Консультация для родителей «Как помочь агрессивному ребёнку».
статья (младшая группа)

Габова Наталья Александровна

рекомендации по воспитанию агрессивного ребёнка в семье.

Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам  и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям, вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности). В каждом детском коллективе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  «Как помочь агрессивному ребёнку».

Цель: Привлечь внимание родителей к данной проблеме, дать рекомендации по воспитанию агрессивного ребёнка в семье.

Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам  и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям, вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности). В каждом детском коллективе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает их и бьет, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится "грозой" всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Причины появления агрессии у детей могут самыми различными. Возникновению агрессивных качеств, способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Психологи доказали, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью  сводят к минимуму,  у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком  присутствуют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.                                

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком  мягких родителей, и у чрезмерно строгих. Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей,  не устраняют это качество, а напротив,  взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность,  которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно,  что  зло порождает только зло, а  агрессия -  агрессию. Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начнет считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно. Только родители, которые умеют находить "золотую середину" в воспитании, смогут научить своих детей справляться с агрессией.                

Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых,  потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в ребенка уверенность,  что его не любят. "Как стать любимым и нужным" - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. Агрессивный ребенок, используя любую возможность, стремиться разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он не успокаивается до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых - наказание. В действительности это порой отчаянная попытка завоевать свое "место под солнцем". Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.                                        Дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей. Родителям и педагогам, работающим с детьми очень важно выявить детей с повышенным уровнем агрессивности, не для того, чтобы  поставить точный диагноз и тем более "клеить ярлык", а  чтобы оказать посильную и своевременную помощь ребенку.        Американские психологи  М. Алворд и П. Бейкер выделили следующие критерии определения агрессивности:  

1) часто теряет контроль над собой,                                                        

2) часто спорит, ругается со взрослыми,                                                        

3) часто отказывается выполнять правила,                                                

4) часто специально раздражает людей,                                                        

5) часто винит других в своих ошибках,                                                        

6) часто сердится и отказывается  сделать        что-либо,                                        7) часто завистлив, мстителен,                                                                

8) чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.                Как помочь агрессивному ребенку? Почему ребенок кусается, дерется и толкается, а иногда  в ответ на какое - либо, даже доброжелательное  обращение "взрывается" и бушует? Часто дети поступают так потому, что не знают, как поступить иначе. Их поведенческий репертуар скуден, но если мы предоставим им возможность выбора способов поведения,  дети с удовольствием откликнуться и наше общение с ними может стать более эффективным и приятным для обеих сторон. В первую очередь необходимо научить ребенка приемлемым способам выражения гнева.                                                                         Гнев - это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. К сожалению, в нашей культуре принято считать, что проявление гнева - недостойная реакция. Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку  таким образом мы можем стать своеобразной "копилкой гнева". Человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. Поэтому от гнева нужно освобождаться, но это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Мы должны научиться сами и научить своих детей выражать гнев неразрушительными способами. В момент наивысшего "накала страстей" необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется нами. Причем тут многое зависит от того, в какой форме - вербальной или физической выражает ребенок свой гнев.  Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить  его в том виде и в  той ситуации, в которой хочется "оскорбленному". Если ребенок умеет писать можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет - сделать подписи под его диктовку . Подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, в не поля зрения соперника. После проведения такой работы дети дошкольного возраста обычно испытывают облегчение. Правда в нашем обществе не приветствуется такое вольное общение, тем более употребление бранных слов и выражений в присутствии взрослых. Но как показывает практика, практика, не высказав всего, что накопилось в душе и на языке, ребенок не успокоится. Он будет выкрикивать оскорбления в лицо своему врагу, провоцируя его на ответную брань, привлекая все новых и новых зрителей .  В результате конфликт двоих перерастет в общегрупповой или даже в жестокую драку. Этот метод может помочь избежать многих неприятностей и будет способствовать разрешению конфликта. Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию - поиграть с ними в игру "Обзывалки". У детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения взрослого негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается  желание действовать агрессивно.                                                         

Однако далеко не всегда дети ограничиваются вербальной (словесной) реакцией на события. Очень импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В таких случаях следует научить ребенка справляться со своей физической агрессией. В таком случае можно воспользоваться подручными средствами: легкие мячи, которые ребенок может швырять в мишень, мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по  полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разрушить, - все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если  мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.                                        Еще один способ  работы с  гневом  -  игры с песком, водой, глиной (пластилином). Из глины можно слепить фигуру своего обидчика (можно даже нацарапать его имя), разбить, смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить. Причем именно то, что ребенок по собственному желанию может уничтожать и восстанавливать свое произведение, и привлекает детей больше всего. Игры с песком тоже нравятся ребятам. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку,  символизирующую врага, глубоко в песок, попрыгать на этом месте, прикрыть кубиками,  палками. Закапывая - раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается, возвращается к играм в группе или приглашает поиграть вместе с ним, но уже в  другие, совсем не агрессивные игры.                          

Игры с водой также можно использовать в целях снятия агрессии и излишнего напряжения детей. Например:

1) сдувать из дудочки кораблик;                                                   

2) сначала топить, затем наблюдать, как выпрыгивает из воды легкая пластмассовая фигурка;

3) струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылки из-под шампуня, наполненные водой).                

Следующим  важным направлением в  работе с агрессивными детьми является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. Такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих. Эмоциональный мир агрессивных детей скуден. Детям сложно  распознать свои и  чужие эмоции. Для того, чтобы дети могли верно оценивать свое эмоциональное состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя, и прежде всего - ощущения своего тела. Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Дети очень чувствуют сигналы своего тела  и с легкостью описывают  их. Например, если ребенок злится, он чаще всего определяет свое состояние так: "Сердце колотится, в животе щекотно, в горле кричать хочется, в пальцах на руках как будто иголки колют, щекам горячо, ладошки чешутся" и т.д. Таким образом, ребенок, если он верно "расшифрует" послание своего тела, сам сможет понять: "Мое состояние близко к критическому. Жди бури." А если ребенок к тому же знает несколько приемлемых способов выплескивания гнева, он может успеть принять правильное решение, тем самым предотвратив  конфликт. Но обучение ребенка распознаванию своего эмоционального состояния и управлению им будет успешным лишь в том случае, если она будет проводиться систематически, изо дня в день, в течение довольно длительного времени. Еще один способ научить ребенка распознавать свое эмоциональное состояние и развить потребность говорить о нем - рисование. Детей можно попросить сделать рисунки на темы: "Когда я сержусь", "Когда я радуюсь", "Когда я счастлив". Также интересна игра из книги Фопеля "Камушек в ботинке". Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них,  можно перейти к следующему этапу - формирование способности к эмпатии, доверии, сочувствию, сопереживанию.  Эмпатия - это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Поэтому очень важна работа по развитию у ребенка чувства эмпатии. Одной из форм такой работы может стать ролевая игра. Например, если произошла ссора или драка, можно разобрать эту ситуацию, пригласив в гости котенка или тигренка или любых известных литературных героев. Какую бы форму проведения ролевой игры вы не выбрали, важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных ситуациях. Взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швырнул в гневе игрушки, можно конечно сказать ему : "Ты - негодник, от тебя одни проблемы. Ты мешаешь всем детям играть". В ответ ребенок, который и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше. В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимения "я", а не "ты". Например, вместо "ты почему не убрал игрушки?", можно сказать: "Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны". Вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия. Родители должны знать , что одной из причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей. Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ребенок вдруг станет покладистым и спокойным. И, наконец, совет родителям, как справляться с гневом, как контролировать поведение ребенка. Есть различные способы контроля поведения ребенка:

а) просьбы и мягкое физическое манипулирование (отвлечь ребенка, взять за руку и отвести),

б)поощрения (за выполнение определенных правил) и наказания (за их игнорирование).

Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребенка. Они заставляют чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению пассивной агрессии. Это скрытая форма агрессии, ее цель - вывести из себя, расстроить родителей или близких людей, причем ребенок может причинять вред не только окружающим, но и себе. Наказывая ребенка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинство сына или дочери. Наказание должно следовать непосредственно за проступком, а не через день, через неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребенок считает, что заслужил его, кроме того за один проступок нельзя наказывать дважды.

         Все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, к его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими - вот что поможет родителям наладить отношения с сыном или дочерью. Терпения вам и удачи дорогие родители.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: Агрессивный ребёнок

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет при...

Консультация для родителей на тему: "Агрессивный ребёнок"

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка - большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет при...

Консультация для родителей "Как помочь застенчивому ребёнку преодолеть трудности в общении"

Застенчивость – это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, её даже можно назвать наиболее распространенной причиной, осложняющей общение. Застенчивость м...

Консультация для родителей: «Как помочь застенчивому ребёнку преодолеть трудности в общении?»

Застенчивый ребёнок робок, тих и удивительно послушен, безмолвен, словно тень, ни в чём вам не перечит, похож на пластилин, который можно мять, как хочешь и когда захочешь. Такой ребёнок не устроит ва...

Консультации для родителей на тему: " Агрессивный ребёнок."

Агрессивный ребёнокЗлой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не пон...

Консультация для родителей" Как помочь своему ребёнку с интересом заниматься"

Советы родителям о том, как любое занятие сделать интересным и увлекательным для ребенка....

Газета для родителей. Как помочь агрессивному ребёнку?

Уважаемые пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19891677","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 79px; width: 127px; float: left;"}}]]  ...