"Занимательные игры с детьми по ФЭМП"
методическая разработка

Гладких Анжела Анатольевна

 «Предмет математики настолько серьёзен,

что полезно не упускать случая сделать его

 немного занимательным»

Б. Паскаль.

 

Обучение математике  немыслимо без использования дидактических и занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений.

Когда занимательный материал доступен ребёнку, то у него складывается положительное отношение к математике, стимулируется мыслительная деятельность.

Игровой материал включаю в ход НОД или использую в конце, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о числах, их значении, о геометрических формах, временных отношениях я применяю занимательные задачи, загадки. Развивать мышление детей помогают различные виды логических задач и упражнений.

Используя различный занимательный материал по ФЭМП, я убедилась, что дети лучше усваивают программное содержание, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занимательные игры232.63 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад № 1 «Дюймовочка»

«Занимательные игры                                    с детьми по ФЭМП»

(рекомендации родителям)

 E:\сайт, опыт работы Гладких а.а\9aa91352e792f145830c61b99571c730_XL.jpg

Подготовила:                                                                                                  воспитатель Гладких А.А.

 «Предмет математики настолько серьёзен,

что полезно не упускать случая сделать его

 немного занимательным», -  Б. Паскаль.

 

Обучение математике  немыслимо без использования дидактических и занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений.

Когда занимательный материал доступен ребёнку, то у него складывается положительное отношение к математике, стимулируется мыслительная деятельность.

Игровой материал включаю в ход НОД или использую в конце, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о числах, их значении, о геометрических формах, временных отношениях я применяю занимательные задачи, загадки. Развивать мышление детей помогают различные виды логических задач и упражнений.

Используя различный занимательный материал по ФЭМП, я убедилась, что дети лучше усваивают программное содержание, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на вопросы.

Данная работа ведется активнее, если в ней заинтересованы и родители. Поэтому большое внимание отводится в моей работе и консультациям, практикумам с родителями. В тесном сотрудничестве с родителями изготавливаются занимательные и дидактические игры, математические панно и т.д.

И я хотела бы представить вашему вниманию рекомендации для родителей. Все перечисленные игры, в которые родители могут играть с детьми, не требуют специальной подготовки, какого-либо материала, поэтому очень часто проводятся с детьми. Приобщение ребенка к миру математики  в условиях семьи в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

Занимательные игры с детьми по формированию элементарных математических представлений

        В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно, чтобы к началу обучения дошкольники имели следующие знания по математике:
 ·  счет до двадцати в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти;

·  предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;

· узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг, овал);

· основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;

· сравнивание предметов: больше - меньше, шире - уже, выше – ниже, длиннее – короче.

Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить дошкольнику, что такое число, цифра.

В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, вы можете учить детей счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом». Например, на прогулке вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы.

Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится ребенку. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы. Например, попросите ребенка принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно так же можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире.

   

 Наглядность - важный принцип обучения ребенка.

Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т.п. Хорошо, если вы сделаете для занятий математикой геометрические фигуры, если у вас будут игры «Лото» и «Домино», которые также способствуют формированию элементарных навыков счета у детей.

         Школьный курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач подготовки ребенка к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике.


 

Играем, вместе с детьми

Счет в дороге.

            Дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?

 

Сколько вокруг машин?

            Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" и т. д.

 

Мячи и пуговицы.

            Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

 

Далеко ли это?

               Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния, - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.

Угадай, сколько в какой руке.

            В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке.

 

Счет на кухне.

            Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование грамматически правильной речи на занятиях по математике с детьми с ЗПР через занимательные игры и упражнения"

Много лет работала на группе с детьми старшего дошкольного возраста с диагнозом ЗПР. Характеристикой этого диагноза была обусловлена целевая направленность моей педагогической деятельности: формирован...

Занимательные игры с детьми

Занимательные игры с детьми старшей группы...

Занимательные игры с детьми летом.

Описание игр в ккие можно играть летом с детьми....

Дидактическая игра "Занимательные крышки" по познавательному развитию (ФЭМП), речевому развитию в подготовительной группе.

Игра представляет из себя пособие для изучения и закрепления понятий соседей числа, сравнение чисел, состава числа, последовательность чисел в прямом и обратном порядке идр. Ее можно использовать как ...

Занимательные игры с детьми по формированию элементарных математических представлений

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К...

Рекомендация для родителей. Занимательные игры с детьми.

Игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Для игр необходимы различные игрушки. И со временем ваш дом превращается в магазин детских товаров. Игрушки везде: и в комнате крох...