Готовим руку к письму
консультация (подготовительная группа)

В материале представлены некоторые вопросы формирования графомоторных навыков у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_grafomotornyh_navykov_konsultatsiya.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ 

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

 В.Сухомлинский

        Уровень развития мелкой моторики ребёнка 6-7 лет — один из показателей готовности к школьному обучению.  Многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет учебная задача - учиться писать. И тогда обучение письму будет значительно облегчено. Письмо- сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Процесс письма требует непрерывного напряжения и контроля. Для овладения навыком письма необходима определённая зрелость коры головного мозга. Таким образом, в дошкольном возрасте очень важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного опыта, развития ручной умелости. 
        Согласно данным психологов и физиологов, у детей 6 -7 лет слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Ещё не совершенна нервная регуляция движений, чем во многом объясняются недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу. При выполнении движений основной контроль в этом возрасте принадлежит зрению, причём в процессе движений не просто фиксируется поле деятельности, а прослеживается всё движение от начала до конца. Поэтому, детям бывает очень трудно провести даже несколько параллельных линий, трудно на глаз определить величину букв. Им гораздо легче писать крупные буквы, рисовать большие фигуры, чем пытаться писать в узкой строке. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся в разной стадии развития. 
        Доказано, что период с 4 до 7 лет является сензитивным (благоприятным) для развития графомоторных навыков и ручной умелости, а мускульная память в этот период очень цепкая. 
        Каким же образом можно развивать в дошкольном возрасте моторику рук? Этому, вне всяких сомнений, способствуют такие виды работ, как рисование, аппликация, лепка, изготовление поделок из бумаги,  проволоки и др. материалов. 
        Занятия по развитию моторики детей 6 -7 лет начинаются с самомассажа кистей и пальцев рук с использованием различных  массажёров, колючих мячей, карандашей,  грецких орехов, шариков Марблс и пр. Способствуют развитию моторики пальчиковые игры (с музыкальным сопровождением, со стихами и без них). Например,
-«Пальчики здороваются» - соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем. 
-«Ножницы»- разведение пальцев в стороны. 
-«Дельфинчики»- пальчики выныривают из кулачка. 
-«Солнышко-тучка»- сжимают и разжимают кулачки. 
-«Футбол»- забивание шариков пальцами. 
-«Пальчики приклеились»- пальцы поочерёдно отклеиваются от стола. 
-«Кулак-ребро-ладонь»-поочерёдная смена положения рук. 
-«Паучок»- к кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца правой руки, а затем наоборот и мн.др.
        Развитию тонких движений рук помогают упражнения, основанные на хватательных движениях, и упражнения, развивающие силу кисти. 
- Игра с теннисной ракеткой и мячом. 
- Конструирование из кубиков, в том числе ЛЕГО. 
- Собирание пазлов, мозаики. 
- Наматывание ниток на катушку, сматывание клубков. 
- Складывание из счётных палочек или пуговиц фигур, букв, цифр. 
- Работа с прищепками. 
- Игра с палочками Кюизенера. 
- Разбор мелких предметов, круп. 
- Оригами. 
- Игра «Танграм». 
- Плетение из верёвочек. 
- Составление бус и многое другое.
        Непосредственное развитие графомоторных навыков происходит благодаря следующим упражнениям. 
- Работа с трафаретами. 
- Штриховки, раскрашивание. 
- Геометрический диктант с использованием линейки с геометрическими фигурами. 
- Графические диктанты - рисование по клеточкам под диктовку. 
- Рисование на листочках в клетку ( крупную и мелкую) узоров, печатание букв, знакомство с написанием цифр. 
- Ориентирование на листочке в линейку, нахождение рабочей строки, рисование в ней элементов письменных букв.  

С помощью этих упражнений можно предотвратить такие типичные ошибки в школе, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость, невнимательность и рассеянность, неумение ориентироваться в тетради. Интересными пособиями, на наш взгляд, являются «Волшебные обводилки» Зегебарт Г.М. и «Волшебные рисунки» Алиции Зарин. Данные  пособия помогают совершенствовать графомоторные умения, развивать зрительное и кинестетическое восприятие, зрительно-двигательную координацию, произвольность путём копирования графических рисунков-образцов разной степени сложности. Для этой цели авторы пособий предлагают использовать кальку, файл, плёнку, тонкую бумагу, копировальную бумагу. 
        Работа по подготовке ребёнка к письму должна начинаться задолго до поступления в школу и огромная роль в выполнении этой задачи принадлежит не только детскому саду, но и  семье.

Подготовила  Корелина И.Д , учитель-дефектолог

 (по материалам https://vk.com/rechecvetik)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры со шнурками:готовим руку к письму"

Презентация. Содержит 3 слайда, для оформления стенда в уголке логопеда....

Готовим руку к письму

6 примерных занятий для подготовки руки к письму и развитию мелкой моторики пальцев рук...

Готовим руку к письму в детском саду

Сегодня  современная школа предъявляет большие требования к детям,  поступающим в первый класс.  В прошлом году воспитатели  нашего детского сада были приглашены в школу для обсужд...

готовим руку к письму. информация для родителей.

материал содержит информацию, которую родители могут использовать в работе с детьми дома для подготовки руки к письму...

Консультация для родителей "Готовим руку к письму"

Консультация для родителей«Готовим руки к письму»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №52 «Ласточка», г. Старый Оскол Белго...

"Готовим руку к письму" из опыта работы.

Статья для родителей детей предшкольного возраста. Дорогие мамы и папы очень важно ребёнку прийдя в первый класс правильно держать ручку, аккуратно писать. Вот и хочется мне поделиться  с Вами ...

Готовим руку к письму (Обведение контура, изображенного точками и пунктирными линиями)

Цель: подготовить дошкольников к обучению письму; формировать интерес к выполнению графических упражнений, подготавливающие руку к письму. Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точ...