителю, но ребенку он, поверьте, необходим.Психолог в детском саду — это,...

"Зачем нужен педагог-психолог в детском саду?"

В памятке отражены основные направления деятельности педагога-психолога....

Консультация для родителей "Зачем нужен педагог-психолог в детском саду?"

Консультация для родителей "Зачем нужен педагог-психолог в детском саду?"...