Кружковая работа «Готовим руку к письму» Подготовительная группа
методическая разработка (подготовительная группа)

Харченко Валентина Яновна

Кружковая работа «Готовим руку к письму»  Подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovim_ruku_k_pismu.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 «Солнышко» г. Пудож

Кружок «Готовим руку к письму»

Подготовительная группа

Воспитатель: В. Я. Харченко

Содержание программы

  1. Пояснительная записка
  2. Информационная карта программы
  3. Актуальность кружка
  4. Цель кружка
  5. Задачи кружка
  6. Методы проведения кружка
  7.  Календарно - тематический план занятий
  8. Прогнозируемый результат
  9. Список используемой литературы

«Готовим руку к письму»

 Программа рассчитана на один год (старшего дошкольного возраста). Занятие проводится 1 раз в неделю. 4 раза в месяц. 36 занятий в год.

Пояснительная записка.

Разнообразные графические изображения, состоящие из линий, штрихов и точек, постоянно и повсеместно окружают человека в любом возрасте.

И конечно, каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок умел уверенно ориентироваться в современном мире, в море графической информации.              Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен уметь свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Исследования ученых показали, что если пространственные представления не сформированы у ребенка или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития.

Разработанная система занятий способствует не только развитию мелкой моторики руки, но и развитию двигательной (моторной) памяти, умению точно воспроизводить по образцу, выполнять упражнения по словесной инструкции. Тематические занятия включают в себя работу с трафаретами, карточками, шаблонами, упражнения для кистей и пальцев руки, гимнастику для глаз. Разработанные занятия можно использовать не только для дополнительного образования, но и использовать упражнения и игры при проведении других интегрированных занятий.

Информационная карта программы

Содержание педагогической работы построено на основе понимания, как готовить ребенка к письму, на чем нужно заострить внимание, в необходимости представления, что такое процесс подготовки руки ребенка к письму, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок.

Акцентирование внимания не только на содержательной стороне материала, но и на способах овладения им, на организации деятельности детей по усвоению материала, что имеет значение для развития интеллектуальных способностей. Важным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.

В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Актуальность

Актуальность программы «Готовим руку к письму» заключается в том, что неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.        Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Деятельность кружка направлена на всестороннее развитие ребенка. Занятия в кружке направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребенка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Цель:

Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, развивать моторику рук, способствовать освоению способов построения графических изображений геометрических фигур.

Задачи:

Обучать подготовке ребенка к письму, способствовать развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений.

Развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, ручкой, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок.

Развивать индивидуальные способности, самостоятельность у детей дошкольного возраста

Развивать зрительно- моторную координацию

Развивать познавательные процессы: зрительное и слуховое восприятие, пространственное восприятие, память, внимание, логику, аналитическое мышление, творческие способности

Развивать пространственную ориентировку.

 Воспитывать интерес к занятиям изобразительной и творческой деятельности : организованность, усидчивость и аккуратность в работе, заинтересованность в освоении навыков письма.

 

Методы и приемы:

Беседа, объяснение, чтение стихов и загадок.

Работа по образцу (штриховка), зрительный диктант.

Показ иллюстраций, картинок, букв.

Самостоятельная работа детей в тетрадях. Пальчиковая гимнастика.

Физминутки.

Форма организации учебного занятия – кружковое занятие.

Календарно- тематический план занятий

Сентябрь.

Тема: «Капельки», «Дорожка».

Задачи: познакомить детей с тетрадным листом; учить ориентироваться по клеточкам, правильно располагать точки по клеточкам; развивать точность в их расположении; воспитывать аккуратность и прилежание

Тема: «Елочки»; «Грибочки».

Задачи: закреплять умения детей рисовать прямые линии и по диагонали; рисовать геометрические фигуры; воспитывать взаимопомощь.

Октябрь.

Тема: «Забор повалился», «Колечки».

Задачи: учить вести прямые линии сверху – вниз, слева – направо по разлиновке; развивать глазомер; воспитывать старание и ответственность. Тема: «Паук и паутина», «Листочки».

Задачи: продолжать закреплять умения рисовать предметы круглой, овальной форм, прямые линии и закругленные; развивать глазомер, точность; продолжать учить заштриховывать; воспитывать прилежание, старание.

Ноябрь.

Тема: «Волны», «Яйца».

Задачи: учить детей рисовать волнистые линии, внутри клеточки полукруг и прямоугольники, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за линии; воспитывать прилежание.

Тема: «Бабочка», «Кораблик».

Задачи: продолжать учить детей рисовать предметы разных геометрических форм, штриховать и раскрашивать предметы; развивать чувство вкуса, глазомер, умение сочетать стихотворную форму с письмом; воспитывать чувство ответственности за сделанную работу.

Декабрь.

Тема: «Пирожки», «Крючки».

Задачи: учить детей размещать внутри клеточки полукруг и крючки, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за линии; воспитывать прилежание.

Тема: «Рыбки», «Лягушонок».

Задачи: продолжать учить детей сочетать речь с рисунком, рисовать предметы геометрических форм; развивать точность, умение плавно переходить от одной работы к другой; воспитывать старание, усидчивость.

Январь.

Тема: «Вишни», «Груша».

Задачи: учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов; закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги, овалы); учить раскрашивать, не выходя за линии.

Тема: «Цапля», «Краб».

Задачи: продолжать учить детей рисовать предметы разных геометрических форм, штриховать и раскрашивать предметы; развивать чувство вкуса, глазомер, умение сочетать стихотворную форму с письмом; воспитывать чувство ответственности за сделанную работу.

Февраль.

Тема: «Огурцы», «Морковь».

Задачи: продолжать учить детей зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов; учить рисовать дуги и овалы; штриховать и раскрашивать рисунки.

Тема: «Воробей», «Павлин».

Задачи: продолжать закреплять умения рисовать предметы круглой, овальной форм, прямые линии и закругленные; развивать глазомер, точность; продолжать учить заштриховывать; воспитывать прилежание, старание.

Март.

Тема: «Баклажан», «Тыква».

Задачи: продолжать обучать детей рисованию овалов и полуовалов; закреплять имеющиеся знания; воспитывать культуру письма.

Тема: «Мышка», «Черепаха».

Задачи: учить детей правильно соединять предметы разных форм; сочетать стихотворную форму с письмом; закреплять умения ориентироваться на листе бумаги.

Апрель.

Тема: «Чеснок», «Горох».

Задачи: закреплять умения детей в рисовании овалов, треугольников, прямых линий; воспитывать понимания, дружелюбие, сдержанность.

Тема: «Слон», «Зайчонок».

Задачи: продолжать обучать детей рисованию овалов и полуовалов; закреплять имеющиеся знания; воспитывать культуру письма.

Май.

Тема: Закрепление полученных знаний.

Задачи: закреплять приобретенные графические навыки; повторить соответствующий речевой материал.

Тема: «Утенок», «Гусь», «Петушок», «Поросенок».

Задачи: закреплять приобретенные графические навыки; повторить соответствующий речевой материал.

Игры на развитие мелкой моторики

Октябрь.

  1. Пальчиковая игра с использованием прищепки «Крапива». Развивающая игра с использованием цветных резинок для волос. Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность. (О. А. Зажигина «Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»)
  2. Пальчиковая игра «Помощники». Цель: Развивать координацию движений, графические навыки, мелкую моторику рук. (Кузнецова Л. Н., Новикова Е. Н. «Развитие мелкой моторики детей с помощью контурных рисунков.)
  3. Пальчиковая игра «Я мячом круги катаю.» Развивать творческие способности, координацию движений, мелкую моторику рук. (О. А. Зажигина «Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»)
  4. Самомассаж пальцев рук. Д/И «Выложи узор». Выкладывание цветными нитями узоров на настольном фланелеграфе. Развитие тонких дифференцированных движений пальцев и мелкой моторики рук. (Османова Г. А. «Новые игры с пальчиками». Кузнецова JI. Н. Новикова Е. Н. «Развитие мелкой моторики детей с помощью контурных рисунков.»

Ноябрь.

  1. Пальчиковая игра «Апельсин» Д/И «Кто быстрее?» Рассматривание и обследование прищепок. Прищипывание их к различным основам в духе соревнования. Развитие подвижности суставов указательного пальца ведущей руки. (О. А. Зажигина «Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»)
  2. Пальчиковая игра «Волшебники». Формирование общей умелости руки. Развивать зрительно моторную координацию.

  1. Самомассаж пальцев рук. Игровое упражнение «Волшебные картинки» Развивать умение планировать расположение эскиза на трафарете. Развивать чувство

ритма, координацию движений, мелкую моторику рук. Формирование общей умелости руки. Бусины .

  1. Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке». Игры со счётными палочками (выкладывание изображений по предложенному образцу). Развивать воображение, внимание, зрительно-моторную координацию.

Декабрь.

  1. Самомассаж пальцев рук. Развивающая игра «Продень ленточку». Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. Формирование общей умелости руки.

  1. Пальчикова игра «Весёлые пальчики». Рисование цветным рисом. Формирование общей умелости руки. Развивать сенсорные эталоны формы, цвета, величины. Воспитывать аккуратность.
  2. Пальчиковая игра «Карусель». Развитие пространственного воображения, координации движений, ориентировки на листе бумаги.
  3. Самомассаж пальцев рук. Развивающая игра «Новогодние игрушки на ёлку». Развитие пространственного воображения, усидчивости, мелкую моторику пальцев рук.

Январь.

  1. Пальчиковая игра «Зоопарк». Развитие тонких дифференцированных движений пальцев и мелкой моторики рук путем видоизменения отрезков проволоки в различные образы и фигуры.
  2. Самомассаж пальцев рук. Графический диктант «Дорисуй узор» Развитие пространственного воображения, координации движений, ориентировки на листе бумаги.
  3. Пальчиковая игра «Угощение» Поделки из пуговиц. Упражнять детей в пришивании пуговиц с двумя отверстиями Развитие мелкой моторики и умение переключаться с одного вида движения на другой.

Февраль.

  1. Массаж кистей рук резиновым шариком. Работа на листе бумаге (штриховка в разных направлениях и конфигурациях) Развитие, координации движений.

  1. Пальчиковая игра «Семья». Учить составлять композицию, развитие фантазии, формирование общей умелости руки.

3.  Развивающая игра «Собери бусы по образцу». Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук. Закрепить умение детей составлять сериационный ряд из объектов по цветам.

  1. Пальчиковая игра «Дни недели».

Развивать творческие способности, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук.

Март.

  1. Пальчиковая игра «Солнце». Формирование общей умелости руки.
  2. Пальчиковая игра «Цветок». Развивать зрительную память, глазомер.
  3. Графический диктант «Рисуем по клеточкам». Развитие пространственного воображения, координации движений, ориентировки на листе бумаги.
  4. Плетение из полосок бумаги «Коврик». Развивать умение изготавливать поделку из бумаги.

Апрель.

  1. Работа с крупой и семенами «Звёздное небо». Учить составлять композицию, формирование общей умелости руки.
  2. Пальчиковая игра «Деревья». Развивать пространственное воображение, усидчивости, мелкую моторику пальцев рук.

3. Игровые упражнения  «Дорисуй  вторую

половину картинки», «Заполни пустые клеточки» Развитие пространственного воображения, координации движений, ориентировки на листе бумаги.

4. Работа с бисером. Украшать форму по желанию ребенка, использовать при украшении бисер. Формирование общей умелости руки. Развивать зрительное внимание.

Май.

  1. Массаж ладоней грецким орехом. Наложение цветных ниточек на контур. Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.
  2. Пальчиковая игра «Бабочка». Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук.
  3. Массаж при помощи шестигранных карандашей. Игровое упражнение  «Все наоборот». Рисование в зеркальном отображении. Формирование общей умелости руки. Развивать зрительно моторную координацию.

Прогнозируемый результат

Благодаря занятиям у ребенка повышается внимательность и способность сосредотачиваться; развитие мелкой моторики ведет за собой улучшение речевых навыков. У детей хорошо развито умение владеть карандашом и ручкой. В процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность, пространственная ориентировка детей на листе бумаги. И как следствие, дети легко адаптируются в начальном звене школы, у детей не возникает проблем с техникой письма, у них достаточно развиты: память, зрительное и произвольное внимание, восприятие.

Список  литературы:

И. А. Подрезова. Графические навыки у детей 5 -7 лет.

Издательство Гном 2013г.

И. А. Подрезова, рабочая тетрадь по развитию графических умений.

Картотека пальчиковых игр.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружковой работы «Умелые руки» подготовительная группа

План кружковой работы «Умелые руки» подготовительная группа...

Календарно-тематический план кружковой работы "Очумелые руки не знают скуки"

План представлен на один учебный год с детьми старшего дошкольного возраста...

программа кружковой работы "Готовим руку к письму"

Программа для работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики....

Кружковая работа "Золотые руки"

Кружковая деятельность...

Конспект занятия по кружковой работе « Подготовке руки к письму» в старшей группе.

   Конспект занятия по кружковой работе  « Подготовке руки к письму» в  старшей ...

Доклад из опыта работы "Готовим руку к письму".

Доклад из опыта работы "Готовим руку к письму"....