памятки для родителей и педагогов
консультация

Овчаренко Елена Сергеевна

Предварительный просмотр:

                            ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

     " Создание эмоционального благополучия ребенка в семье".

Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.

Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:

- наличии чувства доверия к миру;

- способности проявлять гуманные чувства;

- способности сопереживать и чувствовать состояние другого;

- наличии положительных эмоций и чувства юмора;

- способности и потребности в телесном контакте;

- в удивлении;

- вариативности поведения;

- способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;

- способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;

- способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.

Эмоционально благополучный ребенок - улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, слушает других, способен преодолеть эгоцентрическую позицию, не грубит родителям, не ворует, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив, не обижает других.

Эмоциональное благополучие ребенка свидетельствует, что представления взрослых о том, что необходимо и интересно ребенку, соответствует его реальным потребностям. В противоположность этому эмоциональное неблагополучие, как правило, говорит о дисбалансе между этими факторами.

Эмоциональное неблагополучие может иметь различные причины:

- биологические – врожденные особенности психофизического развития ребенка, особенности его темперамента и характера и т.д.;

- психосоциальные - особенности воспитания в семье; ценностные ориентации родителей; наличие конфликтных отношений между членами семьи, включая взрослых и детей, и т.д.

Эмоциональное неблагополучие ребенка складывается постепенно и проявляется в виде личностных реакций на поведение окружающих.

Основные условия эффективности собственного поведения взрослых, позволяющие свести к минимуму возможность возникновения эмоционального неблагополучия ребенка, следующие:

- принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств;

- создание в семье атмосферы положительных эмоций;

- создание в семье атмосферы безопасности для ребенка;

- поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка - эмоционально-волевых, интеллектуальных, психомоторных (например, родители часто совершают ошибку, не придавая эмоциональному благополучию ребенка должного значения, а считая, что успешность обучения является более важным показателем его развития, что впоследствии может довольно негативно сказаться на психическом здоровье ребенка);

- в зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений (например, хвалить за реальные результаты и игнорировать демонстративные реакции ребенка в зависимости от степени их выраженности и места проявления);

- включенный в детскую жизнь, в том числе в игровую деятельность ребенка.

Признаки здорового эмоционального состояния у детей

От четырех до шести лет:

- ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме (например, рисование или игра);

- начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций;

- становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения эмоциональных затруднений;

- проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно сверстникам);

- ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах.

От шести до семи лет:

- склонен проявлять крайние формы эмоционального ответа, например, неудержимый восторг вместо спокойной радости или истерический плач вместо просто грусти;

- очень восприимчив к эмоциональным травмам;

- может проявлять опасения перед посещением школы и испытывать в связи с этим отношение родителей к себе;

- формирует многочисленные, относительно поверхностные и кратковременные взаимоотношения со сверстниками;

- начинает включаться в “сексуальные игры” со сверстниками, чтобы удовлетворить любопытство, связанное с гениталиями;

- чаще вступает в конфликты с братом или сестрой;

- может прибегать ко лжи и воровству как форме противодействия и непослушания. 

Симптомы эмоциональных проблем

От трех до шести лет:

- частые случаи самонаказания и нанесения себе травм;

- частые и тяжелые конфликты с другими детьми;

- постоянное уединение, избегание контактов с другими детьми;

- общая неспособность следовать правилам и указаниям;

- нежелание разговаривать и договариваться;

- внезапные, заметные и продолжительные периоды снижения общей уверенности в себе, невнимания или утраты интереса к окружающему;

- постоянная меланхолия.

 



Предварительный просмотр:

Памятка  для родителей

«О важности эмоционального развития  ребенка дошкольного возраста».

 Эмоции играют  важную роль в жизни детей. Прежде всего, эмоции  помогают ребенку приспосабливаться  к различным жизненным ситуациям. Они являются своеобразным  посылом окружающим взрослым  о его состоянии  физическом и  психическом.  Они побуждают ребенка к деятельности, влияют на накопление его  жизненного опыта.

Ребенок - дошкольник нуждается:

- в положительных эмоциях, в любви к нему , признании его и уважении;

 - в общении и сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- общественно-значимой деятельности и положительной оценке;

-  новых впечатлениях и знаниях;

- ощущать  себя компетентным.

       Все это, родители должны знать и прилагать все усилия: помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, научиться вступать в контакт и вести разговор, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для  выражения своих мыслей, развить способность управлять своими чувствами.

      Приоритетным в этой сложной  «родительской работе» является принятие и поддержка его (ребенка) индивидуальности, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.

                              

                                        Что делать родителям.       

                                                                   

                                          1.   Играть с детьми.  

  Играйте с детьми. Играйте в ролевые игры.  При    игре создаются благоприятные условия для эмоциональных проявлений, творческой самореализации. В процессе ролевых перевоплощений, выполнении игровых задач ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций.    

                     

                          2. Играть в театр,  ходить в театр.

 Театр, театрализованная  деятельность неоспоримое и   незаменимое средство развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать. Участие ребенка в театрализованной деятельности расширяет его познавательные возможности.                                                                                                            

                   

                           3. Петь с детьми,  слушать музыку.

 Пойте вместе с  детьми, слушайте музыку. Музыкальная деятельность развивает эмоциональную  отзывчивость через восприятие музыки, исполнительство, творчество, а, значит, и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности).    

                                                4.  Рисовать.

  Рисуйте с детьми, смотрите картины.  Для детей дошкольного возраста не важно владение техникой и материалами, важно  вызвать эмоции ребенка. Рассматривая картины или рисуя, ребенок учится выражению эмоциональных состояний человека в изобразительных образах. Необходимо обучать детей рисованию, оно помогает понять человеческие эмоции. Перечисленные виды детской деятельности  способствуют пониманию детьми своих эмоциональных состояний, других детей и взрослых, дают представления о способах выражения собственных эмоций.

И самое главное:  

 дети развивают способность  

управлять  своими эмоциями,

чувствами  и   поведением.

   

 



Предварительный просмотр:

Памятки для педагогов по созданию в ДОО условий для эмоционального комфорта и благополучия дошкольников.

Памятка 1
Правила доброго взаимоотношения с детьми. 
- чаще используйте в своей речи ласкательные обращения, имена; 
- пойте с детьми и для детей; 
- цените минуты, когда вы вместе можете пережить радость от чего – то увиденного или услышанного; 
- стремитесь, чтобы дети получали разнообразные интересные впечатления; 
- следите, чтобы им никогда не было скучно и они были чем-то заняты; 
- не принуждайте детей к участию в каких бы то ни было занятиях; 
- поддерживайте порядок и справедливость, следите за равным соблюдением всеми принятых в группе правил; 
- поощряйте стремление и попытки детей что – то сделать, не оценивания результаты их усилий; 
- сохраняйте внутреннюю убежденность в том, что каждый ребенок умен и хорош по – своему; 
- вселяйте в детей веру в свои силы, способности и лучшие душевные качества; 
- не стремитесь к тому, чтобы все дети усваивали материал в одном темпе; 
- находите с каждым ребенком личный контакт и индивидуальный стиль общения. 
- создавайте положительные традиции жизни группы. 

Памятка 2

– Уважай детей! Защити их любовью и правдой. 
– Не навреди! Ищи в детях хорошее. 
– Замечай и отмечай малейший успех ребенка. От постоянных неудач дети озлобляются. 
– Не приписывай успех себе, а вину воспитаннику. 
– Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать. 
– На занятии создавай ситуацию успеха. 
– Не кричи, не оскорбляй ребенка ни при каких обстоятельствах. 
– Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине. 
– Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира. 
– Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми. 
– Оценивай поступок, а не личность. 
– Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. 


Памятка 3.

 Комплекс упражнений на повышение энергетического потенциала педагогов. 
1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь»
2. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично»
3. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче»
4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего»
5. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача»
6. Руки на талии, делая наклоны вправо и влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу»
7. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: : «Вселенная мне улыбается», глубокий выдох: «И все у меня получается».
8. Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится - как надо! »
9. положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней»; вытянув руки над головой: «Не боюсь я никого»; напрячь ягодицы: «Чудо, как я хороша»; расслабить ягодицы: «Проживу теперь сто лет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для родителей и педагогов

Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда ребёнок присваивает себе чужие игрушки, а может и вещи, и я вам предлагаю несколько советов с помощью которых можно  исправить ситуацию . Памятка № 1 ...

Памятка для родителей и педагогов "Новый год"

Памятка -буклет для родителей и педагогов об организации досуга детей в зимний период....

Памятка для родителей и педагогов "Насильственные действия в отношении несовершеннолетних"

В памятке даны описания видам видам насилия в отношении несовершеннолетних, какая ответственность предусмотрена за преступления против здоровья и жизни несовершеннолетних; даны рекомендации, что делат...

Памятка для родителей и педагогов. Ограничения и противопоказания при занятиях физкультурой с детьми с разными заболеваниями

Памятка для родителей и педагогов. Ограничения и противопоказания при занятиях физкультурой с детьми с разными заболеваниями...

Памятка для родителей и педагогов. Если у ребёнка энурез.

Памятка даёт рекомендации родителям и педагогам на тему: "Энурез у детей"....

памятки для родителей и педагога о взаимопонимании и взаимоотношении между взрослыми и детьми

Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других. Таким образом, Вы получит...