Дидактическая игра "Занимательные крышки" по познавательному развитию (ФЭМП), речевому развитию в подготовительной группе.
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)

Кочубей Оксана Сергеевна

Игра представляет из себя пособие для изучения и закрепления понятий соседей числа, сравнение чисел, состава числа, последовательность чисел в прямом и обратном порядке идр. Ее можно использовать как в индивидуальной работе, так и в свободной деятельности и непосредственно в НОД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ольгинский детский сад»

Дидактическая игра «Занимательные   крышки»

по познавательному развитию (ФЭМП) для детей подготовительной   группы

        https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-280360-1512812416.jpg

Воспитатель Кочубей О.С.

2019 год

Игровое пособие «Занимательные крышки»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Что подразумевается под понятием ФЭМП у дошкольников- это распознавание величины предметов и сравнение этих величин; овладение счетом; развитие представлений о пространственных отношениях; представление о форме, развитие представлений о времени. Современные требования к ФЭМП у дошкольников в соответствии с ФГОС:

1. Обеспечение системности в процессе ФЭМП.

2. Повышение качества усвоения математических представлений и понятий детьми.

3. Формирование не только математических представлений, но и базовых математических понятий.

4. Ориентация на развитие умственных способностей ребенка.

5. Создание благоприятных условий для ФЭМП у детей.

6. Овладение приемами учебной деятельности детьми.

7. Организация обучения с учетом индивидуальных способностей.

Практические методы являются наиболее действенными в процессе ФЭМП у дошкольников и предполагают организацию упражнений, в результате которых ребенок неоднократно повторяет практические и умственные действия. Игра является ведущим методом формирования математических представлений у дошкольников.

Говоря о целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования:

- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности в частности в игре;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.

 Формирование математических представлений в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

 Ребенок, играя, обучается, поэтому в дошкольном возрасте образовательная деятельность начинает формироваться в процессе игры. Для развития математических представлений широко используются дидактические игры. В дидактической игре привлекает не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата.

      Невозможно обучение детей дошкольного возраста математике без использования занимательных игр, развлечений и задач. Как правило, в группе выбирается светлое место для расположения игротеки, где рядом есть столы, за которыми удобно и комфортно играть в интересные развлечения.

 В своей работе широко использую разные игры, в том числе сделанные своими руками. Наверное, у каждого воспитателя своего рода профессиональное увлечение: пытаешься найти каждому бросовому материалу интересное применение. В своей работе с детьми использую этот необычный материал - крышки от бутылок. Во- первых, можно подобрать разнообразие цветов (синие, красные, желтые, зеленые, белые, черные, коричневые, во-вторых, можно использовать, как раздаточный материал, в-третьих, изготовить дидактические игры для детей.

Работая с детьми, использую дидактические игры в разных видах деятельности. Такая игра дает ребенку возможность не только освоить сенсорные эталоны, она учит сравнивать, анализировать, соотносить предметы, делать простейшие выводы, а значит, развивает его интеллект.

       Предлагаю вашему вниманию варианты работы с пособием  «Занимательные крышки». Игра создана на основе уже изученных методик и представляет из себя пособие для изучения и закрепления понятий соседей числа, сравнение чисел, состава числа, последовательность чисел в прямом и обратном порядке и др. Оборудование самое простое, сделанное своими руками и может быть использовано в работе с детьми как воспитателями дошкольных учреждений, а также родителями. Для игры понадобится мешочки из ткани, обыкновенные пластиковые крышки от бутылок, ну и конечно желание сделать игру красочной и интересной. В этой игре может быть задействовано одновременно от 1 до 10 детей. Ее можно использовать как в индивидуальной работе, так и в свободной деятельности и непосредственно на НОД.

      Подобное пособие «Занимательные крышки» можно использовать и при обучении грамоте. Имея несколько панно и много разноцветных крышечек, можно изучать: алфавит, звуковой анализ слова, решать примеры, изучать состав числа и др. Крайне важно эмоционально стимулировать детей разными способами, начиная от тона, каким преподносится игровая задача. И конечно, большинство детей играет с большим удовольствием вместе с друзьями, поэтому полезно иметь несколько комплектов пособий. Дети устраивают даже соревнования. Преимущество игры и в том, что она позволяет своевременно выявить пробелы в знаниях и обеспечить корректировку. (мониторинг) то, что вы сегодня увидели в процессе игры.

 Цель: развитие элементарных математических представлений детей.  

Задачи:

  1. Закрепить знания детьми цифр
  2.  закрепить порядок следования чисел натурального ряда, называть последующее и предыдущее число к названному, определять пропущенное число
  3.  упражнять в прямом и обратном счёте, умение называть соседей числа
  4. Закрепить представления детей о составе чисел из двух меньших чисел в пределах
  5. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10)
  6. Приобщать детей к совместной деятельности, развивать в игре усидчивость, сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

Ход совместной деятельности с детьми:

Здравствуйте, ребята!

Рада встречи с вами я!

Давайте за руки возьмемся,

В круг скорее соберемся.

Меня зовут Оксана Сергеевна. Я пришла к вам с хорошим настроением, а у вас сегодня хорошее настроение? Предлагаю улыбнуться и подарить свои улыбки всем кто здесь собрался.

- Ребята, а вы любите играть в игры? В какие игры вам нравится играть? (перечисляют)

- Подойдем к столу (на котором лежат пособия к игре), посмотрите, чем мы с вами можем заняться? (ответы детей)

- Я предлагаю вам поиграть. А вы хотите?

-Но прежде чем мы начнем игру, познакомлю вас с правилами, за каждое задание вы будите себя оценивать самостоятельно. Если вы выполните задание самостоятельно и верно, то приклеите смайлик зеленого цвета, если была оказана небольшая помощь, подсказка, то смайлик желтого цвета, ну и если не справились с заданием, то - красный.

1 задание

«Восстанови последовательность числового ряда» (счет в прямом и обратном порядке)

(можно числовую лесенку, пирамидку, цветок,  счет предметов по осязанию)

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число, упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Материал:10 крышек с изображением на них цифр от 1 до 10, карточка «Гусеница» с пропущенными числами и допущенными ошибками.

Ход игры: детям предлагается восстановить последовательность числового ряда (найти пропущенные числа, ошибки) и исправить.http://www.clipartbest.com/cliparts/dc6/XLp/dc6XLpRBi.png

 http://www.clipartbest.com/cliparts/dc6/XLp/dc6XLpRBi.png

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=6e89f004c64570ddb91fc1dd1b1fa5ab-srl&n=13https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=97a415192eb486efc446cc3a04555d93-l&n=13https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=170d190566ec55b76a11f5ec55289ac3-l&n=13

«Назови соседей числа»        

Цель: закреплять умение подбирать (называть) предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10.

Материалы: карточки с изображением кругов, наборы  крышек с изображением на них цифр от 1 до 10.

Ход игры:  воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит позади  и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа».

Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу  и закрывают пустые  круги  крышками с соответствующими числами.

После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и последующее к обозначенному числу.  Вариант допустить ошибки – 5, 4, 3. Соседи числа 4 – это 3 и 5, предыдущее – 3, последующее 5.

G:\4.jpg

        

 

3 задание

Игра «Больше, меньше»

Цель: закреплять понимание отношений между числами натурального ряда.

Материалы: мешочек и крышки от 1 до 10 на каждого ребенка.

Ход игры: в игре участвуют два ребенка. Каждому предлагается мешочек с крышками, дети одновременно, на ощупь достают крышки и сравнивают у кого число больше, меньше. У кого оказалось число на крышке больше забирает себе обе крышки и продолжают играть дальше.  Как вариант можно усложнить на сколько больше или меньше. Можно предложить карточки, где дети должны поставить знак между числами или карточки где дано число и стоит знак, а дети подбирают нужное число. Или на середину крышки (от майонеза) ставится крышка со знаком <,> дети подбирают выставляют крышки двух цветов.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=807366e1136c557b862b4d37e19ef013-srl&n=13        https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-280360-1512812464.jpghttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=890aa5e8e0b408cf2e0679a4f9344b86-srl&n=13

4 задание

Игра «Состав числа»,  «Подбери цифры»

Цель: закреплять представления о составе чисел из двух меньших чисел (в пределах 10), умение детей раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее. Например, 6- это 1 и 5, 2 и 4, 5и 1 и т.д

Материалы: крышки с числами, карточки.

Ход игры: детям предлагаются карточки с пропущенными числами в окошках, дети подбирают соответствующее число и ставят  крышку с нужной цифрой во второе окошко. 

Вариант игры: На середину крышки (например, от майонеза)  кладётся цифра. Ребёнок должен составить это число из крышек разного цвета, числовые домики, украсить елку и др.

При обучении детей составу числа из двух меньших чисел мы должны соблюдать следующие требования: постепенность, не заучивать состав, а учить понимать способ действия, показать все возможные варианты разложения числа на два меньших.

 Вариантов дидактических игр можно разнообразить и дополнить по усмотрению в соответствии с задачами программы воспитания и обучения и в соответствии с возрастом детей. Необходимо желание!

        https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-280360-1512812416.jpghttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=295fb90186a3743c3436882cad698288-l&n=13https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-280360-1512812965.jpgG:\8RD88TN8T80.jpg


Игра «Составь и реши пример»

Задачи: составлять и решать примеры на сложение и вычитание, пользуясь математическими знаками (+,-) и знаком отношения =.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=c4181889761c36ef79efd4abc98ef5fe-srl&n=13

        

Задачи: развивать умение решать примеры на сложение и вычитание, упражнять в проговаривании примера вслух, развивать способность анализировать, правильно составлять примеры, внимательность.

Материал: из цветного картона приготовить разноцветные пятиугольники, внутри фигуры поставить знак -, + и число для выполнения примера, по вершинам фигуры поместить цифры, крышки с цифрами, коробка для хранения пособия.

Ход игры: начинать работу с материалом надо, обратив внимание на круг в середине пятиугольника. Если в середине сначала стоит цифра, то пример начинается с этой цифры. Если перед цифрой стоит знак, а потом цифра, то начинать чтение примера надо с цифры, стоящей в углу пятиугольника. 

Nabor didakticheskih posobij po logiko-matematicheskomu razvitiju detej (3)https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=9c05ef974d62c6a47db3454e357c99c3-l&n=13

        

Игра «Найди и расскажи»

Описание игры:

Игра представляет собой картонный прямоугольник, на плоскости которого расположен ряд отверстий разного размера, закрытых  крышками (крышки можно использовать больше в диаметре, например – из под молока)  Под крышками спрятаны картинки с изображением геометрических фигур и различных предметов, по своей форме напоминающих определённые геометрические фигуры.

Цели игры:

1. Закреплять знания детей о геометрических фигурах (квадрате, прямоугольнике, треугольнике, круге, овале)

2. Закреплять знания детей о форме, цвете, размере предмета;

3. Закреплять знания детей о порядковом и количественном счёте;

4. Учить детей ориентироваться на плоскости;

5. Учить детей согласовывать числительные с существительными;

6. Учить детей согласовывать прилагательные с существительными;

7. Работать над связной речью детей;

8. Развивать зрительную память, внимание детей;

9. Развивать мелкую моторику у детей;

10. Приобщать детей к совместной деятельности.

Правила игры:

В игре участвуют два человека: взрослый и ребёнок. В дальнейшем, по мере изучения и освоения детьми математических понятий, играть могут двое детей. Один выступает в роли учителя, а другой в роли ученика. Если есть возможность сделать количество игр по количеству детей в группе, то дидактическая игра с успехом используется на математических занятиях.

Ход игры:

Ребёнку предлагается открутить крышку в заданном ряду, направлении, месте. Например, «Открути крышку в 1 ряду четвёртую слева» или «Открути крышку во втором ряду вторую справа». Когда ребёнок видит под крышкой картинку, он называет предмет или геометрическую фигуру, нарисованную на ней. Если под крышкой находится изображение предмета, то ребёнок называет геометрическую фигуру, на которую предмет похож. Если же под крышкой окажется изображение геометрической фигуры, то ребёнок подбирает максимально возможное количество названий предметов, по своей форме похожих на данную геометрическую фигуру. Также ребёнок, называя увиденное на картинке, называет и цвет изображённого. Например, «Красный квадрат» или «Зелёный вагон». Также ребёнку надо ответить на вопрос: «Сколько сторон у квадрата?» («У квадрата четыре стороны») или «Сколько окон в вагоне?» («В вагоне три окна»)

Ребёнок может сам давать себе задания: «Хочу открутить в третьем ряду пятую крышку слева». Рассказав о предмете, изображённом под заданной крышкой, ребёнок закручивает её. По мере того, как дети постепенно в ходе игры будут знакомиться с тем, что располагается под каждой крышкой, можно давать задания на тренировку зрительной памяти. Например, «Открути крышку в первом ряду шестую слева… Что под ней изображено? На какую геометрическую фигуру похожа шишка? Вспомни, под какой крышкой ты видел изображение овала? Расскажи, в каком ряду она находится, какая по счёту, с какой стороны. Открути её и проверь правильность своего ответа». За каждый правильный ответ ребёнку можно давать жетончик в виде геометрической фигуры, о которой он рассказывал.

Игра «Занимательные крышки»

Задачи: закрепить знание цифр, формировать умение раскладывать число на 2 меньших и составлять из двух меньших большее. (для детей, которые легко справляются с составом чисел до 10 можно усложнить игру. Предложить 3 кубик и добавить количество пробок)

Вариант 1.
Пронумеруйте крышки и кружочки, ребенку надо будет
Математические игры  С пластмассовыми крышками от бутылок и игральным кубиком - Ольга Николаевна Козина

 только поставить соответственно номерам. (на запоминание цифр)

Вариант 2.
Для этого также понадобится лист бумаги и маркер.

Подготовьте 11 крышек и 2 кубика. Попросите ребенка

выложить на бумаге из крышек любую фигуру. Затем обведите каждую

крышку маркером, чтобы получить рисунок на листе, и заполните кружки

 числами от 2 до 12.  Крышки также должны быть пронумерованы числами от 2 до 12.

Бросайте кубик, считайте количество выпавших точек, выбирайте полученное число из имеющихся, ставьте соответствующую крышку на кружок с цифрой. Для самых маленьких детей, которые пока могут складывать числа только путем простого пересчета, можно подготовить дополнительно еще 12 крышек их проще считать, чем точки на кубиках. Игра продолжается, пока весь рисунок не будет заполнен крышками. С последними числами придется повозиться, дожидаясь, пока они выпадут, но это и хорошо, пусть ребенок тренирует навыки простого счета и понимание, что одно и то же число можно составить из разных цифр. Можно упростить игру, убрав один кубик, или, напротив, усложнить ее, добавив третий.
Можно заготовить рисунки заранее, чтобы уделить больше времени самой игре. Играйте и учитесь!

Панно «Алфавит», «Составь слово»

Задачи: помочь детям запомнить алфавит, умение выделять последовательность звуков в простых словах, формировать умение детей проводить звуко -буквенный анализ слова.

Материал: крышки в соответствии с количеством гласных и согласных букв, панно (ватман, панель для оформления алфавита)

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=cd3a55779aef0d7fb6a5058cf953ef81-l&n=13https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=95fbcded0502e623eb12fc99a494be8a-l&n=13

Имея пробки красного, синего и зеленого цвета, можно выложить  звуковые схемы слов. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=1077d0761cd6726ae2672a0910e5d917-srl&n=13


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ФЭМП (математическое развитие) в старшей группе ДОУ «Волшебное путешествие»

Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления.Задачи:Обучающие: Совершенствовать навыки счёта в пределах 10. Ср...

«Познавательное развитие" ФЭМП (математическое развитие) в старшей группе "Волшебное путешествие"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 3  г. Благовещенск «Надежда»...

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ФЭМП (математическое развитие) в старшей группе ДОУ

laquo;Счет в пределах 10»Цель: Продолжать формировать элементарные математическиепредставления.Задачи: Обучающие: Совершенствовать навыки счёта в пределах 10. Совершенствовать знания о геометри...

Итоговая НОД "Поможем Буратино" (ОО: «Познавательное развитие» и «Речевое развитие») в подготовительной к школе группе

Конспект итоговой НОД "Поможем Буратино" (ОО "Познавательное развитие" и "Речевое развитие) в подготовительной к школе группе...

Конспект занятия по познавательному развитию(ФЭМП)«Необычный гость» в подготовительной группе

Совершенствовать навыки счета у детей в пределах 10, закреплять порядковый и количественный счет, продолжать учить детей называть последующее и предыдущее число к названному...