Ребенок дошкольник
консультация (старшая группа)

Арсланова Екатерина Александровна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebyonok_-_doshkolnik.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ребёнок

старшего дошкольного возраста

(рекомендации для родителей)

 Современный ребенок много времени (к сожалению!) проводит у телевизора. Многие родители, включая своему малышу мультики, освобождают себя от необходимости с ним разговаривать (опять же, к сожалению!).

Если для вас видеомагнитофон - обязательный атрибут семейной жизни, пожалуйста, внимательно отнеситесь к тому, что смотрит ваш малыш.

Обязательно поговорите с ребёнком после просмотра передачи.

Вопросы, которые можно задать ребенку после просмотра мультфильма или фильма:

1.  Понравился ли тебе мультфильм (фильм)?

2.  Кто из героев тебе понравился и почему?

3.   Как ты думаешь, кто главный герой этого мультфильма (фильма)?

4.  Попробуй придумать продолжение (следующую серию) этого фильма. Что станет с его героями?

И не забывайте, пожалуйста, о ее величестве КНИГЕ!

Не стоит путать чтение вслух интересных книг с обучением чтению. Традиция читать вслух в семейном кругу (например, вечером, перед сном) не только позволит привить ребенку любовь к книге, но и даст возможность снять напряжение и усталость, а главное - это чудесное время для эмоционального контакта с ребенком! Только читать необходимо выразительно, демонстрируя ребенку грамотную и красивую речь.

Беседа с ребенком после прочтения книги может строиться следующим образом:

1.  Понравилась ли тебе книга?

2.  С кем из героев сказки ты хотел бы дружить?

3.   Кому хотел бы помочь и почему?

4.   Запомнил ли, кто автор книги? Какие книги этого автора читали раньше?

5.   Попросите пересказать самый интересный и запомнившийся момент.

6.  Не следует забывать об иллюстрации. Вместе с ребенком внимательно рассмотрите рисунки, спросите, так ли он представлял себе героев, как их изобразил художник.

7. Рассмотрите вместе с ребенком обложку и подумайте, почему именно так она оформлена (кто или что изображено на ней и почему).

К 5-6 годам многие дети начинают читать сами, но требовать от ребенка самостоятельного чтения не стоит. Родителям, которые хотят, чтобы чтение осталось одним из любимых занятий ребенка на всю жизнь, следует принять во внимание следующие важные моменты:

1. Повторим, что читать книги детям следует выразительно, правильно расставляя ударения, делая акценты. Но не отчаивайтесь, если у вас не очень хорошо получается, не очень хорошая дикция и т. д. Ваши старания все равно вознаградятся, ведь для ребенка главное, что ему читает близкий человек. Малыш прекрасно поймет те чувства, то настроение, которыми вы хотели с ним поделиться.

2. Прививая ребенку бережное отношение к книге, напомните ему, что она «живая», ведь рассказывает нам много увлекательных историй. Можно ввести традицию: каждую новую книгу «приглашать» в дом как самого дорогого гостя, «усаживать» на почетное место на книжной полке среди других книг-друзей. Посмотрите иллюстрации к новой книге, предположите, о ком или о чем в ней пойдет рассказ. Читать же новую книгу следует только тогда, когда ребенок эмоционально готов к этому.

3.  Пусть чтение вслух станет вашей семейной традицией, сопровождаемой неким ритуалом. Сядьте вместе с ребенком поудобнее, может быть, ваш малыш заберется к вам на колени. Объясните ему, что книга не любит, когда ее прерывают. И все же, если ребенку очень хочется задать вопрос или прокомментировать услышанное, позвольте это сделать. Обязательно объясняйте непонятные слова, но только после того, как спросите ребенка: «А как ты думаешь, что это слово обозначает. Как ты его понял?».

4. Чтобы не отбить у ребенка желание читать, никогда не заставляйте его вас слушать. Сколько времени читать вслух, вам даст понять заинтересованность ребенка, его внимание к книге.

5.  Если интерес к книге не возник, есть смысл поменять ее на другую, которую ребенок выберет сам.

Занятия, конечно, важны, но они - лишь незначительная часть процесса подготовки ребенка к школе. 

Школа потребует от малыша четкого следования установленным в ней правилам и расписанию. У многих детей, которые не привыкли жить в соответствии с определенным расписанием (режимом дня), самой главной проблемой в период адаптации становится необходимость вставать в определенное время (довольно рано!) и вовремя ложиться спать.

Родителям необходимо помнить о том, что разумный распорядок дня значительно облегчает ребенку жизнь! Соблюдение режима дня - важное условие успешной подготовки ребенка к школе. Часто приходится слышать от родителей: «Пусть поспят подольше, пока маленькие. Ну и что, что рано не встает, вечером-то ребенка не уложить - он засыпает за полночь вместе с нами!».

Следствие такого отношения к режиму дня -типичные проблемы в начальной школе: ученик пришел на урок невыспавшийся, получил плохую отметку...

У первоклассника, который не привык к определенным правилам (в том числе правилам режима дня), школа вызывает страх из-за требований, которые она ему постоянно предъявляет.

Несколько слов о кружках, секциях, спортивных и музыкальных школах... Как быть с дополнительным образованием? Конечно, если к шести годам у вашего ребенка уже четко выявились интересы и предпочтения в области дополнительного образования, а также проявились определенные способности (к музыке, танцам, занятиям спортом и т. д.), можно записать его в соответствующий кружок или секцию. Однако это бывает довольно редко. Чаще родители, записывая ребенка в музыкальную или спортивную школу, руководствуются собственными предпочтениями (а иногда - будем честными! - собственными амбициями).

Дополнительное образование, как и основное, требует очень продуманного и серьезного подхода со стороны родителей (а позже - самого ребенка). Не говоря уж о больших затратах времени, материальных затратах, кружок или секция часто становятся настоящей пыткой для ребенка, когда выбор за него был сделан родителями и неправильно.

Можно предложить ребенку сначала посетить занятия в кружке или секции в качестве гостя, наблюдателя. После этого поговорите с ребенком, обсудив с ним возможность выбора этого кружка. Расскажите ему о том, что его решение - это серьезный и ответственный шаг, который потребует определенных усилий, организованности, затрат свободного времени. В том случае, если ребенок действительно захочет заниматься, предложите ему некоторый испытательный срок (важный и для вас, и для него) и будьте готовы к тому, чтобы без раздражения и возмущения принять его категорический отказ от подобных занятий в том случае, если выбор окажется неверным.

И, наконец, об играх. 

До семи лет для ребенка ведущей является игровая (а вовсе не учебная!) деятельность. Но игра, как известно, позволяет ребенку очень многому научиться, многое узнать, развить мелкую моторику (что необходимо для подготовки руки к письму и очень важно для развития речи).

Важность игры вовсе не оправдывает необдуманного «заваливания» ребенка и всего дома игрушками. Когда игрушек слишком много (особенно однообразных, например, мягких), пропадает интерес к игре, к изобретательству.

Какие же игрушки необходимы ребенку старшего дошкольного возраста?

Вот перечень действительно нужного каждому малышу:

- Куклы (не Барби, которая уже выросла, - взрослая тетя, а кукла-ребенок, позволяющая малышу быть ее мамой или папой).

- Одежда для куклы (лучше самодельная).

- Мебель.  - Посуда. - Набор врача, парикмахера.

- А вот для игры в магазин лучше использовать подручные средства.

- Машинки, паровозики (лучше, если они будут заводными и разборными).

-  Конструкторы (не только «лего», но и деревянные, металлические).

- Кубики (хорошо, если вы приобретете кубики Никитиных -«Уникуб», «Кубики для всех» - это очень интересные игры для всей семьи).

- Головоломки (опять же можно найти их в играх Никитиных -«Сложи квадрат» и др.).

-  Мозаика (довольно мелкая, яркая и интересная, позволяющая делать очень красивые вещи, при этом развивая мелкую моторику -пальчики ребенка).

- Пазлы (сейчас есть пазлы - репродукции картин известных художников, виды города, карта мира, времена года, дикие и домашние животные и т. д.).

-  Игры с фишками (например, «Прогулки по Санкт-Петербургу» - игра, включающая игровое поле, кубики и фишки, позволит очень быстро и без лишних усилий познакомить ребенка с основными улицами и архитектурными памятниками северной столицы).

- Всевозможные лото («Животные», «Растения», «Школьные принадлежности» и др. сейчас есть практически в каждом хорошем игрушечном магазине).

- Игра «Парные картинки». Эта игра не только прекрасно развивает внимание и зрительную память, но и позволяет быстро запомнить названия цветов, насекомых, рыб и т. д.

- А вот мягких игрушек много дарить ребенку не стоит. Пусть будет один, максимум два самых любимых мягких друга, из очень качественного, не вызывающего аллергических реакций, хорошо стирающегося (желательно, в стиральной машине) материала, с которыми приятно спать, шептаться о самом сокровенном, которым иногда можно пожаловаться, когда обижен...

Играйте с ребенком и его игрушками в школу! В процессе такой игры вы легко и непринужденно расскажете ему о школьных правилах. Предложив «примерить» разные роли: ученика, учителя, директора, проиграйте разные ситуации общения с соблюдением норм делового этикета.

Предлагаем вам также начать собирать

Портфельчик достижений вашего ребенка, который очень пригодится ему при первом знакомстве со школой и первым учителем. Составление такого портфельчика очень полезно еще и потому, что практически во всех школах нашей страны старшеклассники (а в некоторых и ученики начальной и основной школы) уже собирают портфолио в дополнение к итоговой аттестации.

Но главное назначение портфолио (портфеля достижений) - это формирование у ребенка положительной самооценки и внутренней мотивации к учебе и достижениям. Итак, как может выглядеть Портфельчик достижений дошкольника?

Основные разделы портфолио:

1. Портрет - 1-2 (можно больше) страницы, посвященные личности хозяина портфеля, которые можно проиллюстрировать фотографией или автопортретом. Дошкольнику самостоятельно очень трудно рассказать о себе. В описании первого занятия (тема «Это я») мы расскажем, как помочь малышу составить свой словесный портрет. С его слов (если ребенок еще не умеет писать печатными буквами) запишите на лепестках ромашки те характеристики, которые он сам себе даст.

2. Копилка - раздел, в который вкладывается актуальная для ребенка (в данный момент!) информация, рисунки, подсказки и т. д. После каждого занятия с малышом у него будет что положить в этот раздел (самое важное и интересное по теме занятия).

3.   Мои достижения. В этом разделе собираются не только грамоты и дипломы (если они уже есть у дошкольника). Ребенок может поместить в нем свои самые лучшие работы (последних 2-3 занятий).

Мы предлагаем включить в портфолио дошкольника еще два раздела:

1.Я хочу научиться. Очень важно подвести ребенка к постановке целей. Этот раздел служит для осознания того, что перед началом любой работы необходимо понять, чего ты хочешь добиться, что желаешь получить в результате, чему тебе предстоит научиться.

2. Я умею (может быть включен в раздел «Мои достижения»). В этот раздел можно просто переложить карточку из раздела «Я хочу научиться» тогда, когда ребенок уже справился с конкретной задачей.

Если вы решили заниматься с ребенком сами, развивая его кругозор, речь и руку в процессе подготовки к школе, то делать это стоит очень продуманно, придерживаясь тех правил, о которых мы говорили выше.

Вот примерный перечень того, что должен знать и уметь ребенок при поступлении в школу: 

1.  Общие знания. Осведомленность ребенка в разных областях.

•   «Я» (имя, фамилия, пол, возраст, место проживания).

•    Моя семья (Ф. И. О. родителей, состав семьи, профессии).

•  Окружающий мир (животные и растения, времена года и явления природы, люди и техника и т. д.).

2. Математические представления.

•   Цвета и их оттенки, числовая последовательность в пределах 20, сложение и вычитание в пределах 10; понятие больше-меньше.

•   Основные геометрические фигуры.

•   Ориентировка в пространстве.

•   Измерение предметов при помощи линейки.

3. Речь.

•   Умение составлять рассказ по картинке, пересказывать содержание известной сказки, рассказывать связные истории из своей жизни, рассуждать.

•  Умение слышать отдельные звуки в словах, делить слово на слоги, предложение - на слова. Желательно, чтобы ребенок умел читать по слогам.

А вот умение бегло читать или писать письменными буквами — совершенно не обязательно!

4.  Внимание, память, мышление.

Все интеллектуальные функции (внимание, память, мышление) должны достичь определенного уровня развития - стать произвольными, то есть сознательно управляемыми. Будущему школьнику необходимо уметь определенное время работать, сосредоточившись на задании.

5.  Мелкая моторика.

Ребенку важно научиться владеть собственными пальчиками -ведь теперь он будет учиться писать. Поэтому ему нужно уметь: правильно держать ручку, пользоваться ножницами, рисовать и лепить, обводить контуры и заштриховывать фигуры*.

Итак, что должна включать подготовка ребенка к школе?

1.  Желание учиться, идти в школу. Стремление узнавать новое. Закрепляйте положительное отношение ребенка к школе. Поделитесь своими (положительными!) воспоминаниями о вашей школьной жизни. Никогда не запугивайте ребёнка, рассказывая о школе. Старайтесь избегать следующих фраз: «Садись читать, а то в школе у тебя будут одни двойки!» и т. д.

2.  Умение слушать и слышать учителя, выполнять его требования, действовать но образцу. Играя с ребенком, используйте игры с правилами (домино, лото, шашки, подвижные игры и т. д.). Следите за тем, чтобы ребенок выполнял правила игры.

3.  Умение думать. Учите ребенка устанавливать причинно-следственные связи. Решайте вместе с ним логические задачи: загадки, ребусы, кроссворды.

4.  Умение говорить, доказывать свою точку зрения. Больше общайтесь с ребенком. Поощряйте его желание высказывать свою точку зрения, уважительно относитесь к ней.

5.   Умение считать. Закрепляйте с ребенком состав числа (число 8 - это 4 + 4, 3 + 5, 2 + 6 и т. д.). Умение ориентироваться в числовом ряду. Например, предложите ребенку назвать «соседей» числа 5 (4 и 6).

Уделяйте внимание совершенствованию пространственно-временных представлений ребенка (право-лево, верх-низ;  раньше-позже  и  т.  д).  Например,  предложите  ребенку нарисовать кружочек в правом верхнем углу, в центре листа нарисовать человечка, а в левом нижнем углу - домик и т. д. Прочитав малышу сказку, спросите что произошло с героем, кто появился в сказке раньше, кто позже и т. д.

6. Готовность руки к письму. Развивайте мелкую моторику руки: вместе с ребенком рисуйте, раскрашивайте (стараясь «не залезать» за границы рисунка), лепите, собирайте мозаику.

7. Умение читать. Закрепляйте представления ребенка о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях. Предложите ребенку назвать звук, с которого начинается слово. Именно звук, а не букву. Не стоит говорить ребенку: «Это слово начинается с буквы «БЕ». Лучше сказать: «Первый звук в слове башня [Б]» (произнося кратко). В противном случае у многих детей наблюдаются трудности в слиянии при чтении (всем известное МЭ-А  МЭ-А, которое никак почему-то не хочет превращаться в МАМА).

Знакомить с буквами желательно тогда, когда ребенок уже начнет читать по слогам. Вот тогда и нужно объяснить малышу, что у каждого звука есть свое «имя», как у человека. Звук [Б], например, зовут Бэ, а звук [К] - Ка (а не Кэ). Если уж решили твердо, что ребенку необходимо знать алфавит, то загляните в словарь или учебник русского языка, если сами забыли правильное название букв, ведь переучить ребенка говорить Эр вместо Рэ учителю в школе будет трудно. Заметим, что знание алфавита вовсе не обязательно при поступлении ребенка в школу.

Очень важно уметь делить слово на слоги. Если ребенок затрудняется, предложите ему «прохлопать слово по слогам» - каждый хлопок сопровождается слогом. Так, слово МА-МА - это два хлопка. Слово Я-БЛО-КО - три и т. д. Прохлопывая, выделяйте ударный слог. Обязательно объясните ребенку, что в каждом слоге есть слог, который выделяется при произнесении, он называется ударный. Прохлопывание значительно облегчит вам такое объяснение.

8.   Умение общаться со сверстниками. При общении с ребенком называйте его друзей по именам. Не критикуйте сверстников ребенка! Если возникнет необходимость, лучше всесторонне проанализировать сложную (иногда конфликтную) ситуацию вместе с ребенком, думая, как лучше поступить, чтобы избежать ссор, скандалов в общении с разными детьми, у которых разные (а не плохие и хорошие) характеры. Приглашайте друзей ребенка в гости, участвуйте в их играх.

9. Умение общаться со взрослыми. Организовывайте с ребенком совместную деятельность. Не обсуждайте при нем взрослых. Объясняйте ему правила общения с учителем и другими взрослыми людьми.

10. Соблюдение социальных и этических норм. Рассказывайте ребенку о правилах поведения в обществе и закрепляйте их своим примером.

11. Положительное отношение к себе и другим. Уважайте права ребенка, предъявляйте разумные требования, чаще отмечайте его хорошие поступки и успехи. Требований и запретов не должно быть много, но те, что вы установили, должны соблюдаться всеми членами семьи всегда и везде.

Если у вас в семье нельзя, не считаясь с другими, громко кричать, когда кто-то отдыхает или читает книгу, а ребенок нарушает это правило, напомните ему о нем и в случае непослушания на определенное время лишите его вашего внимания (можно всем перейти в другую комнату, оставив ребенка на время одного). Только не кричите и не дергайте своего малыша, что, скорее всего, вызовет еще более бурную и агрессивную реакцию. Кроме того, требования должны быть обоснованными и понятными. Поэтому кратко и доступно объясните их ребенку (стараясь избегать длинных нотаций).

12.  Общение ребенка с родителями. Научитесь понимать своего ребенка. Для него важно общение с обоими родителями.

Не забывайте, что у ребенка могут быть свои проблемы и свое мнение. Не стоит торопить время, желая, чтобы ваш малыш повзрослел. Научитесь радоваться каждому дню его детства, ведь это такой короткий и замечательный период жизни!

13. Хорошее физическое развитие. Не забывайте о физических упражнениях. Утренняя гимнастика должна стать для него привычной. Если же он не любит выполнять определенные упражнения, просто включайте музыку, под которую приятно потанцевать и порезвиться и позволяйте это своему малышу несколько раз в день. Игры на свежем воздухе, плаванье в бассейне, лыжи, велосипед помогут будущему ученику окрепнуть и разовьют координацию движений.

* Костровой, В Использованы материалы статьи «Научи меня учиться» // Привет, первоклашка! - СПб, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: Особенности образовательной деятельности в приобщении дошкольников к лего-конструированию. Значение Лего-конструирования в жизни ребенка дошкольника.

Среди разных видов технического конструирования- конструкторы Лего вызывают особый интерес и популярность у детей дошкольного возраст. Конструирование из конструкторов Лего полностью отвечает их интер...

Консультация для родителей: «Роль книги в жизни дошкольника. Ребенок дошкольник – слушатель или читатель»

Консультация предназначена для родителей, где коротко и доступно рассказывается о необходимости прививать детям любовь к чтению с дошкольного возраста....

«Роль книги в жизни дошкольника. Ребенок дошкольник – слушатель или читатель».

Консультация для родителей:«Роль книги в жизни дошкольника.Ребенок дошкольник – слушатель или читатель»....

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...

Консультации по ИЗО деятельности. Рисуем вместе с ребенком. Консультация для родителей "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".

Подготовила воспитатель: Короленко И.В. Консультации по ИЗО деятельностиРисуем вместе с ребенком    Прививать ребенку любовь к рисованию – значит показать ему замечательный путь к...