"Готовим руку к письму" из опыта работы.
статья (подготовительная группа) по теме

Васильчук Ирина Алексеевна

Статья для родителей детей предшкольного возраста. Дорогие мамы и папы очень важно ребёнку прийдя в первый класс правильно держать ручку, аккуратно писать. Вот и хочется мне поделиться  с Вами  опытом, как мы с ребятами проводили разные упражнения и задания. Я думаю Вам будет интересно!!!

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon готовим руку к письму.51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по Образованию г. Улан – Удэ

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение

Для детей дошкольного и школьного возраста

Прогимназия № 108.

Доклад на тему: «Готовим руку к письму».

                                                                                               Составила: педагог

                                                                                               высшей категории

                                                                                               Васильчук И.А.

                              Готовим руку к письму.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение гонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

 Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании и закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображали слишком маленькие предметы на листе. Это говорит о том, что дети не имеют достаточного опыта работы за столом.

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны.

Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.

В работе по совершенствованию восприятия букв необходимо учитывать особенности детского восприятия пространства. Психологи отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх–низ, ближе–дальше, под–над, около–внутри и т.д.

Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Начали свою работу с пальчиковой гимнастики. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка.

В работе использовали основной принцип дидактики от простого – к сложному.

Для начала занятий выбирала более простые упражнения: сжимание и разжимание пальцев рук, переплетали пальцы, сжав ладони, поднимание и спускание пальцев.

Все упражнения проводила в медленном темпе, и сопровождали показом, четко произнося текст. Каждое занятие проводили в течение нескольких минут, два – три раза в день. После каждого упражнения применяли расслабляющий момент (спустили руки и потрясли ими или покачали руками – пусть отдохнут).

Конечно, моя работа с детьми не ограничивалась только пальчиковой гимнастикой. Также добавляли упражнение по мелкой моторике рук, действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, перекладывание из одной кучки в другую карандашей, пуговиц, спичек, перекатывание шестигранного карандаша. И, конечно же, использовали в своей работе “чудесный куб” для вкладывания в отверстия различных фигур. Большое внимание уделяли на развитие навыков самообслуживание в повседневной жизни ребенка: одевание раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, зашнуровывание и расшнуровывание. Для этого использовали дидактические игры: “Оденем куклу на прогулку”, “Зашнуруй сапожек” и др. Эти упражнения способствуют укреплению и развитию руки, координации движения.

В качестве первых шагов детей трех лет в подготовке руки к письму предложили детям серию упражнений (заимствовали из книги Л. Роговина “Хочу сделать сам”), которые ребенок выполняет, копируя движения взрослого.

Для начала брали упражнения, которые помогают управлять своими руками: “Возьми большой мяч” – ладони широко раскрыты. Далее я предлагала детям упражнения, направленные на управления пальцами рук. “Пальчиковая гимнастика”.

Когда детям исполнилось четыре года, проводила с ними такие же упражнения, но с усложнением. Например: упражнение “Два дрозда”: руки детей сжаты в кулачки. Они произносят слова и выполняют действия. “На ветке сидят два маленьких дрозда – Пит и Поль (руки перед собой сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх). Улетай, Пит! Улетай, Поль! (дети то прячут пальцы, то вновь их показывают)

“Пальчиковая гимнастика для детей четырех лет”). Также использовали в работе с детьми четырехлетнего возраста такие упражнения, как: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание и развязывание; завязывание узелков; нанизывание бусинок; перекладывание мелких игрушек и работа с мелкими деталями конструкторапересыпание мелких круп.

Когда наши дети перешли в старшую группу, работа по подготовке руки к письму усложнилась. Для начала мы разучили с ними гимнастику для рук. Эту гимнастику мы выполняли перед началом занятия по изодеятельности.

Для подготовки руки к письму предлагали детям работу по раскрашиванию рисунков (штриховку). Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной мере и ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем она продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки

При раскрашивании познакомили детей с четырьмя видами штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движений: раскрашивание короткими, частыми штрихами; раскрашивание мелкими штрихами с возвраты; центрическую штриховку; штриховку длинными параллельными отрезками. Дети, выполняя работу, но штриховке, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствуют усталости, они делают это свободно, хотя рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку штриховка не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче – на выполнении гигиенических правил письма, которые отличаются от гигиенических правил рисования.

Знакомить с гигиеническими правилами письма мы начали детей со старшей группы, в следующей последовательности: посадка; положение листа тетради, рук, ручки; ведение руки по строке слева направо

Выполняя с детьми различные упражнения по подготовке к письму, постоянно наблюдали за соблюдением гигиенических правил письма. Ведь соблюдение гигиенических правил письма поможет детям в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

Детям старшей группы предлагали задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К таким заданиям относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы (например: плетение ковриков из бумажных полос). Дети складывали пополам лист бумаги, делали ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезали тонкие полоски бумаги другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплетали их между надрезов основной части коврика, предварительно рассмотрев образец и показ.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.

Мы проводили постоянные занятия аппликацией, на которых учили детей: симметричному вырезанию, вырезанию размеченных фигурок, картинок. Из вырезанных фигурок составляли целые композиции-аппликации

Также с детьми старшей группы мы познакомились с рабочей строкой и правилами работы с ней. Дети учились работать в строке слева направо в ограниченном пространстве.

Со старшей группы ввели еще один очень важный раздел для успешного овладения письма – развитие графических навыков. На индивидуальных занятиях, в тетрадях в крупную клетку дети выполняли различные задания: рисовали простым карандашом палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая все это в клеточках

. Затем постепенно перешли к более сложным рисункам. Для того чтобы заинтересовать детей и оживить их однообразную работу, которую некоторые из них не любят выполнять, использовали забавные стихи

. Делая тот или иной рисунок, дети не только выполняли движение рукой, но и включали в работу речевую память.

 Целью графических упражнений ставили: знакомство с тетрадным листом в крупную клетку; ориентировка, но клеточкам (нахождение верхнего левого, верхнего правого угла; нижнего левою, нижнего правою угла; середины клетки). Формирование умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размешать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.

В подготовительной группе продолжили свою работу по подготовке руки к письму. Продолжали с детьми закреплять навыки самообслуживания, добавив к этому сервировку стола, что тоже способствует развитию координированных движений руки. Продолжаем развивать ручную умелость на занятиях по ИЗОдеягельности, только более усложненную.

И, конечно же, большое внимание уделяли на развитие графических навыков. Продолжали учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов; закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги, дуги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы); учили штриховать и раскрашивать рисунки с помощью цветных карандашей. Проводили с детьми графические диктанты, например: “Одна клеточка вверх, одна клеточка вниз, одна клеточка направо” и т.д. Использовали такие задания, как “Дорисуй картинку”, “Нарисуй такую же картинку”, “Нарисуй такую же фигуру”.

применяли на занятиях по развитию речи такой вид деятельности, как заучивание и инсценировка стихотворений с помощью рук.

На основе проделанной работы, можем сделать следующий вывод: дети научились управлять своими руками, пальцами. Они не испытывают страха перед пишущим предметом, держат уверенно и ручку и карандаш.

А результаты проведенной диагностики для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук показали, что 85% детей готовы к овладению письмом. У них сформированы внимание и контроль за собственными действиями, скоординированы движения руки и глаза, развито умение анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.

                       Список используемой литературы:

  1. Чудакова А. О подготовке руки к письму.//Дошкольное воспитание. 2005. №9 С.29
  2. Галянт И. Пальчиковые игры. //Дошкольное воспитание. 2003. №1

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наши руки не знают скуки" (из опыта работы по созданию пособий с использованием ковролина)

Презентацию практической деятельности  «Наши руки не знают скуки» я представляла на семинаре-практикуме" ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СТРУКТУРЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГ...

Как развить мелкую моторику руки ребёнка дошкольного возраста (из опыта работы)

Практические упражнения для детей дошкольного возраста, помогающие развить мелкую моторику руки....

Как развить мелкую моторику руки ребёнка дошкольного возраста (из опыта работы)

Практические упражнения для детей дошкольного возраста, помогающие развить мелкую моторику руки....

программа кружковой работы "Готовим руку к письму"

Программа для работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики....

Использование готовых пособий для развития речи детей раннего возраста Из опыта работы для молодых специалистов ГМО

Использование готовых пособий для  развития речи детей раннего возрастаИз опыта работы для молодых специалистов ГМО...

Кружковая работа «Готовим руку к письму» Подготовительная группа

Кружковая работа «Готовим руку к письму»  Подготовительная группа...

Доклад из опыта работы "Готовим руку к письму".

Доклад из опыта работы "Готовим руку к письму"....