Мастер - класс для родителей. "Артикуляционная гимнастика. Зачем она нужна?"
методическая разработка (старшая группа)

Шабанова Ирина Олеговна

  Для родителей логопедической группы был дан мастер- класс по выполнению комплекса упражнений артикуляционной гимнастики и было объяснено , зачем нужна гимнастика. В представленном материале раскрываются причины, почему ребёнок говорит неправильно. Представлен комплекс  артикуляционной гимнастики и разъясняется, зачем необходимо выполнять  эту гимнастику.  Когда мы говорим, наш язык  находится во рту в постоянном движении. Эти движения не хаотичны, а строго определённого порядка, т.к. язык занимает только определённое положение при произношении каждого звука.Родителям объясняется,что  в силу чрезмерной подвижности языка или наоборот, движения языка  у детей несовершенны, не упорядочены, поэтому ребёнок совершает множество замен одних звуков на другие.  Ребёнок растёт, язык становится эластичнее, быстрее находит нужное положение, при этом опираясь на слух. Меньше возникает ошибок при звукопроизношении, двигательные навыки языка  совершенствуются, ребёнок начинает говорить чисто. Но если подвижность языка осталась вялой или, наоборот, напряжённой , языком выполняются и закрепляются неверные положения. Поэтому  для развития правильного звукопроизношения необходимо выполнять  комплекс артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика- это комплекс специальных упражнениё для развития подвижности, ловкости языка,  уздечки, губ, щёк. Если ребёнку  только 2-4 года, то эти упражнения помогут языку обрести целенаправленную ловкость движений. Если ребёнку уже 5-6 лет и он неправильно произносит звуки, то гимнастика поможет  в исправлении неправильно произносимых звуков. Предлагаемый комплекс артикуляционной гимнастики будет очень полезен  для выполнения  ребёнком и родителями. Будьте терпеливы, спокойны и у вас всё  получится!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_kompleks_uprazhneniy.docx32.73 КБ

Предварительный просмотр:

                     Мастер – класс для родителей.

                 Артикуляционная гимнастика для детей. Зачем она нужна?

       Ребёнок говорит неправильно, а почему? Когда мы говорим, наш язык во рту в постоянном движении. Но эти движения не хаотичны, а строго чёткого порядка, при котором язык при произнесении звука занимает только определённое положение этого звука. Малейшее отклонение языка от правильного положения, и  звучание становится нечистым, невнятным.

       В силу чрезмерной подвижности языка или наоборот его вялости, движе-ния  языка несовершенны, не упорядочены, поэтому ребёнок совершает множество замен одних звуков на  другие. Ребёнок растёт, крепче становятся его мышцы. Язык растёт, становится эластичней, гибче и при помощи слуха находит правильное положение. Меньше возникает ошибок при звукопро-изношении, совершенствуются двигательные навыки языка, переходя в авто-матизм, и ребёнок говорит чисто. А там, где подвижность языка осталась вялой или напряжённой, языком закрепляются неверные положения. Поэто-

му для развития правильного звукопроизношения необходима артикуляци-онная гимнастика.

      Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для разви-тия подвижности, ловкости языка, губ, щёк, уздечки.

      Мы выполняем гимнастику для рук, ног, чтобы они стали сильными, ловкими. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов,  где язык нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения тонких целена –правленых движений.

     При произнесении определённого звука язык занимает только определен-ное положение. При малейшем отклонении языка от этого места  звук стано-вится нечистым.

      Для детей 2-4х лет артикуляционная гимнастика поможет языку обрести целенаправленную ловкость движений. В этом возрасте взрослый помогает малышу достичь правильного звукопроизношения.

       Для детей 5-6ти лет и далее артикуляционная гимнастика поможет пре-одолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

       В начальный период обучения артикуляционную гимнастику необходимо выполнять  только перед зеркалом. Ребёнок должен видеть то, что делает язык. Ведь мы, взрослые, не задумываемся, где находится язык в данный мо-мент (за верхними или нижними зубами). Это у нас происходит автоматически (автоматизированный навык), а ребёнку необходимо через зрительное  восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если артикуляционные упражнения не будут получаться с первого раза даже у Вас. Попробуйте повторить их вместе с ребёнком, при-знаваясь ему: « Смотри, и у меня не получается пока, давай попробуем вмес-те». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны. У Вас всё  получится!

                     

                       

                 Артикуляционная гимнастика.

                       (выполнять перед зеркалом).

  1. «Трубочка» - вытянуть губы вперёд, удерживать в этом положении 10-15 сек.
  2. «Заборчик» - губы растянуть в широкую улыбку ( все зубы видны, зубы вместе, сомкнуты), удерживать 10-15 сек.
  3. «Заборчик»- «Трубочка», чередовать упражнения. Повторить 5-8 раз.
  4. «Лопатка» - рот открыт, высунуть вперёд  широкий язык и положить на нижнюю губу. Подержать на счёт 1, 2…10. Спрятать язык вглубь рта, рот не закрывать ( следить, чтобы язык не дрожал). Повторить  5- 8 раз.
  5.   «Иголочка» - рот открыт ,высунуть вперёд узкий язык. Удерживать на счёт 1,2…10.Повторить 5-8 раз.
  6. «Часики» - рот открыт, высунуть вперёд узкий язык, тянуть его в сторо-ны влево – вправо (« тик- так»). Повторить упражнение 5-8 раз.
  7.  «Качели» - рот открыт, высунуть вперёд узкий язык, попеременно тя-нуть  вверх – вниз  то к носу , то к подбородку( «кач» – «кач»). Повторить упражнение 5-8 раз.
  8. «Вкусное варенье» - широким языком облизать сверху – вниз верхнюю губу. Повторить 5-8 раз. Затем облизывать верхнюю губу, потом нижнюю губу ( круговые движения по часовой стрелке и наоборот).
  9.  «Маляры» - рот открыт, водить кончиком языка  «по потолочку» ( твёрдому нёбу) вперёд -  назад, затем в стороны, влево -  вправо. Пов-торить 5-8 раз.
  10.  «Лошадка» -  рот открыт, щёлкать языком по твёрдому нёбу, « лошадка скачет».
  11.  Останавливать «лошадку» губами: тпррру…
  12. « Грибок» - рот открыт, «присасывать» широкий язык к твёрдому  нёбу и удерживать в этом положении. Нижнюю челюсть сильно оттянуть вниз.
  13. « Накажем непослушный язычок» - шлёпать широкий язык губами: бя-бя-бя…
  14. «Пожалеем, погладим язычок» - гладить губами широкий язычок, просовывая его между губами ( движения вперёд – назад).

            Каждое упражнение выполняется в медленном

               темпе, чётко и повторяется 5-8 раз.