«Адаптация детей к детскому саду»
методическая разработка (младшая группа)

Лубкова Наталия Леонидовна

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке. Она зависит от показателей нервно-психического развития ребенка, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_k_detskomu_sadu.doc43.5 КБ
Файл adaptatsiya.pptx199.4 КБ

Предварительный просмотр:

23.08.2018 год

Родительское собрание «Адаптация детей к детскому саду»

Цель: познакомить родителей с понятиями “адаптация”, “адаптационный период”; помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка;

Ход собрания

Добрый вечер, уважаемые родители.

Детский сад – новый период в жизни ребёнка.  Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения.

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация зависит от показателей нервно-психического развития ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

На слайде представлены примерные показатели нервно-психического развития детей 2-3 лет. Соответственно, если какие-то показатели у ребенка недостаточно развиты, то процесс адаптации к детскому саду проходит сложнее. У детей более подготовленных, чьи показатели соответствуют возрасту, адаптация проходит легче и быстрее.
Существуют определённые причины, которые вызывают стресс у ребёнка:
- Тревога, связанная со сменой обстановки. Ребёнок в 3 года ещё нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей и режима. Ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в детский сад.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к детскому саду. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в саду приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
-
Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.
-
 Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.
По тому, как дети привыкают к дет.саду, их можно разделить
на три группы.

Легкая адаптация - почти половина детей составляет самую благополучную группу. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет, посещает сад ежедневно.
Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.

Средняя степень адаптации - в эту группу попадают дети вполне благополучные, здоровые – но эти дети в детском саду начинают чаще болеть. Поэтому, чем раньше ваш участковый педиатр назначит профилактические мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш ваш заболеет.
Поведение ребенка:
Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений,  на замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).
При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу
больше месяца и нередко во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений.

Тяжелая степень адаптации - дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Может возникнуть регресс (обратное развитие), недержание мочи, короткие вспышки температуры, бывают сложные психические реакции организма (например, рвота, сыпь).
Поведение ребенка:
Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в худшем случае с ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается. Бывают случаи навязчивого поведения. Так малыш может все время ходить за воспитателем, постоянно спрашивая с плачем: «Мама придет?». Постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от создания условий как в детском саду и обстановки дома.

Запомните, что ребенку с тяжелой адаптацией, помимо Вас и воспитателей, поможет только педиатр или психолог.
Для того, чтобы адаптация у ребенка прошла успешно, воспитатель отслеживает каждого ребенка, ведет лист адаптации. По каждой шкале ребенок ежедневно получает оценку (всего 9 шкал). По карте можно увидеть проблему ребенка и своевременно предоставить необходимую помощь.

На сегодняшний день детский сад посещает 37 малышей. Из них: легкая степень  - 12; средняя степень – 25; тяжелая степень – 0.

Чтобы привыкание ребенка к детскому саду проходило как можно быстрее и легче, Вам необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

Рекомендации родителям:
•    Установите тесный контакт с воспитателями детского сада.
•    Как можно раньше сообщить медицинскому работнику и воспитателям о личностных особенностях малыша.
•    Создайте спокойный, бесконфликтный климат в семье.

•    Уменьшайте нагрузку на нервную систему. На время прекратите походы в общественные заведения.

•    Сократите просмотр телевизионных передач.
•    Начинайте посещение ДОУ по алгоритму, предложенному специалистами.
•    Соблюдайте режим дня.
•    Рассказывайте ребёнку, что хорошего и интересного его ждёт в детском саду.

Дорогие родители, старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома: читайте, играйте, смотрите вместе мультики, делайте домашнюю работу. И, скорее всего, стресса, связанного с поступлением в детский сад, удастся избежать.

Удачи Вам!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ

Слайд 2

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке .

Слайд 3

Показатели нервно-психического развития детей 2-3 лет Возраст Понимание Активная речь Сенсорное развитие Игра и действия с предметами Движения Навыки Конструктивная дея - тельность Изобрази- тельн . дея-тельность 2 г. 6 м. Понимает рассказ (без показа) о событиях, опирающихся на прошлый опыт, но в новой ситу- ации («Курочка ряба») Пользуется многословными предложениями. Задает вопросы: где ? куда ? Подбирает к образцу предметы 4-х цветов, ориентируется в 6-ти контрастных формах предметов Участвует в сюжетной игре, проявляя элементы воображения Приставным шагом преодолевает несложные препятствия Ест довольно аккуратно. Самостоятельно одевается (не застегивает пуговицы) Самостоятельно делает постройки и называет их (дом, диван) Умеет рисовать кривую замкнутую линию 3 г. Понимает содержание рассказов, сказок о событиях, которые сам не видел, но отдельные элементы ему знакомы Пользуется сложными конструкциями с придаточными предложениями. Задает вопросы: почему ? когда ? Называет 4-6 цветов. Использует по назначению геометрические тела Участвует в ролевых играх Перешагивает через палку, приподнятую над полом на 30-35 см Пользуется салфеткой при еде. Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого. Пользуется туалетом. Делает сложные постройки (гараж, лестница), называет их Изображает простые рисунки и называет их (яблоко, шарик, окно)

Слайд 4

Степень адаптации Легкая адаптация Средняя адаптация Тяжелая адаптация

Слайд 5

Лист адаптации ребенка Дата Аппетит Сон Гнев Страх Познавательная деятельность Положительные эмоции Социальные контакты Двигательная активность Отрицательные эмоции Оценка за день

Слайд 6

Результаты адаптации Степень адаптации Л егкая Средняя Тяжелая 12 25 0

Слайд 7

Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации 1. Важен Ваш уверенный, позитивный настрой на детский сад. 2 . Установите тесный контакт с работниками детского сада. 3. Рассказывайте ребёнку, что хорошего и интересного его ждёт в детском саду. 4. Дайте ребенку с собой его любимую игрушку или домашний предмет. 5. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания ( воздушный поцелуй, поглаживание по спинке и т.д .). 6. Развивайте навыки самообслуживания. 7. После детского сада погуляйте с ребёнком на детской площадке, поиграйте в подвижные игры.

Слайд 8

Удачи Вам, уважаемые родители!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада. 7.12.2016 Матвеева Л.В....

Консультация для педагогов "Адаптация детей к детскому саду", "Правильное заполнение листа адаптации".

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация детей к ДОУ – пространство, с которого все начинается. Родители и ДОУ мечтают о то...

Памятка «Подготовка детей к поступлению в детский сад. Адаптация детей к детскому саду».

Цель: Расширить знания родителей о подготовке ребёнка к поступлении в детский сад. Предупредить возможные негативные ситуации в период адаптации....

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему :"Как живём мы в детском саду.Адаптация детей в детском саду".

Создать условия для знакомства родителей друг с другом.Познакомить родителей с программой развития детей,задачами развития и воспитания детей....

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....