Консультация для родителей "Нравственное воспитание дошкольников"
консультация (средняя группа)

Рябова Анна Александровна

Консультация для родителей  "нравственное воспитание дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennoe_vospitanie.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

  

МБДОУ 47

«Нравственное воспитание детей дошкольного возраста как начало духовного становления человека».

Рябовой Анны Александровны

Воспитатель

2016г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………. …………………………………          3                            

1.1 Нравственное воспитание детей дошкольного возраста……        4

1.2 Духовно-нравственное воспитание дошкольников………            9

1.3 Сущность понятии «духовность» и «нравственность»………     12

1.4 Особенности духовного мира детей дошкольного возраста…    15

Заключение……………………………………………………..             24

Список используемой литературы                                                        26

ВВЕДЕНИЕ

    Одной из важнейших сторон культуры как достояния любого народа является его нравственное воспитание. Ведь нравственность становится той базовой формой, которая дает толчок к дальнейшему развитию общества в лучших ее проявлениях, при этом разрушение нравственных устоев неизменно ведет к дезинтеграции общества и негативно изменяющимся социальным отношениям.

     Именно поэтому всегда уделялось внимание нравственному воспитанию детей, начиная с дошкольного возраста. С этого возрастного этапа ребенок под руководством взрослых получает первоначальный опыт поведения в социуме, отношения к своим близким, сверстникам, окружающим предметам, природе.

      Вся система современного дошкольного и начального образования определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, согласно которому среди основных качеств молодого гражданина современной России можно выделить такие как: любовь к своей Родине, уважение к культурным и духовным ценностям, активное стремление к познанию окружающего мира, понимание необходимости образования и самообразования, социальная активность в сочетании с уважением закона и правопорядка и многие другие.

1.1 НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

            Мы живем в сложном мире. Российское общество преодолевает политический, социальный, экономический и экологический кризис. Но остается в обществе самый страшный кризис – нравственный. Сегодня в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу. Поэтому проблемы нравственного воспитания относятся к числу тех, которые представляют живой интерес практически для всех.

        Нравственность больше, чем другая сфера внутреннего мира человека, обеспечивает социальную устойчивость системы отношений человека с другими людьми, его связи с обществом. Формирование же нравственных качеств должно начинаться в детстве. Воспитание ребенка и в семье, и в школе, и в учреждениях дополнительного образования надо начинать с формирования духовности. Именно в детском возрасте важно успеть заложить ростки доброты, ответственности за свои поступки, любви к людям, природе, своему краю. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества были превращены во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

         В нравственном воспитании  дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств – сказки. Сказки К.Д.Ушинский называл первыми блестящими попытками народной педагогики. Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка – благодатный и ничем незаменимый источник любви к Родине, потому что она творение народа. Через сказку дети легче усваивают моральные нормы и ценности, различают добро и зло. Ребята глубоко сочувствуют персонажам сказки. Сказка доступна пониманию ребенка, будит его чувства. Одно дело сказать: «Не будь злым, будь добрым» и совсем другое, когда ребенок переживает вместе с героем, появляется попытка оценить себя, задуматься над своим поведением. В сказке добро и зло идут рядом, но добро всегда побеждает зло. В жизни, к сожалению, не всегда бывает так. В ходе бесед выяснилось, что большинство детей (80%) считают, что в мире больше злых людей, чем добрых. И мне надо убедить детей в том, что хороших, добрых людей, для которых важны справедливость, искренность, ответственность, совестливость, тоже немало. И я периодически приглашаю воспитанников в сказочную страну – «Царство человеческих ценностей», где живут все лучшие человеческие качества: доброта, милосердие, преданность, вера, мудрость. Мудрые жители страны не только знакомят своих гостей с человеческими ценностями, но и помогают выйти из трудной ситуации, нужно только попросить у них помощи.

          Путешествие в «Царство человеческих ценностей» помогает формировать у детей представление о добре и зле; показать красоту добрых поступков, понять, что каждому дана свобода выбора, творить добро или зло, быть честным или лживым, жадным или бескорыстным, капризным или послушным, ленивым или трудолюбивым. Дети сами оценивают или осознают через сказку, как к нему относятся люди, будь он тем или другим. Мои воспитанники очень любят слушать сказки, сопоставляют свои поступки с поступками героев, оценивают и осознают через сказку, как к ним относятся люди. Но ещё больше они любят обыгрывать сказки с куклами, сделанными своими руками. В своем объединении мы создали свой театр кукол. Велика и неисчерпаема сила воздействия театра на человека. Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившиеся в образах героев многих сказок, народная мудрость, веселый юмор – все это открывает путь к сердцу ребенка, сказывается на формировании его взглядов, привычек, поведения.

          Цель, которую ставлю перед собой, занимаясь с детьми театрализованными играми, - сделать жизнь моих воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Я стремлюсь, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни. Через кукол легче высказать свое мнение, легче о чем-либо спросить – ведь говорит-то кукла. Темы самые разнообразные: «Надо ли быть вежливым», «У Петрушки день рожденья», «Доброта спасет мир». Тематические беседы с куклой воспринимаются детьми внимательно, ребята легче включаются в игру-разговор. Персонажи кукольных представлений хранят характеристики человеческой мудрости, доброты, смелости, жадности, глупости.

          Важным средством воспитания является игра. В жизни детей игра не только способ отдыха, но и необходимый вид деятельности. Без игры дети не могут нормально расти и развиваться. Игра – это такая форма деятельности, которую дети принимают охотно и больше всего любят. В процессе игр обогащается духовный мир детей, расширяется круг их знаний, развивается познавательная активность. Игра делает жизнь детей увлекательной и интересной. Кроме того, игра – это школа морали в действии (так определил ее известный психолог А.Н. Леонтьев). Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь игра способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого, научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации педагога учат многим добродетелям, терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению.

На занятиях   используется много игровых упражнений. Например, игра «Вежливо-невежливо». Во время неё ребята становятся в круг. Воспитатель кидает мяч одному из играющих и одновременно задаю вопрос, например: «Уступить в трамвае место?». А тот, к кому летит мячик, ловит его, если это вежливо, и отвечает: «Вежливо». Если это невежливо, мяч не надо ловить и сказать: «Невежливо». Теперь тот, у кого мяч сам кидает кому-то из ребят и тоже задает вопрос. Модернизация самой игры в «вежливо-невежливо» помогает детям быстрее осваиваться в ней и включиться в игровой процесс.

      Ценностные ориентиры, сформированные у детей, готовят их к жизни в реальных условиях. В целом перед педагогами стоит задача - формировать самостоятельно действующую, нравственно и эстетически гармоничную личность, отвечающую за выбор своего жизненного пути.

     Детей нужно учить делать правильный нравственный выбор. Нередко сейчас у многих ребят смыслом жизни становится потребительство и отрицание духовных ценностей. Некоторые дети не могут найти интересное занятие на время досуга, если никто не позаботится об этом, чтобы организовать для них развлечения. Хотя вокруг много интересных дел, было бы желание умение и разум. Нравственно-эстетическое воспитание является актуальной проблемой и важнейшим фактором при формировании личности. В XІX веке Герцена А.И. обратился к своему сыну: «Кем бы ты не стал, ученым или артистом, политическим человеком или чем хочешь - но обязательно ты должен стать человеком, твердо идущим, на твердых нравственных основах». Но эти слова остаются актуальными и для современного ребёнка, да и для взрослого человека.

        Дошкольный возраст является тем периодом в становлении личности, когда формируются ответственность, а также способность ребенка не просто понимать, но и уважать других людей. Одним из базовых положений педагогики является нравственное воспитание детей, начиная с дошкольного возраста. Основная цель при этом – воспитать достойного гражданина своей страны – ответственного, доброго, мыслящего, честного, трудолюбивого.

      С точки зрения И.А. Каирова, нравственное воспитание личности представляет собой сложный и многогранный процесс, который включает педагогические и социальные явления.

      С точки зрения И.А. Галицкой, И.В. Метлик, духовно-нравственное воспитание подразумевает мировоззренческое развитие личности, усвоение созданного мировоззрения, с последующей выработкой соответствующих нравственных качеств, духовно-нравственной культуры также определенного типа.                                                                                             

     Другими авторами - С.А. Козловой и Т.А. Куликовой отмечено, что итогом нравственного воспитания должно стать появление, а затем утверждение в структуре личности определенного набора нравственных качеств. Причем от того, насколько прочно сформированы данные качества у человека, зависит количество отклонений от правил поведения в обществе и принятых традиций  

        К.Д. Ушинский считал, что духовно-нравственное воспитание личности – это целенаправленный процесс, включающий в себя такие моменты как формирование в человеке воли, морального сознания, нравственных привычек, долга, чести, достоинства, уважения к труду, патриотических чувств и убеждений. При этом основной задачей нравственного воспитания становится необходимость формирования единой системы указанных качеств. К.Д. Ушинский отмечал, что сущность нравственного воспитания не «в кодексе правил поведения», а в создании внутренней направленности человека. При этом поведение становится следствием внутренней установки личности; «Создай раньше материал нравственности, а потом её правила» (К.Д. Ушинский).                                                                                                                                    С точки зрения Л.Р. Болотиной «нравственное воспитание» представляет собой, прежде всего, целенаправленный процесс, в ходе которого осуществляется развитие и формирование определенных качеств личности, определяющих отношение человека к самому себе, другим людям, а также различным видам деятельности.  

   Таким образом, нравственное воспитание, являясь основой всестороннего развития личности, заключается не только в накоплении культурного опыта поведения в обществе, но и в формировании нравственных установок личности, нравственного мировоззрения.

   Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно, все остальное приложится. Из дошкольного образования, из жизни они сами будут выбирать и вбирать в себя все доброе и честное. Они будут воспитуемы, как говорил Сухомлинский. Будет основа, и серьезное воспитание во всех его видах и направлениях пойдет им впрок. Но нельзя строить третий и пятый этажи там, где нет фундамента.

  Становление нравственного поведения связано с возрастными и индивидуальными особенностями развития детей. Нравственное формирование человека начинается с рождения. Еще в дошкольном возрасте у детей закладываются элементы нравственности: формируются первоначальные нравственные чувства и представления, вырабатываются простейшие навыки нравственного поведения. В первые годы жизни до школы ребенку особенно свойственна подражательность, он старается вести себя так, как действуют окружающие его люди, требованиям которых он следует накапливая постепенно свой опыт, воспринимая реакцию окружающих на свои желания и действия, ребенок усваивает первые нравственные законы поведения. Нравственное воспитание в школе принимает другие формы, усложняется воздействие на ребенка, так как к нему теперь предъявляются повышенные требования: необходимо усвоение не только высоких нравственных ценностей, идеалов и принципов, но и организация своей деятельности в соответствии с ними. Став школьником, ребенок углубляет знание этических норм, и ему как разумно мыслящему человеку теперь постоянно приходится рассуждать, что нравственно и безнравственно, опираться в своем поведении на строгие нормы морали. Заложенное в детстве прочно и устойчиво. Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт детей. Воспитание протекает главным образом и, прежде всего, в повседневной жизни ребенка, где он привыкает следовать нравственным правилам, нормам, принципам и где он может сам убедиться в их необходимости. Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его эмоциональную и интеллектуальную сферы. Организуя учение, труд, игру детей, педагог получает возможность влиять на их нравственное развитие.

 

1.2 ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения.

Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

   Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды.

   Корни духовно-нравственного воспитания лежат в православии. Все наши нравственные ценности родом из Нового Завета: уважение к родителям и старшим, любовь к ближнему и Родине, бескорыстность, жертвенность, скромность, честность, терпеть, уступать, прощать и т.д.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

   Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были и остаются отрывочны и поверхностны.

  Задача педагога – соединить обучение и воспитание через изучение традиций нашей культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.

Целью духовно-нравственного воспитания дошкольника является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

 Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

 Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера.

Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной культуры должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

 В результате освоения народных традиций дети узнают историю своей семьи, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные праздники.

 Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к народной культуре, её духовным ценностям, гуманизму. Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в народных обрядовых праздниках (Рождество (Святки), Масленица (Вторник-заигрыш), Васильковый день (Праздник полевых цветов), Петров день (Сенокос) и др.). Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Народные игры являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших  детей.

     

Итак, народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают нравы, обычаи русского народа – весь комплекс духовных ценностей.

Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.        

         

  1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ»

      Прежде чем говорить об Основах Православной культуры как средстве духовно-нравственного воспитания, нужно четко определиться в том, что же мы понимаем под «духовностью» и «нравственностью» и как эти понятия соотносятся друг с другом.

     Слово «нравственность» близко по смыслу словам «мораль» и «этика», только возникли они в трех разных языках. Слово «этика» происходит от греческого ethos — нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведении — мужество, благоразумие, честность, а «этикой» — науку об этих качествах. Слово «мораль» — латинского происхождения. Оно образовано от mos (множественное число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом — нрав, обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis — моральный и moralitas — мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. А «нравственность»— слово русское, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII веке и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Так в русском языке появились три слова с примерно одним и тем же значением. Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга, но в практике словоупотребления эти слова практически взаимозаменяемы, а их смысловые оттенки почти всегда можно уловить по контексту.

       Таким образом, нрав есть способ поведения, а нравственность лежит в сфере внешней деятельности людей и есть исполнение правил поведения в обществе.

       В понимании термина «духовность» царит невероятное разнообразие. Под «духовностью» иногда понимают образованность; культуру; интеллектуальное и эстетическое развитие; воспитание; умение вести себя; объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, и т.д.

     Что же мы понимаем под «духовностью»? Поскольку речь идет о духовно-нравственном воспитании, представленном не в виде основ светской или Исламской или Буддийской культуры, а в виде основ именно Православной культуры, то и в понимании этого термина будем исходить из его Православного понимания.

     Слово «духовность» происходит от слова «дух». Христианство утверждает, что «духом» в подлинном смысле этого слова является Бог: «Бог есть дух », и, следовательно, духовность – это «богоподобие». Подобие Божие вложено в человека при его сотворении как потенциал, как перспектива, и человек призван раскрыть в себе это подобие; иными словами: подразумевается, что Божество обладает некоторыми качествами, которые человек призван раскрыть в себе. Что же это за качества? На них указывает, в частности, апостол Павел в послании к Галатам: «…плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание… ».

       Таким образом, под духовным воспитанием может пониматься целенаправленная, содержательная, профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию духовных свойств личности ребенка.

      Как же соотносятся понятия «духовности» и «нравственности» и почему мы не может говорить только о нравственном воспитании? Для наглядности рассмотрим пример.

       Допустим, что в ходе исследования материнского поведения было отмечено, что у матери, отказывающейся от ребенка в роддоме, редуцировано материнское чувство, дефектная материнская матрица, негативная установка на беременность и негативная оценка социальной ситуации. И таким образом было установлено, что вследствие именно этих причин она отказывается от ребенка.

       Кажется все учтено: есть поступок, есть причины, но в данном случае поступок матери рассматривается только с позиции нравственности, а не духовности. Вячеслав Владимирович Летуновский в своем труде «Психология духовного бытия» пишет: «Под духовностью понимается, прежде всего, ориентация человека в своем существовании на идеалы абсолютного бытия, проявляющаяся в его конкретном существовании как свобода от витальной и социальной детерминации и ответственность за свои поступки в свете абсолютного бытия. При чем речь идет не о каких-то абстрактных вещах, а о предельно конкретных, проявляющихся в реальных поступках, прежде всего в ситуациях выбора и принятия решения. Только в этом смысле мы можем говорить о бытии человека как о бытии духовном». В рассмотренном выше примере с точки зрения исследователей мать – объект, движущийся именно в детерминированном поле. Ими установлены причины, вследствие которых она отказалась от ребенка, но ускользнуло самое главное – почему эти причины определили ее выбор, почему она вела себя как полностью детерминированный внешними причинами объект.

       Есть и другие определения нравственности. Так советский религиовед Зыбковец В.Ф. в своем труде «Происхождение нравственности» дает такое определение: «Нравственность есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом. Именно с нравственностью связано различение добра и зла. В отличие от пользы и вреда, добро и зло связаны с намеренностью некоторой свободной воли». Однако это не более чем следствие влияния атеистической идеологии, и его определение нельзя считать удовлетворительным - здесь «духовность» названа «нравственностью», а «нравственность» – «моралью».

 Таким образом, проанализировав понятия «нравственность» и «духовность», можно сделать вывод о том, что если нравственность лежит во внешней сфере деятельности людей, то духовность - внутренняя мотивация, реальные цели и отношения, которые наружно могут и скрываться. Нравственность – поступки, духовность – мотивы.

  1. ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОГО МИРА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  

   За свою жизнь человек проходит через ряд стадий своего развития - младенчество, детство, отрочество, переходный возраст, взросление, зрелость, и т.д. На каждом этапе возникают свои задачи и приоритеты, жизненные проблемы и связанные с ними переживания, и, следовательно, каждый этап имеет свои особенности.

      Особенности детей дошкольного возраста в первую очередь связаны с возрастным кризисом . Ребенок открывает для себя значение новой социальной позиции — позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным.

     В этом возрасте впервые возникает осмысленная реакция на свои переживания, новое отношение к себе. Переживания приобретают смысл: радующийся ребенок понимает, что он радуется, сердящийся – что он сердит.

     Если до кризиса поведение ребенка строилось и реализовывалось согласно желаниям, то теперь, прежде чем что-то сделать, ребенок думает, чего оно может стоить ему; душа ребенка становится закрытой, и он начинает играть роль, чего-то из себя изображая и что-то при этом скрывая. Когда ребенку плохо, он начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать их другим. В этот промежуток времени ребенок резко меняется, становится более трудным для воспитания, чем прежде.

Бенджамин Спок пишет: «Ребенок перестает пользоваться слишком «взрослыми» словами и стиль его речи становится грубоватым. Он хочет носить только такую одежду и прическу, как другие ребята... Он может совершенно забыть, как правильно есть за столом, садится за стол с грязными руками, набивает рот и ковыряет вилкой в тарелке. Он может рассеянно бить ногой по ножке стула, ... хлопать дверями или забывать закрывать их за собой. Он меняет пример для подражания: раньше он подражал взрослым, а теперь - своим сверстникам. Он заявляет о своем праве на независимость от родителей... Эти плохие манеры и плохие привычки очень расстраивают родителей. Они думают, что ребенок забыл все, чему его так долго учили. На самом деле эти перемены доказывают, что ребенок навсегда усвоил, что такое хорошее поведение, иначе он не стал бы против него восставать. Когда ребенок почувствует, что он утвердил свою независимость, хорошее поведение вернется. А тем временем хорошие родители могут утешаться тем, что их ребенок нормально развивается. Что же делать? Возможно, вы станете смотреть сквозь пальцы на раздражающие вас мелочи. Но вы должны быть тверды в таких вопросах, которые считаете важными ».

     Все это непременно должно учитываться педагогом при осуществлении своей деятельности, направленной на духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Каковы же особенности духовного мировосприятия такого ребенка?

      Для трехлетнего малыша, которого окружает живая вера его близких, утверждение «Бог есть» – такая же реальность, как кошка или собака, тьма или свет. Бога на первых порах он может отождествлять с физическим объектом: иконой, картиной, небом, Причастием.

     Такое «чувственное» представление о Боге для малышей более реально, чем любые, даже самые простые абстрактные определения. Любые мысли о Боге, которые мы пытаемся передать ребенку, могут быть им усвоены лишь на определенном уровне мышления, глубоко отличного от взрослого. Взрослый же должен помочь ребенку установить связь между тем, что ребенок знает.  

     По мере того, как ребенок подрастает, для него очень важно отделять «реальное» от «нереального». Любая история, рассказанная ребенку семи-восьми лет, всегда вызывает вопрос: «Это правда?» Дети в возрасте от семи до девяти лет весьма рационалистичны, у них сильно выражены причинно-следственные связи, но еще слабо развито абстрактное мышление. Восьмилетний ребенок не поверит, что Бог где-то в небе за облаками, но и объяснение взрослых о том, что мы понимаем под «небесами», останется нереальным.

Профессор Куломзина в своей работе: «Наша Церковь и наши дети» пишет: «Передать детям этого возраста ощущение реальности Бога вдвойне трудно из-за их склонности к нравственному ригоризму, а также из-за специфического чувства юмора, который взрослые часто не могу понять. Религиозное воспитание детей в этом возрасте осложняется еще и тем, что религиозные наставления часто не увязываются с тем, что ребенок познает и воспринимает в обыденной жизни. Уроки Воскресной школы остаются всего лишь отвлеченным набором идей, знаний и информации. Так, для ребенка более реальны не библейские истории об исцелениях, а его собственный опыт – доктора, прививки, больницы. Если Бог присутствует в исцелениях и отсутствует в повседневной медицине, ощущение реальности Бога значительно слабеет ».

      Таким образом, можно сделать вывод о том, что ребенок дошкольного возраста становится с одной стороны более трудным для воспитания в силу его осознания своей новой социальной позиции — позиции школьника и переоценки ценностей, а с другой стороны он постепенно теряет ощущение реальности Бога и духовного мира в целом.

   Цели и задачи духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

      Профессор Свято-Владимирской Духовной Семинарии Софья Сергеевна Куломзина, доктор богословия и магистр по педагогике, посвятившая религиозному воспитанию детей всю свою жизнь, обобщая свой многолетний опыт церковно-педагогической работы за рубежом, так формулирует главные задачи православного воспитания: помогать детям обрести ощущение реальности Бога в нашей жизни.

      Что же может быть целью духовно-нравственного воспитания в светских общеобразовательных учреждениях? Только то, с чего вообще начинается духовная жизнь – познание самого себя. Ведь для того чтобы стремиться к раскрытию в своем сердце таких качеств как, например любовь, кротость или милосердие нужно осознать их отсутствие или поврежденность в себе. А вся духовная жизнь человека как раз и направлена на такое раскрытие. Без осознания своего несовершенства всё духовно-нравственное делание, как то - молитва, пост, участие в богослужениях или дела милосердия, помощь нуждающимся, благотворительность, прощение обид и т.д. приведет только к одному знаменателю – фарисейской гордости. И причем к тем большей, чем усерднее будет это делание.

       Познание самого себя, своего внутреннего мира – вот цель духовно-нравственного образования и воспитания в светских школах, которая, в свою очередь может стать фундаментом уже для религиозного воспитания в семье или религиозном образовательном учреждении, приходе и т.д.

      В дошкольном воспитании в задачах духовно-нравственного воспитания целесообразным будет ограничиться тем, чтобы сориентировать детей в сложном мире духовных ценностей, определиться с духовно-нравственными понятиями и тем смыслом, которым они наполняются и как проявляются в реальной жизни. Например, дети должны усвоить, что кротость – это способность понять и простить другого человека; а смирение – решимость исполнить волю Божью и оно совсем ничего общего не имеет с трусостью или слабостью. При этом жития святых, эпизоды Священного Писания, церковной или отеческой истории будут являться средством к выполнению поставленной задачи.

«Основы Православной культуры» в системе средств духовно-       нравственного воспитания детей дошкольного возраста

              Пока трудно говорить о «системе» средств духовно-нравственного воспитания - никакой «системы» еще нет, как чаще всего нет и четкого понимания целей такого воспитания. Однако это не означает, что нет никаких подвижек в этой области. Путем проб и ошибок делаются попытки «нащупать» путь духовно-нравственного воспитания как на уровне отдельных учебных заведений, так и на уровне целых субъектов Российской Федерации. И есть уже некоторый опыт, позволяющий делать выводы и определить место учебного курса «Основы Православной культуры» среди других возможных средств духовно-нравственного воспитания.

 Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. При этом нравственность лежит в сфере общечеловеческих ценностей: не убивай, не кради, не лги, - одинаково звучит на всех континентах и у всех народов и во всех религиях, а духовность – специфическая религиозная область. У каждой религии свое представление о духовности, которое является важнейшей глубинной характеристикой данной религии, отличающей ее от других религий. Обусловлено это, прежде всего представлением конкретной религиозной традиции о Боге и о Его промысле.

  Например, как уже указывалось выше, Православие считает, что человек призван к богоподобию, т.е. приобретению качеств, свойственных Божеству, при этом указываются и сами эти качества. Но, во-первых, далеко не каждая религия считает нужным и уж тем более возможным приобретение богоподобия в силу своих специфических антропологических, богословских воззрений и взглядов на взаимоотношение Бога и человека. А во-вторых, религии различно воспринимают Бога: так, если первейшей характеристикой Бога в Православии является любовь, то в Исламе – это скорее милость, справедливость и милосердие. Для христиан Бог – любящий Отец, для мусульман – милостивый Властелин. Или, если для православных Христос – прежде всего Спаситель, то для католиков – Искупитель, а для протестантов – Избавитель. Отсюда, даже если бы была одинаковая устремленности к богоподобию, результат будет существенно отличаться в различных религиях.

 Кроме того, сами духовно-нравственные категории в различных религиозных практиках наполняются различным смыслом, проистекающим из специфичности антропологических воззрений конкретной религии. Все это обуславливает различное духовное содержание при видимой внешней схожести нравственных установок как религиозных практик так и светской культуры. Даже само понятие «духовность» в различных религиях понимается по-разному.

            Всем этим и обусловлено наличие большого выбора средств духовно-нравственного воспитания, которое может быть представлено в трех основных направлениях: в виде основ светской этики, в виде основ религиозной культуры вообще, либо в виде основ конкретной традиционной религиозной культуры .

  Светская этика представляется предметами философской направленности, например философия, история философии, или история мировой художественной культуры, основы жизненного самоопределения и другими подобными курсами. Кроме того, светская этика может быть достаточно органически интегрирована в такие привычные предметы, как литература и история.

    Основы религиозной культуры могут представлять предметы исторического вектора: история религий, история религиозной культуры, история религиозных идей и т.д.

     И, наконец, основы традиционных религий могут быть представлены в виде Православной и  Исламской культурой, поскольку именно эти религии являются для России традиционными.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУРСА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Что понимается под воспитанием? Само по себе это понятие воспитания очень объемно и может быть предметом отдельного исследования, поэтому здесь следует ограничиться только самыми общими характеристиками.

      До реформ Петра I под воспитанием понималось «вскармливание, выращивание», поскольку само слово однокоренное со словом «питание». В словаре Даля сказано, что воспитывать значит «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…». Толковый словарь Ожегова описывает воспитание как «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни». В психологии воспитание рассматривается в первую очередь как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду».

       В педагогике под воспитанием понимается «целенаправленная, содержательная, профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека».

       Наиболее обобщенная классификация включает в себя духовное, нравственное, умственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Кроме того, современная жизнь и развитие общества выдвинули в качестве важных отдельных задач следующие виды воспитания школьников: экономическое, экологическое и правовое. Каков же воспитательный потенциал курса Основ Православной культуры?

       Совершенно очевиден потенциал духовного и нравственного воспитания дошкольников. Православная Церковь вообще и Русская Православная Церковь в частности на протяжении всей своей истории явили миру образцы высочайшей святости в лице своих лучших представителей. Жизнь таких угодников Божьих как преподобный Сергий Радонежский, праведный Иоанн Кронштадтский и многих других подвижников, безусловно может служить примером истинной и глубокой духовности и нравственности.

      Кроме духовно-нравственного потенциала воспитания курс «Основы Православной культуры» затрагивает и другие виды воспитания, например – умственное, трудовое, эстетическое и др.

         Умственное воспитание направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарований воспитанника. Его главная задача – вооружить школьников знаниями. В результате их усвоения должны быть сформированы основы мировоззрения, развиты умственные силы, способности, дарования, познавательные интересы, возможности личности. Курс «Основы Православной культуры» располагает для этого богатейшим фактическим материалом - Православная Церковь предлагает хорошо разработанную систему знаний и представлений о мире, и кроме вопросов, связанных с церковной историей, агиографией, Священной историей Ветхого и Нового заветов она затрагивает и «вечные» мировоззренческие вопросы.

          Хотя выражение «Кто не работает тот да не ест» у старшего поколения устойчиво ассоциируется с публицистикой первых лет советской власти, но столь популярная формула атеистических лет взята из Библии: «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Трудовое воспитание - очень важный, веками проверенный принцип воспитания всесторонне гармонично развитой личности. В процессе трудового воспитания труд выступает как ведущий фактор развития личности, способ творческого освоения мира, обретения опыта трудовой деятельности в различных сферах, в том числе и духовной. Вся святоотеческая литература пропитана мыслью о необходимости трудиться над созиданием своего собственного духовного мира, своей души. Православное вероучение утверждает, что труд может быть не только физический или умственный, но и духовный. Понимание этого может существенно обогатить внутренний мир детей.

       Основы Православной культуры предоставляют и богатейший материал для эстетического воспитания. Это и церковная архитектура, церковные песнопения, красота и поэтика церковнославянского языка, Православная икона и много другое. Имеет этот курс потенциал и для патриотического, физического, экономического и даже экологического воспитания. Так для Православия характерно отношение к телу человека, как к храму для души, к окружающему миру, как к творению Божьему, к материальным благам как к средству обеспечения возможностей для духовной, душевной и телесной жизнедеятельности.

       Таким образом, можно сделать вывод о том, что учебный курс «Основы Православной культуры» обладает огромным воспитательным потенциалом не только в духовной и нравственной сфере, но и, что очень важно, для умственного, патриотического, эстетического, этического, экологического, культурного и трудового воспитания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Не смотря на то, что понятие «духовности» прочно вошло в жизнь современного общества, определение этого термина весьма туманно. Духовность весьма абстрактно понимается как нечто высшее, иногда как образованность или культура, интеллектуальное и эстетическое развитие, или объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей, и т.д. В результате такой неопределенности и смутного представления общества о целях, задачах и средствах духовно-нравственного воспитания рождается масса кривотолков, споров, а порой даже конфликтов.

 В результате проведенного анализа литературы по проблеме было определено понятие духовности как ориентация человека в своем существовании на идеалы абсолютного бытия, проявляющаяся в его конкретном существовании как свобода от витальной и социальной детерминации и ответственность за свои поступки в свете абсолютного бытия. А в опоре на святоотеческое наследие Православной Церкви духовность определяется как «богоподобие».

  В отличие от духовности, которая проявляется в области мотивов нравственность лежит в сфере внешней деятельности людей и определяется как исполнение правил поведения в обществе.

      Одно только нравственное воспитание не может обеспечить достижения целей воспитания, - каковы бы ни были нравственные поступки человека, качество их определяется, в конечном счете, именно их духовным содержанием. Отсюда сделан вывод о том, что для обеспечения целей воспитания совершенно необходимо духовное воспитание детей, цели которого определяются как познание самого себя, своего внутреннего мира. В задачах духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста целесообразным будет ограничиться тем, чтобы сориентировать детей в сложном мире духовных ценностей, определиться с духовно-нравственными понятиями, тем смыслом, которым они наполняются и как проявляются в реальной жизни.

Методом анализа соответствующей литературы, а так же методом наблюдения, в ходе исследования выяснены особенности духовного мира детей младшего школьного возраста. Ребенок с одной стороны труден для воспитания в силу его осознания своей новой социальной позиции — позиции школьника и происходящей в этой связи переоценки ценностей, а с другой стороны он постепенно теряет ощущение реальности Бога и духовного мира в целом.

Вместе с тем выяснено, что учебный курс «Основы Православной культуры», занимая одно из центральных мест среди средств духовно-нравственного воспитания, обладает при этом огромным воспитательным потенциалом не только в духовной и нравственной сфере, но и, что очень важно, потенциалом для умственного, патриотического, эстетического, этического, экологического, культурного и трудового воспитания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Библия
  2. Болдырев, Н.И. Методика работы классного руководителя. М.: Просвещение, 1984,-112с.

 3.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. [Текст]. М., 1989 с.45

  1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004,- 168с.
  2. Иванов, И.В. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Проспект, 1989,- 243с.
  3. Кармин А. С. Культурология: Культура социальных отношений. [Текст] Серия Мир культуры, истории и философии. - СПб.: Издательство Лань, 2000.- с.
  4. Летуновский В.В. Психология духовного бытия // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова / Под ред. Б.Братуся и Д.А.Леонтьева. [Текст] М., 2002.

       9.Титов В.А. Общая педагогика (конспект лекций) [Текст]. Москва А-Приор 2008 – 271 с. Список литературы

     10. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.

        11. Зязева Л.К. Мир детства в традиционной культуре.-Москва, 1993 г.

     12. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской           народной культуры: Программа. Учебно-методич. пособие.–СПб: «Детство-Пресс», 2004.

13. Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. СПб: «Детство-Пресс», 2004.

14. Юдин А.Б. Русская традиционная народная духовность.- Москва, 1994 г.